Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника избавления от гнева.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Нарисуйте два больших круга: «внешний враг» и «внутренний враг».
Не стоит воспринимать эти названия буквально. Вы можете быть добрым человеком и не иметь врагов. Вы удивитесь, почему самые родные близкие люди вдруг оказались внутри «внешнего врага», ведь вы их любите.
Любите. Но вы хотели бы, чтобы эти люди делали что-то не то, что они делают, были какими-то другими, по-иному относились бы к вам или к миру, давали бы больше хорошего, не критиковали, не говорили вам неприятных слов… А значит, вы с ними воюете. И значит, эту вашу внутреннюю войну с ними нужно отдать кружочку «внешний враг».
А «внутренний враг» – это то, с чем вы воюете в себе. За что вы себя не любите? Поместите туда мысленно свои слабости и раздражающие недостатки.
Плохая мама, кстати, это ведь тоже не ваша родная мама. Это совокупное представление ваше о всех женщинах, которые вас чем-то обидели в течение жизни. Почему «мама»? Потому что, если бы все те женщины вели себя как любящая мать по отношению к вам, то вы не обиделись бы на них. А «хорошая мама» – это ваши ожидания хорошего, это ваша же собственная вытесненная часть, которая должна о вас заботиться, греть и любить. А «хороший папа» должен обеспечивать, учить и защищать.
Этап первый. Посмотрите на круг «внешний враг». Представьте, что в этом месте собраны в кучу все, кто когда-то в чём-то вас обидел, начиная с детства. Будто большая всемогущая сила собрала их всех, за шкирку притащила, сволокла сюда («сволочь» – это глагол), чтобы вы поступили с ними так, как сердце ваше захочет. Они может и виноваты не сильно, может, они вам язык показывали или подножку ставили, или просто вы хотели, чтобы они любили и уважали вас больше. И поэтому они тут.
Представили? А теперь «дарите» им с помощью гуаши то чувство, которое испытываете в отношении их поступков, мыслей, слов — того, чем они вас обидели.
Например, я чувствую печаль от того, что мой отец однажды отнял игрушки у моей дочери. Эта печаль бурая, черноватая. Я смешиваю такую краску и ляпаю в круг. Это отцу. Ориентируюсь на удовольствие от процесса. Могу замазать краской всё, а могу остановиться, если чувствую, что хватит. Кончилась печаль. Но теперь я чувствую несправедливость от того, что отец любит брата больше, чем меня. Несправедливость красная, и я ляпаю в круг красную краску… С отцом разобралась, на очереди ещё много народу. Много слоёв краски будет на круге. Не щадите, не скупитесь на выражение эмоций.
И — очень важное замечание — не бойтесь, ваша проработка не принесёт никому в реальности зла, а только пользу. Вы избавляетесь таким образом от зла в себе, вы станете от этого добрее, напряжённость в общем поле снизится, и им тоже станет легче. Может быть, они даже полюбят вас сильнее.
Этап второй. Посмотрите на круг «внутренний враг».
Представьте, что в нём сосредоточились все ваши отрицательные качества и недостатки. Вспоминайте каждое такое качество поочерёдно, и «дарите» ему с помощью гуаши то чувство, которое ощущаете к нему.
Например, я ненавижу в себе инертность, мне стыдно за неповоротливость. Это коричнево-красное отвращение. Дарю моему «внутреннему врагу» коричневого и красного вдоволь, ориентируясь на удовольствие от процесса. Я не люблю свою беспомощность и впадение в жертву. Мне стыдно за эти чувства, мой стыд — синий; я должна добавить синего цвета в мой круг.
С рисунками потом можно поступить так:
1) Сжечь, выкинуть, разорвать, смыть проточной водой, утопить в речке. Нормальный способ, работающий.
2) Превратить в источник энергии, трансформировать. Если захотите попробовать, то инструкция та же: спрашивать пятна, в чем они нуждаются; какого цвета энергия, в которой они нуждаются; и давать им это с помощью краски. Этот способ дольше, но и пользы от него больше, чем от первого.
Рисование телесного образа.
Возьмите лист формата А3, цветные карандаши и гуашь.
1 этап. Вам нужно нарисовать на этом листе карандашами контур фигуры человека.
