Культура западноевропейского средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура западноевропейского средневековья



 

Существует традиционное расхожее представление о средневековье как о периоде глубокого упадка культуры. Такое мнение об этом культурно-историческом периоде сложилось со времен итальянских гуманистов. Именно они ввели термин «medium aevum» — «средний век». Следует заметить, что просветители XVII — XVIII вв. также считали средневековье мрачным периодом застоя и упадка культуры. Но так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос следует рассмотреть основные культурные процессы, происходящие в Европе на протяжении целого тысячелетия.

Периодизация средневековья:

культура раннего средневековья — V — XI вв.

культура развитого средневековья — XII — XIII вв.

культура позднего средневековья — XIV — XV вв.

(Культура позднего средневековья будет нами рассматриваться в главе «Культура эпохи Ренессанса»).

Христианская религиозность раннего средневеко вья. Нижней временной границей средневековья традиционно считается V в. н.э.— время падения великой Римской империи и крушения традиций античной культуры. После падения Римской империи на территории Европы стали появляться новые государственные образования, создаваемые так называемыми варварами (от лат. слова barba — борода), т. е. многочисленными франкскими, готскими, германскими племенами. Все эти племена уже имели зачатки государственности, владели ремеслами и обладали определенным опытом в земледелии. Однако будет ошибкой считать, чтотолько бесконечные нападения варваров, начавшиеся во IIв. н.э., стали причиной падения Римской империи. Важную роль в процессе ухода с исторической сцены античной культуры сыграло распространение христианства. Переосмысление античных ценностных оснований и ориентиров стало одной из важных составляющих установления средневековой культуры. Расселяясь на окраинах империи, племена западноевропейцев принимали христианство, которое вРиме к концу его существования стало государственной религией. Христианство постепенно вытесняло политеистические верования на всей территории империи; этот процесс продолжался и после падения Рима.

Христианство положило начало совершенно новой культуре — культуре, признававшей в человеке личность. Это взгляд на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как на высшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека Иисуса Христа. И все же христианство нельзя рассматривать как некое новое мировоззрение, отвергшее всё и вся, существовавшее до него, так как в христианстве происходит синтез интеллектуальных завоеваний предшествующих эпох. Оно впитало в себя идеи и мудрость религий Ближнего Востока, традиции античной философии мысли. В христианстве изменился сам образ Бога. Античные боги были антропоморфны (человекоподобны), и, также как люди, любили, ненавидели, рожали детей, отличаясь от них только тем, что были бессмертны и могущественны. Человек античной культуры «прекрасно знал, какого цвета волосы у Аполлона, какие брови или борода у Зевса, какие глаза у Афины Паллады, какие ноги у Гефеста, как кричит Арес и улыбается Афродита, какие ресницы у Афродиты и какие сандалии у Гермеса»53. Христианский Бог — величайшая тайна, человеку не дано постичь божественного промысла. Бог — есть любовь — утверждает христианское вероучение.

Христианство по отношению к античности обладало контркультурным значением. Христианская религиозность стала доминантой культуры эпохи средневековья. Особенно это ощущалось в раннем средневековье (с V по XIв.). Наиболее адекватно мировоззренческое кредо средневековой культуры выразил в канун Средних веков христианский философ Аврелий Августин (354—430). Его почитали «учителем Запада», а произведения автора оставались главным источником мудрости вплоть до XII XIII вв. Содержанием мировоззрения Августина является теоцентризм: Бог есть исходный и конечный пункт человеческих помыслов, устремлений, действий. Бог сотворил этот конечный мир и человека и поэтому полностью подчиняет их себе. В философии Августина Бог — высшее благо. В христианстве Августин видел смысл истории. Христианизация Западной Европы завершилась в основном в VIII в. н.э. Однако осмысление христианства как этико-философской системы происходило на протяжении всего средневековья, о чем свидетельствуют труды таких философов, как Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Алан Лилльский и т. д.

Говоря о христианстве как доминирующей составляющей культуры, нельзя обойти вниманием церковь. Учитывая ее необыкновенный престиж в области политики, можно понять, какое огромное влияние она оказывала на умы людей. Поступки церкви не осуждались и не обсуждались, «она была как бы частью воздуха, которым дышали все. [...] Церковь была ожившим духом общества и главной движущей силой всех национальных организаций»54. В сложившихся условиях картина мира (другими словами, целостный образ действительности, что формируется в рамках определенных мировоззренческих установок) для европейцев основывалась, главным образом, на толкованиях Библии. Все это влияло на состояние раннесредневекового социума.

