Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии типологизации культуры

Поиск

 

Общее понятие «культура» в реальной жизни воплощается, проявляется во множестве конкретных типов культуры. Типы культуры — конкретно-исторические совокупности ценностей и норм, которые образуют целостные, относительно замкнутые системы. Эти системы состоят, в свою очередь, из ценностей и норм, сложившихся в различных сферах общественной жизни и представляющих собой соответственно художественную, экономическую, политическую и другие культуры, которые называют сферами культуры.

Содержательная характеристика конкретно-исторических типов культуры называется типологией культуры. История развития теоретической мысли о культуре знает много различных типологий, например, типологии Данилевского, Ницше, Шпенглера, Сорокина, Бахофена и др. Существует более десятка встречающихся в теоретической литературе принципов типологизации (систематизации) культуры. В качестве основных критериев можно назвать следующие: социальная структура общества, его регионально-этническая специфика, исторический тип общества. На основании этих критериев выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры.

 

Основные типы культуры

 

Социальные типы культуры. Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп — национальных, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся между социальными группами различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультуры.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая доминирующей культуре, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая ее. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, обычаями и прочим. Различия могут быть очень сильными, но субкультура все же не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Примерами субкультур могут быть сельская, городская, молодежная культуры.

Возможен вариант субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. В таком случае говорят о контркультуре. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты; идеология большевиков в начале XX в. в России; движение хиппи в 60—70-х годах XX в. на Западе.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, выделяют такие типы культуры, как элитарная, народная и массовая.

Элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества. Наиболее яркое выражение она находит в изобразительном искусстве, серьезной музыке и литературе. Высокая культура, как правило, носит поначалу экспериментальный, авангардный характер, трудна для понимания неподготовленного, среднеобразованного человека и на десятилетие опережает уровень его восприятия. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты, философы. Когда уровень образования растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

Народная культура возникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Авторами народных творений являются простые люди, не профессионалы. Они зачастую неизвестны. Их произведения распространяются как в письменной, так и в устной форме, и поэтому существуют обычно во множестве вариантов. Наиболее ярким проявлением этого типа культуры выступает народное искусство (мифы, эпос, песни, сказки, легенды и т. п.). К народной культуре относится народная медицина (использование трав, заговоры), народная педагогика, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках. Народная культура развивается и постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором (песни, анекдоты, тосты и т. п.).

Массовая культура утвердилась в середине XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Средства массовой информации не только позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей, но формируют общие стандарты потребления, что объединяет людей, стирает различия между ними, хотя подчас и нивелирует их личности.

Примеры массовой культуры — популярная эстрадная музыка, цирк. Они понятны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской.

Этнонациональные типы культуры. Человечество состоит из народов. Ученые-этнографы называют народ этносом. Этнос — это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей. Этнос может существовать в виде отдельного племени, небольшой народности, единой нации. Этнообразующими факторами и одновременно признаками этноса являются кровное родство (единство происхождения от общих предков), общность исторической судьбы, единство территории и языка, общая культура и традиции, общее самосознание (этническая идентификация, свое отличие от других этносов), устойчивая преемственность поколений. Культура этноса формируется и существует преимущественно на уровне обыденной жизнедеятельности, бытовом уровне. Она включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы права, постройки, домашнюю утварь, одежду, пищу, средства передвижения, знания, верования, фольклор, виды народного искусстза. Этническая культура тесно связана с ландшафтом, географическими и климатическими условиями жизни людей на определенной территории, поэтому ей присущ местный, «локальный» характер.

