Беларусь в постсоветском культурном пространстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беларусь в постсоветском культурном пространстве



 

Середина 1980-х гг. была связана с политикой демократизации всех сфер жизни советского общества. Для этого периода насущным вопросом стало возрождение национальной культуры на основе демократизации и расширения сферы употребления белорусского языка. На волне интереса к белорусской культуре появились неофициальные творческие художественные объединения: «Нямн-а», «Пагоня», культурно-просветительские объединения «Талака», «Тутэйшыя», В 1989 г. было создано «Товарищество белорусского языка им. Ф. Скорины» во главе с Н. Гилевичем, которое стало издавать газету «Наше слово», сам белорусский язык получает в 1990 г. статус государственного. В 1991 г. основывается Национальный научно-просветительский центр им. Ф Скорины, проводится съезд Международного конгресса белору-систов. Объединение белорусов мира «Отечество» организовывает проведение в 1993 г. в Минске съезда, который значительно расширил контакты с белорусской диаспорой.

Перестройка привела к пересмотру основ свободы слова и в области литературы сегодня уже опубликовано большинство ранее запрещенных художественной произведений. Современная литература обогатилась именами молодых писателей и поэтов — В. Орлова, К. Тарасова, В. Чаропки, М. Арочки, Л. Рублевской, А. Глобуса, А. Федоренко, A. Сыс и др. Приобрела популярность документальная публицистика С. Алексиевич «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», романы «Возвращение к войне» И. Чигринова, «Голос крови брата твоего» В. Адамчика, «Злая звезда» И. Шамякина, повесть-воспоминание «С волчьим билетом» С. Граховского и повести «Стужа», «Облава», «В тумане» В. Быкова.

Музыкальная жизнь обогатилась новым содержанием: появился ряд симфонических произведений Д. Смольского, B. Войтика, В. Домарацкого, В. Кондрусевича, О. Сонина, В. Дорохина. Балет на музыку А. Мдивани «Рогнеда» был удостоен Государственной премии Республики Беларусь.

В области изобразительного искусства сегодня в Беларуси известны работы художников Н. Селещука, В. Толстика, A. Ксендзова, Ф. Янушкевича, В. Ольшевского, графиков

B. и М. Басалыга, Е. Кулика, В. Савича, В. Славука. Неоднократно удостаивались отечественных и зарубежных наград в области книжной графики А. Кашкуревич, в живописи — А. Марочкин (за создание серии портретов деятелей белорусской культуры). Современная скульптура Беларуси представлена именами Л. Гумилевского, И. Миско, А. Ша-терника, В. Янушкевича, А. Дранца, А. Попова. В Несвиже и Лиде поставлены памятники С. Будному, в Турове — К. Туровскому, а в Полоцке установлен памятник Ф. Ско-рине. Кроме того, признанием заслуг перед белорусской культурой являются памятники Н. Орде и В. Короткевичу.

Сегодня пересматривается отношение к религии, и вопросы веры связывают уже с вопросами духовности нашего общества. Начало было положено принятием закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. «О праздничных днях в Республике Беларусь», где говорилось о признании праздниками Рождества Христова, Пасхи, Радуницы, Дедов. В декабре 1992 г. был принят закон «О свободе вероисповедания и религиозных организаций». Современное законодательство признает приоритет светского образования, однако оставляет право выбора собственного отношения к религии. Кроме того, в рамках светской школы стали преподавать такие предметы, как религиоведение, культурология, где вопросы веры ставятся вровень с другими вопросами развития культуры. Начали открываться новые храмы, восстанавливаются и реставрируются заброшенные. Православная церковь насчитывает уже 813 церковных приходов, против 360 в 1985 г. Католических общин насчитывается 341, им передано 224 костела. В 1990 г. в Гродно была открыта Высшая духовная католическая семинария. Следует отметить, что процесс возрождения духовности тесно связан с вопросами подъема белорусского языка и самосознания белорусов.

