Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А затем, конечно, втянуть в себя всю «матрёшку», и посмотреть на ощущения, и поработать с ощущениями образной терапией (если нужно).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2) Когда у клиента сложился какой-то образ себя, найдите его противоположность.
Если клиент - жертва: спрашивайте, где находится палач.
Клиент - искатель: спрашивайте, где находится то, что он ищет.
Клиент желает любви: ищите, от кого он её желает.
Клиент жалуется на чувство ненужности. Помогите клиенту достроить образ того существа (любой спонтанно возникший у клиента образ), кому клиент не нужен. Делается это вопросами: «Как выглядит существо, которому вы не нужны? Представьте его напротив в углу комнаты (или на стуле рядом). Опишите его».
С противоположным образом можно работать так: попросите клиента встать или сесть на место этого образа (на то место, где клиент представил образ), потом описать чувства и мысли от имени образа. Можно пользоваться приёмом отождествления («скажите: я – этот образ… и опишите, какой вы, что вы чувствуете и что хотите сказать, от его имени»).
Затем попросите клиента перейти обратно, "в себя", и ответить противоположному образу от имени себя то, что спонтанно захочется.
Диалог между клиентом и его противоположным образом нужно вести до их полного примирения.
3) Достройте образы тех существ, которым клиент очень нужен. Это может быть Бог, Источник души, дети малые, цветы неполитые, кот некормленый, и т.п. Достраивание таких внешних образов помогает клиенту не погружаться в травму, оставаться на плаву, сохранять равновесие и владение ситуацией.
Это тоже делается вопросами. Перед началом сеанса, или в процессе, если клиент начал слишком глубоко уходить в травму.
Достройте безопасное место для уязвимой части души клиента. Это может быть прекрасный дом, или какое-то природное место, тёплое и уютное. Без хищников, без критиков, и с любимыми существами.
Если клиент продолжает бояться, достройте образ того, что его пугает, и отдайте ему страх клиента (пусть клиент отдаст ему свой страх).
Вопросы для достраивания внешних образов (обращены должны быть не к самому клиенту, а к той его части «Аборигену», которая испытывает неприятное чувство): Кто тебя любит? Кто нуждается в твоей любви? Кто нуждается в твоём внимании? Какое главное дело твоей жизни? Что ты любишь в доме, в котором живёшь? Какое добро ты получаешь от мира? Кто помогает тебе? В каком идеальном месте тебе было бы хорошо? .. и т.д.
Внешние образы могут быть запахом, цветом, звуком, картинкой. Когда я работала с девушкой в глубокой депрессии, я предложила ей вспомнить детство и найти там хорошие ОЩУЩЕНИЯ. Сама она ничего там не видела, кроме своих мучений. Но с моей помощью она вспомнила: запах каравая душистого хлеба; светящиеся пузырьки на лужах во время дождя; игру в прятки под столом во время дня рожденья; ожидание Нового Года. Потом мы искали эти ощущения уже в настоящей жизни, начиная с больших хлебных караваев. К концу сеанса она уже улыбалась.
Самостоятельное задание: карта внутренней местности.
Расслабьтесь и мысленно пройдитесь по ключевым событиям жизни, по обыденным и не очень ситуациям из вашего прошлого.
Нарисуйте в воображении образ того человека, которым вы себя ощущали в каждой из этих ситуаций.
Запишите, какой это человек (или нечеловек). Мужчина или женщина, старик или ребёнок, сколько ему лет (1 - 50 - 1000...) Какого он цвета. Какой он вообще, что про него можно сказать. Какое послание он несёт. Есть ли у него проблема, и какая.
Затем найдите в себе следующую часть - субличность, и тоже всё про неё запишите.
У вас получится список субличностей, обычно он включает в себя такие персонажи:
Внутренний папа; Внутренняя мама; Дух, наблюдающее Я - это та часть клиента, с которой мы сотрудничаем и к которой обращаемся за помощью; Слабое существо (внутренний ребёнок); Контролёр (училка с указкой, монстр, "нельзя-не надо-прекрати!"); Защитник (сильное и/или агрессивное существо); Структура взаимодействия с противоположным полом (внутренняя женщина либо внутренний мужчина). Иногда эта структура отсутствует (ещё не создана), а вместо неё стоит один из внутренних родителей с его моделью взаимодействия с противоположным полом.
