Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Белорусская культура эпохи средневековья . Ренессанс и гуманизм на белорусских земляхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее древним историческим типом мировоззрения является мифология. И по сей день в памяти белорусского народа живут многочисленные предания и легенды, в которых с мифологических позиций объясняется происхождение Вселенной, Земли, Солнца, звезд,'различных объектов живой и неживой природы, человека; пересказываются фольклорные сюжеты, главными героями которых являются различные персоналии народной демонологии. Среди таких персоналий выделяются: праматерь вселенной, великая Мать-Богиня — женщина-Лосиха, Леший — хозяин леса, пущи, Водяной, Болотяник, Русалки — духи воды, болот, рек, озер, Полевик — дух полей, Денница и Вечерница — духи рассвета и заката, к домашним духам относили Домового, Гуменника, Хлевника, Лазника. Все они наделялись антропоморфными чертами и считались вначале добрыми для человека. Среди священных животных — тотемов на Беларуси называют лося, утку, ужа, медведя. Археологи находят их изображения в рисунках на горшках и в виде небольших костяных, глиняных статуэток на стоянках древних людей в период раннеродовой общины. Приблизительно тогда же распространились мифы о наших предках, которые были полулюдьми-полуживотными (оборотни, упыри, волколаки). Присутствуют в народных поверьях и злые духи: ведьма, ведьмак, «мара», «трасца», «ночницы», «крыксы», напускающие разные болезни, порчи, страшные сны. Наиболее распространенным в народе был образ черта, который считался причиной любой беды, несчастья, зла и позже, под влиянием христианской демонологии, был отождествлен с дьяволом. Задабривание духов происходило с помощью заговоров, мифологически ритуализированной еды (каш, блинов, оладий), выставлявшейся или закапывавшейся в поле, лесу, у камней-валунов, дорог. Духам приносили в качестве жертвы животных (быков), снопы зерновых культур, ткани (куски полотна, вышитые рушники, ленты, что развешивались на столетних деревьях, стоявших глубоко в пущах или у перекрестков дорог, позже на смену деревьям пришли христианские кресты). Отголоски древнего мифологического мироощущения проявились также в гротескных карнавальных обрядах календарного цикла — Погребение стрелы (орудия Перуна), Коляды, Масленица, Семуха, Купалье (солярный культ), в каравайной обрядности. Обряд приготовления каравая как мифологической модели мира по сути своей есть повторение творения мира в языческом представлении. Круглый каравай, украшенный вылепленными из теста солнцем, луной, звездами, птицами, животными, растениями, шишками, воткнутыми в него ветками, сучками вишни или яблони, символизировал мифологическое мировое древо жизни, центр вселенной. Он был одновременно символом высших космогонических сил и жертвой для них, чтобы испросить плодородие для людей, хлебов, скота. Помимо этого, мифологические ритуалы заметны в проведении тотемных праздников, из которых дошла к нам Комоедица (пробуждение медведя после зимней спячки). Почитание же культа предков нашло свое отражение в праздновании Дедов, Радуницы. С переходом от родового строя к государству у наших предков происходили заметные изменения в мировоззренческой сфере. На смену культу природы (солнца, огня, воды, камней, деревьев) с поклонением олицетворяющим ее фантастическим существам приходит земледельческий культ Рода как символа жизни, всеобъемлющего бога Вселенной. В пантеоне богов теперь присутствуют много персонажей, представляющих различные природные стихии: Перун, Жи-жель, Зюзя, Тетя, Ярила, Хоре, Даждьбог, Стрибог (Сварог), Белее (Волос), Лада, Леля (Ляля), Милда и др. И чем дальше, тем более очевидной становится тенденция к выделению в пантеоне единого бога-громовержца (Род-Сварог-Даждьбог-Перун), что можно рассматривать как свидетельство движения от язычества к монотеизму и заката мифологии как доминирующего мировоззрения. Принятие и распространение христианства на земле Беларуси дало импульс формированию нового мировоззрения, которое принципиально иначе, нежели мифология, объясняло сущность бытия, истории, человека, его места в мире и предназначения, отношение к другим людям и самому себе. Потребности распространения и утверждения новой веры стали причиной распространения письменности и литературы. Важную роль в этих условиях призваны были играть книги теолого-догматического содержания, где раскрывались принципы христианского вероучения, христианской нравственности и давалось толкование библейских текстов. Это были произведения Иоанна Дамас-кина, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина и др. Широко были известны переведенные с греческого языка жития святых, представлявшие собой важный литературный жанр не только периода существования белорусского праэтноса, но и последующего времени. Особенная популярность в Средневековье житийных (агиографических) произведений во многом обусловливалась их содержательной спецификой. Можно сказать, что в житиях осуществлялась своеобразная конкретизация христианских принципов, которые,представали не в чисто идеологическом виде (проповедь, наставление, послание), а воплощались в материале, взятом из реальности, в конкретном человеческом образе. Весьма показательно, что агиограф обращался не столько к разуму читателя, сколько к его чувствам, его