В возрождении белорусской культуры сделаны только первые шаги и для успешного решения проблем в развитии культуры необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, для чего в 1998 г. было разработано «Положение о фонде президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства». Существует и работает Государственная программа «Функционирование и развитие культуры Республики Беларусь до 2005 г.», в которой отмечены основные приоритеты развития культуры Беларуси.

Тысячелетний путь развития общенациональной культуры Беларуси, ее традиции являются сегодня источником духовного возрождения белорусского общества. Эта мысль прозвучала в одном из докладов президента А. Г. Лукашенко: «Мы остались единственной страной, открыто проповедующей верность нашим традиционным цивилизационным ценностям. Все это позволяет говорить, что временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации»148.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

/. Каковы особенности формирования общенациональной культуры Беларуси? 2. В чем состоит своеообразие белорусского Ренессанса? 3. Какое архитектурно-художественное наследие оставила эпоха барокко белорусской культуре? 4. В чем суть белорусского Просвещения? 5. Назовите основные направления в художественной культуре Беларуси XIX в. 6. Каковы основные черты и тенденции развития белорусской советской культуры? 7. Как можно охарактеризовать современное состояние культуры Беларуси?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Культурология — наука сравнительно новая, сформировавшаяся как самостоятельная дисциплина только в XX веке. Далеко не в каждом толковом словаре можно найти расшифровку этого понятия. На фоне стремительно возрастающего числа новых научных дисциплин, обусловленного информационным «взрывом», ее появление прошло практически не замеченным, по крайней мере, среди специалистов естественнонаучного направления. Реакцией на нововведение в учебных заведениях было скорее легкое недовольство — опять возрастает нагрузка на студентов и, следовательно, необходимо уменьшать число часов на другие дисциплины. Однако культурология — это случай особый.

Дифференциация наук — естественный процесс, обусловленный непрерывным и экспоненциальным ростом знаний человека о природе и ограниченной возможностью человека их усваивать. Когда-то наука была единой, включая в себя то, что стало впоследствии физикой, химией, биологией, историей и т.п. Со временем и эти научные дисциплины разделились на множество самостоятельных дисциплин и конца этому делению не видно. Несомненно, процесс этот носит прогрессивный характер. Появляется возможность вооружить специалиста более глубокими знаниями по тем вопросам, которые он должен рассматривать. Дифференциация не может продолжаться бесконечно. На новом витке развития человека снова появляется потребность в интеграции наук, в научной дисциплине, которая бы их объединяла. И самым подходящим претендентом на эту роль является культурология. Понятие «культура» включает в себя всю совокупность знаний человека об окружающем его мире и самом себе, все, что человек познает и создает. Таким образом, наука о культуре более естественным образом предназначена выполнять ту функцию интегратора, которую в какой-то мере узурпировала философия, поскольку последняя рассматривает только теоретические аспекты научного познания, игнорируя прозаические вопросы практики. По-видимому, культурологи еще не в полной мере осознали значение читаемой ими дисциплины, но можно быть уверенным — впереди у нее блестящее будущее.

 

Доктор технических наук, профессор А. С. Неверов


ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1  Философский словарь. М., 1983. С. 292.

2 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М., 2000. С. 1018.

3 Там же. С. 301.

4 Там же. С. 1037.

5 Там же. С. 167.

6 Фридрих Ницше и русская религиозная философия // Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века»: В 2 т. Т. 1. М. - Мн., 1996 С 262

7 Ницше Ф.. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М., 2000. С. 976.

8 Юнг К. Г. Архетипы и символ. М., 1991. С. 182.

9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.

10 Кгрвель Ч. С, Бародзгч А. А., Разепфелъд У. Д. i шш. Псторыя фигасофп. Гродна, 1997. С. 475.

11 Гуревич П. С. Культурология. М., 1998. С. 40-41.

12 Крапивенский С. Э. Социальная философия. М., 1998. С. 366.

13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 736.

14 Кгрвель Ч. С, Бародзгч А. А., Разеифельд У. Д. i шш. Псторыя фиюсофп. Гродна, 1997. С. 442.

