Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Острые респираторные вирусные инфекции и их осложненияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) встречаются очень часто у детей грудного и раннего детского возраста. Максимум заболеваемо сти приходится на зимне-весенний период, поэтому общепринято придавать особую роль в их возникновении простуде. Конечно, переохлаждение ослаб ляет организм, снижает его защитные силы, но основной причиной ОРВИ являются различные вирусы. Вирусы, поражающие верхние дыхательные пути вызывают не только насморк, но и воспаление всей носовой полости, гортани. Во многих случаях заболевание осложняется отитами, бронхитами, бронхопневмониями. Страдает весь организм ребенка.
Особенности физиологии органов дыхания у маленьких детей опре деляют специфику течения болезни, выбор методов лечения. Верхние дыхательные пути, бронхолегочная система существенно отличаются от таковых у детей старшего возраста и взрослых. Носовые ходы узки и склонны к отеку, гортань и трахея недостаточно развиты, имеют рыхлую слизистую оболочку, формирование бронхиального дерева завершается только к 10-летнему возрасту, легкие имеют упрощенное строение. Та ким образом, дыхательная система, находясь в состоянии усиленного роста, выполняет значительную нагрузку, связанную с напряженным об меном веществ и повышенной потребностью ребенка в кислороде.
Дыхательные движения осуществляются главным образом за счет сокращения диафрагмальной мышцы, то есть преобладает брюшной (диа-фрагмальный) тип дыхания. В этом возрасте весьма велика упругость легочной ткани и соответственно мала растяжимость, в связи с чем ребе нок затрачивает на вентиляцию гораздо больше энергии, чем взрослый. Грудная клетка находится как бы в состоянии вдоха, ребра расположены почти горизонтально, перпендикулярно отходят от позвоночника. В связи с этими особенностями дыхание у ребенка раннего возраста поверхност ное и частое, эффективность его сравнительно низка. Однако при актив ной двигательной деятельности, при плаче и крике объем легочной вен тиляции увеличивается в 2 -3 раза, причем коэффициент использования кислорода повышается при мышечной работе и снижается при утомле нии и беспокойстве ребенка.
Таким образом, в связи с особенностями строения и функционирова ния органов дыхания у детей раннего возраста, в связи с отсутствием специфического лечения ОРВИ и частым развитием осложнений, методом ЛФК (лечебной физкультуры) и массаж имеют первостепенное значен и Лечение положением, специальные упражнения и массаж помогаю! ни.
становить нормальный ритм, глубину и частоту дыхания, снять или уменьшить спазм бронхов, облегчить откашливание. Особенно важно это для часто болеющих детей и аллергиков, у которых ОРВИ сопровожда ются астматическими состояниями.
Лечение положением, некоторые упражнения и легкий поглаживающий массаж можно начинать с первых дней болезни. Противопоказани ем служит высокая температура, нарастание признаков дыхательной исердечно-сосудистой недостаточности, общее плохое состояние ребенка.
Прежде всего необходимо создать комфортное положение малыша в постели. Для этого в изголовье под матрас кладут подушку, при этом верхняя половина тела ребенка (голова, туловище) будет приподнята при мерно на 20°. Дыхание облегчается за счет некоторого опускания диаф рагмы. Нельзя укладывать ребенка на перине, в подушках, такое положение затруднит и ослабит его дыхание. Очень важно регулярно проветривать комнату, обеспечивая приток свежего воздуха.
Для профилактики застойных явлений в легких надо часто менять положение ребенка в кровати, поворачивать его с боку на бок, на спину. Полезно брать малыша на руки, держать у своей груди вертикально.
При осложнении ОРВИ бронхитом с затрудненным отхождением мокроты необходимо несколько раз в день укладывать ребенка в дренаж ном положении. Возьмите плотную подушку или валик и положите малыша на спину таким образом, чтобы его голова и грудь были опущены по сравнению с нижней половиной туловища и ногами. В этом положе нии удобно делать массаж грудной клетки (рис. 233).
Массаж
Легкие поглаживания грудной клетки и стоп ребенка можно начинать уже в первые дни болезни прямо под одеялом. После снижения темпера туры и улучшения общего состояния малыша проводится более активный массаж, лучше в дренажном положении. Ребенка во время процедуры не обнажают полностью, при массаже грудной клетки нижнюю часть тела прикрывают пеленкой или легким одеяльцем.
Вначале массируют спину, применяя поглаживание, тщательное рас тирание (подушечками пальцем, «пиление», гребешками согнутых паль цев) до появления легкого покраснения кожи. Особенное внимание уде ляется грудной клетке, где поглаживание проводится по межреберным промежуткам в направлении от позвоночника в сторону по ходу ребер. Затем подушечками широко расставленных пальцев (граблеобразное рас тирание) растирают промежутки между ребрами. Разминание на спине возможно в виде надавливания в сочетании со сдвиганием.
