В продолжении переходного периода власть должна быть, в виде исключения, вверена пролетариям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В продолжении переходного периода власть должна быть, в виде исключения, вверена пролетариям



Неспособность к общественной службе наших различных социальных классов заставляет искать другое средство для удовлетворения этого революционного требования и обратиться туда, где цельное миросозерцание менее сдавлено и чувство долга лучше развито. Здравая историческая теория дает мне основание решительно заявить, что одни только наши проле­тарии могут выставить из своей среды достойных представи­телей высшей светской власти до окончания духовного меж­дуцарствия, т.е. на время, по крайней мере, одного поколения.

Освободившись от всякого педантократического или ари­стократического обаяния, легко видеть (при рациональном исследовании, согласно соображениям, приведенным в начале этой третьей части), что у народа общность мыслей и бла­городство чувств более возможны и более непосредственны, чем у всех других классов. Обычный недостаток администра­тивных понятий и привычек делает наших пролетариев ма­лоспособными к различным специальным должностям прак­тической государственной деятельности. Но это обстоятельство Не является для них препятствием к пользованию высшим авторитетом и к исполнению высоких социальных функций, тРебующих истинной широты взглядов и не предполагающих Никаких специальных знаний. Когда эти важные посты будут Заняхы достойными пролетариями, их мудрый и скромный


 


176


177


инстинкт сумеет найти подходящих лиц из недр тех классов откуда они до сих пор вербовались. Так как их умелый выбор обеспечит практический характер и прогрессивный дух пра­вительства, они смогут без опасений использовать все спецц. альные способности даже тех лиц, которым, как стоящим очень высоко, наиболее может быть противна служба республике. Таким образом, все светские элементы окажут, — под влиянием могучего импульса со стороны пролетариев, — над­лежащее содействие нашему окончательному преобразованию, в особенности среди военных и судей, особенно способных к превращению в искренних республиканцев. В то время, когда это обладание верховной властью ободрит и успокоит народную массу и сделает излишними обычные приемы обуздания, оно воздействует на представителей промышленности в том смыс­ле, что они будут делаться все более и более достойными предстоящего им светского высокого назначения, по мере того, как их чувства будут очищаться и их взгляды расширяться. Итак, условия свободы и общественного порядка создадут почву для передачи революционным путем центральной власти нескольким выдающимся пролетариям на время духовного междуцарствия. Их воцарение не породит в пролетарской массе опасных честолюбивых стремлений, подобно тем, какие вы­зывает теперь в этой среде жажда обогащения, ибо все ясно поймут исключительную природу и необходимые условия этого редкого величия.

Назначение этой политической аномалии определяет также ее форму осуществления. Надо на самом деле освободиться от корыстной рутины, которая в последнее время сделала из местной власти род обязательной подготовки к центральной власти, хотя в действительности именно центральная власть была всегда предметом честолюбия парламентариев. Неопро­вержимый опыт достаточно подтвердил, в этом отношении, здравые теоретические соображения, согласно которым такая школа может воспитывать только бесполезных болтунов, ли­шенных всякой настоящей политической способности, како­выми были, например, жирондисты. Помимо того, что наши пролетарии, идя таким путем, вряд ли могли бы восторже­ствовать, следует признать, что если бы они имели несчастье достигнуть успеха, они потеряли бы прямоту и самобытность, составляющие теперь их истинные качества, делающие их достойными этой исключительной ответственной роли.

Таким образом, временный пост, который позитивизм предназначает для вождей пролетариев, последние должны будут занять сразу, без всяких парламентарных околичностей-Тогда наше прямое движение к окончательному возрождению приобретает тот характер, который ему должен быть свойстве-


йен: мирный и энергичный, благодаря добровольному и си­стематическому сотрудничеству философов, свободных от вся-к0го светского честолюбия, и диктаторов, чуждых всякой духовной тирании. Общественный разум будет отныне считать ^тежником и в то же время ретроградом всякого ученого, который будет домогаться светской власти, и всякого прави­теля, который пожелает поучать. Одним словом, наше рево­люционное правительство подвергнется тому внутреннему преобразованию, в котором нуждалось правительство Конвента, если бы это удивительное политическое создание могло, как того хотели его творцы, просуществовать до наступления

всеобщего мира.

Таков окончательный договор между истинными философа­ми и истинными пролетариями относительно руководительства органическим завершением великой революции, путем мудрого восстановления режима Конвента, не искаженного опытами, произведенными его различными преемниками эпохи реакции

и застоя...