Одной из особенностей существования раннесредневекового социума была его строгая иерархичность. Существовало четкое подразделение социальных классов, предложенное епископом Адальбероном Ланским: те, кто молится — клирики; те, кто защищает — дворяне; те, кто работает — крестьяне. Исследователь культуры средневековья А. Мейкок считает, что цивилизация средневековой Европы уникальна потому, что основана на единстве культуры — самой близкой форме единства, которая может связать людей, при которой политическое и социальное единство можно считать лишь побочными продуктами55. Что же обеспечивало единство общества? Конечно же, церковь с христианской идеей о всеобщем равенстве людей перед Богом. «Церковная догма о равенстве всех душ перед Господом, наряду с соблюдением всех обрядов, много сделала для сохранения дружеских отношений и доверия между различными классами общества. Ее универсальность, ее космополитический чиновничий аппарат, использование латыни во многом послужили обретению взаимопонимания между людьми. А потому Церковь, принимающая разделение людей на классы и признающая их отдаленность друг от друга, [...] способствовала братанию людей. [...] И она сделала это не посредством принудительной и механической системы объединения, а благодаря созданию догмы, которую принимали все люди, а, приняв ее, становились ближе»56. Действительно, христианские догматы давали людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, выступали с общечеловеческой проповедью любви.

Мир в сознании человека был разделен на видимый, дольний (материальный) и невидимый, горний (божественный). И вот этот невидимый, божественный мир становится для людей средневековья важнее мира реального. Объяснялось это тем, что по христианской доктрине вечная жизнь души наступала только после смерти. Существование ада пугало людей вечными муками. Чтобы избежать адских мучений, нужно было отринуть все земное и грешное, устремившись душой к миру горнему. Земная жизнь человека должна была быть угодна Богу. Без Бога человек был ничтожен. Это способствовало выработке аскетического отношения к земной жизни. Целью аскетизма является достижение возвышения духа, освобождения от материальных и плотских потребностей. Аскетизм требовал отказа от материальной, телесной составляющей человека. «Переориентация общественного сознания на мир идеальный, сверхчувственный, духовный, стремление научиться управлять не столько внешней, сколько внутренней природой становится главной тенденцией средневековой культуры»57.

Аскетическое мироощущение накладывало отпечаток на все стороны жизни социума. Одежда должна была скрывать тела человека, волосы у женщины должны были быть скрыты головным убором. Внешней красотой в средневековом художественном творчестве наделялись носители нечистой силы: ведьмы и русалки. Аскетический идеал красоты господствовал и в художественной культуре, которая, главным образом, носила религиозный характер. В частности, в иконописи. Образ святого, изображенного на иконе, актуализирует значение возвышения духа над плотью. Это символ божественной красоты, отрешенный от мирских благ, осознавший неизмеримые глубины духа. Тело изображенного на иконе святого становится плоскостным, невесомым, лицо строгим. По канону главенствующее место на лице занимают глаза, в которых светится несокрушимая внутренняя сила и чистота. Также имела символическое наполнение идея христианского храма, который отождествлялся со Вселенной. В своих формах и конструкциях он утверждал единство иерархии небесной и церкви земной.

Для средневекового искусства характерна символическая глубина, поскольку изобразить мир горний можно было только с помощью символов — видимых знаков невидимого бытия. Язык религиозного искусства — это язык сакральных символов. К примеру, золотой фон иконы символизировал свет божественной истины, нимб над головою святого — символ его святости. Гроздь винограда связывалась с пролитой кровью Христа; образ корабля означал символ церкви, несущей человека через бури жизни и т. д. Как точно отметил Ю. Лотман «Мышление этого времени (средневековья — Л. X.) насквозь пронизано символами. Мир представляется огромной книгой, смысл которой раскрывается через систему божественных символов. Но и каждый поступок человека воспринимается в двух планах — практическом и символическом»58. И все же в культуре, где поиск духовного стал доминирующим, вызрели ростки светской городской культуры.

