Присаживание с прогибанием позвоночника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Присаживание с прогибанием позвоночника



И. п.: ребенок лежит на спине.

 

Дайте малышу обхватить большие пальцы ваших рук, остальными — слегка придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребенка, разведя их в стороны. Легким потягиванием за руки и словами «сядь, садимся» побуждайте ребенка приподнять голову и верхнюю часть тела; доведите до сидячего положения (рис. 59).

 

Перехватите обе руки малыша одной рукой, соединив их вверху и спереди. В этом положении проведите указательным и средним (большим и указательным) пальцами освободившейся руки вдоль позво­ ночника снизу вверх. Ребенок разгибает спину (рис. 60).

 

Упражнение выполняется один-два раза, после чего опустите ребенка на стол, придерживая голову правой рукой. Это движение активное, осно­ ванное в первом моменте на стремлении ребенка сесть, а во втором — на врожденном кожном спинном рефлексе. Вначале работают мышцы перед­ ней поверхности шеи и брюшной пресс, а в конце — мышцы спины.

 

Это упражнение — хорошая подготовка к самостоятельному сидению.


 


 

 

Рис. 59. Присаживание

 

Рис. 60. Присаживание с прогибанием позвоночника


 


11. Массаж стоп и рефлекторные упражнения

 

Погладьте, разотрите стопы ребенка (см. II комплекс № 11, 12). На­ давливанием у основания пальцев и растиранием наружного края стопы вызовите рефлекторные сгибания и разгибания стоп.

 

Завершите массаж легким поколачиванием по подошвам ребенка.

 

Подтанцовывание

И. п.: поддерживайте ребенка под мышками в вертикальном положе­ нии лицом (или спиной) к себе.

 

Это упражнение является более поздним вариантом рефлекторной «ходьбы». Шаговый рефлекс обычно угасает к 4-месячному возрасту, но тем не менее при опоре стопами о твердую поверхность малыш «подтан­ цовывает» на месте (рис. 61).

 

Следите за тем, чтобы ребенок не становился на цыпочки, воспиты­ вайте правильную опорную реакцию.

Массаж груди

 

Сделайте поглаживание верхней части груди 2-3 раза, затем — по­ глаживание по межреберным промежуткам 2-3 раза.

 

Вибрационный массаж грудной клетки (см. II комплекс № 14).

 

 

Рис. 61. Подтанцовывание


 


Парение» на спине

И. н.: ребенок лежит на спине.

 

Обхватите ребенка так, чтобы ваши руки располагались на задне-боковой поверхности его тела на уровне нижней части 1рудной клетки. Приподнимите малыша в горизонтальном положении. В ответ на это положение голова ребенка наклоняется вперед и напрягаются все мышцы передней поверхности тела (рис. 62).

 

Если ребенок запрокидывает голову назад, то это упражнение делать не следует: он еще не готов. Поддерживайте малыша в полувертикальном положении, постепенно увеличивая угол наклона (рис. 63).

 

Бокс», или круговые движения руками

 

Упражнение для рук, имитирующее движения боксера, вам уже хоро­ шо знакомо (см. II комплекс № 15).

 

Можно слегка усложнить его, вкладывая в ладони ребенка игрушки или кольца. Движения делайте под ритмичный счет, темп меняется.

 

Круговые движения, руками. И. п.: ребенок лежит на спине.Малыш держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно

 

отведите руки ребенка в стороны, поднимите через стороны к голове,

 

 

Рис. 62. «Парение» на спине


 


 

 

Рис. 63. Подготовка к «парению»


 

Рис. 64. Круговые движения руками

 

17


 

 

Рис. 65. Ползание

 

 

затем опустите вперед и вниз (рис. 64). Повторите упражнение 4-6 раз под ритмичный счет. После этого выполните движения руками в обрат­ ном направлении: вперед, вверх к голове, в стороны и вниз. Так же по­ вторите 4-6 раз, медленно.

 

Это упражнение пассивное, оно самое сложное для мускулатуры рук и плечевого пояса, так как является комбинацией всех движений в плече­ вом суставе. Поэтому делайте его только в том случае, если ребенок хорошо усвоил более простые упражнения: скрещивание рук на груди и «бокс».

 

Ползание

 

Обхватив ноги ребенка в нижней части голени, сгибайте и разгибай­ те их наподобие плавательных движений лягушки. После нескольких таких пассивных движений придержите ноги малыша в положении сги­ бания с разведенными бедрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться.

