Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обеспечить материальный порядок, гарантировать свободуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слова и прений Необходимость, предписывающая нам чисто временную политику покуда будет длиться духовное междуцарствие, определяет также истинную природу этого переходного режима. Если бы революционное правительство Конвента продержалось до наступления общего мира, оно, без сомнения, осталось бы и далее у власти, изменив только согласно новым потребностям свой главный характер. Пока продолжалась национальная борьба, оно должно было представлять собой сильную диктатуру, одновременно духовную и светскую, отличавшуюся от давшей королевской власти только более высокой напряженностью вследствие чрезвычайно прогрессивного направления; эта черта только и отличала ее от настоящей тирании. Но ^сйр по необходимости положил конец этому полному сосредоточению политики, без которого защита республики была бы безуспешна. При изменившихся обстоятельствах временное правительство, обязанное своим существованием только отсутствию истинных социальных принципов, должно допустить полную свободу изложения и прений, дотоле невозможную и даже опасную, но ставшую теперь необходимым условием разработки и установления новой всеобщей доктрины, которая одна лишь может служить твердым основанием для окончательного преобразования. Это предполагаемое превращение собственно революционного правительства должно осуществиться в исключительной политике, наиболее подходящей для французской республики, возрождающейся среди общего отныне непоколебимого мира и глубокой духовной анархии. Недостойные преемники Конвента превратили в ретроградную тиранию вверенную им силою обстоятельств прогрессивную диктатуру. В последнюю фазу долгой реакции это полное сосредоточение было коренным образом обессилено противодействием на основании закона местной власти. Хотя центральная власть домогалась всегда официального всемогущества, однако неизбежное расширение свободы исследовании все более и более сводило на-нет ее бесполезное духовное господство, оставляя ей только светское главенство, которого требовал общественный порядок. В течение перерыва, последовавшего за реакцией, даже светская диктатура была законным путем уничтожена, благодаря раздроблению центральной власти и усилению местной власти. Обе эти власти молча отказались руководить духовным преобразованием, посвятив себя всецело все более и более труд-Ному поддержанию материального порядка среди полной Умственной анархии, которую еще усиливал позорный эмпиризм, который считал возможным основать общественный строй На одних только интересах, без всякого нравственного фундамента. Прогрессивный характер, по необходимости присущий нашей Республике, конечно, несомненно придает ее двум светским °рганам естественное усиление напряженности, которое в Прежнее время возбудило бы непреодолимое отвращение. Но Каждый из них совершил бы огромную ошибку, если бы он допытался теперь возродить в какой-либо форме временную Диктатуру Конвента. Хотя подобная попытка не могла бы венчаться успехом, она, тем не менее, вызвала бы тяжелые
238 239 смуты, которые отныне были бы одновременно и анархическими, и ретроградными, соответственно природе окончательно дискредитированной метафизики, которая при этом была бы применена. Таким образом, полное отсутствие твердых и общих убеждений заставляет вести теперь чисто временную политику ограничивающуюся, главным образом, материальным поряд. ком; в то же время благоприятные условия внутреннего ц внешнего положения вещей не требуют другой политики для содействия великому умственному и нравственному обновлению, долженствующему характеризовать окончательный строй. Расценивая навсегда официальную ложь, согласно которой конституционная монархия признавалась окончательным результатом великой революции, наша республика может провозгласить непреложным только свой единственный нравственный принцип: полное и постоянное преобладание социального чувства, прямо посвящающего общему благу все реальные силы. Таково теперь единственное, поистине окончательное правило, которое нет надобности предписывать, так как оно самопроизвольно вытекает из всеобщих стремлений, не позволяющих его оспаривать с тех пор, как все противоречивые предрассудки совершенно разрушены. Но что касается доктрин и, следовательно, учреждений, могущих организовать это прямое царство универсальной общественности, наша республиканская форма правления в сущности остается неопределенной и допускает множество режимов. Безвозвратным, с политической точки зрения, здесь является только полное уничтожение королевской власти, которая,в какой бы форме она ни существовала, составляла с давних пор во Франции и даже, в меньших степенях, на всем Западе символ регресса. Это торжественное признание главенства социального чувства — главная заслуга республиканской формы правления — прямо отвергает всякое притязание на непосредственное создание окончательного режима, так как это противоречит добросовестному исканию реального решения, предполагающего наличность систематических условий, источником