Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пролетарий не должен стремиться ни к богатству, ни к политической карьереСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы лучше соответствовать своему нынешнему и окончательному назначению, народные нравы должны только более развивать свой самобытный характер. Для этого пролетарский инстинкт должен, главным образом, очиститься от всякого суетного стремления к почестям или личному богатству. Метафизический эмпиризм охотно свел бы результаты великой революции к расширению для народа доступа к политической или гражданской власти. Но эта возможность, хотя она необходима для окончательного строя, далеко не отвечает истинным народным потребностям, так как может способствовать только индивидуальным улучшениям, не изменяющим судьбы социальной массы, но скорее стремящимся часто ее ухудшить вследствие ухода из нее наиболее энергичных членов. Один только Конвент сумел надлежащим образом оценить этот факт. Только он умел уважать пролетариев как таковых в их частной деятельности и в их общем участии в государственной жизни, являющемся главным возмещением неприглядных материальных условий их существования. Все вожаки, как ретроградного, так и стационарного состояний, последовавшие за Конвентом, пытались, напротив, отвлечь их от социальной цели, облегчая им личный доступ к высшим положениям. Привыкшие к слепой рутине средние классы невольно присоединились к этой развращающей политике и стали проповедовать, что все должны подражать им и стремиться делать сбережения. Эта привычка к сбережению необходима для накопления и управления капиталами; она должна поэтому преобладать в промежуточной части окончательного организма. Но они были бы неуместны и даже губительны во всех остальных частях, там, где материальное существование, главным образом, зависит от какой-либо заработной платы. Философы и пролетарии должны одинаково остерегаться нравов, стремящихся унизить их моральный характер, не улучшая обыкновенно их физического Положения. У тех и других отсутствие всякой серьезной практической ответственности и свободный подъем — как общественный, так и частный, — умозрительной и аффектив-н°й жизни составляют главные условия истинного счастья. ••• Эмпирические разглагольствования против кабачков не 171 помешают им оставаться и впредь единственными места^ народных собраний, где вырабатывается чувство общественно' сти, заслуживающее большого поощрения, чем эгоистичное посещение сберегательных касс. Что касается истинных личны> опасностей, сопряженных с этой мудрой непредусмотритедь. ностью, то они вместе с ростом цивилизации постоянно уменьшаются, причем сохраняется характер пролетария, составляющий одновременно его главное достоинство и наиболее драгоценное утешение. Эта поправка вытекает преимущественно из возрастающего подъема чувств и мыслей. Призывая народ к общественной жизни, позитивная философия сумеет сделать клуб наилучшим коррективом кабачка. В этом отношении философам надлежит прислушиваться к великодушным внушениям народного инстинкта. Всякая жадность к деньгам, как и всякое светское честолюбие лиц, стремящихся к духовному управлению человечеством, будут вызывать законное подозрительное отношение к ним со стороны народа, так как они таким образом выкажут свою моральную несостоятельность, обыкновенно связанную с тайным бессилием мысли. Моральная власть философов, которым помогают пролетарии, заключается в позитивном строе преимущественно в том, чтобы беспрерывно изменять, путем справедливого распределения уважения, социальную группировку, в которой должно всегда перевешивать материальное значение. Хотя субординация должностей не перестанет существовать, каждое должностное лицо будет, однако, оцениваться сообразно качествам его ума и сердца, что предохранит и от анархии, и от рабства. Ничто не сможет помешать народу понять, что истинные качества, необходимые для отправления различных общественных должностей, весьма несоразмерны с доставляемым ими светским господством. Он будет все более и более сознавать, что настоящее человеческое счастье отнюдь не связано с тем или иным высоким положением и что оно может скорее стать уделом скромного.положения, кроме разве тех исключительных личностей, которые должны стремиться к власти — по суждению, может быть, более пагубному, чем полезному нашей коллективной мудрости в применении к общественному благу. Истинные пролетарии, равно как истинные философы, вскоре перестанут завидовать высокому положению, неизбежно связанному с серьезной ответственностью.; Когда это взаимоотношение не будет более призрачным,, народ убедится, что все социальное искусство имеет целью удовлетворить его справедливые потребности путем совместной деятельности его духовных вождей с его светскими руково-, дителями. Поэтому он не пожелает ни славы, купленной ценой дзселых размышлений, ни могущества, сопряженного с постоянными заботами. Давая возможность свободно проявляться необходимым теоретическим и практическим дарованиям, 0циальная масса сможет наслаждаться состоянием, соответ-ствуюшим нашей обычной организации, сообразно которой действительное благополучие преимущественно связано с Умеренным упражнением чувства и рассудка и умеренной же деятельностью. Так как материальная нужда будет устранена, т0 каждый будет искать справедливого вознаграждения за свое хорошее поведение в