 

В результате ребенок передвигается вперед. Затем снова согните ноги, стимулируя этим, а также показом игрушки новое отталкивание и самостоятельное ползание (рис. 65).


 


МЕСЯЦЕВ

 

Краткая характеристика умений и возможностей

 

Ребенок перешагнул через важный возрастной рубеж 6 месяцев. Он очень повзрослел.

 

Полугодовалый малыш самостоятельно поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, при потягивании за ручки поднимается на ноги. И, самое важное, ползает.

 

Если к 6-7 месяцам ребенок ползает, то это является хорошим пока­ зателем его развития. Но вы, вероятно, знаете детей, которые пропустили этот этап, и существует мнение, что ползание — это потерявшая смысл стадия развития человека.

 

Было бы большой ошибкой согласиться с таким мнением, потому что ползание является тем естественным, доставляющим много удовольствия ребенку, упражнением, благодаря которому укрепляются все мышцы тела, особенно мышцы, обеспечивающие в дальнейшем нормальную осанку.

 

Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать, так как качество этих актов в большой степени зависит от уп­ ражнений, предшествующих переходу в вертикальное положение.

 

Важно не только то, чтобы ребенок к 7 месяцам сидел, а к году ходил, но еще более важно, как он сидит и как ходит, потому что неправильное сидение уродует грудную клетку, а неправильная ходьба деформирует ноги. Большое значение имеет и качество ползания: в положении на четве­ реньках оно более совершенно и становится как бы «предходьбой».

 

В какой-то момент первого года жизни ползающий на животе младе­ нец делает одно очень важное открытие. Он обнаруживает, что способен встать на четвереньки и двинуться вперед, не елозя животом по полу.

 

Некоторое время он может ползать на четвереньках, выбрасывая впе­ ред обе руки вместе, а затем также вместе подтягивая к ним ноги. Это будет очень похоже на кроличьи прыжки и такой способ передвижения называется гомологическим.

Новорожденный может двигаться и так: вытягивая вперед одновременно правые руку и ногу, он ставит их, а потом также одновременно подтягивает левые руку и ногу. Такое движение называется гомолатеральным.

 

Ну и, наконец, он может передвигаться самым эффективным спосо­ бом. Младенец упирается на левую руку и правую ногу и при этом под­ тягивает вперед правую руку и левую ногу. Затем он переносит центр тяжести на них и начинает подтягивать левую руку и правую ногу. Это называется перекрестным видом движения и является самым эффектив­ ным способом ползания.


 


В то время как ползание на животе — это движение ради самого движения, ползание на коленках — это целенаправленная деятельность.

 

После 6-7 месяцев пределы манежа, а тем более детской кроватки, уже не обеспечивают все растущие потребности малыша в движении. Ребенок нуждается в большей свободе, поэтому дайте ему возможность ползать по полу, по низким широким диванам, креслам; соорудите ему горку, чтобы малыш мог влезать и самостоятельно спускаться, вставать и ходить с опо­ рой. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве знакомой ему комнаты, по возможности не ограничивайте его любопытство.

 

Тяжело ползать на четвереньках по гладкой поверхности (да и вред­ но), поэтому лучше постелить на пол ковер. Естественно, пол по-прежне­ му должен оставаться чистым, теплым и безопасным.

 

Заранее уберите с пути малыша все предметы и виды мебели, кото­ рые не слишком устойчивы. Помните, двигательные навыки вашего ре­ бенка быстро развиваются, завтра он доползет до тех вещей, которые сегодня кажутся вам недоступными для него. Хорошо, если в комнате минимум мебели, но максимум свободного места.

 

Чтобы стимулировать жажду познания у своего малыша, оставляйте разные интересные предметы в отдаленных углах комнаты. С каждым днем он должен проползать на четвереньках все больше и больше. Нач­ ните с того, что позволяйте ему ползать понемногу, но как можно чаще. А затем — все дальше, ведь ему надо изучать окружающий мир и совер­ шенствовать свое тело.

 

«Наши дети не должны тратить свое драгоценное время, сидя в сво­ их детских «тюрьмах» — колыбелях, колясках, манежах... Единственное, что может ограничивать детей — так это объятия родителей».

 

Во втором полугодии жизни ребенок уже способен согласовывать, правильно распределять работу своих мышц (сгибатели и разгибатели конечностей уже полностью уравновешены), поэтому движения становят­ ся более целеустремленными и экономными. Так, например, в 5 месяцев ребенок, вполне овладевший хватанием, предложенную ему игрушку бе­ рет двумя руками, а в 6-7 месяцев он берет ее одной рукой, переклады­ вает из руки в руку, постукивает игрушкой о предметы и т. д.

