Культура Древней Месопотамии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Древней Месопотамии



Месопотамией (Двуречьем, Междуречьем) древние греки называли земли, лежащие между Тигром и Евфратом, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Но в отличие от последнего, являвшегося в течение трех тысячелетий единым государством с одним и тем же народом, в Месопотамии сменилось несколько народов и несколько государств. На территории древней Месопотамии (ныне — территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии.

Культура Шумера и Аккада. Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 года до н. э в Южном Двуречье. В 2400 г. до н.э. Правитель Аккада Саргон Древний завоевал Шумер. Аккадский язык вытеснил шумерский и стал главным на всей территории Месопотамии. Впервые в мировой истории Саргоном Древним было создано постоянное войско численностью 5400 человек. Шумеро-Аккадская цивилизация была союзом городов-государств. Существовало несколько десятков небольших городов-государств с населением 40—50 тыс.человек каждый (Ур, Урук, Лагаш, Ларса и др.). Они поочередно играли ведущую роль в объединении страны. В Двуречьи не было сколько-нибудь значительного фактора (природного, экономического или религиозного), который мог бы стать основой государственного объединения. Принципы же построения государственности были такими же, как и в Древнем Египте.

Основу экономики Шумеро-Аккада составляло ирригационное земледелие. Важное значение имели также скотоводство и металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются и другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном, Индией, государствами Малой Азии.

Главным достижением шумеро-аккадской культуры является письменность. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Первоначально шумеры не знали жречества как сословия. Система религиозно-мифологических представлений в культуре Шумера отчасти перекликается с египетской. Например, в ней присутствовал миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступал бог Думузи. Правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. Жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. Шумерская система религиозных верований менее сложна. Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, о всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианскую. Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды и культ небесных светил. Культ воды — с одной стороны, как доброй силы, источника благоденствия, плодородия, а с другой — как силы злой, беспощадной. Культ небесных светил — как проявление божественной воли, с их правильным, неизменным движением по раз и навсегда указанному пути.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах-насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды. К памятникам архитектуры относят два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IV тыс. до н.э.), посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки — зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную башню. Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Она имела культовый характер: человек изображался условно, схематически и абстрактно, без соблюдения пропорций и без портретного сходства. В аккадский период скульптура становится более реалистической и индивидуализированной.

Высокого уровня достигла шумерская литература, основным жанром которой служили фольклорные произведения, прежде всего легенды и мифы. Это были произведения героического характера, вобравшие в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков. Самым ярким произведением является эпос о Гильгамеше, который рассказывает о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг (сборников рецептов). Они первыми разработали и записали календарь земледельца, составили первые сведения о защитных насаждениях. К концу III тыс. до н.э. шу-меро-аккадская цивилизация приходит в упадок и ее преемницей становится Вавилония.

Культура Вавилона. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи Вавилон объединил под своим главенством территорию Шумера и Аккада. Самым большим достижением древневавилонской культуры стали знаменитые законы Хаммурапи: первая в истории человечества система государственных норм, записанная клинописью на двухметровом каменном столбе из диорита. Законы включали в себя 282 статьи, касавшиеся имущественных вопросов, семейного

права, наказаний за различные преступления, способов ведения судебных процессов. Главным принципом наказаний был талион (возмездие, по силе равное преступлению). Однако степень наказания зависела от принадлежности к какому-либо из трех слоев общества: полноправным, мушкену-мам (юридически свободным, но неполноправным людям, работающим в дворцовом хозяйстве) и рабам. За одно и тоже преступление самое тяжкое наказание налагалось на раба, самое легкое — на полноправного.

Второго расцвета Вавилон достиг при Навуходоносоре II, который подчинил себе Сирию и Палестину, расширив границы Вавилона. Именно при нем увели в плен большую часть населения Иудеи (вавилонское пленение), разгромили Иерусалим. При нем же город Вавилон стал столицей древнего мира, с великолепными дворцами и храмами. Была сооружена крепостная стена, по своей мощи не уступавшая Великой китайской стене, построенной гораздо позже. Она была шириной в 25 м и высотой до 100 м. Главные ворота в город (всего их было 100) — ворота богини Иштар имели форму арки и были облицованы глазурованным кирпичом. За воротами находился храм бога Мардука с семиэтажной башней-зиккуратом — знаменитой Вавилонской башней. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как «висячие сады Семирамиды», ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э.

