Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций



Почти одновременно в трех областях земного шара возникают древние цивилизации:

египетская, шумеро-вавилонская и эгейская цивилизации

доарийская культура долины Инда (хараппская цивилизация)

Древний Китай II тыс. до н.э.

Немецкий философ К. Ясперс (1883—1969) указал следующие факторы, приведшие к возникновению древних цивилизаций49.

1. Древние цивилизации являлись по своей сути определенными формами решения проблемы организации ирригационных систем и регулирования их функционирования в долинах Нила, Тигра, Евфрата и Хуанхэ. Именно создание ирригационных систем побуждало развитие управленческого аппарата и государства.

Немецкий ученый К. А. Виттфогель (1896—1988) даже ввел особое понятие — гидравлическое общество, призванное подчеркнуть прямую причинно-следственную связь между спецификой естественных производительных сил (необходимость строительства крупномасштабных ирригационных сооружений) и спецификой общественного строя на Востоке (организующая общественные работы бюрократия становится господствующим классом)50.

2. В древних цивилизациях уже была письменность, появление которой относится в Шумере к началу III тыс. до н.э., а в Египте — к началу II тыс. до н.э.

3. Возникли народы, сознающие свое единство, обладающие общими языком, культурой и мифологией.

4. Были созданы первые империи, непосредственная причина появления которых заключалась в стремлении древних цивилизаций остановить постоянные вторжения кочевых племен на культивируемые земли.

Переход от неолита к культурам древних цивилизаций был противоречивым процессом, который сопровождался существенными изменениями способов человеческой жизнедеятельности. Приметами наступления новой культурной эпохи стали обработка металлов, появление городов и государств. Создается городская цивилизация, существенно отличающаяся от крестьянской цивилизации неолита. Город нуждается в жизненном разнообразии, следит за колебаниями событий, интересуется политическими новостями и кризисами. Ведущая роль теперь принадлежит письменности. Графическая запись не просто обеспечивает сохранность наблюдения и мысли, она создает особую реальность, замкнутую последовательность знаков, определяемую внутренними грамматическими правилами, универсально задающими связь означаемых и означающих.

В момент своего возникновения в цивилизациях Древнего Востока письменность служит целям, не известным первобытности. Иероглифы и клинопись вещают от имени богов и от имени власти. Письменность передает повеления, подтверждаемые должностным лицом — служителем надписи. Древние цивилизации по своей сути — письменные теократии. Письменность, преодолевая узкие рамки непосредственного общения неолитических сообществ, разносит веления власти по обширной территории, организуя людей в новую целостность и подчиняя их стремления государственным ценностям.

Неолит характеризовался культом плодородия, в рамках которого, по-видимому, и осуществлялось одомашнивание животных и окультуривание растений. Эти великие достижения неолита явились результатом развития символических, культовых, мифологических форм контроля человека над его собственной жизнью. Однако около 5 тыс. лет назад культурная ситуация изменилась. Возникает новая система ценностей, выходящая далеко за пределы ценностей неолитических аграрных сообществ. Появилась монотехника, целиком посвященная увеличению власти и богатства путем систематической организации деятельности по строго механическому образцу. Главным знамением этого изменения было создание сложных организаций, как считает известный социолог Л. Мэмфорд51. Согласно Мэмфорду, мегамашина — это иерархическая организация людей, функционирующая по аналогии с человеческим телом. Целью этой мегамашины было создание грандиозных инженерных сооружений. Кроме ирригационных систем такими сооружениями являлись культовые и погребальные комплексы, например, пирамиды в Древнем Египте.

Создание мегамашины изменило весь характер человеческой деятельности. Теперь работа над специальной задачей, отделенная от других биологических и социальных действий, завладела всем временем индивида. Систематически обособляясь от всей остальной жизни, труд стал проклятием. И в качестве реакции на этот новый режим жизнедеятельности пробуждаются компенсирующие мечты об освобождении не только от рабства, но и от труда вообще. Актуальной становится проблема посмертного воздаяния и загробного мира.

