Советская культурологическая мысль



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советская культурологическая мысль



 

Плодотворно работали в советское время в области исследования культуры такие философы, как М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, С. С. Аверинцев, В. В. Иванов, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко и Н. 3. Чавчавадзе.

Культурологическая концепция М. М. Бахтина (1895—1975) основана на литературном материале. Его идеи полифонического мышления и диалога позволили охарактеризовать культуру как многоголосную. Личность в процессе своего самоосуществления, раскрытия своих творческих возможностей в рамках эстетической деятельности обретает свое «я», свой голос, свою индивидуальную уникальность, при этом она постоянно находится в диалоге с другими «я», чтобы постичь свое отличие от других. В итоге получается синхронная полифо-ничность (многоголосие) определенного отрезка социально-исторического времени, который он называет «большим временем культуры», имеющего свой стиль в качестве структурной организованности творчества и свою эстетику всех видов человеческой деятельности. Общение и понимание через слово, художественная деятельность через слово приводят у Бахтина к трактовке самой культуры как диалога.

Субъектами диалога могут быть и отдельные народы, которые, приходя в соприкосновение друг с другом, могут строить свои отношения как на неприятии и отторжении, так и в форме конструктивного диалога. Актуальность теории диалога культур подкрепляется реалиями современного мира. В условиях стремительного развития средств коммуникации и массовой информации, границы между странами, народами и культурой Запада и Востока становятся все более прозрачными. Бахтин подчеркивает, что в принципе диалог культур всегда имел место, но в современном мире это явление стало очевидностью. В результате тесного взаимодействия культур каждая культура обретает свою индивидуальную самобытность. Диалог культур важен не только в плане заимствования достижений, но и для того, чтобы народ, сравнивая себя с другими народами, осознал свою уникальность.

Занимаясь поисками смысла диалога субъектов культуры через предметные образы символов и знаковые системы различных культур. Бахтин подчеркивал, что наиболее полно смысл передается в процессе художественного творчества, через формы эстетической деятельности.

Диалог понимается Бахтиным как форма общения не только отдельных личностей, но и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства. Для доказательства своей теории Бахтин анализировал литературные памятники эпохи Возрождения, в том числе роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», или, например, роман Достоевского «Братья Карамазовы». Он утверждал, что восприятие художественных произведений зависит от исторических рамок той культуры, в которой находится человек, вступающий в диалогобщение с данным памятником культуры. Следовательно, каждый раз тот либо иной памятник культуры будет прочитываться по-новому, рождаться с новым культурным смыслом заново, то есть существовать диахронически, одновременно в двух разных слоях времени: времени создания и времени очередного прочтения, знакомства с ним. Благодаря этому можно выявить все сущностные черты и ценностные смыслы того или иного явления, произведения культуры, сравнить его восприятие ранее, в прошлом, сегодня и спрогнозировать его дальнейшую жизнь в культуре того или иного общества. Кроме того, диахрония культуры способствует передаче культурного наследия, дает шанс и возможность культуре человечества не потеряться в бесконечном потоке исторического времени.

В 1970 — 80-е годы в советской культурологии снимается акцент с классового подхода в поиске истоков и сущности культуры; признается хронологическое и пространственное несовпадение существования общественно-экономических формаций (первобытной, феодальной и т. д.) с жизнью различных культур и культурных образований, областей; не столь активной становится критика западной философии культуры. Приобретают популярность и идеи историка Л. Н. Гумилева (1912—1992), который занимался исследованием динамики культур различных этносов и пришел к выводу, что периодические^взрывы во Вселенной являются причиной «пассионарных толчков» в обществе. Другими словами, они — причина рождения суперэтносов, или периодов неожиданного мощного, внутреннего развития этносов во всех сферах жизни, включая культурную. Кроме того, пассионарные толчки могут порождать мировые религии (христианство и ислам) или играть роль очистительной силы в эволюции человеческого рода. Сохраняет кристаллы ускользающей во времени пассионарности культура, что обеспечивает ей длительное существование.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

/. Как представляли себе будущее России славянофилы и западники? 2. Раскройте смысл учения о всеединстве В. С. Соловьева. 3. В чем сущность концепции евразийства Н. А. Бердяева? 4. В чем заключается проблема диалога культур у М. М. Бахтина?

ГЛАВА 5. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.01 с.)