Глава 3. Понимание культуры В постклассической западной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Понимание культуры В постклассической западной философии



3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше (С. Л. Семенова)…………………. 11

3.2. Психоаналитические концепции культуры (3. А. Неверова………………………… 12

3.3. Марксистское понимание культуры (Е. П. Нарижная)………………………………. 14

3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера…………. 16

   Вопросы для самопроверки                                           

Глава 4. Русская культурологическая мысль                                                   

4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников (Е. П. Нарижная)………...       19                                                 

4.2. Проблемы культуры в трудах Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева иН. А. Бердяева

(С. Л. Семенова)…………………………………………………………….………………... 20                                               

 4.3. Советская культурологическая мысль (Е. П. Нарижная)……………………………. 22                                                

   Вопросы для самопроверки

Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль

5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии (3. А. Неверов)…….       23                                                                              5.2. Герменевтика (В. Э. Нарижный)………………………………………………………. 26                                      

5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры (3. А. Неверова)………………….. 27

5.4. Постмодернизм (3. А. Неверова)………………………………………………………. 29

   Вопросы для самопроверки                                             

РАЗДЕЛ II. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Глава 6. Структура культуры

6.1. Артефакт культуры……………………………………………………………………… 31

6.2. Семантика культуры…………………………………………………………………….. 33

6.3. Ценности и нормы культуры……………………………………………………………. 38

6.4. Основные функции культуры…………………………………………………………… 42

   Вопросы для самопроверки

Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики………………………………       44

Вопросы для самопроверки

РАЗДЕЛ III. ТИПОЛОГИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

Глава 8. Теоретические модели типологии культуры  

8.1. Критерии типологизации культуры…………………………………………………..… 48

8.2. Основные типы культуры……………………………………………………………….. 48

Вопросы для самопроверки

Глава 9. Культура первобытного общества (Л. М. Хроменкова)

9.1. Основные этапы становления первобытной культуры…………………………………      51

9.2. Миф и его роль вкультуре………………………………………………………………. 53

9.3. Древние верования и культы……………………………………………………………. 55

   Вопросы для самопроверки

Глава 10. Культура древних цивилизаций Востока

10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций (3. А. Неверова)..     56

10.2. Культура Древнего Египта (С. А. Садовннкова)………………………………………       57

10.3. Культура Древней Месопотамии (С. А. Садовникова)………………………………..      61

10.4. Культура Индии (3. А. Неверова)……………………………………………………….      63

10.5. Культура Китая (3. А. Неверова)………………………………………………………..      67

     Вопросы для самопроверки

Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)

11.1. Культура Древней Греции……………………………………………………………… 72

11.2. Культура Древнего Рима……………………………………………………………….. 82

     Вопросы для самопроверки

Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья

12.1. Культура Византии (3. А. Неверова)……………………………………………..…… 86

12.2. Культура западноевропейского средневековья (Л. М. Хроменкова) ………….……      90

     Вопросы для самопроверки                             

Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)

13.1. Истоки Ренессанса……………………………………………………………………… 95.

13.2. Ренессанс иАнтичность…………………………………………………………………       96

13.3. Гуманизм и личность…………………………………………………………………… 98.

13.4. Ренессансная модель мира………………………………………………………………       101

13.5. Ренессанс и Реформация…………………………………………………………………       104

13.6. Художественная культура Ренессанса………………………………………………….      107

     Вопросы для самопроверки                       

Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)

14 1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII века…………………….       116

14.2. Культура XVIII в. Просвещение………………………………………………………. 119

14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации.               Культурная дифференциация Европы…………………………………………………     123

     Вопросы для самопроверки

Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)

15.1.  Основные тенденции развития культуры XX века…………………………………….      127

15.2.  Модернизм и авангард как культурная стратегия……………………………………..      129

15.3. Феномен массовой культуры…………………………………………………………….       131

    Вопросы для самопроверки

 

Глава 16. Культура России

16.1. Эволюция древнерусской культуры (С. Л. Семенова)…………………………………     134

16.2. Культура России XVIII века (3. А. Неверова)…………………………………………..     139

16.3. Культура России XIX века (3. А. Неверова)…………………………………………….     142

16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры (3. А. Неверова)…………………             144

16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры (3. А. Неверова,                      Р. В. Шестакова)………………………………………………………………………….    147

     Вопросы для самопроверки

Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры

17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси (Е. П. Нарижная)152

17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях (Е. П. Нарижная)……………………………………………………………………………   156

17.3. Белорусский Ренессанс ихристианский гуманизм……………………………………...   156

17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII-XVIII вв.