15 Крапивенский С. Э. Социальная философия. М, 1998. С. 169.

16 Миленков Г. Я. Введение в историю российской социологии. Мн., 2000. С. 17.

17 Там же. С. 16.

18 Бердяев Н. А. Самопознание: Сочинения.     М.-Харьков, 2000.

С. 62, 64.

19 Бердяев Н. А. Русская идея. Париж, 1971. С. 195.

20 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 18.

21 Уайт Л. А. Символ: исток и основа поведения человека // Работы Л. А. Уайта по культурологии. М., 1996. С. 79.

22 Антология культурологической мысли. М., 1996. С. 293.

23 Гирц К. В поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры: В 2 т. Т. 1. М., 1997. С. 199.

24 Михайлов А. А. Современная философская герменевтика, мн., 1984. С. 36.

25 Там же. С. 45.

26 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.,1988. С. 369. 2? Там же. С. 328.

28 Там же. С. 329.

29 Левяш И. Я. Культурология. Мн., 2000. С. 406.

30 Гадамер Г.-Г. Язык и понимание // Культурология / Под ред. Н. Г. Баг-дасарьян. М., 1999. С. 303.

31 Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб., 1999. С. 140.

32 Там же. С. 142 - 143.

33 Леви-Стросс К. Мифологики. М.-СПб., 2000. С. 20.

34 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. С. 28.

35 Современная западная философия. М., 1991. С. 243.

36   Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. С. 45.

37  Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. С. 172.

38 История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. М. В. Доброклонского. М., 1981. С. 14.

39 Там же. С. 13.

40 Античная литература. М., 1980. С. 13.

41 Там же. С. 13 - 14.

«Мифология. М., 1998. С. 653.

43 Там же.

44 Античная литература. М., 1980. С. 37.

45  Там же. С. 8.

46 Там же.

47 Там же.

48 Введение в культурологию / Под ред. Е. В. Попова. М., 1996. С. 98.

49 Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и постижение истории. М., 1994.

50 Латов Ю.В. К. А. Виттфогель о восточном деспотизме. М., 1992.

51 Мэмфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

52 Культура Византии (вторая половина VII — XII в.). М., 1989. С. 77.

53 Античная литература. М., 1980. С. 20.

54 Мейкок А. История инквизиции. М., 2002. С. 25, 28.

55 Там же. С. 24.

56 Мейкок А. История инквизиции. М., 2002. С. 28.

57 Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура. Мн., 1997. С. 131 - 132.

58 Лотмап Ю. Выход из лабиринта/У. Эко. Имя Розы. СПб., 2000. С. 660.

59 Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. М., 1997. С. 11.

60 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 18.

61 Там же. С. 10 - 11.

62 Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. М., 1997. С. 31.

63 Зарубежная литература средних веков. М., Просвещение, 1974. С. 35.

64 Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. М., 1997.С. 31 — 32.

65 Хейзиюа И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. М., 1988. С. 70.

66 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С.346.

67 Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Л., 1990. С. 523.

68 Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985. С. 101.

69 Там же.

70 Там же. С. 102.

71 Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 240.

72 Боккаччо Дж. Малые произведения. М., 1975. С. 84.

73 Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М., 1998. С. 108.

74 Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1982. С. 124.

75 Кузапский Я. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1980. С. 107.

76 Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 249.

77 Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985. С. 253.

78 Мережковский Д. С. Реформаторы. Лютер. Кальвин. Паскаль. Брюссель, 1990. С. 78.

79 Там же. С. 79.

80 Культурология / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 1998. С. 277.

81 Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993. С. 132.

82 Скиннер Б. Хватит ли человечеству земных ресурсов? М., 1989. С. 302.

83 Яковец Ю. В. История цивилизаций. М., 1997. С.211.

84 Там же. С. 203.

85 Якимович А. К. Авангардизм в искусстве XX века. М., 1998. С. 12.

86 Там же. С. 20.

87 Там же. С. 27.

88 Малевич К. О новых системах в искусстве. Витебск, 1919. С. 7.

