Прогресс есть только развитие порядка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогресс есть только развитие порядка



Основное согласование между порядком и прогрессом составляет еще более неотъемлемое преимущество позитивизма. Ни одна доктрина даже не пыталась произвести это необхо­димое слияние, которое он самопроизвольно устанавливает. Переходя сообразно своей энциклопедической системе от Малейших научных случаев до важнейших политических во­просов. Теоретически он сводит это согласование к необхо­димому соотношению между существованием и движением, сперва разработанному относительно простейших неорганиче-скИх явлений и затем дополненному биологическими поняти­ями. После этой двоякой подготовки, доставляющей этому сочетанию внушительное научное основание, он определяет его окончательное назначение, распространяя его на здравые с°Циальные умозрения, откуда тотчас вытекает его практиче-р^0^ значение, присущее всей позитивной систематизации, грядок становится тогда неизменным условием прогресса, е^сду тем как прогресс составляет беспрерывную цель порядка. Наконец, путем более глубокой оценки, позитивизм прямо РеДставляет человеческий прогресс, как состоящий всегда в


 


228


229


простом развитии основного порядка, который по необходц^ мости содержит в себе зародыш всех возможных успехов Здравая теория нашей индивидуальной или коллективной природы доказывает, что ход наших превращений совершается эволюционно, без участия какого-либо творчества. Этот общц^ принцип вполне подтверждается историческим исследованием всегда вскрывающем уходящие вглубь корни каждого совер-шившегося изменения вплоть до наиболее глубокого перво­начального состояния, зародыша всех будущих усовершенство-ваний.

В силу этого основного тождества прогресс в свою очередь становится показателем порядка. Поэтому анализ идеи про­гресса может достаточно характеризовать двойное понятие, на котором покоятся одновременно социальные наука и искус­ство. Рассматриваемая таким образом эта оценка делается более доступной пониманию, в особенности, в наше время, когда новизна и важность теории прогресса сильно занимают вни­мание публики, по своему понимающей огромное значение подобной идеи как необходимое основание всякой здравой моральной и политической доктрины.

Л г:

ц                                         Глава XXI                            ,,,

1           Теория прогресса: материального, физического,

"'"                      интеллектуального и морального

■'"" Позитивизм считает постоянной целью всего нашего лич­ного и общественного существования всеобщее совершенство­вание сперва внешних условий и затем, в особенности, нашей внутренней природы. Первый род прогресса — один и тот же для нас и для всех более высших животных, стремящихся более или менее улучшить свое материальное положение. Несмотря на низменный характер прогресса этого рода, он, благодаря своей большей легкости, составляет для нас необ­ходимое начало совершенствования, более высокие степени которого не могут быть оценены народами, оставшимися чуждыми его наиболее грубой форме. Это-то и является причиной наблюдаемого в настоящее время сильного влечения к материальному прогрессу, в котором избранная часть чело­вечества черпает, сверх того, самопроизвольное побуждение * наиболее благоприятным улучшениям, систематические против­ники которых не смеют отвергать этой непроизвольной пер­воначальной соблазнительности. Впрочем, наша умственная И нравственная апатия, мешающая нам предпринять какое-либ0 другое существенное совершенствование, объясняет, хотя и Ие


лправдывает, чрезмерное значение, которое теперь придается материальному прогрессу.

Как бы то ни было, не подлежит сомнению, что только второй род прогресса составляет главную характерную черту человечества, за исключением слабого почина, обнаруживае­мого в этом отношении некоторыми высшими животными, которые действительно в самых грубых чертах стремятся улучшить также свою собственную природу.

Это истинно человеческое совершенствование обнимает три вида улучшений, трудность которых возрастает одновременно с их важностью и обширностью, смотря по тому, касаются да они нашей физической, интеллектуальной или моральной природы. Его первая ступень, которая может быть разложена согласно тому же принципу, почти сливается своим началом с простым материальным прогрессом. Но в целом она является гораздо более важной и более трудной в виду ее чрезвычайно большого влияния на наше истинное счастье. Мы, например, более выигрываем от малейшего удлинения нашей жизни или какого-либо укрепления нашего здоровья, чем от наиболее старательных усовершенствований русла наших рек или наших искусственных путей сообщения, которыми никогда мы не достигнем тех преимуществ, которыми пользуются птицы благодаря их естественной организации. Во всяком случае, этот первый вид внутреннего прогресса не может считаться исклю-.■• чительно присущим человеку, так как некоторые животные делают кой-какие самопроизвольные шаги в этом направлении, в особенности, относительно чистоплотности, являющейся естественным началом подобного рода совершенствования.

