Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Пролетарии не питают более никакого
Содержание книги
- II Метафизическая, или абстрактная стадия
- Гармония между наукой и искусством, между положительной теорией и практикой
- Окончательная несовместимость науки с теологией
- Относительные свойства положительного мышления и здравого смысла
- I .Эволюция положительной морали
- Необходимость духовного господства положительной философии
- Положение пролетария благоприятствует развитию великодушных чувств и общих взглядов
- Верховная власть народа. Позитивизм ее не допускает, л но признает, в крайних случаях, право на возмущение
- Способность пролетариата стать опорой для духовной власти
- Необходимое сочетание трех элементов общественного мнения: доктрина, сила и орган
- Необходимое согласование между независимостью и
- Интеллектуальный труд, являющийся социальной силой, должен быть упорядочен
- Воздействие общественного мнения на капиталистов
- Союз между философами и пролетариями
- Пролетарии не питают более никакого
- Слепое благоговение пролетариев перед литераторами и адвокатами
- Пролетарий не должен стремиться ни к богатству, ни к политической карьере
- В течение переходного периода политическая власть должна быть централизована
- В продолжении переходного периода власть должна быть, в виде исключения, вверена пролетариям
- Фатализмом или оптимизмом. Как атеизм, так и теология
- Видоизменять внешний порядок
- Исторические факты он рассматривает относительно, i
- Связь между французской революцией и позитивизмом
- Необходимое согласование между порядком и прогрессом. Порядок останется регрессивным, пока прогресс будет анархическим
- Нравственная прогрессия чувств: личные, семейные, общественные. Человеческое сердце может перейти от первого члена к третьему только под влиянием семейных чувств
- Прогресс есть только развитие порядка
- Политические указания. Переходный режим. Временное правительство.
- Обеспечить материальный порядок, гарантировать свободу
- Система логики силлогической
- Об обратно-дедуктивном, или историческом методе
- Что такое общество. .
ДОВЕРИЯ К ТЕОЛОГИИ
Отрицательное условие уже достаточно выполнено, по крайней мере, в Париже, относительно теологического строя, более глубоко павшего в глазах наших пролетариев, чем где бы то ни было. Беспочвенный деизм, на котором останавливаются еще многие ученые, не встречает никакого доверия в народе, к счастью, чуждом наук о словах и сущностях, — наук, которые одни только могут продлить эту чрезвычайную задержку в современном освободительном движении. Нужно только-чтобы истинные склонности народного духа проявились более резко во избежание всяких иллюзий относительно интеллектуального характера нашего возрождения. А это решительное возрождение не замедлит совершиться в той вполне свободной
Глава XXXIII
ПРОЛЕТАРИИ ДОЛЖНЫ ТАКЖЕ ОТКАЗАТЬСЯ
ОТ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ИДЕЙ К
Освобождение наших пролетариев от метафизических идей меньше подвинулось вперед, но оно столь же необходимо, как и избавление их от теологических воззрений. У народов, не принявших протестантства, метафизические блуждания, опутывающие ныне умы германцев, без сомнения не пользуются большим доверием. Но народ всюду, даже в Париже, в силу ложного предрассудка, с уважением относится ^соответственному образованию, хотя он сам, к счастью, этой премудрости Не вкусил. Весьма важно поэтому рассеять эту последнюю Иллюзию наших пролетариев, которая отныне одна только Препятствует подъему социального чувства. Она покоится Прежде всего на слишком частом смешении образованности с Умом, откуда народ простодушно заключает, что только образованные люди способны управлять. А это ошибочное,
164
165
хотя весьма извинительное мнение часто приводит к избрани^ неспособных руководителей.
Лучшая оценка нашего общества покажет народу, что вопреки высокомерию наших образованных людей и даже ученых большинство действительно сильных умов находится теперь вце этих групп, именно среди столь пренебрегаемых практиков ^ иногда среди самых необразованных пролетариев. В средние века, когда воспитание преобладало над образованием, лучще рассуждали и умели восхищаться и пользоваться глубокой реальной мудростью весьма невежественных рыцарей. Прямота, проницательность и даже связность мыслей суть вообще качества, совершенно независимые от всякого образования, ц их развитие гораздо более обусловливается практической жизнью, чем теоретическим обучением. Что касается цельного миросозерцания, являющегося главным основанием всякой политической способности, то можно с уверенностью сказать, что оно отсутствует преимущественно у образованных классов.
Глава XXXIV
|