Лечебная гимнастика и массаж при пупочной грыже 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лечебная гимнастика и массаж при пупочной грыже



 

Пупочная грыжа часто встречается у детей грудного возраста. Возни­ кает она вследствие дефекта передней брюшной стенки, слабости пупоч­ ного кольца. Провоцирующим моментом является длительное повышение внутрибрюшного давления в результате сильного кашля, запоров, про­ должительного плача. Такие заболевания, как рахит, гипотрофия, снижа­ ющие тонус мышц, создают благоприятные условия для образования пупочной грыжи. Часто она встречается у недоношенных детей.

 

Внешне пупочная грыжа проявляется округлым или овальным вы­ пячиванием в области пупочного кольца, которое легко вправляется в брюшную полость. Часто наряду с грыжей наблюдается расхождение прямых мышц живота, что свидетельствует о слабости мышц передней брюшной стенки.

 

В дальнейшем, при правильном развитии ребенка, нормализации де­ ятельности кишечника, достаточной двигательной активности может на­ ступить самоизлечение пупочной грыжи. Тем не менее, чрезвычайно по­ лезно выполнять специальные упражнения, способствующие укреплению мышц передней брюшной стенки, делать тонизирующий массаж живота.

 

Лечебный массаж можно начинать с 2 -3 недель жизни (после за­живления пупочной ранки), проводят его на фоне общего массажа.

 

Перед проведением массажа необходимо мягко вправить грыжу, если это не удается, то надо, массируя живот, «утопить» ее, прижав одной рукой (пальцами или областью тенара), а другой рукой продолжать вы­ полнять массажные движения.

Из приемов массажа рекомендуются:

 

— круговое поглаживание живота по часовой стрелке (рис. 228);

 

— встречное поглаживание (см. стр. 25);

 

— поглаживание косых мышц (см. стр. 25);

 

— растирание живота (делается с месячного возраста) (рис. 229). Кроме этого, применяют пощипывание вокруг пупка (см. стр. 57).

 

Точечный массаж (стимулирующий метод). Массаж живота выпол­няется следующим образом: подушечками выпрямленных пальцев быст­ ро отрывисто надавите на точки вокруг пупка. Это вызывает напряжение мышц и вправление грыжи (рис. 230).

 

Все приемы массажа, направленные на повышение тонуса мышц брюшной стенки, должны чередоваться с успокаивающим круговым поглаживанием.


 


 

Рис. 228. Круговое поглаживание живота


 

Рис. 229. Растирание живота 257


 

Рис. 230. Точечный массаж вокруг пупка

 

С первых дней жизни выкладывайте ребенка на живот на несколько минут перед каждым кормлением. В этом положении дети поднимают голо­ ву, активно двигают руками и ногами, напрягают мышцы спины и живота.

 

Помимо ежедневной общеукрепляющей гимнастики рекомендуются следующие специальные упражнения.

 

Рефлекторное удержание тела ребенка (горизонтально) в положе­нии лежа на боку. Выполняется по несколько секунд на правом и левом боку поочередно.

Перевод ребенка из полувертикального положения в горизон­ тальное. Это упражнение делается на коленях взрослого или на пеле-нальном столе. Отклоняя туловище ребенка назад, следите, чтобы его голова не запрокидывалась (рис. 231).

Удержание тела ребенка на весу (горизонтально) в положении наспине (рис. 232)

 

Повороты со спины на живот с помощью взрослого (см. стр. 44)

 

Рефлекторное ползание на животе, в полувертикальном положе­нии, на спине (см. стр. 28, 175, 177)

Выкладывание на мяч в положении на спине (см. стр. 55)

 

•«Парение» на спине (см. стр. 71)

 

Присаживание за выпрямленные и отведенные в стороны руки(см. стр. 69)


 


 

 

Рис. 231. Перевод ребенка из полувертикального положения в горизонтальное

 

 

Рис. 232. Удержание тела ребенка на весу


 


Присаживание за согнутые руки (см. стр. 85)

 

Самостоятельные повороты со спины на живот (см. стр. 62)

Присаживание с поддержкой за кольца, за палочку, за одну руку,без поддержки

 

Повороты туловища в сторону (см. рис. 202)

 

Поднимание выпрямленных ног (см. стр. 80, 89)

 

Наклоны и выпрямление туловища (см. стр. 90)

 

•Упражнение «Возьми игрушку со стула» (см. стр. 131)

 

Все упражнения лечебной гимнастики выполняются только после вправления грыжи и закрепления ее повязкой (лейкопластырем).