Светская культура европейского средневековья. В культуре развитого средневековья (XII—XIII вв.) происходит определенное переосмысление ценностных ориентиров, связанное с появлением и ростом городов. Вот как об их возникновении пишет историк Ж. Ле Гофф: «Видимо, под воздействием мусульманского мира, который требовал поставок сырья для огромного городского населения Дамаска, Фустата, Туниса, Багдада, Кордовы с варварского Запада, — леса, мечей, мехов, рабов — стали появляться эмбрионы городов, «порты»59. Торговля способствовала разрушению натурального феодального хозяйства, подготавливая экономику к новому витку развития. Города становились центрами ремесла и торговли, что обусловило потребность вразвитии опытного знания. В городах стали появляться школы, которые были материально независимы от церкви и приобретали специализированный характер: в Оксфорде углубленно изучали оптику, в Солерно — медицину и т. д.

Появление городских школ означало то, что церковь перестала быть единственным носителем образования и образованности, как было прежде. Многие великие личности средневековья — Ланфранк, Сент-Ансельм, Сент-Бонавен-тура, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Оккам, Абеляр и др., — в свое время учились или преподавали в школах Парижа. Распространению светского образования способствовали и университеты, появившиеся в XII — XIII вв. на базе некоторых специализированных школ. В начале XIII в. возникли Кембриджский, Оксфордский, Парижский и другие университеты. Возникновение и развитие светских школ и университетов способствовало выработке рационалистического типа мышления. А это, в свою очередь, влекло за собой определенное изменение ценностных ориентиров, и, соответственно, качества жизни социума. Пересматривается отношение к человеческому телу. Если в раннем средневековье относились к нему отрицательно, то в XI — XIII вв. тело начинают рассматривать как спутник души. Основанием для такого взгляда на эту проблему послужило размышление о том, что сам Иисус Христос явился в мир в телесной оболочке, в ней же и воскрес к жизни вечной.

Замкнутая, неподвижная ранее жизнь средневекового социума начинает постепенно приходить в движение. Ритм жизни ускоряется, и это находит отражение во всех сферах человеческой деятельности: появляется курсив, а гусиное перо заменяет тростниковую палочку, так как надо скорее писать; с XII в. люди начинают читать про себя — это ускоряет чтение. Уже не осуждается чревоугодие (вспомним раннесредневековый аскетизм) — появляются первые кулинарные книги среди растущего количества светских рукописных книг. Меняется отношение к торговле и ростовщичеству: легализуются понятия барыша и прибыли, так как в городе купец превращается вфигуру первого плана. Социум развитого средневековья как бы заново открывает для себя радости земного бытия.

И здесь нельзя обойти вниманием еще один мощный пласт внерелигиозной, исконно народной культуры. Речь идет, прежде всего, о карнавале — внецерковно зрелищной форме, организованной на началах смеха и принципиально отличавшейся от торжественных-официальных праздников и церемониалов. Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действия или образы занимали в жизни средневекового человека огромное место. Программа карнавалов включала в себя и обжорство, и выпивку, и обнажение тела, и сквернословие. Кроме карнавалов с их площадными и уличными действиями, существовали еще так называемые «праздники дураков» и «праздник осла». Даже каждый церковный праздник имел свою, освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону. Карнавальная атмосфера присутствовала и во время сельскохозяйственных праздников, к примеру, сбора винограда. Все это было распространено во всех европейских средневековых государствах, однако особым богатством и сложностью карнавальные праздники отличались во Франции. Все карнавальные формы последовательно внецерковны и внерелигиозны. По своему характеру они ближе к театрально-зрелищным. Карнавал — это, по сути, сама жизнь, но оформленная особым образом. На карнавале нет разделения на исполнителей и зрителей. Во время карнавала все живут по его законам, т. е. по законам карнавальной свободы.

Карнавал — это вторая жизнь народа, организованная на началах смеха. Это — веселый праздник для всех. Праздничность — существенная особенность всех смеховых обрядно-зрелищных форм средневековья. Карнавалы проводились в последние дни перед великим постом. Очень важная черта карнавала — отмена иерархических отношений: на карнавале все были равны. Официальные празднества как бы освещали неравенство — на них люди появлялись во всех регалиях. В больших городах Средневековья карнавалы продолжались в общей сложности до 3 месяцев в году60. Карнавалы «давали совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений; они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь... Это — особого рода двумерность, без учета которой ни культурное сознание средневековья, ни культура возрождения не могут быть понятыми [...] Таковы карнавального типа праздненства античного мира,... Таковы и средневековые карнавалы»61.

