Особенности детского массажа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности детского массажа



 

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключи­ тельно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее основная функция — контроль над работой всех органов и систем.

 

Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в груд­ ном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

 

Поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда спо­ собны ее стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологичес­ кой, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления.

 

Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах фи­ зиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного анали­ затора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее до­ ступен воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмо­ циональные, но и определенные двигательные реакции.

 

Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга в данный момент времени, тем больший объем занимает мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отли­ чается от роста мышц.


 


В детском массаже используются все приемы классического масса­ жа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.

 

Различные приемы массажа оказывают различное действие на н е р-в н у ю с и с т е м у: поглаживание, мягкое растирание и разминание уси­ ливают тормозные процессы — успокаивают нервную систему. Покола-чивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

 

Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и систе­ мы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего л и м ф а т и ­ ч е с к а я с и с т е м а. Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое.

 

Под влиянием массажа периферическая к а п и л л я р н а я с е т ь расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого сле­ дует добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной.

 

Действие различных приемов массажа на мышцы различно: погла­ живание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц; покола чивание и пощипывание — сокращение.

 

При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), мас­ саж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение.

При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому вначале приемы массажа должны быть щадящими (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы (поколачи вание 1-2 пальцами), разминание. Медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры.

 

Во время массажа тело ребенка должно находиться в горизонтальном положении (лежа), а при массаже конечностей — их следует удерживать в состоянии легкого полусгибания.

 

При массаже ног следует избегать толчков в коленные суставы, обходя коленную чашечку снаружи, и не затрагивать переднюю повер­ хность голени.

 

При массаже живота необходимо щадить область печени (правое подреберье) и не задевать половых органов, при похлопывании спины надо обходить область почек (поясницу).


 


ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ

 

Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка, в результате систематической тренировки ни одна из систем не останется без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, кос­ тей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования и наибольшей пластичности.

 

Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несу­ щей ей питательные вещества и кислород. Мышцы становятся округлы­ ми, эластичными, сильными и выносливыми.

 

При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раз­ дражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще, шире и крепче.

 

Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, уве­ личивается, вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т. е. насы­ щение крови кислородом.

 

Чем продолжительнее физическая активность, тем глубже дыхание. Для ребенка проползти длинный отрезок без остановки — то же, что для взрослого прогуляться пешком несколько километров.

 

Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции.

 

Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыха­ ния, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согла­ сованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соот­ ветствующей нервной регуляции.

 

Так, в тренировку включается и нервная система. Русский физио­ лог И. М. Сеченов писал, что «работа мышц есть работа мозга», и этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной сис­ темы*.

 

Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат на­ ходится в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие высшей нервной деятельности.

 

* См. И. М. Сеченов. Рефлексы головного мозга. М., 1961.


 


Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой явля­ ется нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основ­ ные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность — совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.

 

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радости, а хорошее бодрое настроение — основа крепкого здоровья.

 

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благо­ приятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмо­ ций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древнос­ ти: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д., или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д. Происхождение этой связи И. П. Павлов находил у наших отдаленных предков, каждое «чувствование» выражалось движением: страх переходил в бег, гнев — в драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражают­ ся на работе сердца и сосудов), и таким образом и «установилось точное согласование между чувствованиями и сердечной деятельностью»*.

 

Все вышесказанное о физиологическом действии движений отно­ сится не только к гимнастике, но и к движению вообще — будь то самостоятельная активная деятельность или организованные подвиж­ ные игры.

 

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собствен­ ной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наиме­ нее утомительная из всех форм двигательной активности детей.

 

Однако в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребен­ ку чрезвычайно большая потребность в движениях. Ни одна из всех дру­ гих форм двигательной активности (организованные подвижные игры, зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии, конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность де­ тей данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия,

 

*И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. 5. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1952, с. 330-332.


 


игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане воспитания движений детей.

 

Кому не известна детская непоседливость и кажущаяся на первый взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребенку страдание, и пло­ хие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке» и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любоз­ нательность ребенка, создавая условия для его активной деятельности.

 

К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом разви­ тии, имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно внимания уделяют телосложению, пропорциональности, красоте детского тела, которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а этому ребенка надо обучить.

 

Правильное выполнение движений является непременным условием правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган».

Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвиж­ ных играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений, так как тогда это будет не игра, а упражнение.

 

Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия — гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного сте­ реотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения по­ степенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.

 

Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте — в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать пра­ вильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

 

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двига­ тельным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачивать­ ся со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.

 

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результа­ те чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

 

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.

 

Гимнастика является самой напряженной формой двигательной ак­ тивности детей, направленной на развитие статических и динамических


 


функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмично­ сти в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспе­ чивающих меньшую утомляемость.

 

Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру пред­ ставляют собой сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответ­ ствует характеру жизненно необходимых движений человека.

 

По форме эти упражнения соответствуют в огромном большинстве естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.

 

В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные дви­ жения; такие движения не представляют для детей интереса и не свой­ ственны ребенку раннего возраста, который на внешние раздражения отвечает главным образом общей двигательной реакцией.

 

В связи с основной задачей гимнастики — улучшать качество движе­ ний — правильность и точность движений в гимнастических упражнени­ ях должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или спе­ циальными приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастики от всех других форм двигательной активности ребенка, основанных на свобод­ ных движениях, точность и правильность которых не обусловлена.

 

Может ли ребенок, помимо гимнастики, в свободных и организованных играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.

 

Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как двигательная полноценность ребенка в большой степени определяет его место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положи­ тельное отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого. Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей, он становится помехой и нежеланным партнером в играх.

 

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельнос­ ти ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений: в грудном возрасте — руками родителей, в более старшем — специальными приспособлениями (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, эле­ менты домашней обстановки).

 

Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть


 


доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возмож­ ностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполне­ нию упражнения, также должна соответствовать возрасту.

 

Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или стра­ дающих какими- либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее эффективным средством реабилитации.

 

Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатором и строго следовать его указаниям и рекомендациям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.045 с.)