Более поздним историческим образованием по сравнению с этносом является нация. Нация — это общность людей, имеющая не только единую территорию, единый литературный язык, общие особенности духовной жизни, культуры и характера, но и единый хозяйственный организм и вытекающую из него единую государственность. В отличие от этноса, нация объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Структура национальной культуры сложнее этнической. Большинство национальных культур полиэтнич-ны, гетерогенны, то есть включают в свой состав этнические культуры. Яркий пример — такие молодые нации, как США или Бразилия, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура включает английскую, ирландскую, итальянскую, китайскую и другие этнические культуры. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. У нее есть специфические черты, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации, приверженность государственной символике (гимну, флагу, гербу); историческим традициям, общенациональному языку и прочему. В отличие от этнической, национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры — экономическую, политическую, правовую, философскую, научно-техническую, художественную культуру.

Несколько наций с родственными этносами и языками, обычно смежной территорией, переплетающейся историей, тесными хозяйственными связями, сходными культурами образуют региональную общность людей. По перечисленным признакам обычно выделяют следующие группы народов: романские, англосаксонские, славянские, скандинавские, арабские, тюркские, латиноамериканские, народы «черной» Африки и т. д. Под влиянием общих жизненных факторов у указанных групп народов складываются специфические региональные культуры.

В еще более общем плане человечество делится на западную (Европа и Северная Америка) и восточную (Центральная, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Северная Африка) цивилизации. Соответственно выделяют западный и восточный типы культуры, различия между которыми весьма существенны. Они отличаются общественно-экономическими и политическими структурами, основными мировоззренческими установками, ценностными ориентациями. Западная культура ориентирована на познание и преобразование окружающего мира, ценности технического и технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Она содержит идею значимости личности, приоритета инициативы и творчества.

Для восточной культуры, в отличие от западной, характерны: большая интроверсия, то есть сосредоточенность на внутренней жизни человека; ориентация не на преобразование природы, а на приспособление к ней; поиск компромисса между противоположностями, их органичного синтеза (например, старого и нового); идея общности, единства людей в противоположность западному индивидуализму. Культура Востока имеет свою региональную структуру, в которой выделяются такие основные типы, как китайская (Дальний Восток), индо-буддийская (Средний Восток), арабо-ис-ламская (Ближний Восток) культуры.

В последнее время все отчетливее проявляется противоположность типов культуры по оси «Север — Юг». В культурологическом смысле понятие «Север» тождественно понятиям «Запад», «западный тип культуры». Понятие «Юг» частично пересекается с «Востоком» и обозначает социокультурный мир народов субтропического пояса — в первую очередь африканского континента, а также Меланезии, Океании.

В настоящее время под влиянием заметно усиливающихся интеграционных процессов происходит формирование мировой цивилизации и мировой культуры. Мировая культура образуется не в результате слияния и взаиморастворения национальных культур, а путем объединения их лучших достижений.

Исторические типы культуры. Историческими типами культуры называют сменяющие друг друга эпохи в развитии общества. Хронологически первым историческим типом культуры является первобытная культура. Это самая древняя и самая длительная эпоха в человеческой истории. Несмотря на то что жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного общества (их описание, а также характеристики других исторических типов культуры см. ниже, темы 9—14).

Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития и более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному. При всем многообразии ранних цивилизаций можно сказать, что сложились два принципиально различных типа культуры — Восток и Запад. Для всех восточных социокультурных миров характерны высокая степень нормативности культуры, авторитет традиции, консервативная стабильность. Из-за традиционного характера цивилизаций Востока, а также европоцентристского взгляда на мировую культуру, присущего культурологической мысли, более проработанной является историческая типология культуры европейского региона. Принято выделять следующие исторические типы европейской культуры: античная культура; средневековая культура; культура Возрождения; культура Нового времени; современная культура.

Названные типы в содержательном плане являются настолько неоднородными, что в их рамках выделяют более конкретные исторические типы, например, культура 1-й половины XX в., культура 2-й половины XX в.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 /. Что такое типология культуры? 2. Какая разница между понятиями «тип культуры* и «сфера культуры*?

3. Назовите основные критерии типологизации культуры.

4. Что такое доминирующая культура, субкультура, контркультура? 5. Чем отличаются элитарная, народная, массовая культуры? 6. Какие вы знаете типы этнонациональных культур? 7. Какие вы знаете исторические типы культур?

ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

9.1. Основные этапы становления первобытной культуры *

 

Обращение к истокам культуры предполагает выяснение того, каким образом на протяжении сотен тысяч лет в ходе становления человеческого общества формировалась первобытная культура, заключающаяся в повседневной хозяйственной деятельности людей, выработке трудовых навыков, создании простейших орудий труда, а также в первых образах художественного творчества и обрядовых действий.

Первобытность первая формация (согласно форма-ционной концепции истории) в истории человечества. Это время формирования самого человека как биологического типа и основных закономерностей исторического развития человечества.

Основными источниками изучения первобытного общества являются археологические открытия. В земле сохранились следы ушедших времен — орудия, остатки жилищ, утварь, памятники художественной практики человека. Это и есть тот культурный текст, который рассказывает нам о глубочайшей древности человечества. Много материалов дает этнография (особенно изучение культуры так называемых «примитивных» народов, которые до сих пор находятся на стадии, близкой к первобытности), антропология, мифология и т. д. Периодизация первобытной культуры производится в соответствии с различными материалами, из которых изготавливались орудия труда, т. е. каменный, бронзовый и железный века.

Каменный век, в свою очередь, делится на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит) и новокаменный (неолит).

Палеолит (от греч. palaios — древний + lithos — камень) датируется с момента появления человека — около 2 млн лет до н. э. до X — VIII тыс. до н. э. Основные характеристики палеолита — создание простейших каменных орудий труда. Поначалу они изготавливались из осколков небольших разбитых галек (поэтому самая древняя культура получила название галечной). Ледниковый период «принудил» нашего далекого предка научиться обрабатывать шкуры и делать из них одежду, защищая себя от холода. Человек уже не только обживает созданные природой пещеры, но и учится строить убежище из дерева, камня, костей.

Биологическая эволюция человека завершилась примерно 35—40 тыс. лет тому назад и была связана с развитием языка как средства общения и орудия понятийного мышления. В позднем палеолите окончательно складывается родовая организация. Сплочение родового коллектива позднего палеолита позволило вести сложную загонную охоту на крупных животных.

Одним из значительных успехов в жизни людей этого времени было появление первых и еще очень робких шагов в области изобразительного искусства. В начале позднего палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные минеральными красками, рельеф и круглая скульптура.

Почти все сюжеты посвящены животным, на которых человек охотился: олень, мамонт, бык, бизон и т. д. В искусстве палеолита встречается и изображение человека, преимущественно женщины, поскольку функция воспроизводства рода была наиважнейшей.

Очень часто настенные росписи создавались в труднодоступных местах пещеры. Такая пещера редко использовалась под жилье. Это может свидетельствовать о том, что изображения

 

*Наиболее подробно рассмотрена культура каменного века.

 

были связаны с определенными обрядами и ритуалами.

Мезолит (от греч. mesos — средний, промежуточный), — VIII — VI тыс. до н.э. Совпадает с установлением на земле после таяния ледников современной геологической эпохи.

В жизни человеческого общества происходят важные перемены. Люди начали группироваться в небольшие коллективы, обладающие большей мобильностью, что позволяло осваивать значительные пространства. Орудия труда становились более эффективными. Они были невелики по размеру и требовали значительно большего умения в обращении. В этот период были изобретены лук и стрелы, что значительно облегчило и обезопасило охоту. Человек создает первое средство передвижения — лодку.

Происходит дальнейшее укрепление и развитие родовой организации, о чем говорит появление родовых могильников. Покойного в них сопровождает большое количество всевозможных вещей. Все это говорит о расширении наблюдений за внешним миром, обогащении старого и приобретении нового опыта, увеличении умений людей. Человек углубляет освоение природы, что ведет к развитию процесса мышления. Изобразительное искусство также претерпевает изменения.

