Financial forecasting in the context of the organization of the budget process: challenges and prospects 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Financial forecasting in the context of the organization of the budget process: challenges and prospects



 

Abstract: the author identifies the quality of financial forecasting as the most important factor affecting the development of budgets of the budget system of the Russian Federation, and develops a number of recommendations aimed at improving the macroeconomic foresight system.

 

Keywords: macroeconomic forecasting, budget, revenue and expenditure items, accuracy, export, import, quality.

 

В современных условиях макроэкономическое прогнозирование имеет важнейшее значение для составления бюджетов. Некоторые учёные рассматривают бюджетное прогнозирование (разработка прогноза экономического развития государства) как первоначальный этап бюджетного процесса, предопределяющий бюджетное планирование [1]. Однако в научной среде придерживаются иной точки зрения, согласно которой прогнозы являются, скорее, одним из инструментов, используемых при составлении бюджетов, нежели выступают полноправным этапом бюджетного процесса. В настоящее время система государственного управления в России предполагает активное использование прогнозов в бюджетном процессе, на что указывают статьи 169 и 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2]. Таким образом, качество исполнения бюджета непосредственно зависит от отклонений фактических значений от прогнозных, ведь сами специалисты, разрабатывающие соответствующие прогнозы, основываются на том, что существует тесная взаимосвязь между их расчётными предположениями и показателями бюджета. В этой связи на процесс составления и исполнения бюджета в значительной степени влияет уровень достоверности разрабатываемых Министерством экономического развития прогнозов социально-экономического развития. Однако в современной истории России макроэкономическое прогнозирование носит низкокачественный характер и результирующие показатели прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации не обладают высокой точности, вследствие чего невозможно определять достоверную величину доходных и расходных статей бюджета.

Расчёты автора показывают, что доходы от внешнеэкономической деятельности для федерального бюджета Российской Федерации имеют весомое значение, поскольку онив 2019 году составили 15% от общих доходов. В этой связи автором был проведён анализ прогноза экспорта и импорта товаров и услуг на 2019 г. на основе среднесрочных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.

Таблица 1. Изменение прогнозируемых значений объёмов экспорта и импорта Российской Федерации на 2019 год

Показа­тель

Сценарий

Прогнозируемые значения на 2019 год, в млрд. долл. США

Фактические значения за 2019 год

Отклонение фактических показателей от прогнозируемых, в млрд. долл. США (% от фактических показателей)

Прогноз на 2017-2019 годы Прогноз на 2018-2020 годы Прогноз на 2019-2021 годы Прогноз на 2013-2015 годы Прогноз на 2014-2016 годы Прогноз на 2015-2017 годы

Экспорт

базовый 297 324 437

438

141 (32) 114 (26) 1 (0)
базовый + 370 –– –– 68 (16) –– ––
консерватив­ный –– 289 407 –– 149 (34) 31 (7)
целевой 376 343 –– 62 (14) 95 (22) ––

Импорт

базовый 207 238 272

258

51 (20) 20 (8) -14 (-5)
базовый + 241 –– –– 17 (7) –– ––
консервативный –– 219 261 –– 39 (15) -3 (-1)
целевой 247 248 –– 11 (4) 10 (4) ––

Источник: составлено автором на основе [3].

Важно отметить, что анализ абсолютных и относительных показателей, представленных в таблице 1, выглядит весьма проблематичным, поскольку прогнозы, составленные в разные временные периоды, имеют различное количество сценариев. Так, если документы, определяющие значения прогнозируемых показателей на 2017-2019 гг. и на 2018-2020 гг., включают в себя три сценария, то последующий прогноз имеет лишь два варианта развития будущего, игнорирую при этом потенциальные позитивные тенденции в развитии международных экономических отношениях. Однако необходимо подчеркнуть, что в рамках утверждённых сценариев рассчитываются и значения иных показателей, не зависящих от межгосударственных взаимодействий. Отсюда следует, что положительные изменения, например, в росте реальных располагаемых доходов населения или инвестиций в основной капитал также не предусматриваются, хотя, вполне вероятно, предпосылки для благоприятных сдвигов в разрезе некоторых показателей, отражающих макроэкономическую стабильность, существуют и их можно идентифицировать.

