Эволюция древнерусской культуры



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция древнерусской культуры



 

Русская культура своими корнями уходит в глубину веков к культуре славянских племен, примерно к V в. Восточные славяне были язычниками, обожествляли силы природы, почитали культ умерших предков, их мировоззрение отличалось неразделенностью областей природного, человеческого и божественного. Например, почитались божества, воплощающие единство рода — Род и рожаницы, не имеющие антропоморфного воплощения. Верховные боги восточных славян выполняли природные и хозяйственные функции. Сварога почитали как бога огня; Белеса как покровителя домашнего скота и бога богатства; Перуна как бога грозы, а также покровителя военной дружины и ее предводителя. Язычники верили, что Мокошь прядет нить их жизни, а встреча с берегинями и упырями несет опасность. По представлениям славян, Даждьбог — сын Сварога — наделяет человека богатством и различными благами. Сейчас невозможно точно установить, какие функции, согласно славянской мифологии, выполняло то или иное божество, так как христианская церковь в течение многих веков настойчиво уничтожала память о языческих богах.

Мир, вселенную восточные славяне представляли в форме круга, поэтому капища, места религиозного поклонения божествам, были круглыми. Капище представляло собой круглую открытую площадку в лесу, со всех сторон окруженную жертвенными кострами, в центре которой на постаменте находилось каменное или деревянное скульптурное изображение бога. Капище получило свое название от слова «капь», которое переводится как скульптура, идол, болван. На капище всегда горел негасимый святой огонь. Русичи уважали и боялись богов, поэтому старались добиться их расположения магическими обрядами и жертвоприношениями, задабривали идолов подарками, иногда приносили в жертву людей. Культовым действом руководили волхвы, которые обладали значительной властью, и даже князья прислушивались к их мнению. В жизнедеятельности славян велика была роль общины, личностное же начало было недостаточно развито, отсутствовало понятие ценности человеческой жизни, недостаточно развито было чувство нравственной личной ответственности за содеянное зло.

В дохристианский период в первой половине I тыс. н.э. у славян появилась примитивная пиктографическая письменность. В сказании Храбра «О письменах», которое было написано в конце IX — начале X вв. сообщается, что «прежде словене не имели книг, но чертами и резами читали и гадали». Д. Лихачев писал, что «самое происхождение письменности на Руси могло быть отнюдь не единым. Вполне могло быть и так, что письменность самостоятельно возникла в двух-трех восточнославянских центрах...»91. Тем не менее факты свидетельствуют о том, что область применения этого примитивного письма была очень узкой, оно было непригодно для записи сложных текстов.

Славяне совершали походы на Византию, торговали с соседними племенами, давали отпор завоевателям. Особенности земледельческого производства содействовали закреплению общинного типа социальных связей в Древней Руси. С развитием торговли и ремесел связано возникновение древних городов, для защиты которых строили сложные оборонительные сооружения. Города были военно-административными, экономическими и культурными центрами. Наиболее известными центрами языческой культуры были Киев и Новгород, а также Полоцк и Смоленск, Переяславль и Чернигов. Постепенно Киев стал главным городом, «матерью городов русских». В IX в. киевский князь сумел объединить восточнославянские племена и создать древнерусское государство, получившее название Киевская Русь.

В 988 г. Русь приняла христианство из Византии по восточному образцу. Крещение растянулось на многие годы, это был длительный процесс, который не везде проходил мирно. Например, в летописях говорится, что народ в Новгороде не хотел креститься и «Добрыня крестил мечом и копьем».

Зрелая византийская цивилизация оказала большое влияние на молодую древнерусскую культуру. Прежде всего, было перенято детально разработанное православное вероучение и культ, основу которых составляют Библия и Священное Предание, решения семи Вселенских соборов и труды отцов церкви. Возглавлял русскую православную церковь митрополит, назначенный константинопольским патриархом, богослужение в храмах велось на церковно-славян-ском языке. С принятием христианства связано появление и широкое распространение славянской письменности, созданной православными монахами-миссионерами Кириллом и Мефодием. Они во второй половине IX в., изучив звуки русской речи, создали первые азбуки, кириллицу и глаголицу. Кириллица была успешно освоена, и на Руси появилась переводная литература, вначале религиозного содержания, а позже по истории, географии, философии. Книги способствовали просвещению Древней Руси, расширили кругозор древнерусских людей, познакомили их с мировой культурой.