Если в эпоху палеолита фигуры людей и животных изображались довольно реалистично, то теперь они схематичны, стилизованы, условны, зато гораздо динамичнее, подвижнее. Исследователи склоняются к мысли, что в это время уже важнее изобразить действие человека, показать, как он бежит, стреляет, танцует. «Если изображения животного и человека эпохи мезолита внешне менее правдоподобны, чем в предыдущий период, то это говорит не о падении мастерства первобытного художника, а об изменении задач искусства»38.

Неолит (от греч. neos — новый) — VI — III тыс. до н.э — эпоха, завершающая использование каменных орудий труда. Важнейшей чертой неолита можно признать переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. От присваивающих форм производства человек перешел к производящим. Для неолита характерна новая техника обработки камня. Сверление и полировка камня приводят к разнообразию форм орудий труда. Появляется гончарное производство и строительное дело, что свидетельствует об оседлости. На основе плетения корзин появляется ткачество*. Материалом служили волокна дикорастущих растений. Развитие земледелия привело к производству тканей из окультуренных растений. Появляется веретено и пряслица. Для изготовления домов, землянок, посуды и домашней утвари использовались дерево и глина.

В общественной жизни людей также появились новые черты — переход от матриархата к патриархату; а в конце этой эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) появляются ранние цивилизации.

Искусство эпохи неолита едиными чертами описать практически невозможно. Если до сих пор можно было говорить о всеобщих особенностях, имеющих силу для различных областей земного шара, то теперь обозначены ярко выраженные локальные свойства, позволяющие отличать неолит Египта от неолита Двуречья или Индии.

Новые формы в экономике способствовали более углубленному познанию природы, а это привело к обобщению существующих понятий, к появлению представлений о мироздании в целом. У людей эпохи неолита возникает потребность изобразить в искусстве такие образы, как небо, вода, солнце, земля, огонь. Это приводит к развитию условно-орнаментальных форм изображения. На изготовленных предметах начинают широко отображаться абстрактные мотивы, превращающиеся в законченный орнамент. В отвлеченных от натуральной природы формах, таких как крест, спираль, треугольник, ромб, свастика и т. д., человек стремился воплотить уже достаточно сложные представления и чувства.

Самого себя человек тоже старается украсить: бусами, браслетами, узорчатыми тканями, раскраской тела.

Промежуточным этапом между каменным и бронзовым веком является энеолит (греч. aeneus — медь).

Бронзовый век (II тыс. до н.э.). Еще в эпоху неолита люди научились изготовлять бронзу (сплав олова и меди). Изобретение быстро вошло в быт людей и облегчило многие трудовые процессы. Добыча и обработка металла требовала умения и мастерства. Орудия из бронзы отливались, и это

'Некоторые исследователи появление ткачества относят к эпохе мезолита. История искусства зарубежных стран. С. 13. дало возможность их массового производства. Изготовлялись топоры, ножи, стрелы, предметы бытового обихода. Бронзовые орудия способствовали улучшению обработки земли. Исследователи полагают, что, пользуясь достижениями новой эпохи, люди получили возможность вести хозяйство одной семьей. И в результате более эффективной хозяйственной деятельности стали образовываться излишки, что привело к зарождению частной собственности. Благодаря изобретению нового материала — бронзы — расширяется обмен и контакты между отдельными районами. Эпоха бронзы — эпоха военных столкновений. Появляются военные руководители, возникает культ вождя. Отношение к вождю как к герою сохраняется и после его смерти. В эту эпоху появляются курганные заупокойные сооружения. Размеры курганов и вещи, положенные в них, свидетельствуют о социальном статусе погребенного. Усложняется культ предков и культ плодородия, обрастая новыми обрядами и ритуалами.

В большом количестве изготавливается боевое оружие, украшению которого придавалось серьезное значение. В завершении рукояток часто встречаются изображения зверей. Исчезают глиняные женские изображения. Их заменяют изображения мужчины, что объясняется его ведущим положением в эпоху патриархата.

Успешно осваиваются техники обработки металла: ковка, литье, чеканка. Из металла изготавливаются украшения: кольца, браслеты, серьги, подвески, пояса, застежки, фибулы и др. Однако бронза была дорогим материалом и больше всего использовалась для изготовления боевого оружия и предметов роскоши.