89 Ортега-и-Гассет X. Восстание мае* У/ Антология культурологической мысли. М., 1996. С. 254.

90 Шестаков В. Мифология XX века. М., 1988. С. 21.

9t Лихачев Д. С. Возникновение русской литературы. М.Л., 1952. С. 20 - 21.

92 Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1994. С. 61.

93 Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991. С. 76.

94 Лазарев Б. Н. Русская средневековая живопись. М., 1970. С. 11.

95 Алпатов М. Краски древнерусской иконописи. М., 1974. С. 8.

96 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. Т. 2. Мн., 1998. С. 93.

97 Там же. С. 255.

98 Огонек. 1936. К» 1. С. 22.

99 Вострышев М. Божий Избранник. М., 1991. С. 59.

100 росс дж. Российская экономика в тупике // Вопросы экономики. 1994. № 3. С. 18.

101 Вопросы философии. 1998. № 4. С. 16 - 17.

102 Львов Д. С. Образ новой России — истоки формирования // Вопросы философии. 1998, М? 4.

103 Барока у беларускай культуры i мастацтве. Мн., 2001. С. 10 — 11; Яскевгч А. А. Абранне вечнасщ. Мн., 1999. С. 49 — 105.

104 Беларус1ка=А1ЬагиШешса. Кн. 3: Нацыянальныя i рэпянальныя культуры, ix узаемадзеянне. Мн., 1994. С. 48 — 53.

105 Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы: Материалы III междунар. науч. конф. Гомель, 2003. С. 201; РадМк Р. Прычыны слабасщ нацыятворчага працэсу беларусау у XIX — XX ст. // Беларуси пстарычны агляд. Т.2. Мн., 1995. С. 199 - 201; Екаду-мов А. Бездомная нация из европейского дома // ARCIIE. 1999. № 1. С. 201 — 205; Беларуака=А1ЬагиШетса: Кн. 3. Мн., 1994. С. 322 - 328, 411 - 419; Эт-насацыяльныя i культурныя працэсы у Заходшм рэпёне Беларуси псторыя i cy-часнасць: Матэрыялы рэспубл. навук. канф. Гродна, 1998. С. 355 — 357.

106 Абдзграловхч I. Адвечным шляхам. Мн., 1993. С. 8—15.

107 Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы междунар. науч. конф. Гродно, 2003. С. 147, 406; Бела-pyciKa=Albaruthenica: Кн. 3. Мн., 1994. С. 415-416.

108 Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы междунар. науч. конф. Гродно, 2003. С. 407.

109 радзгк Р. Прычыны слабасщ нацыятворчага працэсу беларусау у XIX - XX ст. // Беларуси пстарычны агляд. Т.2. Мн., 1995. С. 197 - 201.

110 Там жа. С. 197 — 201, 206; Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы междуна). науч. конф. Гродно, 2003. С. 214 - 216.

111 Менталитет славян и интеграционные процессы' история, современность, перспективы: Материалы III междунар. науч. конф. Гомель, 2003. С. 202.

112 Беларусжа=А1Ьапк.Ьешса: Кн. 3. Мн., 1994.С. 49-50, 133; Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы междунар. науч. конф. Гродно, 2003. С. 387.

113 Беларуака=А1ЬагаЛешса: Кн. 3. Мн. 1994.С. 49-50, 102.

114 Радзт Р. Прычыны слабасщ нацыятворчага працэсу беларусау у XIX - XX ст. // Беларуси пстарычны агляд. Т. 2. Мн., 1995. С. 207.

115 Екадумов А. Бездомная нация из европейского дома // ARCHE. 1999. № 1. С. 205.

116 Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы междунар. науч. конф. Гродно, 2003. С. 149.

117 Абдзхраловгч 1. Адвечным шляхам. Мн., 1993. С. 8 — 15, 41 — 42.

118 Екадумов А. Бездомная нация из европейского дома // ARCIIE. 1999. № 1. С. 200.

