Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы культуры в трудах Ф . М . Достоевского , В . С . Соловьева и Н . А . Бердяева
Полемика славянофилов и западников оказала большое влияние на творчество Достоевского (1821 — 1881), который видел спасение русской культуры, имеющей мировое значение, в религиозном возрождении и внутреннем преображении человека. Вместе с другими русскими мыслителями писатель разработал идеологию почвенничества, где основой возрождения признавалась особая национальная почва, состоящая из идеалов и ценностей русской православной культуры. Русский народ трактовался как оплот духовности и хранитель «соборности», которая доступна только «воцер-ковленным» членам православной общины. Почвенники стремились объединить народ и интеллигенцию, все классы и сословия. Об уникальности и великом будущем русской культуры писали выдающийся русский культуролог, идеолог панславизма* Н. Данилевский (1822 — 1885). В мировой культуре он выделил десять культурно-исторических типов или цивилизаций. Среди них он особое место отводил молодому славянскому культурно-историческому типу, который объединяет все славянские народы во главе с Россией. Достижения славянской цивилизации в науках и искусствах еще незначительны, но мыслитель предрекал ей грядущий расцвет. Он полагал, что этот культурно-исторический тип сможет соединить все четыре сферы социокультурной жизни (религиозную, собственно-культурную, политическую и общественно-экономическую) и создать универсальную цивилизацию. Соединить идеи всех предыдущих мыслителей попытался философ, критик, публицист и поэт В. С. Соловьев (1853—1900). В своих работах он утверждал необходимость синтеза религии, философии и науки, так как мир един, внутренне взаимосвязан — всеедин. Именно человек должен осуществить единение мира и Бога. Соловьев высказывал кощунственные с точки зрения ортодоксальной религии и богословия мысли: без человека нет деятельности Бога, следовательно, человек совечен и сомогущ Богу, который не может существовать без него. Эволюция завершится переходом человечества в новое, высшее состояние — состояние Богочеловечества. Богочеловечество преобразит мир, победит хаос, энтропию (стремление к разрушению, распаду), *Панславизм — идея объединения славянских народов под главенством русского царя. человечество обретет бессмертие. Однако Соловьев полагал, что будущее альтернативно: возможен и вариант биологизации жизни, вырождение в «зверочеловечество», если рост материальных потребностей будет опережать развитие духовности.
С позиции философии всеединства Соловьев пытался осмыслить роль России в едином историческом процессе. Он выделял три силы, воплощенные в культурном развитии человечества: мусульманский Восток, западную цивилизацию и славянство. Восток, отрицая индивидуальную свободу, уничтожает человека и оставляет только бесчеловечного Бога. Запад бездуховен. И только в славянстве (особенно в России) действует третья сила — Божественная, которая может преодолеть тупики Запада и Востока. Тем самым признается особая миссия русского народа в деле единения наций. Возражая славянофилам, Соловьев писал, что не православие, а сильная государственная организация является наиболее яркой чертой русского народа. Православная церковь пребывает в подчинении у государства. Церковь, которая должна выступить в союзе с Российским государством, лучше всего могла бы быть представлена католицизмом, ибо он обладает опытом многовекового сотрудничества с властью, сохраняя в то же время свою самостоятельность. Характерно, что во имя осуществления этой идеи Соловьев в 1896 г. принял католичество и стал прихожанином двух церквей — православной и католической. Этот факт высоко оценивается современным папой римским Иоанном Павлом II. Идея всеединства Соловьева сохраняет актуальность в современную эпоху глобальных проблем и разнообразных социальных раздоров, когда все более обостряется вопрос о необходимости сохранения человека, природы, культуры. Под влиянием Соловьева в религиозно-философской области начала XX в. формируется движение за «новое религиозное сознание», которое строит свою программу в сознательном противопоставлении себя историческому христианству, которое ждет новых откровений, насыщено эсхатологическими* ожиданиями, создает утопию «религиозной общественности». Но рядом с этим «религиозно-мистическим возбуждением» религиозный процесс имел и другую форму — гораздо более выдержанную в тонах религиозного и исторического реализма, зовущего к духовной трезвости и выводящего на пути серьезного трудового преображения жизни. Эти мотивы прозвучали в замечательном сборнике «Вехи». От мистического самоупоения, от мечтательности и расплывчатых исканий авторы статей звали к труду, к «подвигу», к историческому реализму. К «веховцам» принадлежал выдающийся религиозный мыслитель Н. А. Бердяев (1874—1948).