 

 

ГИПОТРОФИЯ

 

Гипотрофия — это состояние истощения, обусловленное хроничес­ ким расстройством питания.

 

Причины, вызывающие гипотрофию многообразны, но наиболее про­ стой и частой среди них является недостаточное или неправильно органи­ зованное питание. Малое количество молока матери, слишком разбавлен­ ное или бедное по составу молоко, слабое, неактивное сосание ребенка — все это может привести к затяжному голоданию малыша и к значительному снижению его веса.

 

Гипотрофией чаще страдают недоношенные дети, дети с врожденны­ ми пороками развития. Длительно протекающее расстройство пищеваре­ ния, болезни обмена веществ, затяжные или часто повторяющиеся ин­ фекции также способствуют развитию истощения. Иногда гипотрофия может возникнуть внутриутробно при различных заболеваниях матери, курения во время беременности, алкоголизме.

 

Огромное значение имеют уход за ребенком и условия окружающей его среды. Дети, живущие в условиях постоянного недостатка свежего воздуха, солнечного света и — в первую очередь — внимания, в большей степени подвержены гипотрофии.

 

В прошлом гипотрофия была массовой в приютах и домах ребенка. Было введено понятие госпитализма: т. е. отставания детей, находящих­ ся в больницах и домах ребенка, в физическом и психическом развитии. Однако и сейчас длительное пребывание в больницах — отчасти из-за опасности инфекции, отчасти в связи с бедностью внутрибольничнон среды — далеко не благоприятствуют развитию ребенка.


 


Причины истощения могут быть различны, но изменения во внеш­ нем виде ребенка примерно одинаковы: голова непропорционально вели­ ка, подкожный жировой слой постепенно исчезает, мышечная масса уменьшается, кожа становится сухой, морщинистой, тусклой.

 

Одним из основных признаков гипотрофии является замедление или прекращение возрастной прибавки массы тела. По величине отставания веса ребенка от возрастной нормы различают три степени гипотрофии:

 

I (легкая) — на 15-20%. II (средняя) — до 30%.

III (тяжелая) — более 30%.

 

Лечение направлено прежде всего на устранение причины болез­ ни. Больному ребенку необходимо обеспечить полноценное питание, идеальный гигиенический и двигательный режим. Особенно эффек­ тивны массаж и лечебная гимнастика (ЛГ), которые повышают об­ щий тонус организма, нормализуют обменные процессы, повышают сопротивляемость к инфекциям, формируют правильные двигатель­ ные навыки.

 

Временными противопоказаниями к массажу и ЛГ являются про­ грессирующая потеря массы тела, выраженный токсикоз, высокая темпе­ ратура тела, острый период сопутствующих заболеваний.

 

Учитывая особенности гипотрофии, необходим строго индивиду­ альный подход при выполнении массажа и ЛГ. Нельзя забывать, что у больных детей нарушена терморегуляция и резко снижена сопро­ тивляемость организма к инфекциям. Поэтому привычные рекомен­ дации полностью обнажать ребенка во время процедуры в этом слу­ чае неприемлемы.

 

Во время занятий следует обнажать ребенка лишь частично; при массаже ног надо прикрыть верхнюю часть туловища и руки теплой пе­ ленкой, при массаже рук — туловище и ноги.

 

Руки массирующего должны быть особенно чистыми, сухими и теплыми. Массировать следует плавными осторожными движениями, не до­

 

пуская рывков и толчков.

 

Быстрая утомляемость ребенка, страдающего гипотрофией, требует строгого соблюдения принципа рассеянной нагрузки; недопустимо дли­ тельное упражнение одних и тех же мышечных групп, продолжительное положение в одной и той же позе (на спине, животе, боку).

 

Таким образом, основу методики ЛГ и массажа составляет индивиду­ альный подход к ребенку с учетом степени развивающейся гипотрофии, характера нарушения деятельности органов и систем, возраста и психо­ моторного развития.