Социокультурное значение крещения Руси трудно переоценить. В течение первого столетия после принятия православия древнерусская культура поднялась на высокий европейский уровень, расширились культурные, политические и экономические связи со странами Европы и Азии. Монотеистическая религия способствовала укреплению государства и феодальных отношений. Православие способствовало гармонизаций отношений человека с обществом и природой, с собственным духовным миром; под влиянием христианской этики ушли в прошлое варварские обряды человеческих жертвоприношений, по-другому стал осознаваться институт брака, появились новые представления о добродетелях и пороках.

Принятие православия способствовало расцвету культового зодчества, иконописи, литературы и церковной музыки. Развивались просвещение и наука. При монастырях действовали школы, в которых обучались грамоте и другим дисциплинам. О распространении грамотности среди всех слоев населения свидетельствуют берестяные грамоты, на которых сохранились записи бытового характера. В XI в. в Древней Руси уже существовали библиотеки, насчитывающие несколько сотен книг. Книги высоко ценились, средневековый человек бережно относился к ним.

С развитием письменности появились представления об историчности времени, начали фиксироваться важнейшие события в истории народа. В Древней Руси появились собственные оригинальные литературно-исторические произведения — летописи. Летописание играло важную роль в политической и культурной жизни страны, оно являлось хранительницей исторической и культурной памяти народа. Летопись была энциклопедией для человека, в ней отражались важнейшие политические события, происходящие в стране, дипломатические документы, выдержки из переводной литературы, исторические повести, жития святых, фольклор, записи о явлениях природы. Несмотря на то что в летописях были собраны различные исторические и литературные произведения, их объединяло единство темы и идеи. Автор знаменитой «Повести временных лет», монах Киево-Печерского монастыря Нестор, описал историю Русской земли, героическую борьбу «русичей» с внешними врагами. Главная идея этого произведения — призыв к единению русских князей.

Древнерусская литература обогатила мировую культуру такими произведениями, как «Слово о полку Игоревен, «Моление Даниила Заточника» и др. Она способствовала воспитанию гражданственности и патриотизма, нравственной чистоты и духовности, уважения к другим народам.

В. В Бычков отмечал, что «под древнерусской философией следует понимать не столько науку о рациональной сиетеме законов бытия и мышления,' сколько всякое свидетельство о мире духовном»92. К литературно-философским произведениям данного периода можно отнести «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Основная идея этого произведения — равноправие всех христианских народов, независимо от времени их крещения. В дальнейшем вклад в развитие средневековой русской философии внесли Сергий Радонежский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зиновий Отенский и др.

Киевская Русь славилась своим зодчеством и иконописью. Первые византийские иконы появились на Руси в X в. Наиболее выдающийся памятник того времени Софийский собор в Киеве был построен по велению князя Ярослава Мудрого в 1019—1032 гг. Этот собор пропагандировал идеи величия христианской церкви, могущество молодой державы, божественное происхождение княжеской власти.

В дальнейшем русское зодчество опиралось не на византийские образцы, а развивалось на киевских традициях и уже ко второй половине XI в. выработало свои собственные оригинальные черты, что способствовало созданию архитектурных шедевров мирового уровня: храм Покрова на Перли (1165), Димитриевский собор во Владимире (1194— 1197). Соборы и церкви не только символизировали величие православной веры, но и могущество феодала.

Новые представления о правовых отношениях в государстве были также позаимствованы из византийской культуры, где государство было основой общественной жизни. Политический строй Руси представлял собой смешанную власть князей и народного веча. Высшим классом древнерусского общества была дружина, выделялось также городское купечество. Купцы в торговых городах образовывали полк, называемый тысячей. Военное управление городом находилось в руках выборных командиров. Княжеская власть поддерживалась государями и общественными традициями. Согласно православной идеологии государство и церковь считались неразделимыми. Если главой государства был великий князь, наделенный божественной властью, то второе место занимал глава церкви. Церковь охватывала не только религиозную сферу, в ее ведении находилось также нравственное и семейное судопроизводство. Руководствовались церковники «Кормчей книгой», которая была создана на основе византийского сборника законов. Следует отметить, что князь Владимир принял законы, отменившие смертную казнь, организовал общественную поддержку и обеспечение бедных, больных и старых. Подобного законодательства в то время не было ни в одном европейском государстве.