которых не могут быть современные остатки прежних доктрин. Требуя, чтобы умственное и нравственное преобразование отныне было искренне предоставлено свободному соперничеству всех мыслителей, истинные философы будут, таким образом, говорить от имени республики, для которой чрезвычайно важно помешать теперь стеснительному освящению какого-либо из нерациональных верований. Подобная поддержка будет гораздо более целесообразна для обеспечения полной философской свободы против вредных излишеств политического движения, чеМ инстинктивное сопротивление реакционной власти, обнаруженное ею в течение парламентарного перерыва. Это сильное, но слепое отвращение к непосредственному созданию учреждений, будет отныне, к счастью, заменено естественным возрастанием мудрого общественного равнодушия, вследствие неизбежного крушения всех нестройных попыток, внушенных различными метафизическими утопиями. Единственная истинная философская опасность, которую может представить новое политическое состояние, заключается в его стремлении отвращать общество и даже мыслителей от всякого глубокого и продолжительного размышления, побуждая их отдаваться немедленным практическим опытам, основанным только на поверхностной и поспешной оценке. Следует признать, что наше современное настроение было бы совершенно неподходящим для первоначальной разработки преобразовательной доктрины, если бы эта доктрина не была уже проведена при принудительном равновесии, которое одно только посвящало ей наш слабый ум в то время, как обессиленная политическая реакция уже не в состоянии была помешать свободному полету философской мысли. Но подлинная концепция возникла окончательно в последнюю фазу ретроградного движения; затем она развивалась и даже распространялась во время остановки его при парламентарном режиме. В настоящее время новая философия выступает в качестве руководительницы социальным прогрессом, навсегда возобладавшим. Эти временные настроения, которые могли бы помешать ее возникновению, довольно благоприятны для ее оценки, лишь бы только ее главные органы сумели всегда с достоинством избегать пошлого соблазна, который побуждает ныне многих мыслителей отдаваться интересам дня. Только позитивная философия способна хорошо оценить ничтожество и серьезную опасность различных метафизических утопий, оспаривающих руководство окончательным преобразованием, и она вскоре отвлечет публику от этого бесполезного политического волнения, чтобы сосредоточить всеобщее внимание на Полном обновлении мнений и нравов на основании ее принципов. Пока республиканское правление обеспечивает позитивизму Полную свободу, необходимую для его действительного назначения, оно может быть, с другой точки зрения, рассматриваемо как начало нормального состояния, постепенно определяющего основную независимость новой духовной власти от местной ПЛИ центральной временной власти. Не только правительство, в собственном смысле, вскоре вынуждено будет признать свою Неспособность осудить общую доктрину, требующую налично-
240 241 сти высоких научных знаний, которым наши государственные люди большей частью чужды, но, кроме того, неурядицы вызываемые честолюбивыми мечтаниями метафизиков, неспо.! собных оценить современное положение, побудят общество оказывать доверие только мыслителям, которые откажутся от всякой политической карьеры и торжественно посвятят себя философии. Таким образом, нормальное отделение духовной власти от светской, систематически проводимое позитивизмом, явится результатом нашего республиканского режима, который, увлекаясь соблазнительной легкостью непосредственных применений, вначале как будто мешает нам в этом деле. Хотя кажется что наши революционные предрассудки нас еще значительно удаляют от этого великого социального принципа, однако опыт вскоре заставит правительство и общество признать его, чтобы обеспечить одновременно порядок и прогресс, которым одинаково угрожают метафизические утопии. Все истинные мыслители будут стараться даже преодолеть слепое отвращение, внушаемое им этим принципом, и признают, что если он и осуждает их пустое политическое честолюбие, зато он им открывает огромное поприще благородного нравственного возвышения. Помимо своего высокого социального назначения этот новый путь один только может привести к осуществлению справедливых личных притязаний на звание истинного философа, которое в настоящее время часто компрометируется стремлением философов к временным успехам. '"'"' ■■"' ' >,>■■>.'■'■ «Л ■H-.Jf-Wi'W: ''" "-н -•<'■' А'ЗДЖГ' i.'.' /■■ЧЛ'Л>.■.■< "г- ' П;' ™ *-?Я ' •>' ■'■>?*■•' т- q;.v;/j.KT:H'«U< ■'■-''•"•" ::Н5 ';,. >*■; "Ш •>■;: •,:•■ ;.;. /fit-^i-y.",';'.! •'№ ',f»i,: «г;,..;,ч.\ r.,.via/Jan■■•.Н(,.-..Л'г'.,■:■.•■ ' /p.. • -■; ■:..„,,• .'..'A-M. kj,!.!.:;!,?;:■ •!•£}.," 4 ,, , i ;"гГ'";н?;,Г?л'№>Г г, -г,;г..'('И(,1;?г:™.1",!(:,;,.:5)с.', ".''■'' ■ •' '" T*V; •.■!'! ■■•'J/:•;'.'.'..т."..:.;-■ ' >:>':.У v; '•"'' ' '"J«: •.". H • "Ill ■••.(!',•,U.\ ■ • „>«' C-s'O'.-l '"'•■ • '•"''"■''' 3--1- • ','■■.>H*'.,.'-.M'-; мк.;■•; ;"4i.;;,v.^.;■'■■'•■•■; ■;•' Милль Д.С. ' ' '
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.008 с.) |