В А з и и бронзовый век ознаменовался развитием уже возникших цивилизаций — Египта, Месопотамии, Сирии.

В Европе возникает эгейская культура.

Железный век наступил в Европе, Малой Азии, Индии в начале I тыс. до н.э. и завершил историю первобытного общества. Культура железного века характеризуется развитием технологии обработки металла и массовым изготовлением железных орудий. Железо окончательно вытеснило камень. По мнению археологов, способ получения железа из руды был открыт во II тыс. до н.э., но широкое распространение этого материала началось в IX—VII вв. до н.э. Это привело к техническому перевороту.

 

Миф и его роль в культуре

 

Слово «миф» в переводе с греческого означает предание, сказание, слово. Единственной, общепринятой теории мифа нет до сих пор. Многие ученые и философы пытались постичь мифологическую сущность. Итальянский ученый Дж.Вико считал, что мифы складываются как игра фантазии, вызванная интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними. Английский ученый Э. Тайлор в своей книге «Первобытная культура» отмечает, что в основе мифов и религиозных верований лежит анимизм — наделение неживых предметов душой с целью объяснить их действия.

Вопросами сущности мифа занимались представители психологической школы 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Л. Леви-Брюль, для них фундаментом мифотворчества являются особенности мировосприятия древнего человека, который воспринимал свои чувства и эмоции, вызванные неким явлением, как свойства, присущие самому явлению. Существуют и другие взгляды на миф. Учитывая большое количество подходов к постижению этого феномена культуры, следует отметить, что сам термин «миф» обладает определенной полисемией. Приведем некоторые определения понятия миф:

Миф — это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме.

Миф — это исторически обусловленная разновидность общественного сознания.

Миф как некритически воспринятое воззрение.

Однако в любом случае под мифом нельзя понимать набор фантазий или сказок. Миф — уникальный и универсальный способ человеческого мировоззрения; это выдающееся достижение человеческой культуры. «Только понимание мифологии как разновидности конкретно-жизненного мышления превращает ее в то подлинное достояние человечества, в котором оно жизненно нуждалось в известные периоды своего развития»40.

Миф зарождается на уровне первобытности. Мифология и есть известного рода перенос общинно-родовых отношений на природу и весь мир. «Человеку в первобытнообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, и поэтому самым убедительным для него объяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир и вся природа оказывались здесь ничем иным, как одной огромной родовой общиной, представители которой являются обязательно живыми существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях и воспроизводящими собой первобытный коллективизм первой исторической формации»41. Поэтому в греческой мифологии Гера является одновременно и сестрой и женой Зевса.

В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира. Конкретных точных знаний о природе у первобытного человека было недостаточно для полного и четкого понимания и объяснения мира. Миф как бы «достраивал» недостающие звенья, обобщал все знания о природе и мире.

Особенностями мифологического мышления принято считать, «во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчлененности, было почти неотделимо от эмоциональной эффектной, моторной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов»42.

Человек хотел объяснить мир, где он жил, поэтому в мифологии существуют представления об акте творения мира: прежде существовал хаос, акт творения положил начало организации космоса, природы, человека, общества, культурных традиций. Разумный космос, отделившийся от хаоса, включает в себя то, что человек может воспринимать и включать в свою деятельность. Происхождение космоса в мифе могло быть связано с расчленением тела первочеловека. К примеру, Пуруша — в древнеиндийской мифологии перво-человек, из которого возникли элементы космоса.

Помимо фантастических идей мифологическая картина мира включила в себя понятия о пространстве и времени и т. д.

На ранних этапах первобытности понятия о вселенной ограничивались территорией, на которой обитало племя (мезокос-мом). Позже формируется модель мира, охватывающая три сферы космоса: небо, землю, преисподнюю. Это нашло отражение в образе мирового древа, где крона — небо, ствол — земля, корни — подземный мир. (Кстати, счастливое число «7» также возникает в далекой древности. Четыре стороны света и три сферы космоса в сумме дают священную семерку.)