С середины XIII в. начался новый период русской истории и продолжался он до XV в. Это сложное время ознаменовано феодальной раздробленностью, борьбой с монголо-татарскими завоевателями, объединением Северо-восточных земель Руси. С 40-х годов XIII в. до середины XIV в. культура находилась в упадке, так как развитие Руси было прервано татаро-монгольским нашествием. Замерло развитие городской культуры, летописания, было приостановлено ремесленное производство, пострадала русская архитектура, живопись и прикладное искусство. Княжеская власть была ослаблена, русские князья находились в вассальной зависимости от татарских ханов. Ведущую роль в период золото-ордынского ига играла церковь, в отличие от других структур она менее подвергалась гонениям со стороны монголо-татар. В то время распространились эсхатологические идеи (о конце мира и о Страшном суде), которые, присутствуют в русской литературе. Внешние связи с другими странами были почти полностью прерваны, только Новгород и Псков сохранили связи с Западной Европой. Именно там сохранялись древнерусские традиции и эти города способствовали в дальнейшем развитию русской культуры.

Несмотря на длительное монгольское иго, русская культура сумела сохранить свою самобытность и национальный колорит. Борьба с иноземными захватчиками нашла отражение в былинах, сказаниях, исторических песнях, воинских повестях. В этот тяжелый период истории идея объединения русских земель стала главной, так как было необходимо сохранить государственность и культуру. Большую роль в развитии национального самосознания сыграла победа над татарами на Куликовом поле. С этого знаменательного события начинается культурное возрождение. В объединении русских земель главную роль сыграла Москва и постепенно начало складываться новое централизованное государство. С появлением Московского царства начался новый этап развития русской культуры, которую культурологи назвали евразийской или российской цивилизацией. Евразийской эта культура названа потому, что в ней соединились азиатские и европейские черты, а российской — потому, что в конце XV в. страну стали называть Россией. Культурные нормы и ценности евразийской цивилизации были сформированы на православно-византийской основе, хоти византийское государство к этому времени прекратило свое существование.

Объединение страны происходило в условиях постепенного освобождения от иноземных захватчиков, и это наложило особый отпечаток на социально-экономический, политический строй, на специфическую самодержавную форму правления. Необходима была жесткая централизация власти, ибо для объединения страны существовали лишь политические предпосылки, но из-за монгольского ига не были развиты экономические, как в странах Запада. Государство в этот период проводило политику внеэкономических методов хозяйствования, использовало принудительный труд, проводило активную колонизацию, — все это способствовало оформлению крепостного права. Само государство стало осознаваться как высшая ценность, как главный стержень всей общественной жизни. Оно отождествлялось с царем, который стоял выше закона, его власть ничем не была ограничена. Московские правители переняли политическую культуру татар с их деспотической формой правления. В итоге, в государстве сложился восточно-бюрократический централизм, где власть опиралась на насилие и имела неограниченные права над обществом.

Широко распространена была и патриархальная идея, утверждавшая, что государь-батюшка должен относиться к своим подданным, как отец относится к детям, подданные в свою очередь должны беспрекословно повиноваться царю. Грозный утверждал, что может судить людей не только за дела, но даже за мысли. Годы его правления отмечены кровавым деспотизмом, когда никто не был застрахован от произвола царской власти. Всех подданных, независимо от принадлежности к сословию, он считал своими холопами, в результате в Московском государстве сложился новый тип социальных связей — холопско-подданнический. Подданнические отношения носили иерархический характер. У человека складывалась психология, выражающаяся в уничижительном отношении к себе по отношению к вышестоящему на иерархической лестнице, и пренебрежительное отношение к нижестоящему. Изменились и этические представления. Человек должен был вести себя в обществе соответственно своему чину, то есть своему месту в социальной иерархии. Неверие в силу закона, который мог отменить царь, правовой произвол властей воспитывал у человека азиатскую покорность. Поэтому не были развиты права человека, и все сословия российского общества были несвободны: крестьяне находились в крепостной зависимости от феодалов и государства, феодалы в свою очередь подчинялись царю, их могли казнить, насильно постричь в монахи, отобрать имущество и т. д.

