Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советская культурологическая мысльСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Плодотворно работали в советское время в области исследования культуры такие философы, как М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, С. С. Аверинцев, В. В. Иванов, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко и Н. 3. Чавчавадзе. Культурологическая концепция М. М. Бахтина (1895—1975) основана на литературном материале. Его идеи полифонического мышления и диалога позволили охарактеризовать культуру как многоголосную. Личность в процессе своего самоосуществления, раскрытия своих творческих возможностей в рамках эстетической деятельности обретает свое «я», свой голос, свою индивидуальную уникальность, при этом она постоянно находится в диалоге с другими «я», чтобы постичь свое отличие от других. В итоге получается синхронная полифо-ничность (многоголосие) определенного отрезка социально-исторического времени, который он называет «большим временем культуры», имеющего свой стиль в качестве структурной организованности творчества и свою эстетику всех видов человеческой деятельности. Общение и понимание через слово, художественная деятельность через слово приводят у Бахтина к трактовке самой культуры как диалога. Субъектами диалога могут быть и отдельные народы, которые, приходя в соприкосновение друг с другом, могут строить свои отношения как на неприятии и отторжении, так и в форме конструктивного диалога. Актуальность теории диалога культур подкрепляется реалиями современного мира. В условиях стремительного развития средств коммуникации и массовой информации, границы между странами, народами и культурой Запада и Востока становятся все более прозрачными. Бахтин подчеркивает, что в принципе диалог культур всегда имел место, но в современном мире это явление стало очевидностью. В результате тесного взаимодействия культур каждая культура обретает свою индивидуальную самобытность. Диалог культур важен не только в плане заимствования достижений, но и для того, чтобы народ, сравнивая себя с другими народами, осознал свою уникальность. Занимаясь поисками смысла диалога субъектов культуры через предметные образы символов и знаковые системы различных культур. Бахтин подчеркивал, что наиболее полно смысл передается в процессе художественного творчества, через формы эстетической деятельности. Диалог понимается Бахтиным как форма общения не только отдельных личностей, но и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства. Для доказательства своей теории Бахтин анализировал литературные памятники эпохи Возрождения, в том числе роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», или, например, роман Достоевского «Братья Карамазовы». Он утверждал, что восприятие художественных произведений зависит от исторических рамок той культуры, в которой находится человек, вступающий в диалогобщение с данным памятником культуры. Следовательно, каждый раз тот либо иной памятник культуры будет прочитываться по-новому, рождаться с новым культурным смыслом заново, то есть существовать диахронически, одновременно в двух разных слоях времени: времени создания и времени очередного прочтения, знакомства с ним. Благодаря этому можно выявить все сущностные черты и ценностные смыслы того или иного явления, произведения культуры, сравнить его восприятие ранее, в прошлом, сегодня и спрогнозировать его дальнейшую жизнь в культуре того или иного общества. Кроме того, диахрония культуры способствует передаче культурного наследия, дает шанс и возможность культуре человечества не потеряться в бесконечном потоке исторического времени. В 1970 — 80-е годы в советской культурологии снимается акцент с классового подхода в поиске истоков и сущности культуры; признается хронологическое и пространственное несовпадение существования общественно-экономических формаций (первобытной, феодальной и т. д.) с жизнью различных культур и культурных образований, областей; не столь активной становится критика западной философии культуры. Приобретают популярность и идеи историка Л. Н. Гумилева (1912—1992), который занимался исследованием динамики культур различных этносов и пришел к выводу, что периодические^взрывы во Вселенной являются причиной «пассионарных толчков» в обществе. Другими словами, они — причина рождения суперэтносов, или периодов неожиданного мощного, внутреннего развития этносов во всех сферах жизни, включая культурную. Кроме того, пассионарные толчки могут порождать мировые религии (христианство и ислам) или играть роль очистительной силы в эволюции человеческого рода. Сохраняет кристаллы ускользающей во времени пассионарности культура, что обеспечивает ей длительное существование.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ /. Как представляли себе будущее России славянофилы и западники? 2. Раскройте смысл учения о всеединстве В. С. Соловьева. 3. В чем сущность концепции евразийства Н. А. Бердяева? 4. В чем заключается проблема диалога культур у М. М. Бахтина? ГЛАВА 5. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.253.84 (0.007 с.) |