Исторические факты он рассматривает относительно, i 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические факты он рассматривает относительно, i



не но оправдывает всех                       . -ч

Обвинение в оптимизме еще менее обосновано, чем пред­ыдущее, ибо эта тенденция не имеет, подобно фатализму, некоторой первоначальной солидарности с позитивным направ­лением. Ее источник, напротив, чисто теологический; ее влияние падает с каждым днем по мере того, как позитивизм развивается.

Хотя неизменные небесные явления естественно внушают нам идею совершенства в той же степени, как и идею не­обходимости, их простота, однако, обнаруживает столько недостатков естественного порядка, что оптимизм вряд ли стал бы искать в них главную точку опоры, если бы первая разработка их теорий не совершалась при господстве моно­теистических воззрений, заставивших предполагать проявление

188


них абсолютной мудрости. Основываясь на теории эволюции, йа которую опирается теперь систематический позитивизм, новая философия самопроизвольно и все более и более выступает и против оптимизма, и против фатализма, по мере т0го, как она охватывает более сложные умозрения, в которых становятся заметны как несовершенства естественного устрой­ства, так и его видоизменения. Поэтому как это обвинение, так и предыдущее, менее всего уместны по отношению к социальным теориям. Если в пользу них все же как-будто находятся кой-какие доводы, то в настоящее время это объ­ясняется тем, что мыслители, разрабатывавшие эту область, не могли хорошо знать ее природу и условия, так как не были достаточно проникнуты истинно научным духом. Благодаря отсутствию надлежащей логической подготовки, ученые в наши дни действительно часто злоупотребляли особенным характе­ром социальных явлений и представляли абсолютным их самопроизвольный мудрый ход, который, правда, выше пла­номерности, допускаемой их степенью сложности. Но посколь­ку эти явления обусловлены разумными существами, постоянно стремящимися   исправлять недостатки своего коллективного устройства, они и должны представлять более совершенный порядок, чем в том случае, если бы при той же степени сложности их действующие силы были бы слепы. Так как истинное понятие добра всегда относится к соответствующему социальному состоянию, то немыслимо, чтобы какое-либо положение вещей или изменение не могли в известных от­ношениях найти себе оправдание, без которого они были бы необъяснимы как противоречащие природе людей данной эпохи и характеру событий.

Таковы мотивы, поддерживающие в настоящее время опас­ное стремление к политическому оптимизму даже у наиболее выдающихся мыслителей, которые, не получив строго научного образования, не в силах окончательно освободиться от тео-логико-метафизических привычек по отношению к наиболее высоким умозрениям. В самопроизвольной гармонии между Каждым социальным строем и соответствующим состоянием Цивилизации, они, благодаря неточности определения, видят Несуществующее совершенство. Но было бы несправедливо Приписывать позитивизму заблуждения, очевидно несовмести-**ые с его действительным направлением и обусловленные Исключительно недостаточной логической и научной подготов­кой тех лиц, которые до сих пор разрабатывали социальные Вопросы. Обязанность все объяснять приводит к оправданию Всего только тех ученых, которые в социологии не умеют отличать влияние лиц от влияния положений.

189


Глава XXII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.005 с.)