Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа курса «логопедический массаж»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(дисциплина по выбору)
Программа спецкурса предназначена для студентов отделения логопедии, изучивших курс медицинских дисциплин, а также ряд разделов логопедии: «Дислалия», «Ри-нолалия», «Нарушения голоса», «Дизартрия», «Заикание». Знания, полученные в ходе изучения дисциплин медицинского блока, являются основой для понимания физиологических механизмов действия массажа на различные системы организма в целом, и особенно на те системы, которые играют главную роль в процессе речедвигательного акта. Знания, полученные при изучении ряда разделов логопедии, помогут студентам в понимании необходимости строгой дифференцирован-ности в выборе как приемов логопедического массажа, так и методики проведения данной технологии. Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений широко используется логопедами-практиками. Специалистам известен положительный эффект, который достигается в коррекции многих речевых расстройств с помощью логопедического массажа, хотя до настоящего времени специальная подготовка в этом направлении не носила целенаправленного и систематизированного характера. Целью курса является обучение студентов логопедических отделений специализированному логопедическому массажу. В результате изучения курса студенты должны: — получить знания о физиологическом воздействии массажа на организм в целом и специализированном воздействии логопедического массажа; — овладеть практическими навыками логопедического массажа; — уметь осуществлять дифференцированный выбор комплекса массажных движений в зависимости от состояния мышц и эмоционального состояния каждого ребенка, стра-даюшего речевой патологией; — овладеть комплексом приемов логопедического массажа, используемого при различных речевых нарушениях. Массаж и его влияние на организм. Сущность и механизм действия массажа. Виды массажа. Логопедический массаж и обоснование его применения как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений. Физиологическое обоснование его применения и механизм воздействия логопедического массажа. Цели и задачи логопедического массажа. Виды логопедического массажа: классический, точечный — и их сочетание. Анатомия и физиология органов речи в норме. Строение головы и шеи. Кости черепа. Кости лица. Мышцы головы. Жевательные мышцы и их основные функции. Группа мимических мышц, их функции. Мышцы шеи, их основные функции. Работа мышц головы и шеи. Кровоснабжение мышц головы и шеи. Нервы головы и шеи. Анатомия и физиология артикуляционного аппарата. Полость рта: преддверие, десны, зубы, твердое нёбо. Мышцы губ, щек, мягкого нёба и зева. Их функции, иннервация. Язык, его отделы. Скелетные мышцы языка, их функции. Собственные мышцы языка, их функции. Иннервация мышц языка. Уздечка языка. Подъязычная кость, мышечный аппарат подъязычной кости, его иннервация. Слюнные железы. Гортань. Мышцы гортани, их функциональная характеристика. Методика проведения логопедического массажа. Основные позы массируемого в процессе логопедического массажа. Время проведения массажа в структуре логопедических занятий. Дозировка и длительность массажа. Показания и противопоказания к использованию массажа в логопедической практике. Методика использования классического массажа в логопедической практике. Использование приемов классического массажа как наиболее адекватного способа воздействия на мышцы артикуляционного аппарата. Основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание, плотное нажатие. Комплексное использование приемов массажа. 5. Комплекс массажных движений, направленных на расслабление мышц артикуляционной мускулатуры. Общие рекомендации к проведению расслабляющего массажа. Техника массажных движений, направленных на расслабление мышц шеи и плечевого пояса, лицевой мускулатуры, жевательных и мимических мышц, мышц губ, языка. Дополнительные методы воздействия. Приемы пассивной и пассивно-активной гимнастики. 6. Комплекс массажных движений, направленных на укрепление мышц артикуляционной мускулатуры. Общие рекомендации по проведению укрепляющего массажа. Техника массажных движений, направленных на активизацию мышц лица, жевательных мышц, мышц губ, языка, мягкого нёба, шеи и плечевого пояса. Массаж слизистой оболочки полости рта, десен, твердого нёба. Дополнительные методы воздействия. Приемы самомассажа. Методика использования точечного массажа. Массаж биологически активных точек как один из методов рефлекторного воздействия. Функциональная связь биологически активных точек с мышцами артикуляционного аппарата. Определение местоположения биологически активных точек, используемых в логопедическом массаже, их характеристика. Основные приемы точечного массажа: поглаживание, разминание, захватывание, вибрация. Комплексное использование приемов точечного массажа. Дифференцированное использование приемов точечного массажа. 