неизменном, даже посмертном, уважении той части человечества, которая могла его оценить. Одним словом, определение, сохранившееся в силу ложной скромности, не вытекавшее из инстинктивно понятой социальной действительности, будет все более и более соответствовать характеру высших должностных лиц, которые будут невольными слугами своих добровольных подчиненных. Позитивное общество будет так организовано, что его теоретические и практические вожди, несмотря на личные выгоды, связанные с их положением, будут часто сожалеть, что они не родились или не остались пролетариями. Для великих душ светское или духовное первенство доставляло всегда прочное удовлетворение лишь потому, что оно открывало им более широкое социальное поприще и позволяло принимать большее участие в созидании общественного блага. Главное же достоинство окончательного порядка будет состоять в том, что для всех станет доступна эта благотворная связь частной жизни с общественной, и самому ничтожному гражданину будет обеспечено социальное влияние, не распорядительное, но совещательное, всегда соразмерное с его усердием и заслугами. Все соображения, изложенные в этой третьей части, подтверждают положение, высказанное в начале ее, о необходимой способности пролетариата составлять главную опору не только окончательной системы, но также нашего временного строя, который, рассматриваемый таким образом, будет возможно меньше отличаться от подготовляемого им нормального состояния. Главные условия этой политики переходного времени... Находят наилучшую гарантию в естественных настроениях западно-европейского народа и, в особенности, во Франции. Нашим светским руководителям следует благоразумно сообразоваться с народными стремлениями вместо того, чтобы пытаться ими управлять: ибо они сами собою соответствуют н^шим истинным современным потребностям в свободе и в общественном порядке. ■ Л:':', • '■■ > •; Hi "1 АИ '^ У
172 173 ~?-',''.W 1-,;< Глава XXXVII ■№*.■• ■».<•, ^I! i.,,t СВОБОДА СОЮЗОВ И СВОБОДА ОБУЧЕНИЯ '*" Свобода критики и свобода слова существуют во Францу с большей полнотой, чем где-либо, и покоятся, главньш образом, на умственной эмансипации наших пролетариев, в особенности парижских. Они освободились от всех богослов, ских воззрений, не примкнув ни к какому метафизическое учению. Но полное отсутствие систематических убеждений поразительным образом согласуется у них с покорностью ума побуждающей их принимать те убеждения, в которых соедц.1 нены реальность и полезность. Все другие классы современного общества готовы принудительно навязать доктрины, не выдерживающие- критики. Только народ может укрепить и расширить свободу, необходимую истинным философам для выполнения их функции. И никакая сила закона не может внушить такого чувства безопасности, как эта моральная гарантия. Каковы бы ни были покушения некоторых главарей или партий оставаться на одном месте или идти вспять, им не удается притеснить такой народ. Это является наиболее решительным обстоятельством, утверждающим за Францией естественную роль руководительницы великого западно-европейского возрождения. Народ вскоре преодолеет отрицательное отношение к свободе союзов и свободе обучения. Население со столь сильным общественным инстинктом не позволит окончательно лишить себя права устраивать свободные союзы, которые позволят ему удовлетворять его главные наклонности и стремиться к реализации его главных интересов. Глубоко сознаваемая им потребность в настоящем образовании, дать которое неспособны как метафизики, так и теологи, все более и более будет побуждать его содействовать с непреодолимой энергией установлению истинной свободы обучения, главные условия которого при отсутствии такой поддержки еще долгое время не были бы возможны. Что касается политики, как внешней, так и внутренней, то народная гарантия здесь не менее необходима. Мир, как и свобода, зависит от основного настроения наших пролетариев. Глава XXXVIII ^ V' ПРОЛЕТАРИИ И ВОЙНА " Поразительное спокойствие, царящее ныне на Западе» обусловлено преимущественно непреодолимым отвращением» питаемым нашими пролетариями к войне. На это не столько указывают напрасные сожаления различных ретроградны" 174 партий об упадке военного духа, сколько необходимое учреждение сперва во Франции, затем на всем Западе принудительного набора, ясно характеризующего наши современные нравы. -Таким образом, вопреки ложным разглагольствованиям, надо признать, что в наши армии добровольно идут только офицеры. Пролетарии, сверх того, менее, чем какой-либо другой класс, проникнуты национальными предрассудками, которые, хотя и значительно ослаблены, но все еще сеют, рознь в великой европейской семье. Они более деятельно проявляются у средних классов, преимущественно из-за промышленного соперничества. В глазах пролетариев они всюду стушевываются перед основным сходством склонностей и состояний трудящихся всего Запада. Эта благотворная солидарность вскоре приобретет надлежащую прочность, вследствие всеобщего участия народа в разрешении поднятого им теперь великого социального вопроса об отведении подобающего им места в новом строе. И ввиду повсеместного преобладания этого интереса никакое военное или промышленное заблуждение не в состоянии будет его преодолеть и вызвать войну на Западе. к,:• v /'!•" гп; • Глава XXXIX j ф
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.245.152 (0.008 с.) |