Пример.
Эти субличности я нашла в себе, выполняя задание.
Женщина, лет около 30, здравая, трезвомыслящая и практичная. Лучше всего умеет воспитывать детей. Не склонна поддаваться иллюзиям. Цвет её зелёно-белый.
Женщина лет 55, я прозвала её "мать Тереза". Она мудра, сострадательна, не терпит насилия и без конца улучшает мир. Цвет фиолетово-зелёный и красный.
Завоеватель, Чингисхан. Лет ему больше трёхсот, может 900 - не знаю. Жёлтый, сухой, высокий, безжалостный. У него узкие глаза. Ощущала его в себе раза два-три в жизни, но очень отчётливо. Мне было любопытно, откуда он возник во мне, но он пропадал так же быстро, как и появлялся.
Девочка лет 12, худая, боязливая. С трепетом относится к людям, считая всех взрослее, умнее и главнее себя. Цвет фиолетово-белый. Иногда ярко-розовый, когда она влюблена (а такое бывает часто).
Вампирша. Эту я ощутила однажды, в 20 лет. Тогда я посещала музыкально-литературный кружок, и во мне была активна влюблённая боязливая девочка. Руководитель кружка был возраста моего отца, и он харизматично играл на гитаре Высоцкого, с эмоциями и страстью.
Я не могла остаться к такому явлению равнодушной. Со всей невинностью девочки, я сказала руководителю, что обожаю его игру. В ответ он предложил мне поработать у него секретарём, упорядочить какие-то записи. Творческие записи. Он предложил мне пойти к нему домой, чтобы посмотреть на творческие записи. А дело двигалось к ночи.
Пока мы шли, руководитель купил две бутылки пива. Одну выпил. Но я не обратила на это внимания. Ведь это был человек, страстно любящий Высоцкого, а такие люди, по мнению девочки, не могли вести себя плохо.
Квартира его была далеко, шли долго. Он привёл меня в квартиру, запер дверь. Сказал: «Твоя электричка ушла. Домой ты сегодня уже не попадёшь, ночевать будешь здесь».
Выпил вторую бутылку. Сказал, что понял, что он мне нравится, и я ему тоже понравилась, и сейчас мы будем заниматься сексом.
И вот тут моя внутренняя девочка оцепенела, а включилась Вампирша. Она включилась сама собой, из какой-то древней женской памяти: я начала знать, что и как нужно делать, чтобы этот пьяный большой самец рядом не озверел и не изнасиловал меня; и чтобы он не выгнал меня ночью из квартиры; и чтобы он поскорее отрубился и лёг спать. Надо заметить, что в мои 20 лет я опыта общения с мужчинами дальше дружбы не имела.
Я начала вести странную двойную игру, похожую на танец. Кокетничала с ним, подавала какие-то намёки, льстила, не отталкивала, но и приблизиться не давала. Притворялась, что он мне симпатичен. Уворачивалась от прижиманий. Обламывала "на самом интересном месте". Хохотала и шутила. Часа через полтора он устал соблазнять меня, лёг в кровать, кинул в меня презервативом и спросил: «Ну что, мы будем сексом заниматься?» Я ответила уверенно и нагло: "Нет".
Разбудил он меня в 6 утра, и почти выгнал, сказав, что более мощного вампира, чем я, он в жизни своей не встречал, и пусть я ему больше не попадаюсь. Он ощущал себя выжатым и истощённым. А я ощущала себя бодрой, хищной, переполненной энергией... только это была чужая энергия, и я ощущала некое подобие похмелья от той энергии, не выпив ни капли.
Итак, моя Вампирша. Ей лет 500. Она подобна змее: длинная, коричнево-жёлтая, гибкая, холодная, её мозг работает с молниеносной быстротой. Она нападает на того, кто может быть опасен. Раньше для меня в таких ситуациях нормой было бы заплакать и сказать: «Дяденька, пожалуйста, не надо». Неизвестно, к чему бы это привело. Теперь я знаю, что могу по-другому.