 (Е. П. Нарижная)……………………………………………………………              159

17.5. Белорусская культура XIX — начала XX века (В. В. Кривоносова, Е. П. Нарижная)    164

17.6. Белорусская советская культура: основные черты итенденции (В. В. Кривоносова,

(Е. П. Нарижная)…………………………………………………………………                   171

17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве (В. В. Кривоносова)                174

     Вопросы для самопроверки

     Заключение (А. С. Неверов)……………………………………………                               180

     Цитируемая литература…………………………………………………………………      181

     Литература……………………………………………………………………………... 185


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Приоритет в формировании мировоззрения современного студента принадлежит гуманитарным дисциплинам: истории, философии, политологии, этике, эстетике и др. Только всесторонне образованный человек с высоким уровнем общей культуры может найти новые, нетрадиционные решения социальных проблем, что так необходимо в условиях рыночной экономики, которая складывается в нашей республике. Быстрота, нестандартность мышления специалистов будут определяться не только объемом узкопрофессиональных знаний, но и эрудицией, широтой кругозора. Общее культурное развитие, широкая гуманитарная подготовка — это катализатор познания. Среди гуманитарных дисциплин, которые активно влияют на подготовку будущих специалистов, важную роль играет новая дисциплина — культурология, которая в настоящее время преподается во всех высших учебных заведениях Республики Беларусь. Именно она должна восполнить тот пробел в области изучения и понимания культуры, который еще недавно был характерен для республиканской системы высшего образования в целом и общественных наук в частности. Обществоведами игнорировался тот очевидный факт, что многие социальные изменения опосредованы культуросо-зидающей деятельностью: трансформацией системы ценностей, норм и идеалов, изменением мировоззренческих ориентиров, выработкой новых духовных практик, перестройкой мировидения и менталитета. Поэтому наша республика оказалась во многом неподготовленной к переменам во всех сферах общественной жизни, что привело к системному кризису культуры в целом, подлинному духовному кризису, дегуманизации общественных отношений, нигилизму и нравственной дезориентации. Восстановлению гуманистических общественных идеалов должна предшествовать мыслительная деятельность по пониманию и осознанию значения и ценности культуры. Вследствие этого представляется вполне оправданным и необходимым введение в систему высшего образования общеобразовательной дисциплины «Культурология».

Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного стандарта и Программой для вузов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 24.01.2000 г., и включает в себя всю необходимую тематику по курсу «Культурология». Основные задачи пособия: дать целостное представление о культуре, ее сущности и особенностях, структуре и функциях, источниках и механизмах культурной динамики, типологии культуры, проблемах ее исторической эволюции (первые две части пособия); познакомить студентов с многовековой историей мировой и отечественной культуры (третья часть пособия). Знакомство с исторической динамикой культуры позволит студентам уяснить причины ее взлетов и падений, глубже осознать фундаментальную роль культуры в жизни человека; способствовать обогащению внутреннего духовного мира студентов как части молодежной субкультуры, развитию их нравственных эстетических чувств, пробуждению интереса к самостоятельному творческому освоению многовекового наследия мировой и отечественной культуры.

Авторы пособия оставляют за собой право отдельные темы курса освещать конспективно, а некоторые, не имеющие существенного значения для специалистов негуманитарного профиля, исключать вообще. Это не противоречит учебной Программе, которая предусматривает вариативность преподавания культурологии в различных вузах.

Авторы



ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.016 с.)