Изделия вавилонских мастеров славились не только в долине Тигра и Евфрата, но и во многих чужеземных странах. Вавилонские мастера изготавливали изящную мебель с разноцветной инкрустацией из кусочков слоновой кости, золотых пластинок и драгоценных камней. Гончары кроме разнообразной посуды мастерили глиняные бочки, глиняные гробы и светильники, которые заправлялись нефтью (само слово «нефть» восходит к вавилонскому «нафту»). Изготовлялась в Вавилоне также и посуда из цветного стекла. Вавилонские шерстяные ткани, окрашенные пурпуром — краской, привозимой из Финикии, распространились по всей передней Азии. Позднее они стали ввозиться в Грецию и Рим. Славились и вавилонские кожевники: качественной обувью, конской, упряжью, мехами для хранения воды и вина, бурдюками, которые надувались и служили для переправы через реки. Многие мастера богатели, покупали (брали внаем) рабов и создавали крупные предприятия. Руководящую роль в экономике играли могущественные торгово-ростовщи-ческие дома. Они скупали товары по дешевой цене и потом, дождавшись благоприятного момента, продавали их с колоссальной прибылью.

Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия и искусство Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта. Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, чаще всего льва или быка. Замечательна мелкая пластика, например, мраморные статуэтки из Тель-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель встречал ее взгляд. Поскольку основным строительным материалом у шумеров и вавилонян был кирпич-сырец, то от их культуры сохранилось гораздо меньше материальных памятников, чем от богатого камнем Древнего Египта. Особенности строительного материала сподвигли вавилонян к архитектурным инновациям. Считается, что именно они внедрили купола в добавление к аркам, сводчатым потолкам. Архитектурные формы вавилонских зодчих легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы.

Вавилоняне достигли больших успехов в области математики: разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции»; умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень; создали геометрические формулы для измерения земельных участков; знали теорему, известную нам как теорема Пифагора; пользовались двумя системами счета: десятичной и шестидесяте-ричной. В древнем Вавилоне знали свойства прямоугольных треугольников, умели вычислять проценты, измерять площадь и объем разных геометрических фигур и тел. Астрономы Вавилона разработали систему определения фаз луны, продолжительности солнечного года, создали систему знаков зодиака. В Вавилоне зародилась астрология и наука составления гороскопов. Хотя вавилонские врачи не знали строения человека (религия запрещала анатомировать трупы), они научились диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и настоев.

В вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» — миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле. Кроме того, были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов.

Ассирийская культура. Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилон в XIV в. до н. э. Это был совсем иной тип культуры, основанный на культе оружия, героизме, прославлении силы. В художественной культуре Ассирии ведущим искусством была архитектура, где проявился военизированный характер государства. Ассирийские города были мощными крепостями. Религиозная архитектура с хра-мами-зиккуратами отступает на второй план в сравнении со светской. Крупнейшие города Ассирии — Ниневия, Хорса-бад и Нимруд — застраивались царскими дворцами, отличавшимися особой пышностью и великолепием. Изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты, животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство. Ассирийские цари нередко изображались на фоне происходивших рядом пыток и расправ. Однако ассирийские цари являлись не только завоевателями и деспотами, но и строителями, собирателями древностей, хранителями культуры. Например, царь Аш-шурбанипал построил весь украшенный рельефами Северный дворец, в котором разместил свою библиотеку из 30 000 клинописных глиняных табличек с копиями шумерских, аккадских, вавилонских и ассирийских текстов. Именно при ассирийских царях (Навуходоносор III) произошел новый взлет культуры Вавилона.

 

Культура Индии

 

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается, прежде всего, в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов». Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги. Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевал ьность. Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви — чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых ариев. По сути, индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.

Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX веке. История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый — это время харапп-ской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500—1800 гг. до н.э.). Второй период — арийский — охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

Основные центры хараппской цивилизации — Хараппа и Мохенджо-Даро (современный Пакистан) — были крупными городами и каждый из них насчитывал не менее 100 тыс. человек. Необыкновенное впечатление производит строгая планировка городов: прямоугольные кварталы размерами приблизительно 200x400 м разделялись главными магистралями, ширина которых достигала 10 м. Кроме того, в обоих городах имелась великолепная канализационная система. Города имеют характерную двухуровневую планировку: часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения.

Великолепные капитальные дома были построены из хорошо обожженного кирпича и поднимались на высоту двух-трех этажей. В каждом доме имелись купальни и туалеты. Дома принадлежали государству. Каждая семья занимала отдельную квартиру. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.

После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но, поселившись на индийской земле, стали земледельцами и скотоводами. С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период, главным источником сведений о котором являются созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов, состоящий из четырех частей: 1) Ригведа (религиозные гимны); 2) Са-маведа (песнопения); 3) Яджурведа (жертвенные формулы); 4) Атхарваведа (магические заклинания и формулы). Веды написаны на ведийском языке — древнейшей форме санскрита — и содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны: 1) брахманы (жрецы); 2) кшатрии (воины); 3) вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); 4) шудры (рабы и военнопленные). Представители первых трех варн были ариями. Они проходили обряд посвящения, получая тем самым второе, духовное, рождение и назывались «дважды рожденными». Их жизнь должна была состоять из четырех этапов; ученика, домохозяина, лесного отшельника и нищенствующего странника. Приблизительно в сорокалетнем возрасте арий-домохозяин покидал свой дом и семью. Старший сын провожал его до околицы, где отец передавал сыну огонь домашнего очага, и они расходились, не оборачиваясь. Ушедший менял свое имя и становился лесным отшельником.

То знание, к которому приобщались арии-мужчины, прежде всего, состояло в знании священных текстов ведической литературы. Тексты делились на две части: шрути («услышанное»), источником шрути считалось божественное откровение, и смрити («запоминаемое»), источники смрити восходили к естественным авторитетам. Эти тексты состояли из нескольких групп: а) самхиты, или собственно веды; б) брахманы, содержащие в основном истолкование обрядов; в) араньяки — «лесные книги» — руководства для отшельников; г) упанишады, излагающие космогонические представления. Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм — религия самих Вед. Для него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди всех божеств был Индра — бог Грозы, могущественный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными племенами. За ним следуют: Варуна — бог Неба и Космоса; Сурья — бог Солнца; Вишну — олицетворяющий круговращение Солнца; Агни — бог Огня и др.

На новом — эпическом — этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм — более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено к троице: Брахма — творец мира; Вишну — охранитель мира; Шива — разрушитель мира.

В середине века брахманизм переходит в индуизм, который ассимилирует многие индийские верования — от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80 % верующих. Он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма и шиваизма. Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир, перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар — десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды. Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.

В VI веке до н.э. в Индии появляется буддизм — одна из трёх- мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Га-утама Шакъямуни, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный). Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник — желание; спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, к освобождению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние — нирвана—и означает спасение. Нирвана (угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте.

Учение Будды глубоко нравственно. Он учит: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой», «не рождение, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом», «победа рождает ненависть, ибо побежденный несчастен». Будда призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро».

В буддизме существуют два направления. Первое — хинаяна (малая повозка) — предполагает полное вхождение в нирвану. Второе — махаяна (большая повозка) — означает максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других.

Одновременно с буддизмом в Индии возникает джайнизм, который близок к буддизму, но выстоял в борьбе с индуизмом, поскольку принял деление на варны и касты. В нем также существуют понятие нирваны, однако главным выступает принцип ахимсы — непричинение зла всему живому.

Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии — фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствует поклонение многим животным. В число священных входят коровы и быки из породы зебу (которые в отличие от коров используются в хозяйственных работах). Особенное внимание индийцы уделяют обезьянам. Они тысячами живут в храмах, получая от людей пищу и уход. Еще большим поклонением пользуются змеи. Им возводятся великолепные храмы, о них складываются легенды и пишутся сказания. Змея воплощает вечное движение. Знак змеи индийцы наносят по обе стороны входной двери своего жилища. Некоторые животные традиционно связываются с определенными богами, которых они олицетворяют: корова—с Кришной, кобра — с Шивой, гусь — с Брахмой.

Важную роль в жизни индийцев играют касты, которых насчитывается более двух тысяч. Они сложились на основе четырех варн.

В период «осевого времени» в Индии также складывались философские школы. Известны шесть классических систем индийской философской мысли (так называемых дар-шан): вайшешика, веданта, миманса, йога, санкхъя, ньяя.

Школа вайшешика учила, что бог Ишвара не творит мир, а осуществляет надзор над пятью стихиями — махабхута-ми: землей, водой, огнем, воздухом, звуком. Пять махабхут соответствуют пяти нидриям — органам чувств, которые мыслятся обособленными от тела. Махабхутам присущи две формы: причины — разделейность на атомы в период космической ночи и начала творения мира и следствия — образованные из атомов тела, органы чувств и объекты.

Предполагаемым автором веданты-сутры считается Бадараяна ( II - III вв. н.э. или VI - III вв. до н.э.). Крупнейшим комментатором веданты-сутры был Шанкара ( VIII — IX вв.). Согласно веданте основой всех явлений природы и общества считается «Брахман-атман», на который не распространяются категории времени, пространства, причины и следствия, движения и покоя, количества и качества. Эти категории присущи лишь миру явлений. Вселенная, согласно идеям веданты, есть майя — магическая сущность, равная неведению (авидья). Майя скрывает истинную сущность — Брахмана.

Душа (джива) равна Брахману в ее вечности, безначаль-ности, неуничтожимости. На уровне чувственного мира существует множественность душ, что связано с предшествующей эволюцией, происходящей целиком в сфере авидьи и наделившей душу индивидуальностью — сжатой историей ее прошлых рождений. Душа — это сознание, которое только в глубоком сне обретает свою собственную сущность, отождествляясь с Брахманом.

Основы мимансы были заложены Джаймини около 200-х годов до н.э. Миманса сформировалась как результат исследования Вед, связанного с необходимостью сохранения сложного и обширного текста, передававшегося долгое время исключительно в устной форме, и правильного совершения ритуалов. Понимая Веды как особую священную реальность, последователи мимансы выдвинули учение об изначально существующих звуках речи как особых субстанциях. Артикулированная речь лишь выявляет эти звуки священного ведийского текста, подобно лучу света, который лишь выхватывает из тьмы предметы, но не создает их.

Основателем йоги был Патанджали ( II в. до н.э.). В глубокой древности в Индии словом «йога» называли, по-видимому, то, что вызывает человеческие страдания. Затем этим словом стали обозначаться школы, призванные научить преодолевать страдания. Одни школы рассматривали йогу как метод избавления от страданий, другие — как соединение индивидуальной души человека с абсолютной душой — атма-ном, что и будет означать конец страданий, третьи понимали под йогой как сам процесс разъединения пуруши (сознания) и пракрити (материи), так и финал этого процесса, т. е. само их разъединение как «освобождение». И все же йога — это, прежде всего, практика, философской основой которой являлась санкхья.

Самая древняя философская школа — санкхья. В основе ее учения лежит дуализм сознания (пуруша) и материи (пракрити). Пракрити состоит из трех основных сил — гун: саттва — гуна, отвечающая за легкость и «прозрачность»; раджас — гуна, отвечающая за активность, деятельность; тамас-— гуна, отвечающая за инертность вещей. В пракрити все три гуны присутствуют одновременно.