… Теперь достройте карту вашей внутренней местности.
Возьмите список ваших субличностей, и проанализируйте: нет ли чего-то, что крайне необходимо для того, чтобы система исполняла все свои роли? Например, если в вас есть внутри субличность-ребёнок, но нет субличностей-родителей, их надо достроить. Если есть субличность Жертва, должен к ней прилагаться Тиран. Должник – Взыскатель Долгов. Трудоголик — Лентяй… Мудрец — Ученица… И другие пары противоположностей и дополнений.
Рассмотрите и опишите (спонтанно) эти дополняющие субличности, отсутствующие в вашем списке.
И вот что делать с вашей достроенной картой.
Вариант 1: дайте мысленно вашим "негативным" субличностям то, в чём они нуждаются; опишите, какую роль они стали играть после этого, чем занимаются теперь. И как от их изменений изменились парные к ним образы.
Пример: одна девушка обнаружила в себе жертву концлагеря; в пару к ней прилагался вытесненный фашист. Фашист захотел в машинки поиграть, трансформировался в весёлого ребёнка (пришлось попросить у него прощения, что мама его ремнём била); после этого жертвы концлагеря мы не нашли, она улетела куда-то и подарила цветочек на прощанье.
Вариант 2: возьмите большой лист А3, на нём нарисуйте спонтанно в разных местах (где и как захочется) всех, кто есть в вашем списке.
Если останется пустое место, посмотрите на него внимательно: кто там захочет проявиться? И попробуйте это непроявленное нарисовать и описать.
А потом, по очереди, дайте каждому образу на листе то, в чем он нуждается. Сделайте это с помощью второго слоя краски сверху (гуашь или акрил подойдёт). Смотрите на образ, спрашивайте «какого цвета энергию ты хочешь?», и кладите туда краску такого цвета.
Делайте это до тех пор, пока от всех нарисованных образов не начнет исходить удовлетворение.
(С непривычки после практики может чувствоваться усталость, потому что это масштабная внутренняя работа).
Глава 11.
Инструкция для парных сеансов достраивания.
Достраивание применяется и тогда, когда находится образ вовне, противоположный тому, что чувствует клиент.
Тот же образ мы достраиваем внутри клиента.
Например, клиент ощущает себя жертвой, и мы видим снаружи "палача". Ищите палача и внутри клиента; ищите, где и в чём клиент насилует себя сам, в чём он себя тиранит, какое своё качество унижает.
Клиент боится критики и чувствует себя ребёнком – ищите ту часть личности клиента, которая похожа на строгого контролёра.
«Что вовне, то и внутри» – вот общий принцип такого достраивания.
Если клиент защищается от других, чувствуя, что его хотят обмануть или отнять что-то – ищите, какая часть личности клиента сама хочет обманывать, ради чего, и что ей конкретно нужно. Когда найдёте – попросите вернуть чужое обратно. И дайте то, в чём нуждается эта часть. Если это не часть клиента, а интроект, то верните её, откуда она появилась, и поставьте на её место что-то противоположное.
Достраивание внешних образов нужно, чтобы клиент не погружался в травму, а мог её проработать "на плаву".
Достраивание внутренних образов нужно для того, чтобы терапевт мог выбрать, с какой частью личности клиента он будет сотрудничать, на что опираться.
Иногда опираться приходится на сознательную часть, на внутреннего Наблюдателя. А работать с бессознательной частью. Это когда человек всё понимает, умом хочет хорошего, а в душе всех бы съел.
Иногда – наоборот, опираться приходится на бессознательную часть, если в ней желание любви и добра; а работать с сознательной, убирая негативные убеждения, меняя установки.
Если же сознательная и бессознательная часть между собой дружат, то человек либо очень благостный и внутри и снаружи, либо абсолютный мерзавец, но переделать его в любом случае невозможно.
И ещё важное замечание:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.32 (0.01 с.) |