Однако ключевая проблема, отражающая низкое качество финансового прогнозирования, заключается в недостоверности включённых в прогнозы значений фактическим. Так, представленные в таблице 1 отклонения отражают высокую степень неуверенности специалистов в предвидении будущего, что недопустимо в сложившихся условиях. Например, в период пандемии COVID-19 органами государственной власти необходимо было в срочном порядке разрабатывать и принимать антикризисные меры, основой для которых служат именно прогнозы социально-экономического развития. Наряду с этим в условиях новой реальности необходимо было разрабатывать проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, фундаментом для которого также выступают прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации. В этой связи в целях повышения качества макроэкономического прогнозирования автор выдвигает ряд предложений:

1) установить единые наименования и одинаковое количество вариантов прогноза, используемых в дальнейшем для проведения анализа эффективности финансового прогнозирования;

2) обеспечить индивидуальный подход к прогнозированию каждого показателя, разрабатывая для него оптимальное количество сценариев, в полной мере отражающих потенциальные изменения и предпосылки для них;

3) использовать большее количество специализированных ведомств и коммерческих структур, занимающихся и желающих принимать участие в научном предвидении;

4) придерживаться комплексных методов финансового прогнозирования, обеспечивая баланс между объективными математико-статистическими данными и субъективными предположениями экспертов;

5) утвердить последовательную корректировку рассчитанных значений в условиях изменения макроэкономической ситуации под влиянием экзо- и эндогенных факторов.

Реализация сформулированных выше мер позволит в значительной степени улучшить точность научного предвидения и унифицировать сам процесс макроэкономического прогнозирования, вполне ожидаемым следствием чего в таком случае выступит повышение качества исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Важно отметить, что в условиях новой реальности финансовое прогнозирование приобретает принципиально новое значение не только в российском государстве, но и во всём мире. Столкнувшись с катастрофическими событиями мирового масштаба, невозможность предопределять будущее ставило бы под сомнение эффективность принимаемых противоборствующих мер. Неуверенность в успешности рекомендуемых коммерческим предприятиям и гражданскому населению действий и отсутствие у них целенаправленности ещё больше усугубляла бы внутригосударственное положение. Таким образом, отсутствие системности в принимаемых решениях, вызванных недостоверным прогнозированием макроэкономических показателей, повышает риски пролонгации кризисных явлений и маниакального образа действий органов государственной власти. Именно поэтому во всех развитых странах мира в целях повышения эффективности принимаемых мер, минимизирующих масштаб экономического воздействия пандемии COVID-19, в первую очередь, в сжатые сроки были разработаны среднесрочные прогнозы экономического развития. Отсюда следует, что отчётливое видение будущего позволяет осмысленно принимать стратегические решения, направленные на избежание всеобъемлющей хаотичности. Безусловно, возможность точного прогнозирования предаёт уверенности национальной власти в принятии управленческих решений, особенно в критических ситуациях. Однако важно отметить, что в условиях повышенной неопределённости Российская Федерация существует достаточно давно, в то время как развитые страны Западной Европы и заокеанские государства, возможно, столкнулись с подобными социально-экономическими трудностями впервые.

В заключение необходимо подчеркнуть, что разработка изначально несоответствующих действительности прогнозов, наблюдавшихся на протяжении последних лет [5], не может быть допустима, поскольку они выступают фундаментом при составлении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако в реальности можно наблюдать низкое качество научного предвидения, не позволяющего в высокой степени обеспечить обоснованность отдельных бюджетных показателей. В результате, необходимо ликвидировать выявленные автором неточности в системе макроэкономического прогнозирования, что позволит выйти на траекторию устойчивого экономического роста.

 

Список литературы

1. Рыжаков Е. Д. О развитии методологии стратегического управления бюджетным процессом в регионе // Инновационное развитие экономики. – 2012. – № 6 (12). – С. 38-42.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращение: 02.02.2021 г.).

3. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/ (дата обращения: 02.02.2021 г.).

4. Балынин И. В. Финансовый контроль в современных социально-экономических условиях: особенности, виды и методы // Аудит и финансовый анализ. – 2016. – №6. – С. 152-154.

5. Куликов М. В. Финансовое прогнозирование как ключевой элемент в системе управления государственными финансами в контексте обеспечения социально-экономического развития Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. – 2020. – № 4. – С. 79-87.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.022 с.)