Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурологическая мысль славянофилов и западниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Славянофильством называется направление русской идеалистической философии середины XIX в. Для него было присуще стремление обосновать и сформировать в русском обществе целостное представление о самобытном историческом пути России и праве русской культуры занять достойное место в культурном наследии всего человечества. Славянофильство было представлено такими именами, как А.С.Хомяков (1804-1860), К.С.Аксаков (1817-1860), И. С. Аксаков (1823-1886), И. В. Киреевский (1806-1856), Ю. В. Самарин (1819—1876) и др. Различают также «неославянофильство», или позднее славянофильство конца 60—80-х гг. XIX в., видными деятелями которого были Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Н. Н. Страхов. В России первой половины Х1Х в. параллельно друг другу оформлялось национальное самосознание и становление философского сознания в форме философии истории, хотя «центральная тема размышлений: путь России» была предопределена еще реформами Петра I16. Внедрение «в российскую жизнь европейских социальных форм без учета социокультурного контекста заложило противоречия как всего последующего развития России, так и российских социально-философских поисков, которые велись в пространстве между альтернативами: за или против петровских реформ, самобытность или общечеловечность»17. Сторонники развития светской культуры, петровских реформ и идей о насильственном (только при необходимости и только для прогрессивного социального развития) изменении социальной структуры и форм общества стали называться западниками. К ним относили Н. В. Станкевича (1813—1840), В. Г. Белинского (1811-1848), А. И. Герцена (1812-1870), П. А. Анненкова (1812-1887) и Н. Г. Чернышевского (1828-1889). Несмотря на противоположность взглядов, обе стороны признавали положительное влияние опыта западной культуры на историческое развитие России, например европейского Просвещения, резко повысившего уровень образованности общества. Обе стороны критиковали бездумное подражание западу (от его государственно-политических институтов, морали и нравов до образцов массовой «фабричной» культуры и моды на вещи), а также их объединяло уважение и любовь к богатейшей русской культуре. Национальное своеобразие российского общества славянофилы видели в общинном укладе крестьянской жизни, православии и самодержавной монархии с просвещенным царем, уважающим народную культуру. Проблема: «Каким путем идти России в своем социально-экономическом развитии?» решалась на основе признания естественной эволюции отечественной культуры. С точки зрения славянофилов, буржуазно-капиталистическая цивилизация Западной Европы и Северной Америки пришла к упадку и загниванию. Ее культура, покоящаяся на католической и протестантской доктринах, гибнет под ударами ею же воспитанного, эгоистично-прагматичного индивидуалиста с холодным рассудком, разобщенного с коллективом, утратившим свой духовно-нравственный стержень в погоне за материальными благами. Спасение мировой цивилизации осуществит русский народ, лучшие качества которого сформированы православием. Православие предопределило такую специфическую черту русского народа, как соборность. Соборность — это объединение людей в их христианской любви друг к другу во имя коллективного спасения всего своего народа, его культурных традиций и поиска пути к общему благу для себя и потомков через нравственность и духовность. Главный теоретик соборности А. Хомяков определил ее как единство во множественности, способность участвовать в общих делах, внося собственный вклад и приобретая силу от вкладов других. Только через такой принцип личность может развивать себя «не в бессилии духовного одиночества, но в могуществе искреннего духовного союза с братьями своими со Спасителем». Без соборности человек обречен на духовную нищету, проявляющуюся в эгоизме, корыстности, рационализме, т. е. в том, что характерно для Запада. Врожденная соборность лучше всего демонстрируется крестьянской общиной, которая, по К. Аксакову, подобна хору. Как в хоре каждый голос слышен в гармонии всех голосов, так и в общине личность, отказываясь от своего эгоизма ради общего согласия, не теряется. Славянофилы верили, что «дух соборности» будет все более укрепляться в российском обществе. Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». История продемонстрировала утопичность социального идеала славянофилов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.89 (0.006 с.) |