 


I (легкая) степень гипотрофии. Общее состояние ребенка обычноне нарушается, наблюдается некоторое отставание в психомоторном раз­ витии, значительно уменьшается подкожный жировой слой на животе, снижается тургор тканей.

 

ЛГ и массаж отличается несколько сниженной общей нагрузкой за счет меньшего числа повторений упражнений и более частым примене­ нием поглаживания в массаже. Лучше ориентироваться на комплексы упражнений, рекомендованные в главе «Недоношенные дети», соответ­ ствующие уровню психомоторного развития ребенка. Для скорейшего восстановления движений рекомендуется два-три раза в день во время бодрствования проводить с ребенком небольшие комплексы упражнений и массажа, состоящие в основном из стимуляции двигательных навыков (поворотов со спины на живот, поднимании головы в положении на жи­ воте, ползания, присаживания и т. д.).

 

Длительность занятия не превышает 20-30 мин.

 

II степень (средняя) гипотрофии. Общее состояние ребенка ещеболее ухудшается, заметна задержка психомоторного развития, нарушает­ ся сон, чрезмерная раздражительность часто сменяется вялостью.

 

Значительно уменьшается подкожный жировой слой не только на животе, но и на туловище и конечностях, кожа сухая и бледная, тургор тканей отчетливо снижен, тонус мышц повышен.

 

Занятия с ребенком состоят из массажа (в основном поглаживающе­ го) и рефлекторных упражнений. При исчезновении повышенного тонуса мышц вводятся пассивные упражнения в медленном темпе с последую­ щим поглаживанием. Продолжительность занятий около 10-15 мин.

 

Примерное занятие с ребенком 5-6 месяцев при гипотрофии II степени

 

1. Массаж рук — поглаживание, 5-6 раз.

 

2. Скрещивание рук на груди, 3-4 раза.

 

3. Массаж ног — все приемы, каждый прием чередовать с поглажи­ ванием и повторять 3-4 раза.

4. Сгибание и разгибание ног (одновременное или поочередное) или «скользящие шаги», 2-4 раза.

5. Поворот со спины на живот с помощью (в одну сторону).

 

6. Массаж спины — поглаживание, растирание, каждый прием 3^4 раза.

 

7. Поворот со спины на живот с помощью (в другую сторону), 1 раз.

 

8. Массаж живота — поглаживание, 6-8 раз.

 

9. Массаж стоп — поглаживание и растирание, 6-8 раз.

 

10. Рефлекторные упражнения для стоп, 6-8 раз.


 


11. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника по 1 разу поочередно на правом и левом боку.

12. Массаж грудной клетки — поглаживание и вибрация, 3-4 раза.

 

III степень (тяжелая) гипотрофии. На фоне общего плохого состоянияребенка появляются значительные нарушения деятельности всех органов и систем. Ребенок вял, заторможен, резко отстает в психомоторном развитии, подкожный жировой слой практически отсутствует. Кожа собирается в склад­ ки, атрофия мышц сочетается с повышением их тонуса. Заметно расстраива­ ется терморегуляция, возможны значительные колебания температуры тела.

 

Тяжелая гипотрофия требует особой осторожности.

 

При прогрессирующем снижении массы тела общий массаж и гимна­ стика противопоказаны. Однако такие меры, как частые перемены поло­ жения тела ребенка, прогулки и сон на свежем воздухе — обязательная часть комплексной терапии.

После того как удается добиться нарастания массы тела, можно на­ чинать массаж и ЛГ. Нагрузка должна быть минимальной, из приемов массажа применяется только легкое поглаживание. Осторожно вводят упражнения, основанные на врожденных рефлексах.

 

Учитывая резкое снижение иммунитета, следует особенно строго соблюдать все правила проведения лечебного массажа: температура в помещении должна быть не ниже 25-26 градусов, полное обнажение ребенка недопустимо.

 

Продолжительность занятий не должна превышать 5-8 мин.

 

Примерное содержание занятий с ребенком 3-6 месяцев при гипотрофии III степени

 

1. Массаж рук — поглаживание, 3-4 раза.

 

2. Массаж ног — поглаживание, 3-4 раза.

 

3. Массаж стоп, 5-6 раз.

 

4. Рефлекторные упражнения для стоп, 5-6 раз.