 

Только после 6 месяцев дети способны, напрягая одну мышечную группу, например, мышцы спины, одновременно расслаблять мышцы про­ тивоположного действия (антагонисты), брюшной пресс. В связи с этим возможны уже более сложные упражнения на координацию движений.

 

Все упражнения сопровождаются краткими, отчетливыми просьба­ ми-инструкциями: сядь, повернись и т. д., которые должны быть всегда одинаковыми и точно соответствовать требуемому действию.


 


Таким образом, основной целью занятий с ребенком в возрасте от 6 до 9 месяцев становится:

 

— научить ребенка ползать на четвереньках,

 

— воспитывать координацию и ритмичность движений,

 

— развивать понимание речи.

 

Для этого необходимо:

 

— часто ласково общаться с ребенком, используя краткие точ­ ные речевые инструкции во время занятий,

 

— дать ребенку возможность свободно передвигаться вне манежа или кроватки,

— вводить новые, более сложные по координации движения. Что касается массажа, то во втором полугодии можно уже не мас­

сировать руки и ноги ребенка. Массаж же спины, живота и груди становится более энергичным и разнообразным, используются все знакомые при­ емы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и т. д.

 

IV комплекс упражнений

 

План з а н я т и й

 

1. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.

 

2. Упражнения для ног:

 

— одновременное сгибание и разгибание ног, 4-6 раз;

 

— сгибание и разгибание ног, попеременно 4-6 раз каждой ногой.

 

3. Поворот со спины на живот (в одну сторону).

 

4. Массаж спины и ягодичной области:

 

— поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;

 

— растирание: по всей поверхности 2-3 раза;

 

— поглаживание — каждый прием 2-3 раза по всей поверхности;

 

— разминание: по всей поверхности спины 2-3 раза;

 

— стимулирующие приемы: поколачивание, пощипывание яго­ дичных мышц.

5. Ползание на четвереньках.

 

6. Массаж живота:

 

— поглаживание — все приемы по 2-3 раза;

 

— растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза;

 

— пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;

 

— пощипывание вокруг пупка;

 

— поглаживание — все приемы по 2-3 раза.

 

7. Присаживание с прогибанием позвоночника, 2 раза.


 


8. Круговые движения руками, 4-6 раз.

 

9. Массаж стоп.

 

10. Поднимание выпрямленных ног, 6-8 раз.

 

11. Поднимание из положения на животе, 1-2 раза.

 

12. Массаж груди:

 

— поглаживание, 2-3 раза;

 

— вибрационный массаж, 2-3 раза;

 

— поглаживание, 2-3 раза.

 

13. Присаживание за согнутые руки, 1-2 раза.

 

14. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.

 

15. «Тачка».

 

 

Методические замечания

 

Скрещивание рук на груди

 

Усложните это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс № 2), вложив в кисти ребенка кольца или другие удобные для захвата игрушки.

 

Темп движений постепенно ускоряйте и замедляйте, повторите уп­ ражнение 6-8 раз под ритмичный счет.

Упражнения для ног

 

Одновременное сгибание и разгибание ног ребенка выполните 4-6раз (см. III комплекс № 5).

 

Сгибание и разгибание ног попеременно делается следующим обра­ зом: обхватите ноги ребенка в области голеней. Затем попеременно сгибай­ те и разгибайте ноги в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (рис. 66).

 

Это упражнение пассивное, работают все мышцы ног и стопы, если вы обеспечиваете для них опору своими мизинцами.

Поворот со спины на живот

 

После 6 месяцев поворот выполняется без поддержки за руку по просьбе: «Повернись на живот». Можно помочь ребенку легким поворо­ том таза и показом игрушки с той стороны, куда он должен повернуться.

 

Массаж спины

 

Массаж спины и ягодиц сохраняется и проводится по прежнему пла­ ну (см. III комплекс Аг° 7):

 

— поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза;

 

— растирание подушечками пальцев, пиление по всей поверхности спины и ягодиц, растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев;

— поглаживание, 2-3 раза;

 

— разминание мышц спины;


 


 

Рис. 66. Попеременное сгибание и разгибание ног

 

 

— разминание ягодиц правой и левой рукой поочередно (по 5-6 движений);

 

-— поглаживание 2-3 раза;

 

— поколачивание или пощипывание ягодичной области.

 

Ползание на четвереньках

 

И. п.: ребенок лежит на животе.