Школа ньяя, основателем которой был Готам (ок. III в. до н.э.), интересовалась, главным образом, вопросами познания. Все, что недоступно чувственному познанию, не имеет реального существования. Поэтому не существует и Брахман. Сходные идеи развивали и чарваки-локаяты. Основоположником этого учения был Брихаспати (ок. VII—VI вв. до н.э.); Чарваки-локаяты были противниками ведической традиции и считали, что душа есть тело, обладающее сознанием. Смерть — одновременное разрушение и сознания, и души. Вообще, существует только этот мир «лока», никакого потустороннего, загробного мира нет. Нет бога, нет души, нет закона кармы, источник познания — чувственное восприятие.

Наряду с философией в Древней Индии успешно развивалась наука. Наиболее значительных успехов индийцы добились в математике, астрономии, медицине и лингвистике. Индийским математикам было известно значение числа «пи», они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Всем известные арабские цифры, скорее всего, изобрели индийцы. Математические термины «цифра», «синус», «корень» также имеют индийское происхождение. Индийские астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Высокого уровня достигла индийская медицина, создавшая науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов. Химики использовали термическую обработку металлов, кальцинирование и дистилляцию, изготовление кислот, красок, парфюмерии, лекарственных препаратов из ртути. Лингвистика своим рождением обязана, прежде всего, индийским ученым.

Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. В I тыс. до н.э. появились два великих литературных памятника — «Махабхарата» и «Рамаяна». Основное содержание первого составляет спор о власти между братьями Кауравами и Пан-давами, закончившийся многодневной битвой между ними, в которой победили Пандавы. Содержанием «Рамаяны» являются подвиги и приключения царя Рамы в поисках похищенной любимой — Ситы.

Что касается древнеиндийской архитектуры, то ее развитие имеет некоторые особенности. Никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем, что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытание временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи и чайтьи (пещерные храмы).

Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Самой известной из них стала «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. Стамбхи — это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания.

Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Аджанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндийской живописи. Росписи Аджанты изображают сцены из жизни Будды, мифологические сюжеты, а также сцены из светской жизни: танец, царская охота и т. д.

Индийскую культуру нельзя представить себе вне музыки, танца и театра, которые органически слиты между собой. Вокальную музыку индийцы понимают как начало и конец всех искусств. Особенностям музыки, канонам и технике танца посвящен древний трактат «Натьяшастра». В нем написано: «Музыка — дерево самой природы, его цветение — танец». Истоки танца и театра находятся в культовых обрядах и играх древнеиндийских племен. Творцом танца считается Шива, которого называют Натараджа (царь танца). Как танцор, хотя и в меньшей степени, известен также Кришна. Тем не менее, большая часть классических и народных танцев посвящена именно Кришне и Раме.

Культура Древней Индии занимает исключительное место в мировой культуре. Будучи восточной, она оказала огромное влияние и на западную культуру. Многие ее памятники и достижения составляют органическую часть других культур.

 

Культура Китая

Китайская культура является одной из древнейших. Ее самобытность; высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких духовных корнях китайского народа. В отличие от индийской китайская культура более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Характерная ее черта — это исключительная, огромная и определяющая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний — китайские церемонии. Еще одна особенность китайской культуры связана с религией и отношением к природе. Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются, прежде всего, силы природы. Верховным божеством китайцев выступает Небо, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням.

Однако наряду с обожествлением природы для китайской культуры характерны ее эстетизация и поэтизация. Именно поэтому в ней раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Можно даже сказать, что «пейзажный взгляд» распространяется в Китае на все явления жизни. По глубине эстетического и поэтического проникновения в жизнь природы китайская культура не знает себе равных.

Социокультурная специфика Древнего Китая. Культура Древнего Китая существовала с начала II тыс. до н.э. и до 220 г. н.э. (время распада империи Хань). Ее непосредственной предшественницей была культура Яншао (III тыс. до н.э.) — культура позднего неолита. Уже на этой стадии китайцы приручали животных, возделывали поля, строили заглубленные в землю жилища, владели многими ремеслами, осваивали пиктографическое письмо. Они почитали культы Солнца, Луны, гор и других явлений природы; у них возник культ предков. Высокого уровня в этот период достигают гончарные изделия. Керамические сосуды — блюда, чаши, амфоры, кувшины — украшаются сложными геометрическими (зигзаги, ромбы, треугольники, круги) и зооморфными узорами.

