Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура XVIII в . ПросвещениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Глубокие изменения в социально-культурной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили особенности культуры XVIII в. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация (освобождение от церковного влияния) общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям, в конце концов, новое понимание самого Человека. Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Согласно этой концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», основанного на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало «природе человека». Последнее представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т. д. Они присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Эти качества и ценности естественны, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и его неотъемлемыми правами, без которых человек перестает быть человеком. Ж.-Ж. Руссо рассматривал свободу как саму сущность человека и человечества, а жалость как естественный фундамент всех естественных добродетелей. Крылатыми стали его слова: «Человек рождается свободным, а между тем он везде в оковах». Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители называли «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем эти принципы ничем не гарантировались, находились под постоянной угрозой и все чаще нарушались, причиной чему служили недостаток любви и избыток соперничества между людьми. В конце концов, общество задумалось об их защите и гарантиях. Так возникло государство, а вместе с ним — власть, право и законы. Оно возникло не по воле Бога, а в результате «общественного договора» между людьми. Вместе с его возникновением естественное состояние общества уступило место гражданскому. Последующая эволюция человечества, по мнению просветителей, показала, что государство плохо справляется с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходило от установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, росли неравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике. Они утверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы будут вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое невозможен. Поэтому предлагаемая ими программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в «светлое будущее», в котором вновь восторжествует Свобода, Равенство и Справедливость. Но на пути к «светлому будущему» просветители видели два главных препятствия: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и церковь. Основными средствами пострбения нового общества выдвигаются просвещение и воспитание. Невежественный, непросвещенный, темный человек не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности. Поэтому философы возлагали большие надежды на просвещенного монарха, «государя-философа», «мудреца на троне», который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков. Таковыми они представляли Фридриха II в Пруссии, Иосифа II в Австрии и Екатерину II в России. В них они видели людей, способных быстро и успешно ввести Просвещение сверху. «Дидро, Даламбер и я воздвигаем вам алтарь», — писал французский писатель и философ-просветитель Вольтер Екатерине II. Решающая роль в достижении светлого будущего отводилась разуму. В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались на веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего. Просветители также разработали целостную и глубокую концепцию человека, его прав и свободы. Основные ее идеи и положения нашли отражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина», с которой начиналась Великая Французская революция 1789 г. Эта Декларация провозгласила неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство перед законом, право на борьбу против угнетения, а также объявила неприкосновенной частную собственность. Эти идеи принимаются сейчас в качестве идеала всеми государствами — членами ООН. Помимо общей программы переустройства общества просветители предлагали свое решение многих конкретных проблем. Так, ими была разработана классическая концепция политического плюрализма, особый вклад в создание которой внес Монтескье. Развивая идеи Локка, Монтескье указывал, что недопустимо соединение в одном лице законодательной, исполнительной и судебной власти. В своем главном произведении «О духе законов» он пишет о том, что закон выше власти и, следовательно, последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон — из разума. А американский просветитель, интерпретатор идей Локка — Джефферсон — утверждал, что правительство становится хорошим не в результате укрепления его власти, а в результате ее правильного перераспределения. Идеалом для него выступает «слабое» государство, решающее лишь главные, а не частные вопросы. Идеология Просвещения обусловила развитие всех областей культуры XVIII в. Впервые предметом суровой критики становится религия. Французские философы-материалисты Дидро, Гельвеции, Гольбах и другие утверждали, что только невежественные люди могут верить в сверхъестественные силы, что религия способствует укреплению деспотии, поддерживает социальное неравенство и угнетение. И. Гольбах писал, что религия нужна лишь для того, чтобы именем бога внушить народам страх и заставить их подчиняться тирании. По его мнению, религия не способствует формированию нравственности, а является ядом для народа. О негативном влиянии религии на нравы общества писал и Д. Дидро, по которому религия развращает, подавляет и уродует человеческую личность. Самым ярым и решительным противником религии выступал Вольтер. Ему принадлежит знаменитый призыв «Раздавите гадину», направленный против церкви. Именно церковь является для него главным источником бед и несчастий народа. Он изобличает ее как защитницу феодального строя, оплот обскурантизма, фанатизма и нетерпимости, противницу разума, науки и просвещения. В то же время Вольтер, как и другие просветители, не порывают с религией полностью и придерживаются концепции деизма, согласно которому Бог, будучи Мировым Разумом, является творцом природы, однако после ее сотворения он не вмешивается в ее существование. Философия XVIII в. развивалась в тесном сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным культурным достижением этого сотрудничества стало издание «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751 — 1780). Идейным вдохновителем и организатором издания был известный философ Дидро^ сумевший привлечь к сотрудничеству многих выдающихся ученых и философов — Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д'Аламбе-ра, Гольбаха и других. Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, изящных и страстных. Способствуя распространению реальных знаний, совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули социальный интерес в сторону естествознания, а последнее сориентировали на обслуживание материальных интересов, подчинили общественной пользе. Наука приобретает высокий общественный престиж, вместе с философией, предстает как единственно адекватное воплощение разума. Основные признаки и критерии такой науки: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного. Не только научное, но и массовое сознание XVIII в. приобретало черты, не свойственные рассудочному XVII в., когда существовали лишь «черное» и «белое», одномерное различение противоположностей на «да» и «нет», истину и ложь, добро и зло, правого и виноватого. XVIII век уже стал замечать и полутона, признавая за человеком право на изменение, совершенствование природы, т. е. право на «просвещение и образование как на процессы, требующие и предполагающие время». Меняется само представление о воспитании и самовоспитании. Решающая роль воспитания вытекала из концепции детерминизма, согласно которой, если поведение человека детерминировано, мы, зная внешние и внутренние факторы, определяющие поступки, можем воздействовать на людей в желаемом