 

5. Выкладывание на живот.

 

6. Массаж спины — поглаживание, 3-4 раза.

 

7. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника в поло­ жении на боку по одному разу на каждом.

8. Массаж живота — поглаживание, 3-4 раза.

 

9. Массаж груди — поглаживание, 3-4 раза.

 

По мере увеличения веса ребенка и улучшения общего самочув­ ствия занятия можно постоянно расширять, включая новые массаж­ ные приемы и новые упражнения, увеличивая число повторений и удлиняя продолжительность.


 


РАХИТ

 

Рахит — это болезнь всего организма, которая характеризуется глу­ боким нарушением всех видов обмена веществ.

 

В настоящее время, благодаря активной профилактике, тяжелая, уро­ дующая ребенка форма рахита встречается редко. Легкая его форма, с неяркими проявлениями, до сих пор является одним из самых распрост­ раненных заболеваний раннего детского возраста и требует особого вни­ мания родителей.

 

Болезнь развивается в связи с дефицитом в организме витамина О, который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует нормальному формированию костной ткани.

 

Витамин Б — единственный витамин, образующийся в коже под действием солнечных (ультрафиолетовых) лучей.

 

Старое название рахита — «английская болезнь» — связано с широ­ ким распространением этого заболевания в промышленных городах Анг­ лии прошлого века.

Основное влияние в возникновении и развитии рахита оказывает недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, плохие бытовые условия, нерациональное питание (недостаток витаминов и микроэле­ ментов), частые или длительные заболевания, а также малая двигатель­ ная активность ребенка. Это заболевание часто встречается у недоно­ шенных детей, близнецов, детей быстро растущих и быстро прибавля­ ющих в весе.

 

Рахит — общее заболевание, проявляющееся нарушением многих ор­ ганов и систем. Эти нарушения взаимосвязаны и определяют тяжесть состояния ребенка.

 

Начальные признаки не всегда замечаются родителями, так как чаще всего это функциональные нарушения нервной системы. Ребе­ нок становится более капризным, раздражительным, у него наруша­ ется сон, появляется чрезмерная потливость, «стираются» волосы на затылке. В дальнейшем, если не начато лечение, происходят измене­ ния костной и мышечной систем, страдают органы дыхания, пищева­ рения и т. д.

 

В результате нарушения фосфорно-кальциевого баланса происходит размягчение и искривление костей, вместе с тем наблюдается разраста­ ние неполноценной костной ткани.

 

В первую очередь (видимо в связи с особо быстрыми темпами роста) появляются деформации костей черепа: уплощение затылка, появление лобных и теменных бугров, задерживается закрытие большого родничка.


 


Если рахит развивается у ребенка старше трех месяцев, наиболее частыми признаками являются изменения грудной клетки: на ребрах в месте перехода хряща в кость образуются так называемые «четки». Раз­ мягчение и податливость ребер приводят к сдавливанию грудной клетки, расширению нижних и сужению верхних отделов.

 

Когда дети начинают ходить и стоять, у них искривляются кости голени, развивается плоскостопие.

 

Следует отметить искривление позвоночника, которое проявляется главным образом в виде кифозов поясничного и грудного отделов. Эта особенность заболевания отмечена давно и отражена в названии («рахит» происходит от греческого слова «позвоночник»).

 

Серьезно страдает мышечная система: недостаточная выработка энергосодержащих веществ приводит к гипотонии мышц, их слабости. Особенно выражена слабость ягодичных мышц, мышц ног, спины и жи­ вота. В результате гипотонии мышц живота развивается большой, так называемый «лягушачий» живот.

 

Слабость связочного аппарата приводит к разболтанности суставов. Дети, больные рахитом, значительно отстают в психомоторном развитии. Позже начинают держать голову, сидеть, стоять, самостоя­

тельно ходить.

 

Лечение рахита должно быть комплексным, включающим строгое со­ блюдение режима, длительные прогулки на свежем воздухе, ультрафио­ летовое облучение, витаминотерапию, закаливание, массаж и ЛГ.

 

ЛГ и лечебный массаж нормализуют психомоторное развитие боль­ ных детей. Приостанавливают развитие костных деформаций.