В общественной мысли обсуждались проблемы определения места и роли Российского государства в мире. Псковский старец Филофей выдвинул теорию «Москва — Третий Рим». Суть этой теории в том, что существовало два оплота православной религии — античный Рим и Византия. Первый Рим пал под ударами варваров, так как они исказили истинное христианство. Второй Рим — Константинополь — согласился на унию с католицизмом и тоже был уничтожен. Третий Рим, Москва, стала духовным центром, хранительницей истинной православной веры, «а четвертому (Риму) не бывать». Московский царь, поэтому, должен был стать главой всех православных христиан. Так как только в России сохранилась подлинная духовность, то перед Россией встала мессианская задача спасения всей мировой цивилизацию от гибели. Эта теория утверждала идею о богоизбранности русского народа и по своему значению была близка понятию «Святая Русь», которое появилось в XV в. По мнению культуролога С. С. Аверинце-ва, «Святая Русь» — понятие космическое, отражающее стремление русского человека к абсолюту, к идеалу. «Святая Русь» отражает идею религиозности, святости русского народа как носителя высших духовных ценностей. Теория «Москва — Третий Рим» показывала важность значения российского государства в мире, но одновременно проповедовала исключительность и изоляционализм русской культуры.

В духовной культуре Московской Руси художественно-эстетическое мировосприятие преобладало над философским мышлением. Эстетические представления сформировались под влиянием языческой и византийской культур, чем и определяется их своеобразие, ярче всего проявившееся в иконописи. Исследователь русской иконы Е. Трубецкой писал: «В иконе мы находим полное изображение всей внутренней истории русской религиозности и вместе с тем национального самосознания и мысли»93. Русскую икону от византийской отличает спокойствие и сосредоточенность, особая духовная наполненность, гармония красок, колорит. «Наиболее ярко индивидуальные вкусы русского живописца проявились в его понимании колорита. С помощью цвета русские иконописцы выражали тончайшие эмоциональные оттенки»94, — писал исследователь византийского искусства

В. Н. Лазарев. В византийских, иконах с помощью приглу шенных тонов (землисто-коричневого, темно-зеленого, темно-синего) создавалось настроение печали и уныния. В русской же иконописи почти отсутствуют приглушенные тона, все цвета чистые, звонкие. Известный историк искусства М. В. Алпатов подчеркивал, что «своими красками иконопись удовлетворяет человеческую потребность в равновесии и душевной гармонии. Краски иконописи вселяют в человека уверенность в том, что ему доступна та чистота чувств, которую в те времена называли ангельской»95. Действительно, иконы Андрея Рублева (ок. 1360—1370—ок. 1430), Дионисия (ок. 1440 — после 1502— 1503) и других мастеров поражают гармонией красок. Русская иконопись менее аскетична, более жизнерадостна. Русские иконописцы изображали Бога не как страшного судию, а как милостивого отца-защитника. В русской иконографии сложились оригинальные типы икон: «Покров», «Собор Богоматери», «О тебе радуется...». Типы иконописных образов, связанные с культом местных святых, имеют изображения, в которых видны чисто национальные черты.

Церковь была крупнейшим феодалом в России XV в., и в обществе неоднократно поднимался вопрос о церковном землевладении, о соотношении светской и церковной властей. От решения вопроса о церковном землевладении зависела судьба русского государства, так как православная церковь имела большой вес в обществе, и государство нуждалось в ее поддержке. Обсуждая этот вопрос, церковные деятели разделились на два лагеря: «нестяжателей» и «иосифлян». «Нестяжателями» называли представителей религиозно-политического движения конца XV — начала XVI вв., которые призывали к отказу церкви от «стяжания», то есть приобретения материальных ценностей. Яркими представителями «нестяжателей» были монах-отшельник Нил Сор-ский (1433-1508), Вассиан Патрикеев (?-до 1545) и другие. Они критиковали церковь за накопленные богатства, предлагали отобрать у монастырей землю и недвижимое имущество, призывали служителей церкви к аскетическому образу жизни. Сорский вел истинно христианский образ жизни и большое внимание уделял «духовному деланию», то есть нравственному совершенствованию души.