живому воображению. Вместе с тем человек в житиях — это умозрительная конструкция, призванная иллюстрировать тот образ жизни, который, с точки зрения христианских представлений, считался истинным или «святым». Не то, каким в реальности является человек, а то каким он должен быть, — вот что доминирует в этом жанре, морали-заторском и поучительном по своему характеру. В конце XII в. на Полоцкой земле создается •«Житие Ефросиньи Полоцкой». Ефросинья Полоцкая (ок. 1110—1173), княжна-просветительница, дочь полоцкого князя Святослава (Георгия). Сам факт создания этого произведения — важный показатель политической и культурной самостоятельности Полоцкой земли. Содержательная оригинальность «Жития» — в утверждении любви к книге и знаниям, в идее духовного совершенствования человека. Истинная человеческая жизнь — это верность идее, избранному пути, это ориентация человека на высшие ценности и благородные цели. Исходя из этих принципов, княжна-просветительница решала сугубо земные проблемы: «старых учила терпению и воздержанию, юных — душевной чистоте и телесной умиротворенности... слову благочинному: при старых молчать, мудрых слушать; к старшим — покорность, к равным и меньшим — любовь без лицемерия; мало говорить, а много разуметь. Такой уж дар был дан блаженной Ефросиньи от Бога: если кто спросит о какой вещи, — она давала ему ответ, и кто слушал, тот получал добро (имел пользу). И не хотела она видеть, чтобы кто враждовал: ни князь с князем, ни боярин с боярином, ни из простых кто со своим другом, но всех хотела видеть как единую душу»127. Короткие жития были созданы в древности и на Туровской земле. Наиболее значительное из них — «Память иже во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского», о жизни Кирилла Туровского (ок. 1130 — 1182). Наиболее ярко поэтический талант проповедника проявился в «Словах», написанных по поводу различных праздников. Туровский был глубоким и оригинальным мыслителем, сочетающим в одном лице философа, богослова и художника, его сочинения включали в сборники наряду с творениями отцов церкви128. С распространением христианства и ростом городов связывают также и возникновение первых памятников зодчество на Беларуси в IX—XI вв. Вместе с так называемой греческой верой из Византии на земли восточных славян пришло умение строить каменные храмы. К XII в. был широко распространен тип крестово-купольного храма, разработанного еще в эпоху средневизантийского зодчества (VIII—XIII вв.). На Беларуси — это Спасо-Ефросиньевская церковь (архитектор Иоанн) и храмы Бельчицкого монастыря в Полоцке, Благовещенская церковь в Витебске, Пречистенская и Нижняя церкви в Гродно. Самым выдающимся памятником XI в. считается большой пятинефный Софийский собор в Полоцке, а XII в. — Борисоглебская церковь (Коложская) в Гродно. Белорусское искусство XIII—XVI вв. развивалось в условиях укрепления Великого княжества Литовского. На его территории формировалась региональная своеобразная ре-нессансная культура, для которой характерно органичное соединение и творческая переработка византийской, западноевропейской и народной традиции. В X—XIII вв. определяющее влияние на культуру Беларуси оказывала византий-ско-восточная традиция, а в XIV — первой половине XVI в. как восточно-, так и западноевропейская традиция. Со второй половины XVI в. доминировать стала западная культурно-идеологическая, философская и религиозно-церковная традиция. Положение белорусской культуры с конца XV—XVI вв. было очень стабильное, только под конец века в условиях контрреформации наблюдается угасание некоторых культурных форм и проявлений древнерусской традиции. Однако это не меняло ситуации, белорусская культура и далее сохраняла лидерство в восточнославянском регионе, но это происходило за счет постепенной потери национального обличия. Это проявилось вначале в определенном со-словно-культурном плюрализме белорусского общества, позже—в исчезновении языкового единства письма, а в итоге, в конфессиональном расколе культуры, связанном с подписанием Брестской унии 1596 г129. Проведение в жизнь унии, которую Ватикан рассматривал как переходный этап к католицизму, положило начало наступлению феодально-католической реакции на национальную белорусскую и украинскую культуру, политике полонизации. Инициаторами и организаторами ее выступили отдельные представители высшего православного духовенства при поддержке части феодалов, которые надеялись вернуть православной церкви ее ведудаую роль в "государстве. Уния должна была покончить в ВКЛ с враждебностью между сторонниками православия и католицизма, однако она вводилась насильственными средствами. Это ярко показали в своих произведениях современники, белорусские и украинские писатели-полемисты конца XVI—XVII вв. П. Скарга, Л. Зизаний, 3. Копыстенский, X. Филолет, М. Смотриц-кий, Л. Карпович, А. Филипович, И. Руцкий, П. Могила, И. Потей. С развитием церковно-полемической литературы, издаваемой при самоотверженной поддержке таких знаменитых православных белорусско-украинских родов, как князья Ходкевичи, Острожские, Слуцкие, Хрептовичи, Ванько-вичи, Соломерецкие, Огинские, связывают не только рост книгопечатания, расширение школьного дела, но и качественно новый этап в становлении отечественной богословско-философской школы130.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.255.63 (0.007 с.) |