Таким образом, человечество хорошо характеризуется только интеллектуальными и моральными преуспеяниями, доступными Для животных лишь в некоторых частных случаях, коллектив­ной же подъем их возможен только при нашем постоянном вмешательстве.

Эти две высшие ступени полного совершенствования не Равны по своей ценности, обширности и трудности, подобно т°му, как не равны две низшие ступени, причем мы их всегда °Иениваем по их действительному влиянию на частное или общественное человеческое счастье. Наше умственное, научное Или эстетические улучшение как со стороны метода наблю­дения, так и со стороны индуктивной или дедуктивной спо­рности, когда социальное состояние позволяет надлежащим °"Разом ею пользоваться, имеет большое значение для нашей с^Дьбы и доступно большему подъему, чем все физические и ем более материальные улучшения. Но согласно основному объяснению, данному в начале


 


230


231


настоящего рассуждения, ясно, что истинное человеческое счастье еще более зависит от морального прогресса, д^ достижения которого мы имеем также больше возможностей хотя он и является более трудным. Нет такого интеллекту.! ального улучшения, которое в этом отношении могло бы быть равноценно, например, действительному увеличению доброты и мужества. Поэтому, чтобы упростить точное понятие 0 совокупности нашей личной или общественной жизни, доста­точно указать, что она должна быть, главным образом, пос­вящена нравственному совершенствованию, ведущему нас к истинному счастью более прямым и более верным путем, чем всякое другое. Хотя оно не может избавить нас от предше­ствующих видов совершенствования, долженствующих даже служить постепенным подготовлением к нему, оно тем более способно вместить в себя цель всей нашей жизни, ибо бла­годаря этой связи оно естественно вызывает все другие со­вершенствования.

Итак, наше совершенствование относится, главным образом, к двум нравственным качествам, наиболее важным для реаль­ной жизни, а именно для аффективного импульса и активного решения; эти качества суть благорасположение и энергия; на это указывает удачная двусмысленность во всех наших запад­ных языках значения слова сердце у двух полов. Позитивная философия необходимо стремится развить эти качества более непосредственно, более полно и более верно, чем всякая другая, предшествующая ей доктрина.

Подчиняя социальному чувству все наши мысли, чувства и действия, она является пропитанной благорасположением. Что касается энергии, то она ее всюду предполагает и постоянно внушает уже тем, что она коренным образом исключает всякое стеснение свободы, возбуждает в нас сознание истинного до­стоинства и беспрерывно побуждает нас к частной и коллек­тивной деятельности. Наше собственное вступление в эту конечную форму существования составляет в этом отношении решительное доказательство, обязывая каждого из нас преодо­леть страхи, которые некогда приводили в колебание наиболее мужественные и наиболее гордые характеры.

Такова основная система человеческого совершенствования, являющегося вначале материальным, далее физическим, затем интеллектуальным и, наконец, в особенности, моральным. Эти четыре главные ступени могут быть разложены согласно тоМУ же правилу на второстепенные, причем между ними образуется много нормальных переходов. Хотя я не могу здесь вдаваться в эти подробности, все же считаю необходимым указать, что философский принцип всего этого разложения тождественен


с принципом истинной энциклопедической иерархии, соответ­ствующей или общности, или сложности явлений. Оба ряда будут точно соответствовать друг другу, если они будут со­ставлены по одному и тому же способу. Они кажутся раз­личными только в виде необходимости более подробно озна­чать для научной цели их нижнюю часть и для социального приложения — их высшую часть. Но эта двойная лестница истины и добра приводит к одному и тому же заключению icaK в том случае, когда социальная точка зрения ставится выше всех других, так и в том, когда высшее благо полагается во

всеобщей любви.

Эта систематическая оценка основного девиза представляет собой краткую характеристику духовного преобразования, составляющего главное назначение новой философии. Не трудно теперь понять, каким образом позитивизм осуществляет од­новременно наиболее благородные социальные попытки като­лицизма в средние века и наиболее важные условия великой программы Конвента. Окончательно присваивая себе проти­воположные достоинства,принадлежавшие раньше католичеству и революционному духу, он обеспечивает одновременное уп­разднение теологического и метафизического методов мышле­ния, так как отныне, когда их противоречивые функции лучше выполняются одной конечной доктриной, они оба уже бес­полезны. Нормальное отделение духовной власти от светской должно было в особенности вызвать это слияние и это необходимое очищение, ибо оно было главным предметом этого долгого подготовительного антагонизма.

Глава XXII                '



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.011 с.)