«Иосифлянами» называли последователей главного оппонента «нестяжателей», игумена Волоколамского монастыря, Иосифа Волоцкого (1439 — 1515). «Иосифляне» оправдывали церковное землевладение, накопление церковью материальных благ с целью усиления могущества церкви и для оказания помощи всем нуждающимся. Также «иосифляне» проповедовали идею превосходства духовной власти над светской, разработали учение о божественном происхождении великокняжеской и царской власти, а также идею «Москва — третий Рим». Государство поддержало партию «иосифлян», так как оно нуждалось в союзнике для усиления централизации. Борьба между «иосифлянами» и «нестяжателями» продолжалась вплоть до середины XVI ст.

Проблема соотношения светской и церковной властей вновь особенно остро встала в XVII в. Борьба за превосходство церковной власти была одной из причин раскола в русской православной церкви. Раскол связывают с деятельностью патриарха Московского и всея Руси Никона (1605— 1681), который внес изменения в религиозный культ и богослужебные книги, пытался усилить влияние и роль церкви в государственных делах, а также увеличить церковные землевладения. Реформы Никона вызвали недовольство значительной части русского общества: протестовали крестьяне, низшее духовенство, бояре, купцы. Царь Алексей Михайлович сначала поддерживал реформы Никона, он даже наградил его титулом Великого государя и в свое отсутствие доверял управление государством. Однако Никон стал все более активно вмешиваться в политические вопросы и даже требовал от царя покаяния в незаконных действиях. Конфликт между церковной и светской властью закончился осуждением и арестом Никона.

В средневековую эпоху сформировались те культурные основополагающие нормы и ценности, которые определили особенности дальнейшего исторического развития и уникальность русской культуры. Это православие, народность, государственность, традиционность.

 

Культура России XVIII века

 

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили значительно расширить территорию, превратили ее в великую и могучую империю со статусом балтийской и черноморской державы, оказывающую огромное влияние на ход мировой истории. В то же время грандиозные преобразования стали тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Глубокому реформированию, были подвергнуты практически все области общественной жизни — государственно-административное устройство, экономика, армия, церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, т. е. обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре, а также ее европеизация.

В 1711 г. вместо прежней многочисленной боярской Думы (до 190 чел.) Петр I учреждает Сенат, состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступал как высший орган по делам законодательства и государственного управления. Ранее существовавшие приказы были заменены 12 коллегиями (министерствами), ведавшими отдельными сферами государственного управления. Страна была поделена на губернии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство достигло высшей степени централизации и превратилось в абсолютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа церкви, которая существенно ограничила место и роль религии и церкви в жизни общества. Главная потеря православной церкви — упразднение патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений. Церковь лишилась части своих земель и доходов, что существенно ослабляло ее экономические основы. Духовенство ставилось в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым мероприятиям, но и помогать властям в сыске и задержании противников реформ. От них при этом требовалось даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповеды-вавшихся совершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровские преобразования привели к формированию нового сословия — дворянства, которое было наделено особыми правами и считалось сословием благородным, «авантажным» (от франц. avantage — благоприятное положение). На протяжении XVIII - начала XX вв. дворянство играло ведущую культурную роль в жизни общества и существенно повлияло на формирование общероссийского менталитета. Целый период в 150 лет в истории России отмечен печатью творчества дворянства, давшего произведения общенационального и общечеловеческого значения. Именно это сословие стало культивировать идею личного достоинства, хотя российское дворянство (особенно в первой половине XVIII в.) было столь же несвободно и бесправно по отношению к произволу верховной власти, как и другие сословия.

Фундаментом самосознания дворянина стала психология служилого дворянства. Вершина его развития — Табель орангах, опубликованный в январе 1722 г. Табель орангах делил все виды службы на военные, штатские (статские) ипридворные. Он установил зависимость общественного положения человека от его места в служебной иерархии, отменив тем самым распределение мест по знатности.

