Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ние по наружной стороне ноги.

Поиск

 

И. п.— ребенок лежит на спине (валик под коленями).

 

у Передняя поверхность бедра: поглаживание в направлении от ко­лена вверх и кнаружи, интенсивное растирание и разминание, тонизиру­ ющие ударные приемы, поглаживание.

 

У Передне-боковая поверхность голени: поглаживание от стопывверх до наружной стороны колена, энергичное растирание и размина­ ние, поглаживание.


 


 

Рис. 250. Коррекция голени

 

Для коррекции повторить ритмичное надавливание по наружной по­ верхности бедра и голени (рис. 250).

 

у Область коленного сустава: поглаживание по контуру большимипальцами, растирание, разминание в виде сдвигания коленной чашечки в продольном и поперечном направлении. Коррекция — надавливание на наружный мыщелок бедра.

у Стопа: поглаживание на тыльной поверхности от пальцев к голе­ностопному суставу, растирание поперечное или граблеобразное, погла­ живание и растирание вокруг лодыжек, особенно интенсивно вокруг на­ ружной, растирание и разминание наружного края стопы, растягивание внутреннего края, поглаживание.

 

Во время массажа и следующих за ним упражнений для стоп необхо­ димо следить за тем, чтобы коленные чашечки на обеих ногах «смотре­ ли» строго вверх.

 

Это положение ног старайтесь соблюдать по возможности чаще, осо­ бенно во время сна на спине. Полезно класть в ножной конец кроватки плотный валик или что-нибудь, создающее упор для стоп. Если малыш спит на животе, то стопы должны свисать с края кровати.


 


Малыш, страдающий искривлением ног, не должен ходить или сто­ ять подолгу. С учетом этого подбираются игры и занятия.

 

Очень полезно ползание, постарайтесь сохранить этот навык по­ дольше. Ребенок, передвигаясь на четвереньках, не нагружает ноги и в то же время тренирует мышцы практически всего тела. Некоторые дети передвигаются, опираясь только на ладони и стопы — «по-медвежьи». Это тоже неплохо.

 

У сидящего ребенка контролируйте положение колен — они должны занимать строго соединенное положение. Хороша для игр поза сидения между стоп.

 

Полезно научить малыша кататься на велосипеде. Если есть воз­ можность, купите своему сынишке или дочурке трехколесный велоси­ пед и позвольте кататься на нем не только во время прогулок, но и дома. Незаслуженно забыты педальные машинки, которые также по­ долгу занимают ребенка и в то же время укрепляют (без осевой на­ грузки) мышцы ног, развивают координацию движений и творческое воображение.

 

Плавание необходимо всем детям для гармоничного развития, но особенно в нем нуждаются дети с заболеваниями костно-мышечной си­ стемы. Вода, мягко воздействуя на тело, снимает излишнее мышечное напряжение, успокаивает нервную систему. Движения совершаются легче, но в большем объеме. Плавание развивает и укрепляет мышцы всего тела, благотворно влияет на обменные процессы в организме, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, усиливает иммунитет. Особенно полезно (для детей с О-образным искривлением ног) плавание на спине. Важно, чтобы ноги ребенка не совершали дви­ жений, как при плавании брассом, а были вытянуты и работали пре­ имущественно стопами.

 

Если нет возможности ходить в бассейн, то можно заниматься с ма­ лышом в ванне с теплой (не горячей) водой. В ванне, конечно, двух-трехлетний ребенок плавать не сможет, зато ему будет легче выполнять упражнения лечебной гимнастики.

 

• Сгибание стоп в голеностопных суставах. Ребенок сидит, опира­ясь сзади руками, ноги выпрямлены, коленные чашечки «смотрят» строго вверх, стопы параллельны. Он сгибает стопы сначала одной ногой, затем другой, обеими попеременно. Нужно помогать малышу, акцентируя сги­ бание в тыльную сторону.

 

Вращение стоп кнаружи. Исходное положение прежнее. Ребенок вращает стопами, сначала каждой стопой по отдельности, затем обеими одновременно, кнаружи.


 


Поднимание прямых ног. Ребенок лежит на спине. Поднимаетвыпрямленные ноги, поочередно или обе одновременно, стараясь дотя­ нуться до вашей ладони или игрушки.

«Велосипед». Малыш лежит на спине. Поднимает ноги вверх и по­очередно сгибает и разгибает их, имитируя езду на велосипеде. Во время выполнения упражнения >№№ 3 и 4 необходимо следить за правильным положением ног, не допуская разворота колен кнаружи, а стоп — кнутри.

 

•Поза «сидя между пяток» (рис. 251).

 

1 в а р и а н т: ребенок стоит на коленях, стопы разведены носками врозь. Опускается и садится между пяток.

2 в а р и а н т: малыш стоит на четвереньках. Покачивается вперед-назад, затем садится между пяток.

 

Такая поза очень полезна детям с О-образным искривлением ног. Почаще усаживайте ребенка таким образом, предлагая разнообразные игры и занятия.

 

 

Рис. 251. Поза «сидя между пяток»


 


 

 

Рис. 252. Ходьба по «дорожке-елочке»

 

Во время ходьбы и стояния необходимо следить за положением стоп: они должны быть параллельны друг другу.