Мифические события оказываются как бы «кирпичиками» модели мира. Мифическое время является временем «начальным», «первым», т. е. правременем, «временем до времени», т. е. до начала исторического отсчета текущего времени. Это время первопредков, первотворения, первопредметов, сакральное время в отличие от последующего исторического времени. «Мифическое время и заполняющие его события, действия предков и богов являются сферой первопричин всего последующего, источником архетипических первообразов, образцом для всех последующих действий [...] Важнейшая функция мифического времени и самого мифа — создание модели, примера, образца»43. Помещенные на небо боги инициировали в человеческих коллективах обряды (погребальные, свадебные, календарные и т.д.), карнавалы, ритуальные оргии. Обряды рассматривались как отражение порядка космоса, а оргии — как вторжение сил хаоса.

Обряды и ритуалы, обычаи в первобытной культуре выступали в качестве регулятора отношений между людьми. Ритуал представляет собой систему символических актов, которая строится по определенным, строго регламентированным правилам. Ритуал прежде всего символическое, внера-циональное поведение. Обычай — стереотипная форма социальной регуляции деятельности, которая выражает наиболее неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам. Смысл ритуалов заключался в укреплении связи человека с природой, умилостивлении ее сил. В ритуалах нашли отражение представления о космических циклах. Ритуальное действо означает постоянное возвращение к идеальным временам, так как действительность всегда не так хороша, как времена изначального существования.

Мифология, как уже говорилось, появляется в эпоху первобытности и имеет свое развитие. К мифологической архаике следует относить период собирательско-охотничьего хозяйства и начальных ступеней производящего хозяйства. Процесс жизни воспринимался древним человеком в беспорядочно нагроможденном виде.

Греческая мифология отразила это в порожденных Небом — Ураном и Землей — Геей титанах, циклопах и других чудовищах, у которых 100 рук и 50 голов. Все это говорит о том, что человек еще мало знал тот мир, где он жил. Однако с течением времени знания человека усложняются, это отражается и в мифологии. Греческая мифология отражает это в так называемом Олимпийском периоде. Зевс и другие боги совершают подвиги, уничтожая чудовищ. Теперь природа получает у греков умиротворение и поэтизацию, которыми они прославились на века.

В мифах можно увидеть даже победы человека над природой. К примеру, Одиссей, царь Итаки, выдержал пение сирен. Существует миф о причине Троянской войны. Богиня раздора Эрида бросила на стол пирующих богов золотое яблоко с надписью «Красивейшей». На это яблоко претендовали сразу три богини: Гера (жена Зевса), Афина (богиня войны и ремесел) и Афродита (богиня любви и красоты). Рассудить спор богинь Зевс поручил Парису, сыну Троянского царя Приама. «Оказывается, человек уже считает себя настолько сильным и мудрым, он настолько далеко ушел от первобытной беспомощности и от страха перед демоническими существами, что может даже творить суд над богами»44.

Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический* характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства.