Особо следует подчеркнуть значение лечебного массажа, кото­ рый, активизируя обменные процессы в коже, усиливает образование витамина Э. В связи с этим в любом возрасте при любом течении и характере заболевания применение общего массажа является особен­ но важным.

 

Методика ЛГ и массажа строго индивидуальна и зависит от перио­да, тяжести рахита, особенностей течения болезни, от возраста и разви­ тия ребенка.

 

В начальном периоде, когда появились лишь первые признакиначинающейся болезни, занятия с ребенком строятся на основе возра­ стных комплексов.

 

Ребенок быстро устает, поэтому следует уменьшить нагрузку; дос­ таточно повторить каждое упражнение 2-3 раза. С особой осторожнос­ тью выполняются пассивные упражнения. Нельзя допускать переразги­ бания в суставах.


 


Обязательно в занятия вводятся дыхательные упражнения: для самых маленьких — легкое надавливание на грудную клетку (см. главу «Недо­ ношенные дети»), затем — в сочетании с движениями рук (например, скрещивание рук на груди и т. п.)

 

Учитывая повышенную возбудимость ребенка, в массаже необходимо увеличить количество поглаживаний и исключить ударные приемы.

 

Если малыш быстро утомляется, начинает капризничать во время заня­ тий, можно разбить комплекс на 2-3 части и заниматься в удобное время.

 

Примерное занятие с ребенком 1-3 месяцев, больного рахитом в начальном периоде

 

1. Дыхательные упражнения — 2-3 раза.

 

2. Поглаживающий массаж рук.

 

3. Поглаживающий массаж ног.

 

4. Массаж стоп.

 

5. Рефлекторные упражнения для стоп.

 

6. Рефлекс опоры или рефлекторная «ходьба».

 

7. Выкладывание на живот.

 

8. Поглаживающий массаж спины.

 

9. Рефлекторное ползание.

 

10. Поглаживающий массаж живота.

 

11. Покачивание в позе «эмбриона» или покачивание на мяче.

 

12. Поглаживающий массаж груди.

 

13. Дыхательное упражнение.

 

В период разгара заболевания состояние ребенка значительно ухуд­шается. Дети бывают чрезмерно возбудимыми, беспокойными или вялы­ ми, заторможенными. Нарушается деятельность всех систем организма, выражены изменения костей, слабость мышц и связочного аппарата.

 

Занятия Л Г проводятся крайне осторожно. Общая продолжитель­ ность не более 10-12 мин.

 

Упражнения делаются в положении ребенка лежа на спине и животе. Учитывая мышечную гипотонию и разболтанность суставов, пассивные упражнения должны выполняться строго в пределах нормального движе­ ния в данном суставе. По возможности проводятся упражнения, основан­ ные на врожденных рефлексах.

 

Из приемов массажа применяется только поглаживание, которое успо­ каивающе действует на нервную систему и улучшает функцию дыхания.

 

Для профилактики деформации костей недопустимо длительное пребывание ребенка в однообразной позе. Больного малыша следуем


 


выкладывать на живот многократно в течение дня. В этом положении укрепляются мышцы и исправляются деформации грудной клетки. Ос­ лабленным детям, которые плохо удерживают голову, подкладывают под грудь небольшой валик (сложенную в несколько раз пеленку).

 

Примерное занятие с ребенком 3 - 6 месяцев

 

в период разгара рахита

1. Дыхательное упражнение.

 

2. Поглаживающий массаж рук.

 

3. Поглаживающий массаж ног.

 

4. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

 

5. Поворот со спины на живот (с помощью).

 

6. Поглаживающий массаж спины.

 

7. Рефлекторное ползание или стимуляция ползания.

 

8. Массаж грудной клетки.

 

9. Поглаживающий массаж рук.

 

10. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, 3-4 раза. 11. Поглаживающий массаж ног.

 

12. Сгибание ног вместе или попеременно или «скользящие шаги» (3-4 раза).

13. Поглаживающий массаж живота.

 

В период восстановления здоровья ребенка интенсивность и про­должительность занятий несколько увеличивается. Лечебная гимнастика проводится в рамках общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка; лучше ориентироваться на комплексы, предложенные в разделе «Недоношенные дети».