Представление о светской культуре развитого средневековья не будет полным, если не рассмотреть некоторые аспекты художественной культуры этого времени. Организация и расцвет университетов способствовали не только процветанию книжности и распространению ученых знаний, но и светской литературы. Особое место в латинской литературе средних веков занимает поэзия вагантов (от лат. слова vagantes — «бродячие люди»), или голиардов, встречаемых в Германии, Франции, Англии и Северной Италии. Происхождение слова голиард затемнено. Как пишет Ле Гофф, его «считали производным от Голиафа, воплощения дьявола, врага Бога, или от «gula», глотки, чтобы сделать из учеников сего врага божьего пьянчуг и горлопанов»62.

Расцвет поэзии вагантов приходится на XII —XIII вв. Ва-ганты — это, в основном, студенты, переходившие из одного университета в другой. Встречались среди них и представители низшего духовенства, клирики без определенных занятий. Ваганты идут по пути чисто светской литературы. Они воспевают простые радости жизни. Их идеал — беспечное веселье, несовместимое с постной моралью хмурых бла-гочестивцев. В их поэзии громко звучат антиклерикальные ноты, они даже пародируют библейские и богослужебные тексты. В их творчестве слышатся отзвуки античной, языческой поэзии, а также поэзии народной, особенно в песнях, восхваляющих весну, любовь и застольные радости.


 

Верен Богу наш союз

без богослужений,

с сердца сбрасывая груз

тьмы и унижений.

 

Хочешь к всенощной пойти,

чтоб спастись от скверны?

Но при этом, на пути,

не минуй таверны.


 

Свечи яркие горят, дуют музыканты:

то свершают свой обряд вольные ваганты.

Стены ходят ходуном, пробки — вон из бочек!

Хорошо запить вином лакомый кусочек!

 

Жизнь на свете хороша, коль душа свободна,

а свободная душа Господу угодна.

Не прогневайся, Господь!

Это справедливо, чтобы немощную плоть укрепляло пиво63.

 

Нет никакого сомнения в том, что они образовывали среду, где охотно критиковали общество с его институтами. Ваганты — это плод социальной мобильности. «Уже бегство-за пределы устоявшихся структур было скандалом для традиционно настроенных умов. Раннее средневековье старалось прикрепить каждого к своему месту, к своему делу, ордену, сословию. Голиарды были беглецами»64. Вполне понятно, что церковь с глубокой неприязнью относилась к вагантам. Она не уставала всячески преследовать их за вольнодумство, за то, что они посмели возвысить свой голос против пороков папской курии, а также в противовес аскетической догме восславить радости здешнего земного мира. Кстати, из латинских застольных песен вагантов впоследствии сложились многочисленные студенческие песни, в частности гимн студентов «Gaudeamus igitur». Ваганты способствовали выходу европейской средневековой цивилизации за пределы своей замкнутости.

Ваганты — не единственные поэты, развивавшие светское, т. е. нецерковное литературное творчество. В средневековой культуре значительное место занимает история рыцарства, хотя и здесь не обошлось без религиозного влияния. Известный литературовед И. Хейзинга отмечает: «...бранный подвиг архангела Михаила был первой из когда-либо явленных воинских и рыцарских доблестей. Архангел Михаил — родоначальник рыцарства; оно же, как воинство земное и рыцарство человеческое, являет собою земной образ ангельского воинства, окружающего престол Господень»65.

Средневековое мышление отводит почетное место жизненному идеалу, который наделен благочестием и добродетелью. Вот почему образы рыцаря (благочестие) и монаха (добродетель) — самые привлекательные образы для средневекового человека. Религиозное содержание рыцарского идеала находило выражение в освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. В результате с 1096 по 1270 г. было проведено 8 «крестовых походов». Однако светское начало характерно и для рыцарской культуры: с X в. утверждается рыцарский идеал красоты. Помимо культивирования духа воинственности, силы и мужества появляются такие устремления, как преданное служение прекрасной Даме, культ естественной любви, право на земное счастье. Появляется куртуазная литература*. Одним из излюбленных сюжетов куртуазного романа и поэзии был сюжет о любви Тристана и Изольды, засвидетельствованный в многочисленных разработках с середины XII в. Одним из авторов произведений на эту тему был немецкий поэт Готфрид Страсбургский. В понимании автора любовь двух молодых людей не адское наваждение, а великое чувство, возвышающее человека. Рыцарь и его дама сердца — неизменный романтический мотив куртуазной литературы.