 

Культура Древнего Египта

 

Древний Египет — один из самых ранних и высоких очагов человеческой культуры, возникший в северо-восточной Африке, в долине реки Нил. В Египте впервые в мире возникло государство и раньше, чем в других государствах, сложилось классовое общество. Египет также первым стал претендовать на мировое господство. История Древнего Египта включает в себя следующие периоды: Додинастический период — 4 тыс.до н.э; Древнее царство — 32—24 вв. до н.э.; Среднее царство — 21 — 19 вв. до н.э.; Новое царство — 16—12 вв. до н.э.; Позднее время — 11 в. — 332 г. до н.э.

Древнее царство было эпохой создания единой египетской державы, подвластной обожествляемым фараонам, и утверждения этой державы в окружающем мире. Период между Древним и Средним царствами был для Египта временем распада на отдельные номы (административные округа). Эпоху Среднего царства нередко называют классической — это был второй период расцвета Древнего Египта. Между Средним и Новым царствами страна находилась под владычеством гиксов и была децентрализована. Своего наивысшего подъема Египет достигает в период Нового царства, занимая ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Однако в эпоху Позднего времени Египет идет от одного кризиса к другому, распадается, чему во многом способствовали поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. В 332 году до н.э. в Египет вступили войска А. Македонского. Его приняли как освободителя от персидского владычества, короновали как египетского фараона, объявили сыном бога Амона. Египет вошел в состав его мировой державы, а после ее распада оказался под властью греко-македонской династии Птолемеев и вступил в эпоху эллинизма.

Сакрализация власти, символичность культуры и мировоззрение древних египтян. Первой и чуть ли не самой главной чертой древнеегипетской цивилизации является сакрализация государственной власти. Сакрализация (в пер с лат. священный) обозначает процесс наделения царской власти священными свойствами, т. е. тем, что относится к религиозному культу и ритуалу. Сильная централизованная власть покоилась на доктрине божественного происхождения фараона. В руках фараона сосредотачивались все функции верховной власти: правителя, военачальника, законодателя и судьи. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость. Сакральный характер древнеегипетской культуры проявляется в ее глубочайшей символичности. Основные символы египетской культуры — сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, анкх. Сфинкс является олицетворением тайной премудрости, универсальным символом египетской цивилизации. Выступая в качестве посредника между царством живых бога Ра и царством мертвых бога Осириса, он указывает: человеческая жизнь — это кратковременный промежуток между двумя несоразмерными пространствами — прошедшим и будущим. Кроме того, сфинкс есть олицетворение фараона, именуемого «сыном Ра», «великим», «благим» богом. Фараоны считались потомками и наместниками богов, призванными устанавливать божественный порядок и вершить справедливость (маат) на земле. Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти — анкх или так называемый египетский крест с петлей, «ключ Нила». Он символизирует жизнь как связующее звено между двумя мирами: божественным и земным.

Две особенности мировоззрения египтян определяют их отношение к Космосу: мифологичность восприятия и особое ощущение потенциальной беспредельности человека во вселенной. Мифологическая сущность в древнеегипетском мировоззрении заключалась в том, что космический порядок и его отражение на земле Египта очень давно установлены богами. Раса богов правила Египтом на протяжении многих тысячелетий до того, как власть была доверена смертным, имеющим божественное происхождение (фараонам). Поэтому фараоны оставались связующей нитью с миром богов.

Культура Древнего Египта развивалась изолированно, традиционность была ее отличительной чертой. Страстное желание остановить, побороть смерть, которая представлялась египтянам «ненормальностью», нарушением естественного течения жизни, надежда на дальнейшую жизнь души породили заупокойный культ, наложивший свою печать чуть ли не на все искусства Древнего Египта. В недрах египетской культуры вызревает убеждение, что даже смерть не в состоянии приостановить процесс самосовершенствования, уничтожить заложенный в человеке потенциал к бесконечному развитию, если он настроен в унисон со вселенской гармонией. Именно здесь впервые совершенно четко, хотя и в мифологической форме, выражена идея вселенской ответственности человека за собственную жизнь. Считалось, что судьба умершего всецело зависит от нравственного характера земной жизни.

