Small and medium-sized business during the covid-19 pandemic 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Small and medium-sized business during the covid-19 pandemic



 

Abstract: The article is devoted to the impact of the COVID-19 pandemic on small and medium-sized businesses in Russia. The article pays special attention to the measures of state support and the changed indicators of the business activity index. Studies of the work of SMEs in the period of coronavirus infection allow us to trace the trends in the development and functioning of economic entities.

Keywords: small and medium business, COVID-19, government support measures, GDP, anti-crisis packages, benefits, subsidies, entrepreneurship.

 

Пандемия новой коронавирусной инфекции вносит свои коррективы практически во все сферы нашей жизни. Тысячи предприятий пострадали и закрылись в условиях распространения коронавируса, который по-прежнему присутствует в нашей жизни. В 2020 году сектор экономики потерял 247 тысяч предприятий, на поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП) было направлено 639,2 млрд. руб. Изучение влияния введенных ограничений на МСП в связи с COVID-19 поможет выявить объемы потерь, а также эффективность и результативность мер, принятых государством для снижения финансовых потерь.

МСП – самый уязвимый сектор экономики в ситуации падения спроса. А в период распространения COVID-19 статистика показала, что МСП нуждается в наибольшей поддержке государства, так как оно является ключевым звеном рыночной экономики и основой рабочих мест. Поэтому правительство оперативно разработало программы и определило меры поддержки предприятий. Помощь субъектам МСП составила 60,9% от первого пакета мер объемом 628,8 млрд руб.(24 марта 2020 г.) [1, С. 288].

Второй пакет дополнительных мер оценили в 564,2 млрд руб. На поддержку МСП было направлено 17,2%полной стоимости пакета (31 марта 3030 г.) [1, С. 288].

Наиболее масштабный–третий пакет – разработан 15 апреля 2020 г. Выделена почти половина объема антикризисных мер в 1-м полугодии 2020 г. 16,3% от данного пакета составила поддержка субъектов МСП[1, С. 289].

Совокупный объем поддержки МСП в России составил 0,81% ВВП. В Германии – 27%, в Италии – 24%, в Японии – 22%, во Франции –17%, в Великобритании – 15%, в Канаде –12%, в США – 12%, в Австралии –7% ВВП. Следовательно, суммы финансовой помощи в большинстве развитых стран оказались объемнее российских.

Наиболее значимыми в России оказались меры налогового стимулирования и финансовые меры поддержки. Также были осуществлены контрольно-надзорные меры, государственные закупки и меры имущественной поддержки.

Меры для всех предприятий: кредиты под 2% на 6 мес.для поддержки занятости.

Для малого и среднего бизнеса всех отраслей:

●Страховые взносы снижены с 30 до 15% с заработных плат выше МРОТ;

●Срок уплаты ранее начисленных административных штрафов увеличен с 60 до 180 дней;

●Перенесены платежи за аренду объектов государственного или муниципального имущества с 2020 г. на 2021 г.;

●Расширена программа льготного кредитования под 8,5%.

Меры поддержки малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях:

●Предоставлены отсрочки на 6 месяцев по уплате налогов (кроме НДС) на сумму до 64 млрд руб. в МСП с 3,3 млн занятых и по страховым взносам на сумму 92 млрд руб. 569 тыс. МСП с 3 млн занятых;

●Обеспечено освобождение от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 г.;

●Списаны кредиты при условии сохранения занятости;

●Субсидии на заработную плату МСП и ИП, по данным ФНС, были предоставлены в апреле 1,09 млн организаций и ИП на сумму 45,8 млрд руб., в мае – 1,08 млн организаций и ИП на сумму 44,6 млрд руб. (охват – 3,7 млн человек) [1, С. 317, 326].

В условиях сильного спада экономики предоставленной помощи оказалось недостаточно. Согласно мониторингу«Мнение малого и среднего бизнеса о мерах государственной поддержки в период эпидемии коронавируса», в России 62,2% опрошенных микро-, малых и средних предприятий оценили шанс выживания своей компании в 50% и ниже. По данным международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, к августу 2020 г. Россия потеряла более 1 млн. субъектов МСП (почти каждый пятый бизнес). Более того, по исследованию Общероссийского народного фронта, 48% опрошенных предпринимателей указали, что по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности их организации не относятся к перечню пострадавших отраслей– авиаперевозкам и автоперевозкам; гостиничному и туристическому бизнесам; деятельности по организации конференций и выставок, предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты); физкультурно-оздоровительной деятельности и спорту; культуре, организации досуга и развлечений; общественному питанию; организациям дополнительного образования и негосударственным образовательным учреждениям. Большинство предприятий, не попавших в этот перечень, хотели бы получить поддержку, предназначенную для пострадавших отраслей [2].

