Верховная власть народа. Позитивизм ее не допускает, л но признает, в крайних случаях, право на возмущение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верховная власть народа. Позитивизм ее не допускает, л но признает, в крайних случаях, право на возмущение



Не допуская метафизического догмата о верховной власти народа, позитивизм систематически извлекает из этого догмата все то, что в нем заключается действительно благотворного (как для исключительных случаев, так, в особенности, для нормального существования), устраняя огромные опасности, связанные с его полным применением.   В революционной практике его главное значение состоит в прямом оправдании права на бунт. Позитивная же политика рассматривает это право как крайнее средство для такого общества, которое (при безусловном подчинении, слишком проповедуемом современ­ным католицизмом) рисковало бы подпасть под иго тирании. С научной точки зрения надо в этом видеть спасительный кризис, еще более необходимый для коллективов, чем для индивидуальной жизни, соответственно очевидному биологи­ческому закону, гласящему, что болезненное состояние явля­ется тем более частым и тем более тяжким, чем организм сложнее и выше. Так что никто не может серьезно опасаться, что грядущее возобладание позитивизма, которое вызовет Исчезновение собственно революционного духа, расположит Когда-либо к пассивному подчинению. Это значило бы принять болезнь за окончательный вид здоровья. Глубоко относитель­ный характер новой социальной доктрины, напротив, делает ее единственно способной коренным   образом примирить °бычное подчинение с исключительным возмущением, как этого требуют одновременно здравый смысл и человеческое достоинство. Сохраняя это опасное лекарство для действитель-j?° крайних случаев, она, не колеблясь, его одобрит и даже

УДет рекомендовать, когда оно станет безусловно необходи­мым. Но она выполнит эту временную функцию и не введет обычай отдавать политические вопросы и выборы на суд

125


очевидно некомпетентных людей, которых она, сверх того сумеет склонить к добровольному отречению от их анархии ческих прав.

Что касается нормального предписания, которое действи. тельно содержит в себе, хотя в весьма неясной форме, ме­тафизическая теория народовластия, то позитивизм особенно способен освободить его от опасной примеси и тем увеличить его социальное значение, нисколько не ослабляя его. Он различает в нем два весьма отличных друг от друга понятия, которые до сих пор смешивались — одно политическое, при-меняющееся в некоторых определенных случаях, другое мо­ральное, имеющее всеобщее применение.

ь                                        Глава V                               ,у

'             ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ДОГМАТА О

ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ НАРОДА

Политическое понятие сводится к провозглашению, от имени социальной массы, частных постановлений, главные мотивы которых все граждане могут обыкновенно достаточно оценить и которые прямо касаются практического существования всей общины, как то: судебные приговоры, объявление войны и т.д. В позитивном строе эти благородные предписания, подсказан­ные привычным инстинктом всеобщей солидарности, станут еще более внушительными, так как будут обращены ко всему человечеству, а не к отдельному народу. Но было бы нелепо распространять этот обычай на те многочисленные случаи, когда население, неспособное само принять решение, должно принимать решения лиц, облеченных его доверием. Эта со­циальная необходимость зависит либо от трудности решаемого вопроса, либо от слишком косвенного или слишком ограни­ченного влияния предпринимаемой меры. Типичным примером могут служить решения, — часто весьма важные — касающиеся научных понятий, а также большинство практических промыш­ленных, медицинских и т.д. правил. Во всех этих случаях позитивизм может легко предохранить народную справедли­вость от разрушительных заблуждений, которые приобретают серьезное значение только под влиянием метафизического высокомерия, почти неизвестного нашим необразованным пролетариям.

С другой стороны, нормальное толкование мнимого наро­довластия сводится к основному обязательству направлять всю социальную деятельность к общему благу, впрочем весьма относительному для пролетарской массы как в силу ее под­авляющего численного перевеса, так и в особенности ввиДУ


Оудностей, связанных с ее естественным положением, требу­ющим искусственного   попечения, в котором другие слои

лщества мало нуждаются. Но понимаемое в таком смысле это п0 существу республиканское понятие совпадает с всеобщим основанием истинной морали, выражающимся в прямом и беспрерывном преобладании общественности над личностью, гтозитивизм не только не противоречит этому понятию, но и... является единым принципом его полной систематизации, даже умозрительной. Присвоив себе навсегда это великое социальное правило, временным выразителем которого была после падения католицизма метафизическая философия, по­зитивизм окончательно очищает его от всякого анархического духа. Ибо он переносит на моральную почву то, что рево­люционная доктрина с такой опасностью ставит на полити­ческую почву, благодаря свойственному ей предрассудку, касающемуся постоянного смешения двух основных сил...

Глава VI



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.005 с.)