Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды зацикливания (точки а и с в одном и том же человеке).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1) Жертва и агрессор.
Ощущение силы и власти (агрессор) сменяется ощущением свободы от ответственности (жертва). Обе позиции по-своему приятны, из конфликта между ними извлекается энергия, благодаря которой человек постоянно чувствует себя хорошо (хотя на словах и страдает).
2) Влюблённый и нелюбящий.
Здесь энергия извлекается из эмоциональной зависимости. Человека «качает» между приятным состоянием безопасности (нелюбящий) и приятным состоянием гормонально-эмоционального подъёма (влюблённый).
3) Спасатель и страдалец.
Приятность позиции спасателя – в его силе; приятность позиции страдальца — в чувстве морального превосходства.
В принципе, это всё тот же, иными словами изложенный, треугольник Карпмана: жертва-преследователь-спасатель.
Выгоды зацикливания.
Беганье по кругу даёт преимущества, компенсирует важную душевную потребность.
В роли агрессора: ощущение свободы, могущества, неуязвимости, «я плохой, значит мне больше не надо притворяться хорошим и подстраиваться, я свободен, я делаю что хочу». В роли жертвы: «обо мне позаботятся, мне не надо ничего решать, мудрый "папа" сделает всё, что надо», и «я хороший человек, я испытываю моральное преимущество над плохими, я более достоин любви, чем они».
В роли безответно влюблённого и нуждающегося в любви: эйфория, всплеск гормонов от предвкушения обладания желанным. У шопоголиков перед покупкой то же самое происходит! И «я хороший человек, потому что испытываю такие чувства, я необыкновенный, чувствительный и тонкий».
В роли нелюбящего: получение энергии от тех, кто его любит, и при этом возможность оставаться в "безопасности", не открываясь для контакта (игра "Динамо").
В роли спасителя: ощущение моральной хорошести, нужности и значительности.
В роли спасаемого: свобода от ответственности, позволение себе вернуться в детство.
Если вы заподозрили, что клиент нарочно (хоть и бессознательно) создаёт себе снова и снова замкнутый круг – не играйте в эту игру с ним. Не продолжайте гонять его по кругу, выхода не будет. (Т.е. не надо продолжать пытаться решать конфликт, отпускать обиды, возвращать долги).
Помогите клиенту переключиться на уровень выше: спросите его, зачем он создаёт саму эту ситуацию. Например, чем ему нравится ощущение конфликта. Вопросами нужно обнаружить ту самую выгоду клиента от беганья по кругу.
Хорошо представить два парных образа детишек в песочнице (жертва и агрессор, например), и спросить клиента: в чём польза ситуации для жертвы, в чём польза для агрессора. Почему жертва не хочет бросить своего агрессора (и он будет агрессировать на кого-то другого), а сама пойти в кубики играть. Почему агрессор всё время агрессирует, а не пойдёт смотреть хорошее кино, нюхать цветы, влюбляться, жениться, деток рожать, пасьянсы раскладывать.
Обязательно спросите о высшем предназначении того и другого субъекта; об их основных жизненных задачах; о том, чем бы каждый хотел заниматься для себя. Когда выгода от зацикливания станет очевидна и вам, и клиенту, переходите к образной терапии.
Посмотрите, как выглядит та внутренняя часть клиента, которая хочет получать эту выгоду. Где находится эта его часть.
Жертва хочет получать заботу и любовь, дайте ей мысленно любовь и заботу. Агрессор хочет ощущать силу, помогите ему найти источник силы в себе и укрепить его. Спасатель хочет чувствовать хорошесть, помогите ему найти в самом себе хорошесть, полюбить и поблагодарить себя, отпустить самоосуждение и стыд. И наоборот дайте тоже: жертве — силу, агрессору – любовь. Всем дайте всё, чтобы у всех всё было.
Может быть, придётся помочь этим частям освободиться от их травм. Жертва обычно нуждается в том, чтоб освободиться от чувства вины (ведь суть позиции жертвы – перекладывание вины на другого, за счёт чего она чувствует облегчение). Агрессор нуждается в разрешении себе вести себя свободно (а пока не разрешил, то ведёт себя свободно, лишь когда проявляет агрессию).
Ваша задача как терапевта – помочь зацикленным образам научиться получать ту же самую выгоду, но другим способом, не из замкнутого круга. Могут проявиться всевозможные блокировки ресурсов клиента, например «самому себе доставлять удовольствие стыдно, тело моё грешное, иметь негативные чувства нельзя, доверять себе опасно». Здесь отлично помогают разрешающие фразы, снимающие внутренние запреты.