 

Ребенок хорошо опирается на выпрямленные руки и, возможно, уже пробует стоять или ползать на четвереньках. Если нет — помогите ему, поставив малыша на четвереньки и, заинтересовав его игрушкой, побуж­ дайте ползти (рис. 67).

Ползание — упражнение пассивно-активное, это прекрасная трени­ ровка для мышц спины, ног, рук и плечевого пояса.

 

После того как ребенок научится ползать самостоятельно, это упраж­ нение можно совсем исключить из занятия, но дать возможность ползать по полу.

 

Массаж живота

 

Выполните по знакомому плану (III комплекс № 9):

 

— поглаживание: круговое, встречное и по косым мышцам живота по 2-3 раза каждый прием;


 


 

Рис. 67. Ползание на четвереньках

 

 

— растирание: подушечками пальцев, пиление по прямым мыш­ цам живота по 2-3 раза;

 

— пощипывание вокруг пупка;

 

— поглаживание — все приемы по 2-3 раза каждый.

 

7. Присаживание с прогибанием позвоночника

 

Это упражнение вам уже знакомо (см. III комплекс № 10).

 

После 8 месяцев можно присаживать ребенка, поддерживая за одну руку (рис. 68).

 

И. п.: ребенок лежит на спине.

 

Левой рукой придерживайте колени ребенка. Правой рукой возьмите ребенка за правую ручку и со словами: «сядь-сядь» и т. п. побуждайте ребенка сесть, опираясь на локоть.

 

В то время когда ребенок сидит, проведите пальцами вдоль позвоноч­ ника снизу вверх до разгибания спины.

 

Затем медленно положите малыша на спину, точнее, на левый бок. Это упражнение — активная тренировка мышц брюшного пресса.

 

Выполняется 2 раза, причем второй раз надо придерживать колени пра­ вой рукой, а левой поддерживать ребенка за левую руку и укладывать его на правый бок.


 


 

Рис. 68. Присаживание за одну руку

 

 

Круговые движения руками

 

Усложните это знакомое вам упражнение (см. III комплекс № 15), вложив в кисти ребенка кольца или удобные для захвата игрушки. Дви­ жения руками выполняйте медленно, под ритмичный счет, т. к. это слож­ ное по координации упражнение.

 

Повторите 4-6 раз.

 

19. Массаж стоп (см. II комплекс № 11)

 

Поднимание выпрямленных ног

И. п.: ребенок лежит на спине.

 

Большими и указательными пальцами рук, обращенных ладонями к ре­ бенку, обхватите его голени снизу; остальные пальцы наложите на коленные чашечки. Поднимите выпрямленные ноги до вертикального положения и мед­ ленно опустите их (рис. 69). Затем поднимайте ноги попеременно (рис. 70).

 

Упражнение повторите 6-8 раз.

 

11. Поднимание из положения на животе при поддержке за вып­ рямленные руки

И. п.: ребенок лежит на животе.

 

Дайте ребенку обхватить ваши большие пальцы, поддерживая его кисти остальными пальцами. Отведите выпрямленные руки ребенка в стороны (во избежание сгибания упритесь своими ладонями в локти),


 


 

Рис. 69. Одновременное поднимание ног


 

Рис. 70. Попеременное поднимание ног


 


далее поднимите прямые руки к голове на уровень ушей. Малыш подни­ мает голову назад-вверх и упирается стопами в ваш живот (рис. 71). Продолжайте поднимать его до положения стоя на коленях (рис. 72, 73).

 

После 8 месяцев это упражнение выполняется с кольцами, причем ребенок может подняться до положения стоя.

 

Приподнимание туловища — движение активное, интенсивно рабо­ тают мышцы рук, спины и ног. Упражнение делается 1-2 раза; помните, что руки ребенка надо держать на уровне ушей, это предотвращает по­ вреждение в плечевых суставах.

Массаж груди

 

Выполняется по следующему плану (см. II комплекс № 14):

 

— поглаживание верхней части груди, 2-3 раза;

 

— поглаживание по межреберьям, 2-3 раза;

 

— вибрационный массаж, 2-3 раза;

 

— поглаживание, 2-3 раза.

 

 

Рис. 71. Поднимание из положения на животе. I момент


 

Х2


 

 

Рис. 72. Поднимание из положения на животе. II момент

 

 

Рис. 73. Поднимание из положения на животе. III момент


 


 

Рис. 74. Присаживание за согнутые руки


 

Рис. 75. «Тачка» — ходьба на руках 84



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.157 с.)