Острые респираторные вирусные инфекции и их осложнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Острые респираторные вирусные инфекции и их осложнения



 

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) встречаются очень часто у детей грудного и раннего детского возраста. Максимум заболеваемо­ сти приходится на зимне-весенний период, поэтому общепринято придавать особую роль в их возникновении простуде. Конечно, переохлаждение ослаб­ ляет организм, снижает его защитные силы, но основной причиной ОРВИ являются различные вирусы. Вирусы, поражающие верхние дыхательные пути вызывают не только насморк, но и воспаление всей носовой полости, гортани. Во многих случаях заболевание осложняется отитами, бронхитами, бронхопневмониями. Страдает весь организм ребенка.

 

Особенности физиологии органов дыхания у маленьких детей опре­ деляют специфику течения болезни, выбор методов лечения. Верхние дыхательные пути, бронхолегочная система существенно отличаются от таковых у детей старшего возраста и взрослых. Носовые ходы узки и склонны к отеку, гортань и трахея недостаточно развиты, имеют рыхлую слизистую оболочку, формирование бронхиального дерева завершается только к 10-летнему возрасту, легкие имеют упрощенное строение. Та­ ким образом, дыхательная система, находясь в состоянии усиленного роста, выполняет значительную нагрузку, связанную с напряженным об­ меном веществ и повышенной потребностью ребенка в кислороде.

 

Дыхательные движения осуществляются главным образом за счет сокращения диафрагмальной мышцы, то есть преобладает брюшной (диа-фрагмальный) тип дыхания. В этом возрасте весьма велика упругость легочной ткани и соответственно мала растяжимость, в связи с чем ребе­ нок затрачивает на вентиляцию гораздо больше энергии, чем взрослый. Грудная клетка находится как бы в состоянии вдоха, ребра расположены почти горизонтально, перпендикулярно отходят от позвоночника. В связи с этими особенностями дыхание у ребенка раннего возраста поверхност­ ное и частое, эффективность его сравнительно низка. Однако при актив­ ной двигательной деятельности, при плаче и крике объем легочной вен­ тиляции увеличивается в 2 -3 раза, причем коэффициент использования кислорода повышается при мышечной работе и снижается при утомле­ нии и беспокойстве ребенка.

 

Таким образом, в связи с особенностями строения и функционирова ния органов дыхания у детей раннего возраста, в связи с отсутствием специфического лечения ОРВИ и частым развитием осложнений, методом ЛФК (лечебной физкультуры) и массаж имеют первостепенное значен и Лечение положением, специальные упражнения и массаж помогаю! ни.


 


становить нормальный ритм, глубину и частоту дыхания, снять или уменьшить спазм бронхов, облегчить откашливание. Особенно важно это для часто болеющих детей и аллергиков, у которых ОРВИ сопровожда­ ются астматическими состояниями.

 

Лечение положением, некоторые упражнения и легкий поглаживаю­щий массаж можно начинать с первых дней болезни. Противопоказани­ ем служит высокая температура, нарастание признаков дыхательной исердечно-сосудистой недостаточности, общее плохое состояние ребенка.

 

Прежде всего необходимо создать комфортное положение малыша в постели. Для этого в изголовье под матрас кладут подушку, при этом верхняя половина тела ребенка (голова, туловище) будет приподнята при­ мерно на 20°. Дыхание облегчается за счет некоторого опускания диаф­ рагмы. Нельзя укладывать ребенка на перине, в подушках, такое положение затруднит и ослабит его дыхание. Очень важно регулярно проветривать комнату, обеспечивая приток свежего воздуха.

 

Для профилактики застойных явлений в легких надо часто менять положение ребенка в кровати, поворачивать его с боку на бок, на спину. Полезно брать малыша на руки, держать у своей груди вертикально.

 

При осложнении ОРВИ бронхитом с затрудненным отхождением мокроты необходимо несколько раз в день укладывать ребенка в дренаж­ ном положении. Возьмите плотную подушку или валик и положите ма­лыша на спину таким образом, чтобы его голова и грудь были опущены по сравнению с нижней половиной туловища и ногами. В этом положе­ нии удобно делать массаж грудной клетки (рис. 233).

 

Массаж

 

Легкие поглаживания грудной клетки и стоп ребенка можно начинать уже в первые дни болезни прямо под одеялом. После снижения темпера­ туры и улучшения общего состояния малыша проводится более активный массаж, лучше в дренажном положении. Ребенка во время процедуры не обнажают полностью, при массаже грудной клетки нижнюю часть тела прикрывают пеленкой или легким одеяльцем.

 

Вначале массируют спину, применяя поглаживание, тщательное рас­ тирание (подушечками пальцем, «пиление», гребешками согнутых паль­ цев) до появления легкого покраснения кожи. Особенное внимание уде­ ляется грудной клетке, где поглаживание проводится по межреберным промежуткам в направлении от позвоночника в сторону по ходу ребер. Затем подушечками широко расставленных пальцев (граблеобразное рас­ тирание) растирают промежутки между ребрами. Разминание на спине возможно в виде надавливания в сочетании со сдвиганием.