119 ЛычЛ., Навщт У. Псторыя культуры Беларусь Мн., 1997. С. 228.

120 БеларуЫка=МЪахип1етса: Кн. 3. Мн., 1994. С. 102 - 103.

121 Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы междунар. науч. конф. Гродно, 2003. С. 408.

122 Екадумов А. Бездомная нация из европейского дома // ARCIIE. 1999. № 1. С. 204.

123 Этнасацыяльныя i культурныя працэсы у Заходшм рэпёне Беларусь псторыя i сучаснасць: Матэрыялы рэспубл. навук. канф. Гродна, 1998. С. 215; Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы междунар. науч. конф. Гродно, 2003. С. 406 — 407; Абдзгра-лотч I. Адвечным шляхам. Мн., 1993. С. 8 - 15, 41 - 42.

124 Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы междунар. науч. конф. Гродно, 2003. С. 407.

125 Екадумов А. Бездомная нация из европейского дома // ARCIIE. 1999. № 1. С. 200-201.

126 Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы междунар. науч. конф. Гродно, 2003. С. 472.

127 Кгрвель Ч. С, Вародзгч А. А., Разенфельд У. Д. Псторыя фига-софп. Гродна, 1997. С. 711.

128 Златоструй.- М., 1990. С. 190.

129 Псторыя Беларусь У 2 ч. 4.1. Мн., 2000. С. 430 - 436. '30 Яскевгч А. А. Абранне вечнасщ. Мн., 1999. С. 54 - 55.

130 Падокшын С. А. Фшасофская думка anoxi Адраджэння у Беларусь Мн., 1990. С. 22-68.

132 Там жа. С. 44.

133 Там жа. С. 22 - 68.

134 Яскевгч А. А. Абранне вечнасць Мн., 1999. С. 126-127.

135 Кгрвелъ Ч. С, Бародз1ч А. А., Разенфельд У. Д. Псторыя фша-софи. Гродна, 1997. С. 718.

136 Там жа. С. 719.

137 Габрусь Т. В. Манументальнае дойлщства // Скарына i яго эпоха. Мн., 1990. С. 360 - 376.

138 Яскевгч А. А. Абранне вечнасщ. Мн., 1999. С. 49 - 105.

139 Музыкальный театр Белоруссии. Мн., 1990. С. 160.

140 Екадумов А. Бездомная нация из европейского дома // ARCIIE. 1999. № 1. С. 203.

141 1канатс БеларуЫ XV - XVIII ст. Мн., 1994. С. И.

142 Габрусь Т. В. Мураваная сакральная арх1тэктура беларускага баро-ка / НАИБ. 1н-т мастацтвазнауства, этнаграфи i фальклору \ия К. Крашвы. М., 2002. С. 32.

143 Энцыклапедыя псторьи Беларусь У 6 т. Т. 5. Мн., 1999. С. 384.

144 Яскевгч А. А. Абранне вечнасвд. Мн., 1999. С. 54 - 130.

145 Дэкаратыуна-прыкладное мастацтва Беларуа XVII — XVIII ст. Мн., 1984. С. 6 - 15.

146 Бич М., Сидорцов В., Фомин В. История Беларуси. XX век. — Мн., Народная асвета, 1992.- С.88 - 89.

147 Лыч Л., Навщкг У. Псторыя культуры Беларусь Мн., 1997. С. 227 - 228.

148 Советская Белоруссия. 28 марта. 2003.


ЛИТЕРАТУРА

1. Авериицев С. С. Поэтика древневизантийской литературы. М., 1977.

2. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.

3. Алпеева Т. М. Введение в культурологию. Мн., 1997.

4. Американский характер. Очерки культуры США. М., 1991.

5. Античная цивилизация. М., 1973.

6. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

7. Античность в контексте современности. М., 1990

8. Античность как тип культуры. М., 1988.

9. Арнольдов А. И. Введение в культурологию, м., 1994.

10. Адюшкин В. Н. Социальная философия II. Бердяева в свете перестройки // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1991. № 3.

11. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

12. Боткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

13. Баткии Л. М. Два способа изучать историю культуры // Вопросы философии. 1986. № 12.

14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

15. Велик А. П. Социальная форма движения. М., 1982.

16. Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

17. Бенедикт Р. Модели культуры. М., 1995.

18. Ботард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

19. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1992.

20. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVHI вв.: В 3 т. М., 1986 - 1992.

21. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.

22. Быт и история античности. М., 1988.

23. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

24. Васильев Л. С. Древний Китай: В 2 т. T.I. M., 1980.

25. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М., 1976.

26. Введение в культурологию / Под ред. Е.В.Попова. М., 1996.

27. Введение в культурологию. М., 1995.

28. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1991.

29. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

30. Виниичук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

31. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.

32. Геворкян А. Р. Проблемы Диониса и Аполлона у Ф. Ницше и В. Шмакова: История философии // Вопросы философии. 1996. № 6.

33. Гегель Г. В. Феноменология духа. Спб., 1992.

34. Гердер И. Г. Идеи философии истории человечества. М., 1977.

35. Псторыя беларускага мастацтва: У 6 т. Т.З. Мн., 1987 — 1991.

36. Говард М. Сучасная культурная антрапалопя. Мн., 1995.

37. Гумилев Л. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993.

38. Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М., 1922.

39. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

40. Гуревич П. С. Культурология. М., 1998.

41. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.

42. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

43. Джонс А. X. Гибель античного мира. Ростов-на-Дону, 1997.

44. Дилигенский Г. Г. Конец истории или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. № 3.

45. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. М., 1989.

46. Додельцев Р. Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. М., 1989.

47. Донских О. X., Кочергин А. Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1993.

48. Дорошевич Э., Канон Вл. Очерк истории эстетической мысли Белоруссии. М., 1972.

49. Древние цивилизации. М., 1989.

50. Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. Спб., 1994.

51. Золкин А. Л. Культурология. М., 2001.

52. Зубов В. Н. Леонардо да Винчи. М., 1981.

53. История и культура стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л. М. Брапшой. М., 1999.

54. История философии // Вопросы философии. 1999. № 6.

55. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов: В 2 ч. Саратов, 1984.

56. Каган М. С. Философия культуры. М.-Спб., 1996.

57. Как была крещена Русь. М., 1990.

58. Каи И. Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Критика способности суждения. М., 1995.

59. Кардапо Дж. О моей жизни. М., 1938.

60. Кармин А. Основы культурологии. Спб., 1997.

61. Кессиди Ф. X. От мифа к мотосу. М., 1972.

62. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии. М., 1983.

63. Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1999.

64. Ковкелъ И. И., Ярмусик Э. С. История Беларуси. Мн., 1998.

65. Козловский П. Культура постмодерна. М., 1997.

66. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

67. Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового времени. М, 1989.

68. Кравцова М. Е. История культуры Китая. Спб., 1999.

69. Кравченко А. И. Культурология. М., 2000.

70. Кремер С. История начинается в Шумере. М., 1991.

71. Кривцун О. А. Историческая психология и история искусств. М., 1997.

72. Кулагин А. Н. Архитектура дворцово-усадебных ансамблей. Мн., 1981.

73. Культура Древнего Египта. М., 1976.

74. Культура Древнего Рима. В 2 т. М., 1985.

75. Культура Древней Индии. М., 1979.

76. Культурология / Под ред. А. А. Радугина. М., 1997.

77. Культурология / Под ред. Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, 1998.

78. Культурология / Под ред. II. Г. Багдасарьян. М., 1999.

79. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Спб., 1998.

80. Культурология: основы теории и истории культуры. Спб., 1996.

81. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

82. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1980.

83. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или «удьба разума после Фрейда. М., 1994.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           А 84. Левяш И. Л. Культурология. Мн., 1999.

85. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1995.

86. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1983.

87. Лойка А. А. Псторыя беларускай лггаратуры. Мн., 1989.

88. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

89. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

90. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Спб., 1994.

91. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992.

92. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

93. Мальдзк А, I. Беларусь у люстэрку мемуарнай лггаратуры XVIII ст. Мн., 1982.

94. Мальдзк А. I. На скрыжаванш славянсых традыцый. Мн., 1980.

95. Мамонтов С. П. Основы культурологии. М., 1996.

96. Маслеткава В. П. Музычная адукацыя у Беларусь Мн., 1980.

97. Мировая культура и современность. М., 1991.

98. Моисеева Л. А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону, 2000.

99. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

100. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

101. Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. Свердловск, 1991.

102. Новиков А. И. История русской философии X—XX веков. Спб., 1998.

103. Няфсд У. I. Псторыя беларускага тэатра. Мн., 1982.

104. Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. М., 1990.

105. Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991.

106. Печчеи А. Человеческие качества: Изменившееся положение человека в мире. М., 1977.

107. Психоанализ и культура. Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. М., 1995.

108. Радугин А. А. Философия. М., 1996.

109. Рак И. В. Мифы древнего Египта. Спб., 1993.

110. Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993.

111. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

112. Семенов В. Л. Массовая культура в современном мире. Спб., 1991.

113. Силичев Д. А, Культурология. М., 2000.

114. Скворцова А. Достоевский и Ницше о Боге и безбожии // Октябрь. 1996. № 11.

115. Современная западная философия / Под общ. ред. Т. Г. Румянцевой. Мн., 2000.

116. Соколов В. В. Европейская философия XV — XXI вв. М., 1984.

117. Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия // Вопросы социологии. 1993. № 3.

118. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

119. Социодинамика культуры. Вып. 1, 2. М., 1992-1993.

120. Спадчына Скарыны. Мн., 1989.

121. Страчаная спадчына / Т. В. Габрусь, А. М. Кулапн, IO. У. Чанту-рыя i 1нш. Мн., 1998.

122. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.

123. Тиллих П. Избранное. Теория культуры. М., 1998.

124. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1978.

125. Удальцова 3. В. Византийская культура. М., 1988.

126. Успенский Б. А. Язык. Семиотика. Культура. Избранные труды В 2 т. T.I. M., 1994.

127. Федорук А. Т. Садово-парковое искусство Белоруссии. Мн., 1989.

128. Философия культуры / Под ред. М. С. Кагана. Спб., 1998.

129. Философия эпохи постмодернизма. Мн., 1996.

130. Фрейд 3. «Я» и «ОНО». Труды разных лет: В 2 т. Тбилиси, 1991.

131. Фромм Э. Иметь и быть. М., 1990.

132. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986.

133. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

134. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб., 1997.

135. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1992.

136. Чаптурия В. А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. Мн., 1986.

137. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1994.

138. Эко У. Отсутствующая структура. М., 1998.

139. Энцыклапедыя л1таратуры i мастацтва Беларуси: У 5 т. Мн, 1984 - 1987.

140. Эстетика / Под ред. А. А. Беляева. М., 1989.

141. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

142. Яковец Ю. В. История цивилизаций. М., 1997.

 

 

Учебное издание

Неверова Зоя Александровна

Юрис Татьяна Анатольевна

Нарижная Елена Павловна и др.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебное пособие

Редактор Т. С. Житкевич

Художественный редактор В. А. Ярошевич

Технический редактор Л. И. Счисленок

Корректор В. П. Шкредова Компьютерная верстка И. С. Оликсевич

Подписано в печать с диапозитивов 09.06.2004. Формат 84X108' /п. Бумага газетная.

Гарнитура Кудряшевская. Печать высокая с ФПФ. Усл. печ. л. 19,32. Уч.-изд. л. 20,42.

Тираж 3000 экз. Заказ 1611.

Республиканское унитарное предприятие «Издательство "Вышэйшая школа"». ЛИ № 02330/0056829 от 02.03.2004. 220048, Минск, проспект Машерова, 11.

Открытое акционерное общество «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа». 220600, Минск, ул. Красная, 23.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.202 с.)