Comparative analysis of consumption in the domestic economy: history and Modernity. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Comparative analysis of consumption in the domestic economy: history and Modernity.



 

Annotation: the consumer, choosing goods and services, actively influences the economy, stimulating its change. The article presents the comparative analysis of consumer behavior in two economic systems, and also is investigated the consumer behavior as a factor of influencing on the transformation of the domestic economy in the past and nowadays.

Keywords: market economy, consumption, transformation of the economy, the role of the consumer, comparative analysis.

 

Российская экономика претерпевала немало изменений: сильное влияние на отечественную экономику оказала плановая экономическая система, которая установилась во времена СССР. Плановая или централизованная экономика была построена на основе экономического плана, которого придерживалось государство, так как производство благ напрямую зависело от него. На данный момент в России рыночная экономическая система (смешанный тип рыночной экономики), основанная на схеме «спрос-предложение». Соответственно, потребитель, создающий данный спрос, играет огромную роль в формировании тенденций на рынке. Социальные установки со временем меняются, чем провоцируют и изменения экономики [5]. Чтобы рассмотреть влияние поведения потребителя и ожидаемые трансформации в экономике, необходимо выделить аспекты сравнения, а также временные промежутки сопоставляемых эпох. Наиболее ярко прослеживаются отличия между, уже названными, «плановым» и «рыночным» типами экономики, следовательно, в сравнении участвуют «советский» и «постсоветский»/современный периоды развития рынка.

В современной России сформировалась потребительская экономика, о которой свидетельствует состояние Российской экономики и следующие показатели: темп роста доходов и средний доход населения, темп роста производительности труда, уровни занятости и безработицы, а также заработная плата населения страны и их потребительские расходы [1]. Экономическая трансформация – сложный и длительный процесс, но отечественной экономике пришлось трансформироваться за небольшой временной период. В постсоветской России эти изменения затрагивают саму экономическую систему, а также поведения производителей и потребителей. В плановой экономической системе потребитель и вовсе не важен – не актуален. Государство придерживалось своего плана, который разрабатывался отечественными экономистами каждый год. Можно выделить ряд особенностей отечественного потребителя при плановой экономике:

- мнение потребителя не учитывается при его выборе, так как командная экономика не предоставляет выбор;

- на выбор потребителя оказывает влияние идеология;

- «равенство» всех слоев общества – «равенство» доходов населения, карточная система, нет необходимости платить за коммунальные услуги и приобретать жилье – государство обеспечивает всем;

- у потребителя нет желаний и потребностей, все необходимое он получает от государства. В 1960-1980 гг. 40 % своих заработанных денежных средств советские люди расходовали на питание, в отличие от современных показателей в 15-20% [5];

- высокий уровень потребления, взамен на плохое качество производимых благ;

- в целом уровень удовлетворения потреблением был высок, из-за неимения выбора на рынке.

Современная отечественная экономика представляет собой рыночную систему, где одно из главных мест занимает потребитель. В данной системе удовлетворение потребностей является главной особенностью потребителя. Также можно выделить, еще несколько особенностей: право и возможность выбора блага на рынке, исходя из его желаний, дохода, потребностей, личных, социальных и психологический факторов, которые оказывают на него влияние; потребитель сам является регулировщиком спроса и предложения на определённые товары и услуги, может управлять ими самостоятельно. Говоря о рыночной системе, мы можем говорить и о выборе потребителя. Цель потребительского выбора - максимизация общей полезности рационального потребителя на фоне ограниченности ресурсов [3]. Вне зависимости от общих принципов рационального потребления, на потребителя оказывается влияние большого количества факторов, в число которых входят вкусы и предпочтения самого потребителя. В России в настоящее время выделяются следующие направленности изменения преимуществ в потреблении:

- темпы развития и масштабы появления интернет-магазинов. Мы живем в эпоху прогресса и новых технологий, следовательно меняются потребительские привычки, которые изменили мобильные устройства и компьютеры. Онлайн-покупки становятся частью жизни всех людей на планете. В России онлайн – покупки стали наиболее популярными и актуальными в период пандемии коронавируса, когда людям нежелательно было выходить из дома. Потребитель создал спрос на товары, но не мог приобрести их физически, что привело к повышению предложения со стороны онлайн-сервисов и доставки. В среднем люди начали делать онлайн-покупки 3-4 раза в неделю, в сравнении с прошлым опытом в 1 раз в неделю;  