 


 

Рис. 233. Дренажное положение


 

Рис. 234. Поколачивание тыльной стороной пальцев 272


Обязательно применяют вибрационные приемы, особенно они эф­ фектны в дренажном положении. Можно легко поколачивать по грудной клетке тыльной стороной расслабленных пальцев, (рис. 234); можно по­ хлопывать полураскрытой кистью (при правильном выполнении приемов получается слегка гулкий звук за счет воздушной прослойки между ладо­ нью и кожей). В любом случае ударные приемы должны быть ритмичны­ ми, быстрыми и не вызывать у малыша неприятных ощущений. Все при­ емы надо обязательно чередовать с поглаживанием.

 

Пояснично-ягодичная область, ноги и живот массируют в соответ­ ствии с возрастным комплексом (у детей до полугода массируют и руки), особое внимание уделяя массажу живота, так как при длительном зат­ руднительном кашле нередко наблюдается расхождение прямых мышц живота, растягивается пупочное кольцо и возможно появление или уве­ личение пупочной грыжи. В этом случае надо зафиксировать грыжу и проводить массаж, используя стимулирующие приемы пощипывания, точеч­ ного массажа.

 

Передняя поверхность грудной клетки массируется так же тща­тельно, как и задняя. Поглаживание делается в направлении от середины грудины вверх и немного в стороны к надключным ямкам, затем от сере­ дины грудины слегка вниз и в стороны к подмышкам. Растирание — по межреберьям (граблеобразное) (рис. 235). Область грудины не затрагива­ ется. Очень мягко растирают верхнюю часть груди, подушечками про­ тивопоставленных двух пальцев — ключицы. Из ударных приемов при­ меняют самый легкий: поколачивание кончиками пальцев (движения напоминают таковые при печатании на пишущей машинке), очень эффективна вибрация ладонью по ходу нижних ребер. Все приемы обяза­ тельно чередуются с поглаживанием.

 

В зависимости от самочувствия ребенка массаж можно делать до 10 раз

 

в день, чем слабее ребенок, тем занятие должно быть короче (2- 6 м), а количество подходов к ребенку — больше.

 

Лечебная гимнастика

 

Дыхательные упражнения в виде ритмичных надавливаний на груд­ ную клетку ребенка можно делать в различных положениях, даже не вынимая малыша из кроватки.

 

1. Ребенок лежит на спине. Положите ладони на передне-боковые поверхности грудной клетки. Проследите за дыханием малыша и в конце выдоха слегка надавите на ребра. Повторите это движение несколько раз.


 


 

Рис. 235. Граблеобразное растирание

 

2. Ребенок лежит на животе. Наблюдая за его дыханием, в конце выдоха ритмично надавливайте обеими ладонями на задне-боковые отде­ лы грудной клетки.

 

3. Ребенок лежит на боку в удобной позе. Ритмично надавливайте на боковую и заднюю поверхности грудной клетки в конце выдоха. Повто­ рите упражнение на другом боку.

 

4. Возьмите малыша на руки, лицом к себе. Ритмично надавливайте ему на спину в конце выдоха, продвигая свою ладонь от шеи до поясницы.

 

По окончании острого периода болезни необходимо включать в заня­ тие более сложные упражнения.

5. Ребенок лежит на спине. Разведите его ручки широко в стороны (вдох), скрестите их на груди (выдох). При скрещивании следите, чтобы сверху была то одна, то другая рука.

 

6. Исходное положение то же. Разведите руки ребенка в стороны и поднимите вверх (вдох), затем опустите и прижмите согнутые руки к груди (выдох).

 

7. Ребенок лежит на боку. Поднимите его согнутую ручку вверх (вдох), затем опустите ее, тесно прижимая к поверхности грудной клетки (выдох).


 


8. Ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища Поднимите его руки вверх через стороны, скользя ими по поверхности стола,— вдох. Опустите таким же образом — выдох.

 

9. Ребенок лежит на спине. Согните одновременно обе его ноги, прижимая колени к животу, — выдох, разогните их — вдох.

 

10. Повороты со спины на бок, со спины на живот и обратно.

 

Дыхательные упражнения обязательно сочетаются с массажем. По мере улучшения общего состояния ребенка продолжительность занятий может быть увеличена до 10- 25 мин, проводить их достаточно 2-3 раза в день. Вводятся упражнения в соответствии с возрастом и уровнем пси­ хомоторного развития (см. соответствующие комплексы). Нагрузка уве­ личивается (за счет более энергичного массажа, увеличения количества упражнений, числа их повторений) очень постепенно. Необходимо учи­ тывать состояние малыша, течение и особенности заболевания, степень отставания ребенка от своих сверстников.

 

Обязательно советуйтесь с лечащим врачом.

 

 

Примерные комплексы массажа и лечебной гимнастики

 

в остром периоде заболевания (при снижении температуры

 

тела до нормальных или субфебрильных цифр)

 

В этот период противопоказанно положение ребенка лежа на животе,

 

а следовательно, и упражнения, связанные с выкладыванием на живот. При выкладывании на живот затрудняется движение диафрагмы (за счет которой у грудных детей осуществляется большая часть вентиляции лег­ ких) и блокируется подвижность грудной клетки. Такое положение более или менее препятствует свободному дыханию и может быть использова­ но при выздоровлении для тренировки функции дыхания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.014 с.)