Другой особенностью российской жизни XVIII в. стал фаворитизм. Своим фаворитам царствующие особы позволяли делать то, что по закону не должно было позволяться. Когда же в России началось «женское правление», фаворитизм стал своеобразным государственным институтом. При Екатерине II (1729—1796) некоторые из ее фаворитов, например Г. А. Потемкин, были серьезными государственными деятелями, другие делами государственного управления не занимались.

В эпоху Петра начинается оживление экономики, активно осваивается промышленное производство. В России быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по производству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х годов XVIII в. вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И. И. Ползунов (1728-1766) в 1763 г. (за 20 лет до англичанина Уатта) разработал проект универсального парового двигателя — первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия. Механик-самоучка И. П. Кулибин (1735—1818) спроектировал небывалый одноарочный мост через Неву, изобрел телеграф и код к нему, механическую сеялку, лифт, часы, прожектор, семафорный телеграф. Сыну заводского мастерового К. Д. Фролову (1726—1800) также принадлежал ряд изобретений: рельсовый внутризаводской путь с механической тягой; гигантская подземная гидроустановка рудника, приводившая в действие все механизмы и др.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии, что сделало ее одной из самых сильных. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота — любимого детища Петра I.

XVIII век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. В 1701 г. в Москве открылась Навигацкая школа, чуть позже — Инженерная, Артиллерийская и Медицинская. В Петербурге были учреждены Морская и Инженерная академии, школа переводчиков. Основу начального образования составили цифирные школы. При наиболее крупных мануфактурах открывались ремесленные училища. В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия наук (1725). Первыми русскими академиками были географ С. П. Крашенинников, натуралист и путешественник И. И. Лепехин, астроном С. Я. Румов-ский. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня. Исключительную роль в развитии русской и мировой науки сыграл М. В. Ломоносов (1711 — 1765). Будучи энциклопедистом, он стал основателем многих направлений в физике, химии, астрономии, геологии, географии. В 1755 г. он основал первый российский университет в Москве, ставший крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия — научный центр по изучению русского языка и словесности, первым президентом которой становится княгиня Е. Р. Дашкова. Академия также сыграла огромную роль в развитии науки. Первым ее крупным достижением явился шеститомный «Словарь Российской академии», содержащий толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед.

XVIII ст. было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании, значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Одна из важных черт происходящих в общественном сознании изменений — ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта — стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом национального самосознания. Крупным мыслителем XVIII века был Феофан Прокопович (1681 1736), ставший главным идеологом утверждавшейся Российской империи. В «Правде воли монаршей» он обосновывает концепцию «монократии» как единовластия монарха на благо отечества, противостоящего гибельной анархии и многоначалию. Будучи почитателем Петра, он всячески прославлял его деяния и подавал за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходимость ее подчинения государству. К числу активно действовавших мыслителей первой половины XVIII в. следует отнести В. Н. Татищева (1685—1750), автора пятитомной «Истории Российской», и И. Т. Посошкова (1652—1726), создателя «Книги о скудности и богатстве», в которой выдвигалась идея освобождения крестьян, за что автор был заключен в каземат Петропавловской крепости, где и скончался.

Особое место в духовной жизни России занимает писатель и философ А.Н. Радищев (1749—1802). Он разработал концепцию русского просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель нарисовал яркую картину ужасающего положения крепостного крестьянства, в котором увидел глубинные истоки будущих потрясений России. Впервые в истории русской общественной мысли Радищев не только заклеймил «чудище» самовластия, но и поставил вопрос о ликвидации крепостничества и самодержавия революционным путем.

