Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Видоизменять внешний порядок
Содержание книги
- II Метафизическая, или абстрактная стадия
- Гармония между наукой и искусством, между положительной теорией и практикой
- Окончательная несовместимость науки с теологией
- Относительные свойства положительного мышления и здравого смысла
- I .Эволюция положительной морали
- Необходимость духовного господства положительной философии
- Положение пролетария благоприятствует развитию великодушных чувств и общих взглядов
- Верховная власть народа. Позитивизм ее не допускает, л но признает, в крайних случаях, право на возмущение
- Способность пролетариата стать опорой для духовной власти
- Необходимое сочетание трех элементов общественного мнения: доктрина, сила и орган
- Необходимое согласование между независимостью и
- Интеллектуальный труд, являющийся социальной силой, должен быть упорядочен
- Воздействие общественного мнения на капиталистов
- Союз между философами и пролетариями
- Пролетарии не питают более никакого
- Слепое благоговение пролетариев перед литераторами и адвокатами
- Пролетарий не должен стремиться ни к богатству, ни к политической карьере
- В течение переходного периода политическая власть должна быть централизована
- В продолжении переходного периода власть должна быть, в виде исключения, вверена пролетариям
- Фатализмом или оптимизмом. Как атеизм, так и теология
- Видоизменять внешний порядок
- Исторические факты он рассматривает относительно, i
- Связь между французской революцией и позитивизмом
- Необходимое согласование между порядком и прогрессом. Порядок останется регрессивным, пока прогресс будет анархическим
- Нравственная прогрессия чувств: личные, семейные, общественные. Человеческое сердце может перейти от первого члена к третьему только под влиянием семейных чувств
- Прогресс есть только развитие порядка
- Политические указания. Переходный режим. Временное правительство.
- Обеспечить материальный порядок, гарантировать свободу
- Система логики силлогической
- Об обратно-дедуктивном, или историческом методе
- Что такое общество. .
Не нужно удивляться тому, что с момента зарождения реальных теорий фатализм всегда сопровождал каждое новое завоевание позитивизма. Когда какие-либо явления переходят из-под опеки хотений, даже видоизмененных в сущности, под управление законов, то контраст между их правильностью в последнем случае и первоначальным непостоянством должен, на самом деле, сначала внушить мысль о предопределении, Которая может затем быть опровергнута только посредством глубокой оценки в истинно научном духе. Эта ошибка тем более неизбежна, что наш первоначальный тип естественных законов относится к неизменным для нас явлениям небесных Движений, говорящим нам всегда о существовании безусловной Необходимости, которая затем невольно распространяется на более сложные явления, по мере того, как к ним применяется Позитивный метод. Нужно даже признать, что догмат позитивизма предполагает всюду строгую непреложность основного Порядка, самопроизвольные или искусственные изменения которого могут быть всегда лишь второстепенными или временными. Ибо считать, что последние не ограничены никакими пределами, было бы равносильно полному отрицанию есТественных законов.
187
Л
Но, если, таким образом, понятна неизбежность обвинения в фатализме, направляемого всегда по адресу новых позитив, ных теорий, то равным образом очевидно, что слепое наста, ивание на подобном упреке указывает теперь на весьма поверхностную оценку истинного позитивизма. Ибо если цщ всех явлений естественный порядок неизменен в своих главных состояниях, то также для всех, за исключением небесных, его второстепенные состояния тем более доступны изменению, чем они сложнее.
Позитивный дух, по необходимости признающий предо-пределение пока он ограничивается математико-астрономическими теориями, немедленно теряет свой первоначальный характер, как только он начинает распространяться на физико-химические исследования и, в особенности, на биологические умозрения, где изменения могут быть столь значительны. Поднявшись, наконец, до области обществоведения, он окончательно освобождается от упрека, который он заслуживал в эпоху своего младенчества, так как отныне он будет, главным образом, заниматься явлениями наиболее видоизменяемыми, в особенности посредством нашего вмешательства.
Итак, очевидно, что догмат позитивизма ведет нас не к оцепенению, а к деятельности, преимущественно социальной, гораздо вернее, чем это мог когда-либо сделать теологический догмат. Рассеивая напрасные опасения и несбыточные надежды на помощь, он удерживает нас от вмешательства в ход вещей только в случае безусловной невозможности.
Глава XXI *
Позитивизм не говорит, что все к лучшему в этом мире* >
|