Итак, развитое средневековье — это время, когда мирское все больше и больше овладевает умами людей, занимает значительное место в жизни, отвоевывая все новые и новые сферы у сакрального. Период позднего средневековья (XIII —XV вв.) — в ряде европейских стран — это уже период Возрождения. Поэтому в рамках этой темы не рассматривается.

  ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

/. В чем состоят особенности основных этапов развития византийской культуры? 2. Каковы типологические черты византийской культуры? 3. Назовите особенности православного христианства. 4. В чем средневековый человек видел смысл своей жизни, какие ценности определяли ее? 5. Каковы основные черты духовной культуры средних веков? 6. Как можно охарактеризовать светскую городскую культуру средневековья?

ГЛАВА 13. КУЛЬТУРА РЕНЕССАНСА

Эпоха Возрождения (Ренессанса) рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального—к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала, появляются зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры, развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание и формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего, в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг морей — Средиземного и Балтийского. К 1517 г. Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария были открыты для освоения «старым миром». Начинает формироваться идеология европоцентризма. По выражению Ф. Энгельса «это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»66. Хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для различных регионов и сфер культуры. В итальянском Возрождении выделяют следующие этапы: Проторенессанс* (вторая половина XIII — XIV вв.); Раннее Возрождение (почти весь XV в.); Высокое Возрождение (конец XV -первая треть XVI в.); Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.). В остальных европейских странах эпоха Возрождения началась в XV в. и закончилась в первые десятилетия XVII в.

Истоки Ренессанса

 

Итальянский феномен возникновения новой культуры обусловливался историческими особенностями страны. Главной базой складывания ренессансной культуры стали независимые, богатые и процветающие города-государства Северной и Центральной Италии, которые в условиях партикуляризма (политической разобщенности, раздробленности) обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово-промышленного и финансового предпринимательства, монопольные позиции на внешних рынках и широкое кредитование европейских правителей и знати. Отсутствие четких границ между социальными сословиями, вовлечение их в бурную городскую жизнь способствовало созданию в городах-государствах особого климата: здесь ценились свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, открывавшие путь к социальному и экономическому преуспеванию.

Одной из важнейших предпосылок зарождения ренессансной культуры в Италии была широкая система образования — от начальных и средних школ до многочисленных университетов. Немаловажную роль сыграла в Италии и тесная историческая связь ее культуры с

 

* Проторенессанс — период истории итальянского искусства (XIII — нач. XIV вв.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции.

 

римской античностью, о которой напоминали многочисленные памятники древности: латынь,

  города, деньги. Идейные истоки Ренессанса обнаруживаются в поэзии «сладостного стиля», искусстве Проторенессанса, творчестве Данте Алигьери.

Формирование новой культуры, светской по своей общей направленности, стало делом людей умственного труда — гуманистической интеллигенции, весьма пестрой и разнородной по своему происхождению и социальному положению. В состав новой интеллигенции вошли представители попо-ланства (торгово-ремесленных слоев), с которыми были связаны традиционные интеллектуальные профессии (теологи, юристы, медики, а также художники и скульпторы), верхушка нобилитета (слой знатных людей) и феодального дворянства. Социальный статус деятелей новой культуры также был разнообразен: учителя и университетские профессора, ученые секретари при дворах правителей, политические деятели, библиотекари и переписчики книг, живописцы, скульпторы и архитекторы. Объединяла их гуманистическая образованность, глубокий интерес к гуманитарным знаниям, стремление к самостоятельным поискам нетрадиционных путей в науке, литературе и художественном творчестве. Новой формой самоорганизации лиц творческого труда стали гуманистические кружки и сообщества, литературные, художественные, музыкальные академии, внецеховые мастерские художников, скульпторов, архитекторов. Новые содружества людей творческих профессий отличались открытостью, атмосферой свободных дискуссий, чуждых средневековому догматизму, разнообразием позиций и мнений. Это имело большое значение для развития культуры и науки: самокритика способствовала их продвижению вперед, уберегала от опасных тупиков застоя, жесткой канонизации.

 

Ренессанс и античность

 

Важной особенностью культуры Ренессанса выступает обращение к античному наследию. Само слово «ренессанс» означает отказ от средневековой культуры и возвращение, «возрождение» культуры и искусства греко-римской античности. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык классических видов искусства, в отличие от средневекового символизма. Практическое житейское мировосприятие древних было более притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древние — греческий и латинский — языки.

