ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ НАРОДА. ПОЗИТИВИЗМ ЕЕ НЕ ДОПУСКАЕТ, л НО ПРИЗНАЕТ, В КРАЙНИХ СЛУЧАЯХ, ПРАВО НА ВОЗМУЩЕНИЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ НАРОДА. ПОЗИТИВИЗМ ЕЕ НЕ ДОПУСКАЕТ, л НО ПРИЗНАЕТ, В КРАЙНИХ СЛУЧАЯХ, ПРАВО НА ВОЗМУЩЕНИЕ



Не допуская метафизического догмата о верховной власти народа, позитивизм систематически извлекает из этого догмата все то, что в нем заключается действительно благотворного (как для исключительных случаев, так, в особенности, для нормального существования), устраняя огромные опасности, связанные с его полным применением.   В революционной практике его главное значение состоит в прямом оправдании права на бунт. Позитивная же политика рассматривает это право как крайнее средство для такого общества, которое (при безусловном подчинении, слишком проповедуемом современ­ным католицизмом) рисковало бы подпасть под иго тирании. С научной точки зрения надо в этом видеть спасительный кризис, еще более необходимый для коллективов, чем для индивидуальной жизни, соответственно очевидному биологи­ческому закону, гласящему, что болезненное состояние явля­ется тем более частым и тем более тяжким, чем организм сложнее и выше. Так что никто не может серьезно опасаться, что грядущее возобладание позитивизма, которое вызовет Исчезновение собственно революционного духа, расположит Когда-либо к пассивному подчинению. Это значило бы принять болезнь за окончательный вид здоровья. Глубоко относитель­ный характер новой социальной доктрины, напротив, делает ее единственно способной коренным   образом примирить °бычное подчинение с исключительным возмущением, как этого требуют одновременно здравый смысл и человеческое достоинство. Сохраняя это опасное лекарство для действитель-j?° крайних случаев, она, не колеблясь, его одобрит и даже

УДет рекомендовать, когда оно станет безусловно необходи­мым. Но она выполнит эту временную функцию и не введет обычай отдавать политические вопросы и выборы на суд

125


очевидно некомпетентных людей, которых она, сверх того сумеет склонить к добровольному отречению от их анархии ческих прав.

Что касается нормального предписания, которое действи. тельно содержит в себе, хотя в весьма неясной форме, ме­тафизическая теория народовластия, то позитивизм особенно способен освободить его от опасной примеси и тем увеличить его социальное значение, нисколько не ослабляя его. Он различает в нем два весьма отличных друг от друга понятия, которые до сих пор смешивались — одно политическое, при-меняющееся в некоторых определенных случаях, другое мо­ральное, имеющее всеобщее применение.

ь                                        Глава V                                ,у

'             ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ДОГМАТА О

ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ НАРОДА

Политическое понятие сводится к провозглашению, от имени социальной массы, частных постановлений, главные мотивы которых все граждане могут обыкновенно достаточно оценить и которые прямо касаются практического существования всей общины, как то: судебные приговоры, объявление войны и т.д. В позитивном строе эти благородные предписания, подсказан­ные привычным инстинктом всеобщей солидарности, станут еще более внушительными, так как будут обращены ко всему человечеству, а не к отдельному народу. Но было бы нелепо распространять этот обычай на те многочисленные случаи, когда население, неспособное само принять решение, должно принимать решения лиц, облеченных его доверием. Эта со­циальная необходимость зависит либо от трудности решаемого вопроса, либо от слишком косвенного или слишком ограни­ченного влияния предпринимаемой меры. Типичным примером могут служить решения, — часто весьма важные — касающиеся научных понятий, а также большинство практических промыш­ленных, медицинских и т.д. правил. Во всех этих случаях позитивизм может легко предохранить народную справедли­вость от разрушительных заблуждений, которые приобретают серьезное значение только под влиянием метафизического высокомерия, почти неизвестного нашим необразованным пролетариям.

С другой стороны, нормальное толкование мнимого наро­довластия сводится к основному обязательству направлять всю социальную деятельность к общему благу, впрочем весьма относительному для пролетарской массы как в силу ее под­авляющего численного перевеса, так и в особенности ввиДУ


Оудностей, связанных с ее естественным положением, требу­ющим искусственного   попечения, в котором другие слои

лщества мало нуждаются. Но понимаемое в таком смысле это п0 существу республиканское понятие совпадает с всеобщим основанием истинной морали, выражающимся в прямом и беспрерывном преобладании общественности над личностью, гтозитивизм не только не противоречит этому понятию, но и ... является единым принципом его полной систематизации, даже умозрительной. Присвоив себе навсегда это великое социальное правило, временным выразителем которого была после падения католицизма метафизическая философия, по­зитивизм окончательно очищает его от всякого анархического духа. Ибо он переносит на моральную почву то, что рево­люционная доктрина с такой опасностью ставит на полити­ческую почву, благодаря свойственному ей предрассудку, касающемуся постоянного смешения двух основных сил...

Глава VI



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.011 с.)