Во II тыс. до н.э., вместе с возникновением цивилизации, происходит распад первобытного общества и образование первых раннеклассовых государств. Одним из них стал город-государство Шан {Инь), стоявший во главе крупного объединения. Остатки этого города, открытые близ Аньяна, свидетельствуют о том, что города отличались четкой планировкой, окружались глинобитной стеной толщиной до 6 м. Дворец правителя (Ван) великого рода Шан возвышался на глинобитной платформе, а его крыша опиралась на ряды деревянных колонн, базами которых служили бронзовые диски. В этом дворце обнаружены также каменные скульптуры людей и животных (бык, тигр), стенные росписи в ярких красных, черных и белых тонах.

В эпоху Шан (Инь) китайцы изобретают технику бронзового литья, создают систему иероглифического письма, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники — надписи на камнях, костях жертвенных животных, щитах черепах. Существенно усложняются религиозно-мифологические представления о мире. В частности, усиливаются вера в загробную жизнь и значение культа предков. Более сложными становятся погребения. Гробница правителя Ша-на представляет собой две подземные камеры, расположенные друг над другом, охраняемые тотемными стражами в виде полузверей-полулюдей. В камерах находилась утварь из бронзы, керамики и нефрита, были мечи и секиры, колесницы и многие другие предметы, необходимые в загробной жизни, чтобы она ничем не отличалась от жизни земной.

Получившие широкое распространение в эпоху Шан (Инь) изделия из бронзы также свидетельствуют об усложнениях религиозно-мифологических представлений древних китайцев. В частности, массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, украшаются геометрическим орнаментом, составляющим лишь фон, на котором выделяются узоры, близкие к барельефу, изображающие быка, барана, змея, птицу, дракона и маску фантастического зверя та-отэ. Ручки, крышки и углы таких сосудов делались в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубья, плавники и чешуя, что приумножало их магический смысл. Из всех тотемных животных основными покровителями человека чаще всего выступают тигр, баран и дракон.

В начале I тыс. до н.э. царство Шан (Инь) было завоевано западными чжоусцами, вследствие чего возникло большое, но непрочное государственное образование Западный Чжоу, правители которого переняли от шанцев титул «Ван». В это время завершается разработка религиозного учения о божественном происхождении «царственности» и священном праве на власть чжоусских ванов, которое опиралось на мифологические представления и исходило из чжоусского культа Неба как верховного божества. Чжоусский ван был провозглашен Сыном Неба и Единственным его земным воплощением. Он наделялся магической силой дэ, делавшей его посредником между Небом и людьми, а также владыкой Поднебесной. Позднее, в VIII в. до н.э., Западный Чжоу оказывается под властью Восточного Чжоу, однако и это новое образование, и многие другие государства признавали над собой священный приоритет чжоусского правителя как Сына Неба.

К концу первой половины I тыс. до н.э. на территории Срединных царств образуется этнос хуася, и возникает представление о его превосходстве над народами всей остальной периферии — «варваров четырех стран света». Возникший культурный этноцентризм в дальнейшем еще более усиливается. В середине I тыс. до н.э. Китай переживает бурный социально-экономический рост. Складываются новые центры торговли, численность населения многих городов приближается к полумиллиону. Высокого уровня достигают плавка железа и использование железных орудий. Успешно развиваются ремесла, строятся гидротехнические сооружения. В земледелии широко используются оросительные системы.

Особого выделения заслуживает так называемая эпоха «Борющихся царств» — Чжаньго (V—III вв. до н.э.), когда между несколькими сильными государствами шла борьба за гегемонию. В этой борьбе особую роль сыграло царство Цинь: по имени этого царства всех древних китайцев называют «циньцами». Страна действительно переживает невиданный духовный и интеллектуальный подъем. Ускоряется развитие научных знаний. В астрономии уточняется продолжительность солнечного года, создается лунно-солнечный календарь, составляется звездный каталог, исчи



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.230.177 (0.014 с.)