направлении, добиваясь оптимального результата в их развитии. В конечном счете, и те и другие факторы сводились к одному — к социальному устройству, так как выяснилось, что внутренние детерминанты («страсти», «интересы», «мнения») тоже формируются под влиянием социальной среды. Под воспитанием в широком смысле слова понималось воспитание всей социальной средой, а не одной только школой. Однако поскольку само общество тоже несовершенно, то выход из порочного круга находят разум и естественное стремление к счастью, запечатленное природой в сердце каждого человека. Разум отыскивает путь, а стремление к счастью придает силы. Вместе с проблемой самовоспитания меняется вся система детской социализации. Жестко контролируется детское поведение. Вводится идея питания по режиму кормилицы и тугое пеленание. Телесные наказания (порка) становятся нормой даже в университетах. Идет волна ограничения человеческой телесности. В обиход вводится нижнее белье. В городской европейской культуре запрет на наготу дополняется запретом на эмоции. Появляется канон речевой пристойности. Формируется городская культура и ее две субкультуры — верхов и низов. Городская культура не затрагивает село и рассматривает сельскую как пережиток, подвергает ее осмеянию. В свою очередь, сельская культура осуждает городскую, считая ее агрессивной. В процесс осуждения включается даже церковь. Изменяется отношение к смерти как к некому естественному явлению. Умирание становится театрализованным, к нему готовятся. Внезапная смерть страшна, ибо прежде чем перейти в иной мир, человек должен очистить душу. Начиная с конца XVII в., смерть воспринимается как нечто ужасное, и во Франции даже отменяется похоронный ритуал. Весьма успешно развивается также художественная культура. Ее развитие в XVIII в. можно рассматривать как период ломки воздвигавшейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная земная жизнь человека. Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и эстетических ценностей. В XVIII в. вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические примеры снимали ореол исключительности с явлений, которые веками почитались как образцы. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и борокко. В то же время появляются течения, не имевшие собственной стилистической формы и не испытывавшие потребности в ее выработке. Таким течением был, прежде всего, сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отделением от природы. Сентиментализм был обращен к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого оформления. Воспеваемый им «естественный человек» неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII в. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма стал Руссо. Ему принадлежит известное высказывание: «Разум может ошибаться, чувство — никогда!». В своих произведениях «Юлия, или новая Элоиза», «Исповедь» он изображает жизнь и заботы простых людей, их чувства и мысли, воспевает природу, критически оценивает городскую жизнь, идеализирует патриархальный крестьянский быт. Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII в. впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль — Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди). Характерной чертой живописи XVIII ст. является возросшее внимание к эскизу Не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоционально-эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художниками. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII в. устанавливается декоративное понимание цвета, картина же должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Порождением сугубо светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии, стал стиль *рококо», зародившийся еще в XVII в. и превратившийся в господствующий стиль в XVIII в. Рококо получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявляется также в иных сферах, где художнику приходилось решать деко^тивно-оформительские задачи: в архитектуре — при планировке и оформлении интерьера, в живописи — в декоративных панно, росписях, жирмах_и т. п., в костюме. Архитектура и живопись рококо ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет наслаждаться ими. Новый стиль стал, прежде всего, стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами вносился дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Самыми известными представителями рококо являются Антуан Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703-1770), Оноре Фрагонар (1732- 1806). XVIII век добавил множество предметов в быт, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства. Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали того времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII в. публика, критика начинают требовать от нового искусства прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. Данное время часто называют «золотым веком театра». Имена Мари-во, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии. Театр оказался близким самому духу эпохи и жизнь шла навстречу ему, подсказывая сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Секуляризация общественной жизни, лишение церковного и придворного ритуала прежней святости и напыщенности приводили к их своеобразной «театрализации». Не случайно именно в период Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, а именно образом жизни, формой быта. Однако «век разума» знал и весьма существенные перепады эмоций, обращение к мистике и суевериям. Реалистической ясности и трезвости в определенном смысле противостояла тяга ко всему фантастическому, необычному, связанная в первую очередь с кризисом ортодоксальной религии. Это стремление было в разной степени развито в высших сословиях и в среде простых людей. Широчайшее распространение получило масонство, соединяющее в себе конкретно-политические цели с глубоким философско-религиозным подтекстом и элементами маскарада и театрализованных церемоний «посвящения». Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Понятие «театр», «театральность» ассоциируется еще и с понятием «публичности». В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки — салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Во Франции салоны играют необычайно важную роль не только в жизни интеллектуальной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но становятся местом для диспутов по серьезнейшим вопросам государственного устройства. Д. Дидро практически вводит новый жанр литературы — критические обзоры художественных салонов. В них он не только описывает те или иные произведения искусства, стили и направления, но и высказывает собственное мнение, приходит к интересным эстетическим и философским открытиям. Такой талантливый бескомпромиссный критик, играющий роль «активного зрителя», посредника между художником и обществом, подчас даже диктующий искусству некий «социальный заказ», является порождением времени и отражением самой сути просветительских идей. В эпоху Просвещения меняется и отношение к музыке, которая еще в предыдущем веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия в светской, религиозной сферах культуры. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр — обличать и развлекать, то музыка поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Во Франции и Италии во второй половине XVIII ст. достигает расцвета новый светский вид музыки — опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений — оратория и месса (в церковной культуре) и концерты (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры XVIII в. является творчество И. С. Баха (1685-1750) и В. А. Моцарта (1756-1791). Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII ст. до сих пор поражает необычайным разнообразием жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Однако многие из провозглашенных эпохой Просвещения идеалов и ценностей переживают в наши дни глубокий кризис.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.23 (0.01 с.) |