Религия Древнего Египта была политеистична: каждый ном и даже город поклонялись собственному божеству. Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Но существовали и верховные божества, почитаемые всем Египтом, — это боги Ра, Амон, Осирис, Птах, Исида, Тот. Со временем культы многочисленных богов Египта упорядочиваются, и на первое место выходит бог солнца Ра или Амон-Ра. Культ солнца становится главным: Ра — дневного солнца в отличие от Атума — бога вечернего, заходящего солнца и Хепри — бога утреннего, восходящего солнца. Одним из важнейших богов Древнего Египта был Птах — бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Осирису поклонялись как богу умирающей и воскресающей природы. Он являлся олицетворением доброго начала. Супругой Осириса была Исида — богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Кроме этих богов во всех областях Египта почитались богиня истины и порядка Маат, богиня неба, любви и веселья Хатхор, бог луны и письменности Тот.

В египетской религии велико значение тотемизма. В качестве священных египтяне почитали крокодилов, кошек, змей, жуков-скарабеев. Наибольшим почетом пользовался священный бык — Апис. Изображение богов было часто в виде человека с головой животного. Так, богиня войны Сех-мет изображалась с головой львицы, богиня радости и веселья Бает — с головой кошки.

Египетское многобожие, при котором чуть ли не каждая область чтила своего бога, не способствовало духовному единению Египта, росту его могущества. Жрецы располагали огромными материальными средствами и своей ролью в государстве ущемляли власть фараона. Между жречеством и светской властью шла постоянная борьба — большей частью неявная, но временами принимавшая открытые формы. Наиболее прогрессивную и смелую религиозную реформу провел фараон Аменхотеп IV, царствовавший в начале XIV в. до н. э. Он предпринял попытку ограничить власть жрецов путем отмены культов многочисленных богов, на которых основывалось их могущество, и установил культ единого бога — Атона. Он также приблизил к себе представителей простого свободного сословия в противовес жречеству и аристократии, перенес столицу из Фив в построенный им город Ахетатон (ныне Эль-Амарна, поэтому данный период еще называют амарнским), сам принял имя Эхнатон (угодный Солнцу). Причем именно в годы его правления египетская культура пережила период наивысшего расцвета. После смерти Эхна-тона его реформа была свернута, культы старых богов были восстановлены, а позиции жречества вновь усилились.

Искусство Древнего Египта определяется рядом особенностей. Во-первых, это ведущая роль религиозных представлений в художественной деятельности человека. Замедленный характер развития египетского общества привел к застойным явлениям и создал устойчивые правила отражения действительности в произведениях живописи, скульптуры, типе архитектурных строений. Такие правила, определяющие в художественном произведении композицию, колорит, систему пропорций, получили название «канон». Искусство Древнего Египта было призвано служить религии и культу обожествленного фараона, поэтому египетские художники и ваятели не имели права вносить в свое творчество что-либо, противное религии. Для изобразительного и монументального искусства всегда было присуще плоскостное изображение фигур, статичность, условность поз и раскраски: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах. В 1887 г. в Египте в области Фаюмского оазиса было найдено около 400 портретов, прикрепленных к лицам мумий. Они были написаны на доске или на холсте в традициях эллинистической живописи красками, растертыми на воске (техника энкаустики).

Застывшие формы — «фирменный знак» древнеегипетского искусства. Скульптурные изображения знатных людей, фараонов, писцов являлись неотъемлемой частью храмов и гробниц Древнего Египта. В воплощении индивидуализированных лиц, полных достоинства позах отражался образ гармоничного человека. Яркая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и эбеновым деревом оживляла эти лица. Скульптура Древнего Египта отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV в. до н.э. в период ре-формационных преобразований фараона Аменхотепа IV. Своей реформаторской деятельностью Эхнатон был обязан не только собственному мировоззрению, но и влиянию жены Нефертити, имя которой означает «прекрасная грядет». Именно с ней связывают изменение стиля в изобразительном искусстве. Для него характерным стало пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкое изображение драматизма жизненных переживаний. В этот период создаются такие шедевры, как скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити. Амарнский период был своеобразным ренессансом, освобождением от старых канонов, когда преобладала светская культура. Желание глубже выявить духовные качества человека преобразило прежние представления о прекрасном, отражавшие, прежде всего, физическую силу, суровую волю жестокого правителя, торжественное величие.