Языком эпохи Возрождения стал чистый классический латинский язык, к воскрешению которого призывали гуманисты. Работа над языком Древнего Рима, изучение его законов и правил, свободное владение им в научных сочинениях, политических речах и документах, дружеской переписке становится обязательным для всякого, кто стремится войти в круг образованных людей. Один из первых исследователей культуры Италии эпохи Возрождения Якоб Бурк-хард отмечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали латинские письма, а среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие аудиторию чистой латинской речью.

С начала XV в., когда турецкая угроза заставила эмигрировать в Италию многих представителей «дряхлой» византийской учености, пробудивших интерес к памятникам классической греческой литературы, в гуманистических кругах распространяется изучение и греческого языка, и написанных на нем произведений. Появление настоящей моды на греческий язык и литературу было связано с деятельностью византийского ученого Мануэля Хризолора (? — 1415)и его учеников. Их лекции посещали сотни слушателей как из самой Италии, так и с острова Кипр, из Франции, Испании, Германской империи.

Многочисленные переписчики размножали греческие рукописи, усиленно собираемые любителями, которые затем оседали в первых государственных библиотеках во Флоренции, Венеции и других городах. Однако классическая латынь продолжает быть главным языком и нередко — главным объектом изучения большинства гуманистов. Это страстное увлечение латынью делало его адептов чем-то вроде замкнутой секты, резко и сознательно отграничивающей себя как от «простого народа», говорящего на «вульгарном» итальянском языке, так и от церковников, пользующихся варварской, испорченной «кухонной» латынью. Гуманисты искали старые рукописи и книги, составляли коллекции древностей. Они восстанавливали забытые труды греческих и римских авторов, устанавливали подлинные тексты вместо искаженных в эпоху средневековья. Большая часть текстов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами.

Первым заговорил о повороте культуры к античности, к Гомеру и Вергилию, зачинатель Ренессанса итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Античную культуру и особенно поэзию он воспринимал как носительницу мудрости, открывающую путь к постижению Истины. Идеалы христианства и увлечение Цицероном в представлении Петрарки не противостоят друг другу, напротив, мир христианства может лишь обогатить себя, осваивая культурное наследие древних, красоту речи и мудрость языческой поэзии. Страстный собиратель античных рукописей, их первый текстолог и комментатор, Петрарка собрал крупнейшую в тогдашней Европе библиотеку, включавшую множество сочинений древних авторов. Главным увлечением Джованни Боккаччо (1313—1375), близкого соратника Петрарки, стали поэзия Вергилия и Овидия, античная мифология, греческий и латынь. Его первые собственные сочинения — роман «Филоко-ло», поэма «Филострато», сочинение «Генеалогия языческих богов» несут печать этих увлечений.

Большой вклад в изучение античного наследия внес один из самых ярких гуманистов XV в. — Лоренцо Балла (1407— 1457). Слово в его понимании — аккумулятор духовной культуры. Тщательное, глубокое изучение латинского языка, столь ярко запечатлевшего высокие достижения римской культуры, преемницей которой должна стать культура современной Италии, — настоятельнейшая задача, в представлении гуманиста. Разработанный гуманистом критический метод анализа древних текстов нашел своих продолжателей во второй половине XV в., что способствовало превращению филологии к концу столетия в одну из ведущих гуманитарных дисциплин.

Изучению античного наследия гуманисты отводили главное место в своей программе образования. В дисциплинах studia humanitatis они видели прочную основу для формирования совершенного человека, способного раскрыть свои достоинства в повседневной деятельности и в гражданской жизни. При этом одни (например, Леонардо Бруни (1370 или 1374—1444), автор произведений «История Флоренции», «Жизнь Данте», «Жизнь Петрарки») подчеркивали важность безупречного владения письменной и устной речью на латинском языке, а также изучение греческого, из авторов рекомендовали Цицерона, Вергилия, Овидия, Горация, Ювенала, Плавта, Гомера и Демосфена, Аристофана и Софокла. Другие на первый план выдвигали моральную философию и историю, в круг необходимого чтения включали

Эпикура, Сенеку, Аристотеля, а из-йсториков — Салюстия, Тита Ливия, Плутарха, Тацита, Ксенофонта. Итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404—1472) считал полезным помимо гуманитарных дисциплин изучение математики и музыки.