Художественная культура России XVIII в. также переживает глубокие изменения. К середине столетия в ней сложились основные европейские стили: классицизм и барокко. Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение втворчестве Д. Трезини (ок. 1670—1734), В. В. Растрелли (1700-1771), С. И. Чевакинского (1713-1744) и Д. В. Ухтомского (1709—1755). Д. Трезини построил здание «Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Растрелли — Зимний дворец (ныне Эрмитаж), Смольный монастырь, Большой Царскосельский дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе. К числу наиболее блестящих произведений Чевакинского принадлежит Никольский Морской собор, дворец Шереметевых и дворец И. И. Шувалова. Д. Ухтомский является автором триумфальных Красных ворот в Москве, существовавших до 1938 г. В стиле барокко творил и скульптор К. Б. Растрелли (1675—1744). Лучшими его произведениями стали скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

В литературе классицизм представляют А. Д. Кантемир (1708-1744), В. К. Тредиаковский (1703-1769) и М. В. Ломоносов. Первый из них добился литературной славы своими сатирами, направленными против противников петровских реформ. В. Тредиаковский написал первую оду («На взятие Гданьска»), первые элегии, стансы, эпиграммы и сонеты на русском языке. Сторонник «просвещенного абсолютизма», он пытался дать «урок царям» и «обличать злых царей», что и сделал в своей «Телемахиде».

Русский классицизм в архитектуре начал развиваться в 60-х годах XVIII в. и достиг своей кульминации в начале XIX в. в русском ампире. Его представляют И. Е. Старое (1745-1808), Т. В. Вален де Ла Мот (1729-1800), В. И. Баженов (1737 или 1738-1799), М. Ф. Казаков (1738—1812). Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Вален де Ла Мот построил здание Академии Художеств, Баженов — великолепный дом Пашкова, а Казаков — старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первую городскую больницу. Дальнейшее строительство Петербурга, а также его пригородов: Царского Села и Павловска, связано с именами А. Д. Захарова (1761-1811), А. Н. Ворони-хина (1750-1814), Д. Кваренги (1744-1817) и, наконец, гениального К. И. Росси (1775 — 1849). Архитектором Захаровым было построено Адмиралтейство. Автор Казанского собора на Невском проспекте — Воронихин, по его проектам также возведены Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Вершиной градостроительного искусства эпохи классицизма являются Дворцовая и Сенатская площадь в Петербурге (архитектор Росси). В духе классицизма работал скульптор Ф. И. Шубин (1740 — 1805). Он создал портреты-бюсты А. М. Голицына, М. Р. Паниной, М. В. Ломоносова. В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», созданный Э. М. Фальконе (1716-1791).

Живопись с XVIII в. развивалась, подражая западным образцам. В ней господствовало разделение на «высокий» и «низкий» стили. «Высокий» стиль прибегал к условному языку идеального искусства: живопись черпала сюжеты из Библии, мифологии, истории Греции и Рима. «Низкий» стиль — жанр, связанный с изображением обыденности. Достичь бессмертной славы «жанристу» было также невозможно, как и прозаику. Считалось, что только занятие «высоким» стилем могло свидетельствовать о «высоком даровании» художника и поэта.

Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф. С. Рокотова (17357-1808), Д. Г. Левицкого (ок. 1735-1822), В. Л. Боровиковского (1757-1825). В портретах Рокотова впервые в русской живописи увековечены неповторимые черты его современников, глубоко передан внутренний мир, тончайшие переживания человека (портрет поэта В. И. Майкова). Особой одухотворенности образов художник достиг в женских портретах (портреты неизвестной в розовом платье, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, А. П. Струйской). Полотна Левицкого отличаются мастерством исполнения, художественной выразительностью и правдивостью характеристик (портреты архитектора А. Ф. Кокоринова, П. А. Демидова, М. А. Дьяковой). В женских портретах Боровиковского передана тихая мечтательность, тонкие переживания и модная в то время чувствительность (портреты О. К. Филипповой, В. А. Шидловской, Е. А. Нарышкиной). Даже среди этих полотен особым лиризмом, одухотворенностью и красотой живописи выделяется портрет прекрасной и мечтательно-печальной М. И. Лопухиной.

Глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летосчисления и календаря. По указу Петра I вместо прежнего счета годам от «сотворения мира» впредь, т. е. с 1 января 1700 г., предписывалось исчислять года от Рождества Христова, как это было принято в европейских странах. Правда Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция — торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры, потехи.

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей — ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших сословий исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские п



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.042 с.)