Бердяев утверждал, что русская философская мысль своими корнями уходит в идею о богоизбранности русского народа, его мессианской роли в мировой культуре. Русская культура, по мнению философа, еще не играет определяющей роли в мировой жизни, так как она изолирована от европейского мира, но в ней уже созрели потенциальные духовные силы для осуществления мировых задач. Особенность пути России, с его точки зрения, во взаимодействии двух потоков всемирной истории — России и Великого Востоко-Запада. Бердяев считал, что русский народ — это единый великий народ, а не механическая смесь разрозненных частей, преследующих лишь свои интересы. Он должен отстаивать себя как целое, защищать свое место в мире. Кроме того, в книге «Судьба России» подчеркивается мысль об опасности космополитизма и необходимости защиты, сохранения больших и малых национальных культур. Бердяев писал и о соборности, которую он понимал, как осознание родства всех верующих во Христе. На протяжении всей своей творческой деятельности Бердяев высказывал мысли об универсальном значении религии для личности, истории и культуры. В век Просвещения была порвана связь с религиозными истоками культуры, и установилось господство техники. Определив технику как искусство достижения результата при наименьшей трате сил, философ подчеркнул ее служебный характер, безразличие к цели приложения: техника — отличное от природы царство организованных тел, созданных человеком. В этой «новой реальности» человек становится придатком машины, не свободным для индивидуального творчества. Культурологический смысл этой проблемы в том, что техника враждебна свободе. Она, подчиняя огромные пространства, овладевает и огромными массами людей, организуя их в коллективы, где властвует безличный принцип18. Такую «переродившуюся» культуру Бердяев называет цивилизацией. С позиции христианского гуманизма он также критиковал капитализм и социализм, рассматривая их как завершающие этапы реализации безрелигиозного, атеистического мировоззрения.
*Эсхатологпя — религиозное учение о конце мира, о конечных судьбах мира и человека. В статье «О культуре» анализируется проблема соотношения «культуры» и «цивилизации» и делается акцент на религиозной, «культовой» обусловленности всякой подлинной культуры. Различие между культурой и цивилизацией философ видел, прежде всего, в различии ценностных ориентации в деятельности людей. Понимая религию как высшее выражение духовности, Бердяев и культуру выводит из церковного культа: философия, архитектура, поэзия, музыка — все изначально заключено в культе. Культура духовна и символична. Цивилизация, напротив, есть сама жизнь в ее самодостаточности. Культура религиозна, а цивилизация атеистична. Культура органична, она имеет душу и предполагает высокое качество творца, она аристократична и ие-рархична. Цивилизация демократична и механична, ей нужна масса и равенство, а не свободная индивидуальность. В своей работе «Смысл творчества» он проанализировал соотношение демократического и аристократического начал в культуре, связав, как и его предшественник Ницше, упадок в культуре с господством массовой буржуазной культуры. Мыслитель полагал, что отказ от элитарной культуры приведет цивилизацию к гибели.
По глубокому убеждению Бердяева, история и культура — это не что иное, как проявление творческой мощи людей. Творчество, являясь фундаментальной характеристикой человека, способно избавить мир от существующего зла. Творчество священно, в нем осуществляется метафизическая встреча человека-творца с Богом-создателем. Целью творческого порыва выступает достижение иной жизни, иного мира, восхождение в бытие. Философ писал, что творец оправдывается своим творчеством. Творчество и свобода одной природы и, тем не менее, они различны. Для Бердяева, свобода — это, прежде всего, свобода духа человека, его сознания и самосознания. Человек свободен в своем выборе, он может принять Бога или отрицать Его, соответственно творчество может быть божественным или демоническим. Философ считал, что у русских слаб дар к творчеству культурных форм, но велика религиозная одаренность. По мысли Бердяева, эра соборного общества наступит, когда народ осознает ценность национальной мысли, выражающей религиозную сущность русского характера. Особенности эсхатологического и апокалипсического русского религиозного сознания заставили его предположить, что «русский народ по своей природе и по своему призванию есть народ конца, народ-мессия»19. Особое качество русской религиозности, делающее Россию избранной страной, Бердяев видел в ожидании Царства Божьего и в вере в то, что оно наступит после катастроф и страданий. Как считал философ, в бедах России немалая вина лежит на безответственной интеллигенции.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.008 с.) |