Conditional basic income as a tool for overcoming modern economic crises 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Conditional basic income as a tool for overcoming modern economic crises



Abstract: the instability of the modern economy, caused by various reasons, leads to negative consequences, of which one of the most pernicious is the decrease of consumption. In this article conditional basic income is examined as one of the ways to mitigate the effects of economic crises by stimulating aggregate demand.

Key words: conditional basic income, economic crisis, consumption, payments, social benefits, economic experiments

 

Нестабильность экономики в период кризиса, инфляция или же дефляция, рост безработицы, стагфляция приводят к снижению реального значения ВВП и к снижению потребления. Результаты исследований аудиторской фирмы PwC, полученные в 2016 году, показывают, что спад экономики, вызванный кризисами в 2008-09 годах и в 2015 году привел к серьезным изменениям в поведении российских потребителей. За период с 2015 по 2016 года российские потребители сократили объемы покупок на 31%; начали покупать товары по акции на 24% больше, чем ранее; приобретали товары дешевых брендов на 21% больше, чем до 2015 года [5, с.7]. Причиной таких серьезных изменений в поведении потребителей стало снижение реальных доходов населения, которое в 2008 и в 2015 годах составило, согласно данным Росстата, -6,1% и -7,3% соответственно [7]. Аналогичные процессы происходили и в других странах. Для решения этой проблемы, правительства пытались использовать инструменты экономических политик. Однако, до 2020 года еще никто и никогда не пытался стимулировать экономику, в том числе и потребление, условным базовым доходом.

Концепция базового дохода не нова: она обосновывалась Т. Пейном еще в 1797 году [2, с. 385], её оспаривал М. Фридман, предлагая вместо этого «отрицательный налог на прибыль» [8, с. 50-51]. В период с 2016 по 2020 проводились экономические эксперименты по внедрению базового дохода в Индии, Финляндии, Канаде, Италии, Швейцарии и других странах [4]. Несмотря на это, во всех этих случаях, не считая очень локальных экспериментов, подразумевался универсальный базовый доход (universal basic income или UBI). Его характерными особенностями являются:

· регулярность: выплаты осуществляются через равные промежутки времени (например, каждый месяц или неделю), а не однократно;

· денежная форма: UBI выплачивается наличными средствами или начисляется на банковские карты;

· индивидуальность: выплачивается каждому человеку отдельно, а не домохозяйствам или совокупности людей;

· универсальность: выплачивается всем гражданам данного государства;

· безусловность: выплачивается в независимости от наличия работы, постоянного дохода [3, с. 72] или от принадлежности к определенной социально-экономической группе.

Условный базовый доход (conditional basic income или CBI) не включает в себя последние две особенности, хотя это не означает, что выплаты не могут быть массовыми. Некоторые возможные негативные последствия повсеместного внедрения UBI, такие как: чрезмерные затраты, по сравнению с годовым значением ВВП; отсутствие мотивации к труду; монополизация рынка низкооплачиваемого труда работодателями; повышение налогов и уменьшение текущих социальных выплат, неоднозначная реакция общества [3, с.74-75], [1, с. 9-12], также будут нивелированы, если базовый доход станет условным. То есть, выплаты будут не для всех, а некоторых макрогрупп в обществе, которые подвержены дестабилизации благосостояния из-за экономических кризисов. Этот факт приведет к уменьшению трат на условный базовый доход, так как таких слоев населения почти во всех развитых странах мира довольно небольшое количество (до 10-12%), а также условность этого дохода приведет к принуждению реципиентов CBI найти другой способ заработка в течение переподготовки или обучения новым навыкам, что должно снова вовлечь этих людей в экономику. Размер самого условного базового дохода должен быть установлен на уровне большем, чем прожиточный минимум и не больше максимальной средней зарплаты среди регионов страны, дабы этих средств было достаточно не только для физиологического выживания, но и для обеспечения воспроизводства и развития трудовых ресурсов [3, с. 74].

Именно поэтому «вертолетные деньги» или «выплаты по коронавирусу», использованные многими странами мира во время пандемии коронавируса, можно назвать условным базовым доходом, так как эти выплаты как раз удовлетворяют всем характеристикам CBI. Под «выплатами по коронавирусу» имеются в виду прямые денежные выплаты определенным группам населения, произведенные во время периода самоизоляции, но при этом существуют отдельные выплаты и льготы для фирм. Стоит отметить, что эксперименты, проводившиеся ранее в Финляндии, Италии, Канаде, не привели к существенному эффекту, так как не были массовыми или же выплаты были меньше либо равны текущему прожиточному минимуму [4]. Непредсказуемость ситуации в мире вынудила государства выделить миллиарды долларов на поддержание экономики и потребления, в том числе и через прямые выплаты большим группам населения. 