Рис. 233. Дренажное положение
Рис. 234. Поколачивание тыльной стороной пальцев 272 Обязательно применяют вибрационные приемы, особенно они эф фектны в дренажном положении. Можно легко поколачивать по грудной клетке тыльной стороной расслабленных пальцев, (рис. 234); можно по хлопывать полураскрытой кистью (при правильном выполнении приемов получается слегка гулкий звук за счет воздушной прослойки между ладо нью и кожей). В любом случае ударные приемы должны быть ритмичны ми, быстрыми и не вызывать у малыша неприятных ощущений. Все при емы надо обязательно чередовать с поглаживанием.
Пояснично-ягодичная область, ноги и живот массируют в соответ ствии с возрастным комплексом (у детей до полугода массируют и руки), особое внимание уделяя массажу живота, так как при длительном зат руднительном кашле нередко наблюдается расхождение прямых мышц живота, растягивается пупочное кольцо и возможно появление или уве личение пупочной грыжи. В этом случае надо зафиксировать грыжу и проводить массаж, используя стимулирующие приемы пощипывания, точеч ного массажа.
Передняя поверхность грудной клетки массируется так же тщательно, как и задняя. Поглаживание делается в направлении от середины грудины вверх и немного в стороны к надключным ямкам, затем от сере дины грудины слегка вниз и в стороны к подмышкам. Растирание — по межреберьям (граблеобразное) (рис. 235). Область грудины не затрагива ется. Очень мягко растирают верхнюю часть груди, подушечками про тивопоставленных двух пальцев — ключицы. Из ударных приемов при меняют самый легкий: поколачивание кончиками пальцев (движения напоминают таковые при печатании на пишущей машинке), очень эффективна вибрация ладонью по ходу нижних ребер. Все приемы обяза тельно чередуются с поглаживанием.
В зависимости от самочувствия ребенка массаж можно делать до 10 раз
в день, чем слабее ребенок, тем занятие должно быть короче (2- 6 м), а количество подходов к ребенку — больше.
Лечебная гимнастика
Дыхательные упражнения в виде ритмичных надавливаний на груд ную клетку ребенка можно делать в различных положениях, даже не вынимая малыша из кроватки.
1. Ребенок лежит на спине. Положите ладони на передне-боковые поверхности грудной клетки. Проследите за дыханием малыша и в конце выдоха слегка надавите на ребра. Повторите это движение несколько раз.
Рис. 235. Граблеобразное растирание
2. Ребенок лежит на животе. Наблюдая за его дыханием, в конце выдоха ритмично надавливайте обеими ладонями на задне-боковые отде лы грудной клетки.
3. Ребенок лежит на боку в удобной позе. Ритмично надавливайте на боковую и заднюю поверхности грудной клетки в конце выдоха. Повто рите упражнение на другом боку.
4. Возьмите малыша на руки, лицом к себе. Ритмично надавливайте ему на спину в конце выдоха, продвигая свою ладонь от шеи до поясницы.
По окончании острого периода болезни необходимо включать в заня тие более сложные упражнения. 5. Ребенок лежит на спине. Разведите его ручки широко в стороны (вдох), скрестите их на груди (выдох). При скрещивании следите, чтобы сверху была то одна, то другая рука.
6. Исходное положение то же. Разведите руки ребенка в стороны и поднимите вверх (вдох), затем опустите и прижмите согнутые руки к груди (выдох).
7. Ребенок лежит на боку. Поднимите его согнутую ручку вверх (вдох), затем опустите ее, тесно прижимая к поверхности грудной клетки (выдох).
8. Ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища Поднимите его руки вверх через стороны, скользя ими по поверхности стола,— вдох. Опустите таким же образом — выдох.
9. Ребенок лежит на спине. Согните одновременно обе его ноги, прижимая колени к животу, — выдох, разогните их — вдох.
10. Повороты со спины на бок, со спины на живот и обратно.
Дыхательные упражнения обязательно сочетаются с массажем. По мере улучшения общего состояния ребенка продолжительность занятий может быть увеличена до 10- 25 мин, проводить их достаточно 2-3 раза в день. Вводятся упражнения в соответствии с возрастом и уровнем пси хомоторного развития (см. соответствующие комплексы). Нагрузка уве личивается (за счет более энергичного массажа, увеличения количества упражнений, числа их повторений) очень постепенно. Необходимо учи тывать состояние малыша, течение и особенности заболевания, степень отставания ребенка от своих сверстников.
Обязательно советуйтесь с лечащим врачом.
Примерные комплексы массажа и лечебной гимнастики
в остром периоде заболевания (при снижении температуры
тела до нормальных или субфебрильных цифр)
В этот период противопоказанно положение ребенка лежа на животе,
а следовательно, и упражнения, связанные с выкладыванием на живот. При выкладывании на живот затрудняется движение диафрагмы (за счет которой у грудных детей осуществляется большая часть вентиляции лег ких) и блокируется подвижность грудной клетки. Такое положение более или менее препятствует свободному дыханию и может быть использова но при выздоровлении для тренировки функции дыхания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.166.127 (0.006 с.) |