По данным опроса, проводившегося в мае 2020 г., лишь 54%предпринимателей, обращавшихся за грантом по поддержке, смогли его оформить. 74% получили отказ банков при оформлении льготного кредита по ставке 0%, а 87% – по ставке 8,5% [2]. Большая часть заявок была отклонена без объяснения причин, это связано с «неблагонадежностью» клиентов. Другие запросы просто не подошли под условия программы – деятельность не относится к ряду «пострадавших», у компании имеется задолженность по оплате иного кредита или в штате работает всего один сотрудник.

Российское общественное объединение «Опора России» выявило, что активность МСП упала до минимума за последние 5 лет из-за карантинных мер [3]. Об этом свидетельствует снижение блоков индекса деловой активности МСП RSBI, при этом блоки продаж, инвестиций и кадров достигли минимальных значений с 2014 года. Единственный блок, который снизился незначительно, показав при этом положительную динамику по методологии расчета индекса, является блок доступности финансирования. Из этого можно сделать вывод, что пандемия все-таки негативно сказалась на малом и среднем бизнесе, потому что в 2019 году наблюдался рост деловой активности [3].

В апреле 2020 года 19% компаний МСП ожидали рост выручки, но в реальности выручка выросла только у 8% участников опроса, а упала – у 78%. А вот доля компаний, которые сократили штат сотрудников, достигла максимального значения за все время расчета индекса RSBI и составила 35%. Неутешительную статистику показали и данные из реестра МСП. В мае президент «Опоры России» прогнозировал закрытие 1 миллиона предприятий, его поддерживали в «Деловой России» и Торгово-промышленной палате РФ. Но на практике с августа 2019 по август 2020 года в России закрылись 1,16 миллиона предприятий малого и среднего бизнеса, а создано было 870 тысяч новых компаний. Исходя из этого, экономика потеряла 247 тысяч предприятий. Для сравнения, с августа 2018 по август 2019 года значение «чистых закрытий» было втрое меньше и составляло лишь 80 тысяч [5].

Последствием снижения уровня деловой активности МСП является и снижение ВВП. На декабрь 2020 года зафиксировано снижение ВВП на 3,8% [6]. В январе 2020 года Банк России ожидал прирост ВВП в 2020 году на 1,5-2% [4].

Таким образом, после изучения статистики, сравнения прогнозов с реальными показателями, мы можем проследить, что такого сильного ослабления экономики из-за пандемии не ожидал никто. Несмотря на поддержку государства, мы все же видим падение индекса деловой активности, увеличение доли закрытых предприятий, а также наблюдаем снижение ВВП. Суммарно объемы поддержки МСП в рамках антикризисной политики в России в 2020 г. составили более 600 млрд. руб. Реальная картина оказалась хуже прогнозов, но все-таки государство пыталось по-максимуму снизить потери в различных отраслях МСП. Наиболее эффективные меры поддержки государства – предоставление субсидий, списание налогов. Наименьшую эффективность показал возврат ранее уплаченных налоговых платежей [7].

Восстановление экономики в 2021 году будет происходить постепенно, темпы экономического роста будут зависеть от проводимой денежно-кредитной политики, ослабления ограничений и карантинных мер, а также от реализации национальных проектов. Ожидаемый рост экономики в 2021 году составляет 2,8-4,8% [8].

 

Список литературы

1. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. – М.: 2020.

2. Исследования ОНФ и результаты опросов предпринимателей - URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/COVID-19-SME.pdf(дата обращения: 08.01.2021)

3. Результаты 2020 года от Опоры России - URL: https://opora.ru/news/aktivnost-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-upala-do-minimuma-za-5-let.html?sphrase_id=1642764(дата обращения: 08.01.2021)

4. Информационно-аналитический комментарий Банка России - URL: http://www.cbr.ru/collection/collection/file/27574/ec_2020-01.pdf(дата обращения: 10.01.2021)

5. Потери МСП - URL: https://fingazeta.ru/ekonomika/rossiyskaya_ekonomika/467431(дата обращения: 11.01.2021)

6. Оценка падения ВВП от Минэкономразвития - URL: https://www.interfax.ru/business/742966 (дата обращения: 11.01.2021)

7. Оценка эффективности мер поддержки МСП - URL: https://opora.ru/upload/iblock/e02/e0238f91767b63e956635fca183935e1.pdf(дата обращения: 14.01.2021)

8. Доклад о денежно-кредитной политике – URL: http://www.cbr.ru/analytics/dkp/ddcp/longread_2_30/page/#highlight=2020(дата обращения: 15.01.2021)

 

Логачева А.И.

 Логвиненко А.Д.

Научный руководитель Вершинина А.А.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.014 с.)