После насыщения всех зацикленных образов той энергией, в которой они нуждаются, проведите проверку. Снова дайте задание клиенту представить его ситуацию, и посмотреть, как он теперь относится к своей проблеме. Сохранилось ли в нём желание спасать, терпеть, конфликтовать, обижаться. Если сеанс проведен правильно, то это желание полностью исчезнет, и тогда следующий сеанс вы можете посвятить целям и задачам клиента.
Поле убеждений.
Рано или поздно терапия упирается в стену ложных убеждений клиента. Поэтому я объединила эту тему с зацикливанием: она тоже представляет собою тупик, и тоже возвращает клиента к исходной точке, несмотря на ваши усилия.
Бывают коренные ложные убеждения («меня должны любить», «родители должны заботиться о детях», «старшие всегда правы»), как бы врождённые. В детстве коренные ложные убеждения должны были поддерживать ощущение стабильности и безопасности. Убирать их у детей нельзя, это травма для психики такая же, как, например, показать ребёнку процесс создания колбасы из живого котёнка.
Бывают приобретённые ложные убеждения, идущие из детства или из каких-то авторитетных источников. Например «надо жить ради других», «брачный союз – раз навсегда, нерушим и свят», «достойны любви только те, кто делает полезное». И негативные ложные убеждения тоже бывают, например «человек человеку волк, и каждый думает о своей выгоде».
Любые ложные убеждения, и коренные, и приобретённые, есть жёсткая программа поведения, навязываемая окружающему миру. Вот должен он (мир) быть таким, как я думаю, и точка. А не то я обижусь.
Но мир человеку не должен ничего.
И пока мир (случайно) соответствует убеждениям клиента о том, каким миру полагается быть, то всё нормально. Но когда мир (закономерно) соответствовать перестаёт (просто потому, что мир гораздо шире абсолютно любых о нём убеждений), то клиент испытывает жесточайшее чувство вселенской несправедливости. Такое, что и раком заболеть недолго.
Как же так?? Родители обязаны любить, а они не любят. Люди должны жить ради других, и я-то выполняю свою часть этого договора, живу ради них, а они, мерзавцы, жить ради меня не собираются. Брачный союз нерушим и свят, а муж ушёл к другой, бросив меня с тремя детьми, и непозволительно счастлив. Кто работает, тот и ест, но я пашу в поте лица за копейки и экономлю на макаронах, а соседка не работает и на курорт поехала. Человек человеку волк и каждый думает о своей выгоде, и я живу правильно – всю жизнь соблюдаю осторожность, а Н. почему-то имеет массу друзей и живет в чужой квартире, не платя ни копейки. Ездит автостопом, и её до сих пор не убили и не изнасиловали ни разу. На хорошего психолога нужно долго учиться; вот у меня на стеночке пять дипломов висит и сертификатов; а эта Афина Сафонова сама себя научила и других учит, и сертификаты свои печатает, как так можно-то, а???
Представьте накал эмоций в таком человеке. Тут бесполезно обиды прощать и долги возвращать. На кой, спрашивается, это делать, если его убеждения о справедливости немедленно создадут обиду снова.
И дело тут далеко не в тяжести случившейся неприятности (муж бросил, ну и что: всё равно не любил ведь, не обеспечивал, никакой радости не приносил), а в том, что мозг клиента "клинит" на логической ошибке. Поливал он огурцы, а выросли помидоры, почему??
Ниже приём работы с убеждениями, которые образуют стресс. С любыми ложными убеждениями. (И задумалась я, что в принципе-то любое убеждение может быть только ложным, поскольку оно – одна точка в мироздании, а не всё мироздание целиком).
Переубеждать клиента, имеющего ложное убеждение, бессмысленно. Да, верит он, что персики должны расти на берёзах, и вам ни за что не поверит, что не должны, не поверит и фактам. Он скорее сделает вывод, что это он виноват, погода, правительство и соседи; это из-за чужих или его собственных недостатков берёзы не плодоносят.
Можно из этого убеждения вытянуть вложенную энергию, так же, как из шарика-мечты. Но это можно сделать, только если клиент согласен, а значит, и сам уже от своего убеждения готов отказаться. На практике редко такое бывает. Гораздо чаще приходится хитрить и незаметно для клиента удовлетворять ту его потребность, которая обеспечивается за счет убеждения, а уже затем подводить клиента к бессмысленности сохранения убеждений – его старых "костылей".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.011 с.) |