Социально-экономические меры, принятые для устранения последствий пандемии в России и странах ес 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономические меры, принятые для устранения последствий пандемии в России и странах ес



 

Аннотация: в 2020 году развитие экономики как в России, так и в странах Евросоюза в первую очередь определялось сложившейся эпидемиологической ситуацией. Одной из главных стратегий по восстановлению ущерба, нанесенного коронавирусной инфекцией, было введение мер социально-экономической поддержки. В данной статье представлен анализ оказанных мер.

Ключевые слова: экономика, социально-экономические меры, отрасли, налоги, безработица. 

 

SOCIO-ECONOMIC MEASURES TAKEN TO ADDRESS THE CONSEQUENCES OF THE PANDEMIC IN RUSSIA AND THE EU COUNTRIES.

 

Abstract: In 2020, the development of the economy both in Russia and in the EU countries was primarily determined by the current epidemiological situation. One of the main strategies to repair the damage caused by coronavirus infection was the introduction of socio-economic support measures. This article presents an analysis of the measures provided.

Keywords: economy, socio-economic measures, industries, taxes, unemployment.

 

Пандемия COVID-19 стала серьезным препятствием для развития российской экономики и экономики стран, входящих в состав Евросоюза. Первая волна коронавируса заставила многие государства принять вынужденные меры – приостановить деятельность экономических отраслей, оставив лишь жизненно необходимые. Промышленность, туризм, торговля, общественное питание и транспорт понесли убытки, а многие предприятия до сих пор не до конца восстановили свою деятельность. Сложившаяся ситуация отразилась не только на трудовой занятости населения, но и на его доходах, выросла безработица. По данным Росстата и Статистического управления Европейского союза по сравнению с сентябрем 2019 года общее число людей, оставшихся без работы в России, выросло на 6,3%, в странах Европы на 7,6% [8,9].

Согласно выступлениям экспертов ООН в связи со сложившимися обстоятельствами страны должны предпринять ряд определенных шагов, которые помогут создать новую пост ковидную экономику [2]. Многие страны уже предприняли ряд таких действий, направленные на поддержание экономики. Так Испания, Германия, Франция, Италия, Швеция и Финляндия провели следующие изменения в экономической и социальной сфере:

- для поддержания бизнеса, сохранения и создания новых рабочих мест, были разработаны специализированные кредитные программы, направленные на поддержание средних и малых предприятий:

· Фонд Солидарности – для поддержки микропредприятий, находящихся в сложном финансовом положении(Франция);

· выдача беспроцентных кредитов до 500 000 евро и беспроцентных промежуточных кредитов (банк IBB – Германия);

- произведены отсрочки выплат социальных страховых взносов, НДС и налогов на заработную плату для компаний;

- осуществлена поддержка занятости, в которую были включены следующие положения:

· правительство обязано покрывать до 75% расходов бизнеса, если существует риск сокращения рабочих часов или увольнения сотрудников (Швеция);

· компенсация государством выплат зарплат работникам, находящимся на обязательном карантине (Германия, Франция);

· сокращение срока для уведомления об увольнении по сокращению штатов (Финляндия);

- поддержка населения нестраховыми мерами:

· единовременная выплата в размере 1500 евро для малых предприятий (Франция);

· финансовая помощь для самозанятых и фрилансеров, потерявших работу и доходы в связи с коронавирусом, в размере 15 тысяч евро (Германия);

- осуществлена поддержка мерами социального страхования:

· финансовая поддержка яслей(Германия);

· компенсация работнику, заболевшему коронавирусной инфекцией, первые 6 недель в размере заработной платы, последующие - в сумме пособия по болезни (Франция);

· получение пособий для граждан в возрасте от 23 до 65 лет, проживающих стране более одного года; одиноких людей, проживающих без семьи (Испания). [3]

Схожие социально-экономические меры поддержки мы можем наблюдать и в России. Данные меры были направлены на поддержание наиболее пострадавших отраслей (туризм, культура и спорт, бытовые услуги и т.д.) и включали в себя следующие положения:

- отсрочка по страховым взносам и всем налогам, кроме НДС для наиболее пострадавших предприятий;

- беспроцентный кредит на выплату зарплаты на сумму МРОТ и мораторий на плановые и неплановые проверки и налоговые санкции;

- поддержка судоходных компаний, предприятий народных художественных промыслов, системообразующих предприятий и т.д.

Для населения были представлены меры поддержки в виде:

- выплат на детей от 3 до 7 лет из малообеспеченных семей, от 3 до 16 лет, на детей до 3-х лет, а также на детей до 16 лет;

- продления и увеличения пособия по безработице;

- освобождения медработников от выплаты НДФЛ, а также обеспечение выплат для медицинских работников, заболевшим COVID-19;

- кредитных каникул по ипотеке или потребительскому кредиту сроком до 6 месяцев [4,5,6].