К числу важных особенностей египетской культуры следует отнести ведущую роль архитектуры. В эпоху Древнего и Среднего царств египтяне погребали своих властителей в пирамидах. Наиболее известные из них — пирамиды фараонов Хефрена, Хеопса и Менкаура, расположенные в Гизе. Самой большой является пирамида Хеопса, ее высота равна 146,5 м. Пирамиды — высшее достижение древнего рационализма, они были моделями космоса и имели строгие геометрические формы. При их строительстве применяли принцип золотого сечения, «магический квадрат» и «священный треугольник». В эпоху Нового царства пирамиды уже не строили, фараонов стали хоронить в долине царей в специальных гробницах, высекаемых в скалах.

Египтяне первыми стали строить каменные здания. Самым большим из них является храм бога Амона-Ра в Карна-ке, считающийся каменным архивом истории Египта: на его стенах, пилонах, карнизах сохранились не только посвятительные надписи царей, гимны богам или изображения различных моментов ритуала, но и сведения о важнейших исторических событиях Нового царства. Вторым по размерам и значению является Луксорский храм, посвященный богам Амону-Ра, Мут и Хонсу. Луксорский храм был соединен с Карнакским храмом аллеей сфинксов. Очень интересен и храм царицы Хатшепсут — прекрасный пример синтеза различных видов искусства: архитектуры, скульптуры, цветных рельефов, росписей. Такой синтез родился в Египте и был одной из важных особенностей его древних монументальных памятников.

Египетская письменность — одна из древнейших в мире. В ее основе лежит пиктографическое письмо в виде иероглифов, оно было культовым и использовалось в качестве атрибута власти. Иероглифы использовались уже с III тыс. до н.э. Демоти-ка — скорописная форма египетского письма возникла в VIII—VII вв. до н.э., а с VII в. до н.э. стала народным и официальным письмом Египта. В качестве бумаги использовался папирус, подвергавшийся специальной обработке. Египет оставил человечеству богатейшее письменное наследие. Это заклинания и жизнеописания, книги мертвых, возникшие на основе заупокойного культа. Книги мертвых — это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумиями. Помимо культовой, существовала и светская литература: любовные стихи и песни, восхваления, сказки, повести, поучения. В качестве примера можно привести «Поучения жреца Птахо-тепа». Сохранился ряд произведений; которые можно с полным правом считать началом философской литературы: «Беседа разочарованного со своей душой», «Песнь арфиста».

В Древнем Египте существовала развитая система образования. В III тыс. до н. э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали писцов. Затем получают распространение школы при храмах (жреческие), а со II тыс. до н.э. светские, при крупных государственных учреждениях. В школах обучали только мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет. Их обучали чтению, письму и счету, гимнастике, плаванию, хорошим манерам. В жреческих школах мальчики получали религиозное образование, а также изучали астрономию и медицину. В эпоху Древнего царства ( III тыс. до н.э.) в Египте существовало даже своеобразное высшее учебное заведение — «дом жизни».

Достижения в области права и науки. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. В Египте существовало несколько видов земельных владений (государственные, храмовые, частные и общинные), поэтому можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству. В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр. Существовало уже несколько видов договоров — договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли. Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, и приданое жены оставалось ее собственностью. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону признавались дети обоего пола, причем завещание могли составить и муж, и жена.

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: государственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; религиозные — убийство священных животных, чародейство; против личности — убийство; против собственности — кража, обмеривание, обвешивание; преступления против чести и достоинства — прелюбодеяние, изнасилование. Все делопроизводство носило письменный характер.

Уровень технических и научных знаний в Древнем Египте был достаточно высок. Получило развитие конструирование и строительство сложных архитектурных сооружений, внедрение в техническую деятельность математических расчетов. Уникальной была технология изготовления папируса и стекла, кроме того, достижением технической мысли считаются изобретение плуга, лопаты, мотыги, пилы, рычага блока и ворота. Именно в Египте впервые появились солнечные и водяные часы, был создан первый в истории человечества солнечный календарь, делящий год на месяцы и дни (всего 365). Египетский год делился на три периода: «ахет» — разлив, «перет» — отлив и «тему» — засуха, имевшие по четыре месяца в каждом. Этим календарем пользовались вплоть до появления юлианского. Сохранились медицинские трактаты, содержащие рекомендации по лечению различных недугов. Благодаря бальзамированию египтяне знали анатомию человека, делали попытки теоретического обобщения этих сведений в учение о кровообращении.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.135.174 (0.011 с.)