Новые педагогические идеи нашли практическое воплощение в многочисленных школах, привлекших учеников из разных стран, а уровень школяров был так высок, что они, минуя подготовительный факультет, поступали сразу на университетские факультеты права, медицины, теологии. Новая система образования пробивала себе путь и во многих университетах. Так, во Флорентийском университете в конце XIV в. по настоянию самих граждан была открыта кафедра греческого языка и литературы. Новшеством для университетов стало преподавание латинской и греческой поэзии и риторики, по новому трактованной на основе найденных в первые десятилетия XV в. рукописей сочинений Цицерона «Оратор» и Квинтилиана «Наставление оратору».

Увлечение античностью сказалось даже на образе жизни. Характерной фигурой в этом плане является флорентийский пополан* Никколо Никколи (1365—1437). «Ни один сколько-нибудь значительный человек, приезжавший во Флоренцию, не пропускал случая посетить его», — писал о нем его биограф и друг Веспасиано ди Бистиччи, подчеркивая то положение как бы «городской достопримечательности», которое занимал Никколи. Его дом был полон античными художественными произведениями, статуями, вазами, медалями, камеями. «Когда он сидел за столом, он ел из прекраснейших античных ваз, и весь стол его был заставлен фарфором и другими разукрашенными сосудами. Пил он из чаши, сделанной из хрусталя или из другого ценного камня. И видеть его, так сидящим за столом, таким античным, каким он был, было наслаждением»67.

«Античное» жилище этого богатого знатока и коллекционера постоянно посещали гуманисты Бруни, Поджо и другие; здесь проходили беседы, споры, дискуссии. Темами их были произведения классических писателей, вопросы эстетики и этики, отношение к создателям новой классической литературы — Данте, Петрарке, Боккаччо, которых гуманисты третьего поколения склонны были критиковать.

Но особенно привлекала знатоков в дом Никколи его библиотека. Свое значительное состояние он тратил в первую очередь на приобретение и переписку рукописей, содержащих латинские классические тексты. В доме его регулярно работали несколько писцов; друзья, и среди них неутомимый путешественник Поджо, разыскивали для него рукописи в монастырях и библиотеках Италии, Империи, Франции, даже Англии. Сам он со страстным увлечением читал новонайденные тексты, сравнивал их между собой, устанавливал лучшие редакции. Потратив на античные памятники ирукописи все свои средства, Никколи влез в долги настолько значительные, что когда в 1437 г. он 72-летним стариком умер, Козимо Медичи (незадолго до этого ставший властелином Флоренции) взял на себя расплату с его кредиторами, и в возмещение своих расходов получил библиотеку покойного, состоявшую к этому времени уже из ПО ценнейших кодексов. Они были помещены в монастыре св. Марка, где продолжали оставаться доступными всем интересующимся, а в дальнейшем составили основу публичной библиотеки — так называемой Лауренцианы.

Гуманисты проявляли большой интерес и к античной философии: натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В 1462 г. во Флоренции основывается Платоновская академия, в которой почитание Платона было превращено почти в религиозный культ. Академию отличала атмосфера свободного научного поиска, дружеское обсуждение вопросов, которые вызывали общий интерес, стремление к синтезу областей науки.

Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна. На античном фундаменте строились многие области ренессансной культуры — от системы гуманитарных знаний, образов инорм литературы до архитектуры иразличных видов изобразительного искусства. Античность впервые была осмыслена как самостоятельная культурная эпоха, оставившая богатейшее наследие, овладение которым способствовало развитию светской и рационалистической направленности ренессансной культуры. Обретя высокую оценку в исторической перспективе, античность стала, таким образом, важнейшим ориентиром новой культуры Возрождения, а творческая переработка наследия древних — одной из ее типологических черт.

 

Гуманизм и личность

 

Обращение к античному наследию, однако, не сводилось лишь к его изучению и подражанию ему. Оно было формой, в которой совершался переход к новому идейному содержанию культуры, основой которой стал гуманизм.

Понятие «гуманизм» ввели в XV в. сами творцы новой культуры. Называя себя гуманистами, они выражали этим направленность своих интересов не на божественные, а на человеческие дела. В центре их внимания — живая человеческая личность. Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, масштабами его творческих достижений. Гуманисты по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.146.114 (0.055 с.)