 

• Для профилактики и лечения косолапости можно использовать ходь­ бу по «дорожке-елочке» (рис. 252). Нарисуйте на полу мелом или на бу­ маге яркими красками «елочку» длиной 1-2 м, с «веточками» под углом 15-30 градусов. Предложите малышу пройти по такой дорожке, наступая на каждую «веточку», разворачивая кнаружи стопы. Летом можно такую дорожку нарисовать на песке, выложить из дощечек или кирпичей, и пусть ребенок ходит по ней несколько раз в день. Постепенно, благодаря вашей настойчивости и терпению, вырабатывается правильная установка стон, нормализуется походка, исправляется искривление ног.


 


 

ПЛАВАНИЕ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ


 

 

Раннее, с первых месяцев жизни, плавание очень полезно, это одно­ временно лечебно-оздоровительное и закаливающее мероприятие. Благо­ приятное воздействие воды на недавно родившегося ребенка объясняется длительным периодом его развития во внутриутробной (жидкой) среде и сохранением плавательных рефлексов после рождения. Плавая, ребенок погружается в привычную ему среду, ощущает приятное массирующее воздействие воды, испытывает чувство психологического комфорта.

 

Водные процедуры прекрасно укрепляют нервную систему, снимают напряжение, способствуют хорошему сну. Плавание, как и любой другой вид физической активности, оказывает влияние на весь организм ребен­ ка, развивая все органы и системы. Благодаря регулярным занятиям, в организме усиливается обмен веществ, улучшаются функции дыхания, кровообращения, пищеварения, развивается опорно-двигательный аппа­ рат, совершенствуется высшая нервная деятельность.

 

В воде, где тело теряет свой вес, малышу легко выполнять все дви­ жения, они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребенка (при правильном их применении), способствуют его тренировке. Поэто­ му плавание особенно рекомендуется детям, имеющим нарушения психо­ моторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и нервной систем. Естественно, прежде чем начинать занятия в воде, ре­ бенка необходимо показать педиатру.

 

Показания к назначению плавания очень широки. Практически каждыйздоровый ребенок, начиная с 10-15 дней жизни, при отсутствии противо­ показаний может заниматься плаванием. Проводить занятия можно через 40-60 минут после кормления или за 30 минут до кормления. Продолжи­ тельность занятий — от 5 до 20 минут. Проводить лечебное плавание и упражнения в воде лучше через 2-3 часа после лечебной гимнастики.

 

Противопоказаниями к проведению плавания и упражнениям в водеявляются открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочув­ ствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии,


 


быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказа­ ния, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

 

Обучение плаванию проводится в ваннах, а затем в микробассейнах детских поликлиник. Удобно заниматься с ребенком дома в обычной «взрослой» ванне.

 

Главные принципы занятий в воде, как и при применении других средств ЛФК,— это постепенность и систематичность. В первые 2-3 ме­ сяца ребенок, в основном, привыкает к процедуре. В это время можно находиться в ванне вместе с малышом, многие матери отмечают, что совместное купание -— огромное удовольствие.

 

Вода должна быть приятной и на первых занятиях иметь темпера­ туру 37-37,5°С с понижением ее до конца первого месяца плавания до 34°С и до конца третьего месяца — до 32°С. Таким образом, происходит постепенное закаливание ребенка. Но если в занятиях произошел пере­ рыв, надо снова вернуться к первоначальной температуре.

 

Обучают малыша плавать не спеша, спокойно, стараясь стимулиро­ вать проявление плавательных рефлексов.

 

Первые занятия проводят с двойной ручной поддержкой ребенка. Одна рука взрослого поддерживает головку и верхнюю часть спины, дру­ гая — область груди спереди (рис. 253). Таким образом удобно держать малыша в положении и на спине, и на животе (рис. 254). Можно первое время поддерживать его под живот (рис. 255).

 

Рис. 253. Двойная ручная поддержка. I вариант


 


 

Рис. 254. Двойная ручная поддержка. II вариант

 

 

Рис. 255. Двойная ручная поддержка. III вариант


 


 

Рис. 256. Плавание восьмеркой


 

 

Рис. 257. Плавание на спине


 


 

 

Рис. 258. Одноручная поддержка

 

Необходимо, чтобы тело ребенка во время большей части занятия находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение.

 

Первые движения в воде — это скольжение по поверхности (поперек ванны, вдоль, «восьмеркой» (рис. 256), и покачивания. Уши малыша мо­ гут быть погружены в воду, при плавании на груди следует поддерживать ему подбородок, чтобы в рот не попала вода.

 

При появлении у ребенка гребных движений характер поддержки об­ легчается: двуручные поддержки заменяются одноручными. Поддержива­ ется только голова как самая тяжелая часть тела. Это создает условия для свободного движения руками и ногами при плавании в положении на животе и на спине (рис. 257, 258).

 

Если малыш с удовольствием занимается в воде, можно начинать учить его задерживать дыхание. Полейте головку и лицо ребенка водой, захваченной рукой из ванны. Детям обычно это не очень нравится, но они закрывают глаза и на 2-3 секунды задерживают дыхание. Повторяйте это упражнение в каждом занятии по 3-4 раза.

 

К самостоятельному плаванию можно приступать только тогда, когда ре­ бенок будет достаточно тренирован в задержке дыхания и овладеет навыком грести руками. Но это не главная цель занятий. Важно «подружить» малыша с водой и способствовать гармоничному развитию маленького человека.


 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.007 с.)