Развитие общества приводит к изменению взгляда на мифологию. «Возникшее в связи с ростом производительных сил и соответствующих потребностей рабовладельческое общество уже не могло управляться тем малоподвижным, громоздким и негибким аппаратом родовых организаций, который характерен для древнего общества. Предстояло развязать еще не использованную общественно-экономическую силу, а именно частную инициативу, частную собственность, частный труд и свободу. Но это означало освободить также и мышление каждого отдельного человека от родовой опеки и предоставить ему возможность самому изыскивать средства для жизни. Само собой разумеется, что в этих условиях мифология уже не могла удовлетворять»45. Вместо нее постепенно начинают возникать попытки научного исследования природы. «Приход к изучению природы, освобожденной от богов и демонов, т. е. попытки-формулировать (пусть примитивно) те или иные законы природы, — вот что явилось новой ступенью в мировоззрении человека, пришедшей на смену древней мифологии»46. Природа все же продолжает представляться человеку как живое, одушевленное тело (в этом еще нет разницы с мифологией), но ей уже управляют наукообразные законы, а не боги и демоны, как это проис *Синкретиэм — смешение, слияние разнородных элементов ходит в мифологии. Так возникает в VI—V вв. до н.э. в Греции философия природы (натурфилософия). «Природа оказалась теперь состоящей уже не из демонических сил, но из обыкновенных материальных стихий (земля, вода, воздух, огонь), стихий живых и уже не антропоморфных, а управляемых теми или другими отвлеченными законами (таковы пифагорейские числа, логос — слово Гераклита, мышление — воздух Диогена Аполлонийского и т. д.). Так возникла ранняя рабовладельческая идеология, с первых же шагов вступившая в непримиримую борьбу с прежней мифологией»47. Но мифология не исчезла. В Греции, например, мифология продолжает существовать в народных массах в различных формах на протяжении всей Античности.

 

Древние верования и культы

Тотемизм — это вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений (тотемом). Предпосылкой тотемизма был миф, утверждающий возможность превращения человека в животное. Напомним, что первобытный человек ощущал неразрывное единство с природой, поэтому мог отождествить себя с ее конкретными проявлениями. Функционально тотемизм был способом осознания коллективом людей их единства. Тотемные отношения делили всех на «своих» и «чужих». Исследователи считают, что тотемное родство появилось раньше, чем осознание физиологического родства. Тотемизм включал в себя веру в предка-тотема, от которого произошло конкретное племя людей.

Рассказы о жизни этих предков являются содержанием мифов, с верой в них связаны сложные обряды и церемонии. С этой обрядностью связаны все важные этапы в жизни человека: рождение, посвящение в охотники, смерть.

Анимизм вера в существование души и духов как причины явлений природы, вера в одушевленность всей природы.

В культуре древнейшего мира анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начинается процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.

Анимизм предполагает веру в то, что у каждого живого существа есть душа, способная существовать самостоятельно, продолжая существование и после смерти. Но есть и духи, не зависимые от каких-либо материальных оболочек. Духовные существа управляют явлениями реального мира.

Духи и души умерших общаются с живущими в материальном мире. Поэтому живым следует ублажать духов правильным поведением, принесением жертв, преклонением перед ними.

Фетишизм это вера в способность обитания духовных начал в самых различных предметах, поклонение духовным силам, воплощенным в различных вещах. Фетишем может стать любой предмет, который вызывает удивление необычными формами, символическим подобием, отличается красотой или, наоборот, уродством.

Первобытную культуру зачастую определяют как магическую, основанную на магических действиях и магическом мышлении. Магические формы мысли, гадания, знамения, сложные обряды являлись не только компонентами культуры, они предопределяли образ жизни того времени.

«Особая роль магических представлений в архаической культуре связана с одной из ее качественных особенностей — безграничным синкретизмом, т. е. абсолютной недифферен-цированностью, слитностью, органическим единством элементов как реалистических, так и фантастических», — пишет один из авторов книги «Введение в культурологию» В. М. Новиков. Другими словами, древний человек не видит резкой границы между реальным и фантастическим.

Итак,   магия это совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении. И потому очень важна мысль английского ученого Дж. Фрейзера о парадоксальной концептуальной близости между магией и наукой. Магия предполагает, что одно событие неизбежно будет следовать за другими. Проще говоря, если выполнить в точности магический символический обряд, не нарушая его, обязательно последует некое событие, ради чего этот обряд совершался: пойдет дождь, или, наоборот, дождь прекратится. Пренебрегать правилами ритуала — значит навлечь на себя неудачу. В науке также лежит твердая вера в порядок и единообразие природных явлений.

Магия открывала перед теми, кто мог ее постичь, власть над миром. Поэтому можно утверждать, что магия — первый образец активного отношения человека к миру. Это попытка чело



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.014 с.)