Для выявления связи между размерами выплат и поддержанием экономики страны автором был проведен кластерный корреляционный анализ на основе данных октябрьского прогноза МВФ по изменению ВВП на 2021 год [6], размеров условного базового дохода или «выплат по коронавирусу», а также общих затрат каждой страны мира, выраженных через процент от ВВП, на поддержку макроэкономического равновесия [9]. Итоговые данные представлены в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1 – Корреляция между размером выплат и изменением ВВП в 2021 году*

Размер выплат по средневзвешенному курсу к доллару Значение корреляции
От 100 до 400 0,5614
От 400 до 1000 -0,3668
От 1000 до 3000 0,3606

* Расчеты автора

 

Можно заметить, что размер выплат условного базового дохода значительно влияет на дальнейшее восстановление экономики. Связано это с выборкой стран (Таблица 1). В группе по размерам выплат «от 100 до 400» страны с развивающейся экономикой, расположенные в разных частях света, поэтому даже такой размер выплат значительно влияет на восстановление экономики от кризиса, вызванного коронавирусом. Группа «от 400 до 1000» состоит из стран Восточной Европы с относительно развитыми экономиками, развитых стран Юго-Восточной Азии. Для этих стран стимулирование потребления через прямые выплаты является неэффективным, о чем говорит значение корреляции: -0,3668. Это означает, что для этих стран необходимо предпринимать целый комплекс мер для стимулирования, не ограничиваясь прямыми выплатами CBI. Последняя группа первой таблицы состоит из стран с развитыми и давно сформировавшимися экономиками, поэтому значение корреляции (0,3606) показывает существующую связь между выплатами и восстановлением потребления и экономики в целом.

 

Таблица 2 – Корреляция между затратами ВВП на поддержку экономики в 2020 году и изменением ВВП в 2021 году**

 

Региональная группа стран (классификация МВФ) [6] Значение корреляции
Развивающиеся страны Европы -0,0230
Латинская Америка и Карибские государства 0,1856
Ближний Восток и Центральная Азия -0,3633
Страны с развитой экономикой 0,3065
Развивающиеся страны Азии 0,5619
Страны Африки южнее Сахары 0,3306

**Расчеты автора

 

Таблица 2 не менее важная, так как региональное деление учитывает не только уровень развития экономик и размер ВВП, но и степень воздействия на экономику негативных последствий коронавируса. Отрицательные значения в Ближнем Востоке свидетельствуют о незначительном «эффекте коронавируса» на экономику государств этого региона, а для развивающихся стран Европы значение корреляции говорит о незначительности поддержки этих государств населения и бизнеса во время пандемии (большая часть этих стран потратила менее 2% ВВП на поддержку). Все остальные регионы имеют значения больше 0,3, кроме Латинской Америки, что свидетельствует о серьезном уроне для экономик этих стран от коронавируса и о значительных затратах, составляющих серьезную часть годового ВВП, направленных на всемерную поддержку экономики, в том числе на прямые выплаты условного базового дохода. По прогнозу МВФ многие экономики стран из этих групп будут иметь рост реального значения ВВП от 5% в 2021 году [6].

Все эти данные, а также некоторые успешные локальные эксперименты с условным базовым доходом говорят об эффективности этого инструмента для решения проблемы снижения потребления, что чаще всего является серьезным барьером для скорейшего восстановления экономики после кризиса. Очевидно, что существуют спорные моменты относительно использования этого инструмента. До сих пор не понятно, сколько времени нужно осуществлять выплаты условного базового дохода: до конца кризиса или до полного восстановления экономики; нужно ли ставить дополнительные условия получения выплат; можно ли его применять повсеместно и т.д. Однако, важно то, что на среднесрочной перспективе (до 5 лет) условный базовый доход наверняка не станет лишь дополнительной статьей расхода во время кризисов, а может помочь с повторным вовлечением в экономику больших слоев населения и обеспечить уверенность людей в их завтрашнем дне.

 

Список литературы

1. Бобков В. Н., Долгушкин Н. К., Одинцова Е. В. Безусловный базовый доход: размышления о возможном влиянии на повышение уровня и качества жизни и устойчивости общества // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. № 3 (213) – С. 8-24.

2. Томас Пейн. Избранные сочинения: пер. с англ. / под ред. А.С. Богомолова, Ф.Ф. Вермеля. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. – 424 с.

3. Черных Е. А. Безусловный базовый доход: отношение общественного мнения и финансово-экономические аспекты внедрения // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. № 4 (214) – С. 70-84.

4. Деятельная утопия. Безусловный базовый доход прирастает экспериментами [Электронный ресурс] // ИД «Коммерсантъ». 2017. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3219833 (дата обращения: 21.10.2020).

5. Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России [Электронный ресурс] // PwC. 2016. – 24 с. – URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/consumer-business-report/e-russias-protracted-recession_rus.pdf (дата обращения: 21.10.2020).

6. Сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс] – URL: https://www.imf.org/external/datamapper/NGDP_RPCH@WEO/OEMDC/ADVEC/WEOWORLD, свободный – (дата обращения: 21.10.2020).

7. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/urov_12kv(1)_349662.doc, свободный – (дата обращения: 21.10.2020).

8. "The Case for the Negative Income Tax: A View from the Right." In Proceedings of the National Symposium on Guaranteed Income, December 9, 1966, pp. 49-55. Washington, D. C.: U.S. Chamber of Commerce, 1966.

9. COVID-19 Economic Stimulus Index // Ceyhun Elgin. 2020. – URL: http://web.boun.edu.tr/elgin/CESI_12.xlsx (дата обращения: 21.10.2020).

 

Чернявский А.А.

Научный руководитель Вершинина А.А.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.014 с.)