 

С целью ортопедической профилактики предпочтительным остается горизонтальное исходное положение. Особенно рекомендуются упражне­ ния, укрепляющие мышцы спины, живота и ног. Замечательный лечеб­ ный эффект дают плавание и упражнения в воде.

 

В массаже, помимо поглаживания, применяют растирание и размина­ ние, которые оказывают сильное воздействие на мышцы, повышая их тонус, и нормализуют общий обмен веществ в организме.

 

Примерное занятие для ребенка в возрасте от 6 до 9 месяцев

 

в восстановительном периоде

1. Поглаживающий массаж рук.

 

2. Скрещивание рук на груди.

 

3. Массаж ног.

 

4. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.


 


5. Повороты со спины на живот вправо.

 

6. Массаж спины..

 

7. Массаж ягодичных мышц (все приемы).

 

8. Упражнения в ползании.

 

9. Массаж живота (укрепляющий, со стимулирующим пощипывани­ ем вокруг пупка).

10. Приподнимание головы и туловища при поддержке за отведенные

 

в стороны руки.

 

11. «Парение» на животе.

 

12. Массаж грудной клетки спереди назад.

 

13. Приподнимание из положения на животе при поддержке под лок­ ти до перехода в положение стоя на коленях.

14. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.

 

15. «Скользящие шаги».

 

16. Приподнимание прямых ног до палочки.

 

После выздоровления ребенка возможны остаточные явления рахи­ та, которые проявляются главным образом в значительной задержке пси­хомоторного развития и костных деформациях.

 

Лечебная гимнастика проводится из различных исходных положений. Широко используются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живо­ та, ног, восстанавливающие двигательные навыки (повороты со спины на живот, присаживание, ползание и т. д.). Нагрузку в занятии приближают к нагрузке, рекомендованной для здорового ребенка.

 

Помимо общего массажа применяют стимулирующие приемы, укреп­ ляющие ослабленные мышцы.

 

Особое внимание следует уделять профилактике плоскостопия, ис­ кривлений позвоночника и исправлению деформаций костей голени.

 

Примерное занятие для ребенка в возрасте от 9 месяцев до 1 года

 

1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (самостоятельно).

 

2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (самостоятельно).

 

3. Круговые движения рук.

 

4. Самостоятельные повороты со спины на живот за игрушкой.

 

5. Массаж спины.

 

6. Приподнимание туловища из исходного положения на животе при поддержке за локти в положение стоя на коленях и стоя.

7. Ползание или ходьба на четвереньках за игрушкой.

 

8. «Тачка» — ходьба на руках при поддержке за ноги.


 


9. Массаж живота.

 

10. Поднимание выпрямленных ног (самостоятельно).

 

11. «Скользящие шаги».

 

12. Присаживание за отведенные в стороны руки, держась за кольца.

 

13. Из исходного положения сидя — повороты туловища вправо и влево за игрушкой.

14. Поднимание головы и плеч из положения лежа на животе.

 

15. Наклоны туловища при фиксированных коленях из исходного положения стоя.

16. Упражнения для стоп.

 

Примерное занятие для ребенка в возрасте
от 1 года до 1 года 6 месяцев

 

1. И. п.: лежа на спине. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.

 

2. «Скользящие шаги».

 

3. Сгибание и разгибание рук попеременно («бокс»).

 

4. Переход в положение сидя — колени фиксированы.

 

5. И. п.: сидя. Повороты вправо и влево за игрушкой.

 

6. Поднятие рук над головой («Достань игрушку») и возврат в и. п.

 

7. Переход в положение лежа.

 

8. Поднимание выпрямленных ног.

 

9. Поворот со спины на живот за игрушкой в обе стороны.

 

10. Подползание под скамеечку.

 

11. Поднимание головы и плеч из положения лежа на животе. То же одновременно с ногами («рыбка» или «лодочка»).

12. Из положения стоя с фиксированными коленями — наклоны и вып­ рямление туловища. Наклониться, взять игрушку, поднять ее над головой.

 

13. Массаж стоп, упражнения для стоп.

 

14. Ходьба по ребристой дорожке.

 

15. Приседание за игрушкой.

 

16. Самостоятельный поворот с живота на спину в обе стороны.

 

17. Переход из положения лежа на спине в положение сидя, держась за кольца (присаживание).

18. Круговые движения рук.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.188 с.)