8. Использование приемов логопедического массажа при различных речевых нарушениях. Выбор приемов массажа в зависимости от природы речевого нарушения. Дифференцированный выбор приемов массажа при разных клинических формах дизартрии; при невротической и неврозоподобной формах заикания; при нарушениях голоса, ринолалии. Специфика проведения логопедического массажа при ринолалии и при нарушениях голоса. Общие рекомендации по проведению массажа при ринолалии в постоперационном периоде. Техника массажных движений, направленных на активизацию мышц нёбной занавески, нёбно-язычных и нёбно-глоточных мышц. Дополнительные методы воздействия. Пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц. Использование точечного массажа при проведении фонационной гимнастики. Специфика проведения логопедического массажа при заикании. Влияние логопедического массажа на эмоциональное состояние заикающихся. Комплексное использование приемов классического и точечного массажа. Выбор приемов и методики массажа в зависимости от клинической формы заикания. Организация логопедического занятия с заикающимся с включением приемов логопедического массажа. Специфика проведения логопедического массажа при дизартрии. Дифференцированное использование приемов логопедического массажа в зависимости от формы дизартрии. Использование «рефлекс запрещающих» позиций при проведении логопедического массажа с детьми, страдающими детским церебральным параличом. Использование приема перекрестного точечного массажа при гиперкинезах артикуляционной мускулатуры. Сочетание приемов массажа и пассивной гимнастики. Особенности использования логопедического массажа при стертой форме дизартрии. Использование приемов самомассажа в логопедической практике. Использование приемов самомассажа в структуре групповых логопедических занятий. Сочетание приемов самомассажа и артикуляционной гимнастики при коррекции нарушений звукопроизношения. Использование приемов самомассажа при проведении различных режимных моментов в условиях детского сада.
ЛИТЕРАТУРА
Архипова Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП. - М., 1997. Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный. — М., 1998. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. — М., 1998. Блыскина И.В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. — СПб., 1995. Бортфельд С. А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. — Л., 1986. Васичкин В.И. Сегментарный массаж. — СПб., 1997. Вербов А. Ф. Лечебный массаж. — М., 1997. Дедюхина Г. В., Могучая Л.Д., Янъшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3 — 5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М., 1996. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985. Недорезова Е. П. Методическое руководство по вопросам речевых патологий у детей с врожденными расщелинами нёба и губы. — М., 1995. Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. — М., 2000. Приходько О. Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррекция. - 1999. - Вып. 5. Репина З.А., Балахонов А. С. О проведении массажа мягкого нёба с помощью тренажера //Дефектология. — 1992. — № 5 —6. Рогачева Е.И., Лаврова М. С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. — Л., 1977. Семенова К.А., Махмудова A.M. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП. — Ташкент, 1979. Семенова К.А., Махмудова A.M., Смуглин Н.М. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972. Сербина А.Ф., Волоскова Н.Н. Комплекс приемов массажа речевой и мимической мускулатуры при дизартрии. Дизартрия, клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы: Учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 1996. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. — М., 1987. — Т. 1. Синельников Р. Д., Синельников Я. Р. Атлас анатомии человека. — М., 1990. — Т. 2. Тенк Г. Практикум по китайской акупунктуре и точечному массажу для детей. — Таганрог, 1995. Чарели Э.М. Учитесь говорить. — Свердловск, 1991. Чарели Э. М. Упражнения и массаж по развитию детского голоса. — Свердловск, 1990. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж в системе преодоления заикания у детей: Детская речь, норма и патология. — Самара, 1993. Штеренгери А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. — Киев, 1992. Serizawa К. TSUBO. Vital Points for Oriental Therapy. Japan Publ., 1976.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие....................................................................................................................3 Глава 1. Метод массажа в коррекции речевых нарушений.................................5 Показания к применению массажа в логопедической практике...................5 Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия.................................................................................................................... 5 Физиологическое действие массажа...............................................................6 Глава 2. Краткие анатомо-физиологические сведения........................................8 2.1. Голова и шея...............................................................................................8 2.2. Полость рта................................................................................................12 2.3. Шея.............................................................................................................14 2.4. Кровоснабжение лица и шеи....................................................................15 2.5. Нервы головы и щей................................................................................. 17 Глава 3. Предварительная диагностика.................................................................19 Глава 4. Рекомендации к проведению логопедического массажа.....................25 4.1. Методические указания к проведению массажа....................................25 Виды массажа, используемые в логопедической практике.........................25 Противопоказания к назначению массажа....................................................25 Общие рекомендации к проведению массажа..............................................25 Подготовка к массажу.....................................................................................26 Положения тела при массаже.........................................................................26 4.2. Основные приемы массажа.....................................................................27 4.3. Гимнастика............................................................................................... 29
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.009 с.) |