- спрос на покупки, осуществляемые как дигитальным, так и физическим способом. Потребители в основном совершают покупки в магазинах, находящихся поблизости к месту проживания, работы и т.д., и отечественному потребителю нравятся новые технологические услуги, как кассы самообслуживания, карты клиентов, которые дают возможность сэкономить, но и также потребителей привлекает и квалифицированный персонал магазина; 

- растущее внимание к проблемам экологичности. В связи с экологической ситуацией, меняется и поведение потребителя. Более 58% Россиян, беспокоятся за экологичность их потребительского поведения и предпочли бы купить экологичный товар, но по более высокой цене [4]. Впервые появляется понятие рациональное потребление. Рациональное поведение оказывает сильное влияние на отечественную экономику. Исходя из современных тенденции, люди всё больше задумываются о потреблении. Об этом свидетельствует появление различных компаний-арендодателей в сфере транспорта, жилья, техники. Такие организации предоставляют продукт на временное пользование, что гораздо выгоднее для потребителя. Возникновение многоразовых продуктов снижает спрос на одноразовые. В период пандемии можно заметить схематичную трансформацию: переход от одноразовых масок к многоразовым. Наблюдается тенденция «отказа» от использования большого количества одежды и вещей. Все больше людей стремятся минимизировать количество «предметов» вокруг себя. Выступление основателя компании Life Edited Грэхема Хилла на TED тому подтверждение. Он продвигает мысль о том, что «больше – не значит лучше». Эта идея в сознании людей приведет к изменению отношения к вещам, оставив лишь необходимые так как «опредмечивание» ограничивает жизнь [2];

 - резкое смещение в сторону онлайн-коммуникаций. На данный момент существует телевизионная и интернет-реклама, исходя из технологического прогресса компании начинают инвестировать больше в социальные сети, так как охват аудитории там преобладает. Также компаниям необходимо получать обратную связь, которую легче осуществить в интернете, нежели в телевизионной сфере.

Можно сказать, что потребитель эволюционировал за последние десятилетия, раньше людям не предоставлялось право выбора, а теперь люди – отвечают за спрос и предложения, «двигают» экономику.

Далее приведем сравнительный анализ потребления в двух системах – плановой и рыночной (таблица 1.)

Таблица 1. Сравнение потребления в двух системах

Плановая экономика Рыночная экономика
Существует товарный дефицит, в следствие которого объём потребления становится ниже объема спроса. Объем потребления всегда эквивалентен объему спроса, так как реальный (платежеспособный) спрос удовлетворён,
Уровень удовлетворения потребительских потребностей высокий, но сам спрос не удовлетворялся. Уровень удовлетворения потребительских потребностей на все товары значительно выше, то есть удовлетворён полностью, в отличие от объема потребления. 
Потребление без учета схемы “спрос- предложение” Потребление основано на схеме свободного спроса и предложения.
Цены не зависят от потребления блага (цену устанавливает государство) Цены напрямую зависят от потребления и формируются благодаря схеме “спрос-предложение”, в условиях достаточной конкуренции.
Полностью ориентирована на государство и социалистическое общество в целом Ориентирована на потребителя

Источник: составлено авторами

В представленной таблице видны значительные изменения, которые произошли за несколько десятков лет, в потреблении в двух различных экономических системах. Минимизация потребностей снизит эффективность схемы «спрос-предложение» и со временем приведет к её исчезновению. На смену рыночной экономики придет постиндустриальная, появится огромное количество сервисов и услуг, объем услуг в стоимостном выражении будет превалировать по сравнению с промышленным производством. Исходя из этого, можно утверждать, что в дальнейшем система будет претерпевать еще большие изменения – изменения потребления, которые и будут следствием трансформировавшейся экономики.

 

Список литературы

1. Аракелова, И.В. Концептуальные основы потребительской экономики / Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)». – ВолГ-ТУ. – 2013. – №5 (15). – С. 24-28.

2. Graham Hill. Less stuff, more happiness [Видеозапись]. [Электронный ресурс] – URL: https://youtu.be/nS4BriU-lkU.  (дата обращения 28.11.2020).

3. Вальтух, К.К. Целевая функция потребления: анализ и практическое использование / Наука. – 1980 – 386 c.

4. Состояние экологии и включенность в экологические практики. [Электронный ресурс]/ Информационный портал ФОМ Медиа – URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14146 (дата обращения 28.11.2020).

5. Рощина, Я. История потребления СССР и в современной России / Социология потребления, лекция 6. [Электронный ресурс] – URL: http://ecsocman.hse.ru/iprog/text/16219246/16217051.html (дата обращения 28.11.2020).

Хасиатуллина Л.Р.

 Шарафутдинова Д.Ф.

Научный руководитель Горяинова Л.В.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.008 с.)