Эти меры сумели принести определенные результаты. В России на 50% был увеличен максимальный размер пособия по безработице, повысилась заработная плата для работников медицинских учреждений, работающих с больными коронавирусной инфекцией, для наиболее пострадавших отраслей экономики были увеличены объемы кредитования. Согласно долгосрочным планам Министерства экономического развития РФ также будет запущена программа нового инвестиционного цикла и улучшения делового климата, ускоряться импортозамещение компонентов стратегического назначения, будут оказываться секторальные меры поддержки: восстановление и развитие отдельных отраслей [7].

ЕС в свою очередь также прилагает значительные усилия, чтобы компенсировать социально-экономические потери от коронавирусной инфекции. Для этого, комиссия на основании статьи 107 (2) ДФЕС позволила странам Евросоюза предлагать возможность банкам предусматривать дополнительную мобилизацию ликвидных активов нуждающимся предприятиям. Было приостановлено применение фискальных правил Пакта стабильности и роста. Эта мера позволила государствам, являющимися членами союза, увеличить бюджетный дефицит для оказания непосредственной помощи пострадавшим компаниям и работникам, а также дала возможность увеличить расходы на здравоохранение и закупку медицинского оборудования. Европейский центральный банк в свою очередь объявил о принятии программы PEPP (Pandemic Emergency Purchase Programme), которая обеспечила выкуп облигаций и ценных бумаг государственного и частного сектора на сумму 750 млрд евро для смягчения экономического ущерба. Также Комиссия инициировала ряд шагов для оказания помощи пострадавшим малым и средним предприятиям, самозанятым работникам в странах Евросоюза. В рамках бюджета ЕС были использованы инструменты (например, предоставление кредитных каникул) для поддержания этих предприятий, что дополнило меры, принимаемые на национальном уровне [1].

Таким образом, анализируя полученную информацию, можно прийти к выводу о том, что Россия и страны ЕС действуют примерно по одному и тому же сценарию восстановления экономики. Основные меры поддержки направлены в первую очередь на наиболее пострадавшие отрасли: бизнес, туризм, частные организации, медицинские учреждения, а также поддержание населения: обеспечение выплат людям, оставшимся без работы, многодетным семьям, семьям с детьми.

 

Список литературы

1. Бабынина, Л.О. Коронавирус: что может сделать и делает Европейский союз// Аналитическая записка №12. – 2020, №195. - С.5-7.

2. Макаревская, Д.А. Влияние пандемии коронавируса на мировую экономику // Тенденции развития науки и образования. – 2020, №62-9. - С. 37-40.

3. Малашенко, Т.И. Особенности социально-экономической политики Италии в период борьбы с COVID-19//Экономические и социально-гуманитарные исследования.- 2020, № 2 (26).- С. 43-51.

4.  Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://government.ru/support_measures/(дата обращения 04.12.2020).

5. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/msp_covid_19.html (дата обращения 04.12.2020).

6. Министерство труда и социальной защиты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/social/social/1217 (Дата обращения 04.12.2020).

7. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/plan_preodoleniya_ekonomicheskih_posledstviy_novoy_koronavirusnoy_infekcii.html (дата обращения 04.12.2020).

8. Федеральная государственная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 04.12.2020)

9. Статистическое управление Европейского союза [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения 04.12.2020).


 

Научное издание

 

 

XXXIII Международные Плехановские чтения

 

29 – 31 марта 2021 г.

 

Сборник статей студентов

 

В четырех томах

 

Том 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Редактор

Оформление обложки

 

 

 

Подписано в печать          Формат     

Усл. печ. л. Уч.-изд. л.   

Тираж экз. Заказ   .

 

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова».

117997, Москва, Стремянный пер., 36.

Напечатано в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». 117997, Москва, Стремянный пер., 36.

 


[1] Составлено автором на основе информации официального сайта Всемирного банка - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://data.worldbank.org/country (дата обращения: 22.10.2020)

[2] Составлено автором на основе данных официального сайта службы государственной статистики «Росстат» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 25.01.2021)

[3] Результат выведен методом ручного подсчета с учетом перехода на новый рубль. Данные, полученные в ходе анализа, могут отличиться от белстата при применении иной технологии вычисления.

[4] Обозначение белорусского рубля

[5] Расчеты производились по формулам, приведенным в справочнике Росстата Россия в цифрах 2020:

Р. Проданных товаров = прибыль от продаж/себестоимость + коммерческие и управленческие расходы

Р. Активов = прибыль до налогообложения/стоимость активов организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.023 с.)