Теоретические пробелы наших пролетариев будут легко восполнены философами, которые, подчиняясь непреодолимо­му требованию социального чувства, ознакомят своих союз­ников со здравой исторической теорией, без которой челове­ческая солидарность представляется лишенной своей главной особенности — непрерывности. Хотя нравственное несовер­шенство современных философов создаст много затруднений для пролетариев, тем не менее народное движение встретит поддержку в их высоком убеждении о всеобщем преобладании сердца; это убеждение в состоянии будет преодолеть пустое высокомерие, которое могло бы расстроить этот союз, име­ющий целью обновление,

..».....

Ш"                                 г ■■•',■.,",::;..-

;":"<■'.?•.:• '-к' •              ■., ': <r-<:V,4.V!; t:j   t,,.',■;,!...

.г ■'■;■,v. '"':          "HI   '"'«'■ ■.■.:>-,'•;;,!.,,1.v-'jo

&...'<'..;.!■:,; V                      : :,■■.,' ••.л;.'"*- v.. ■ ■■->./, ВД* f;: 4 \yv

>':■■'''■ ' '"'л V                  .;'".:~: jr ;$~:V. ' \!Г".:,. tl'.,■■,<-'■•'.< ■■    '■' :..v'.V

'E:<Tf."W;;Kf; „'.'I; „>.  ■:■'■    ■'>.',,.,' v* ■ *„■         ,;

"•'.":'Л-:. ■'■■,:л 'v.iv.ifC\„,tu vr:,»                  '. ''ч'ц,',:', ::\л ■■',{'■ .-.. ^■■"■-.,

!..-./«;,*и>-- :л^"-г.. ■■■>:■■",: ■■'',„■. ■ vv ■•--■:■ -. v

:ii;i. ■; ■•'■. ■'...: -.;.>.:,; '.';,.,\ <                                                                                                                    .,;';,r,.... ' ;' •■■■.,                                                                           '.:■;-";, ■'

'. ;'r<. ,h;&- -<лц ни.,'■*. '■ •<'■■■:* 'ц:.;.^т-'-.:,

.,...■:•:'.■"..,»;■'"*>/.. ■■"t.y. -'ф '■' V.'VrjT' vi   '■''■OX:'- ■■'■■■'<'':.:^.:.-■:.. ■'■■"-;.:<■'>•


 


178


179


Конт О. СИСТЕМА ПОЗИТИВНОЙ ПОЛИТИКИ1

Глава XVII Возможность приступить к социальному преобразованию

Та же теория, которая объясняет умственную эволюцию человечества, устанавливает, таким образом, действительно окончательную систематизацию наших элементарных идей, благодаря чему устраняются существовавшие до сих пор, в большей или меньшей степени, противоречия между условиями гармонии и движения. Ее историческая способность и ее догматическая ценность взаимно друг друга укрепляют; ибо действительная связь наших понятий должна всегда исходить из их последовательных превращений, которые, в свою оче­редь, остались бы необъяснимыми без нее. История и фило­софия становятся, таким образом, нераздельными для всех здравых умов.

Теория, одновременно статическая и динамическая, выпол­няющая столько условий, может, конечно, рассматриваться теперь как способная построить единую спекулятивную систему на ее истинном объективном основании, хотя ее единство должно быть еще развито и упрочено, что возможно будет по мере, того, как ее основание будет все глубже изучаться. Но этот двойной прогресс должен в действительности гораздо более зависеть от социального назначения этого построения, чем от бесполезного стремления к научному совершенству. Именно, руководя духовным преобразованием передовых на­родов, абстрактная философия должна будет почувствовать потребность в новом расширении или в лучшей связи, в особенности тогда, когда требования морали и политики вызовут изучение новых  естественных отношений; так что знание никогда не будет слишком опережать применение. Достаточно, чтобы это нарождающаяся систематизация всех наших реаль­ных умозрений была теперь настолько выработана, чтобы можно было непосредственно приступить к синтезу чувств и даже действии, начиная с систематизации позитивной морали, которая должна руководить окончательным возрождением человечества. А мой основной труд, смею думать, не оставляет никакого сомнения в немедленной возможности такого пред­приятия, своевременность которого будет доказана в настоя­щем рассуждении.

'В кн.: Родоначальники позитивизма, вып. 4—5. СПб., 1912—1913.

180


Глава XVIII

Не нужно смешивать позитивизм с атеизмом, материализмом,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.009 с.)