Сперва отстранитесь от листа, закройте глаза. Попробуйте почувствовать, в каком месте листа нужно нарисовать контур, и какого размера. Он может быть в центре, сверху, снизу, в любом углу. Может занять лист целиком или его краешек. Когда будете рисовать то, что увидели, повторяйте про себя «это — я».
Можно рисовать и не себя, а другого человека, которому вы хотите помочь и за которого волнуетесь. Тогда во время рисования контура задайте мысленно установку «это – он».
2 этап. Древние люди верили, что любое состояние (особенно болезни) вызываются духами, и эти духи живут в человеческом теле. Духов они чаще всего представляли себе в виде животных, птиц, пресмыкающихся, насекомых… Побудем сейчас немного «древними людьми», чтобы дать всей мощи подсознания говорить с нами в любых образах.
Посмотрите на нарисованный контур. Если вы прорабатываете себя, то забудьте о том, что это ваш контур. Представьте, что это контур больше не имеет к вам отношения. Это нужно, чтобы отпустить свою заинтересованность, которая может вызвать искажения информации. В вас не должно быть страхов и желаний, а только любопытство Наблюдателя. Иногда этого достичь трудно, и тогда лучше, чтобы ваш телесный образ рисовал другой человек. Например, женщина, которая волнуется, беременна она или нет, а для медицинского теста ещё рано, может узнать это через рисование телесного образа. Но если она сама его будет рисовать, информация может быть ложной из-за её беспокойства.
Поочерёдно переходя от одного места контура к другому, заполняйте его образами птиц, зверей, странных существ, предметов: теми, которые захочется спонтанно нарисовать. Не думайте, почему вам так захотелось, просто откройте в себе доверие и любопытство, и рисуйте. Не бойтесь, если захочется нарисовать некрасивое, неприятное. Лучше выразить и оставить его на бумаге, чем оно будет подавленным сидеть внутри вас.
Есть два способа увидеть такие образы:
1) Спросить себя, кого (или что) вам приятно сейчас нарисовать, допустим, в левой ноге. Увидеть мысленно этот образ и быстро зарисовать в нужном месте. Ориентироваться на внутреннее чувство удовольствия.
Этот способ не работает, если вы сильно боитесь чего-то (если у вас есть запрет видеть и ощущать негативное). Тогда лучше применить второй способ.
2) Закрыть глаза; погладить, потереть, пощипать выбранное место на своем теле; подождать, пока в сознании проявится образ чего-то (или кого-то). Может быть вы увидите просто цвет, или какую-то форму. Что увидели, зарисуйте быстро на соответствующем месте в контуре. (Например, погладила свою голову, увидела девушку в клетке, зарисовала у контура в голове).
3 этап. Если у вас осталось место вокруг контура на листе — разделите его на небольшие участки (4-6, больше не нужно). В каждом участке нарисуйте то, что захочется спонтанно.
Всё это нужно сделать без мыслей, не думая о рисунке; можно под музыку; можно читать в голове стихи на отвлечённую тему, молитвы, мантры, повторять алфавит — кому что нравится. Главное, чтоб эта мысленная «жвачка» была ритмичной, отвлечённой и не напоминала вам о проблемах. Даже интересно, чем выберет заниматься в это время ваш мозг. Вы заметите, впрочем, что в момент сосредоточения «хочу увидеть образ» мысли сами выключаются. А когда зарисовываете, то пусть включаются, если хотят.
4 этап. Разговариваем с образами.
Всё, что вы нарисовали внутри контура (и то, что нарисовали снаружи, если оно значительное, необычное, и явно несёт какой-то смысл) – со всем этим сейчас надо поговорить. Вспомните, как вы в детстве играли в куклы, процесс примерно похожий.
… Я смотрю на маленькую красную шляпку на голове моего контура, и спрашиваю её: шляпка, для чего ты здесь? Что ты любишь делать, шляпка? Из каких ты миров? Почему кокетливо торчишь на боку? Ах, ты моя жажда украшаться, а на голове ты потому, что помогаешь складывать буквы в слова, и выплетать словами узоры. А на боку ты потому, что я не считаю это главным в жизни, но, тем не менее, я не хотела бы от тебя избавиться. Ты, шляпка, говоришь мне, что я в любой ситуации, обстоятельстве и самочувствии должна выражаться ПРЕКРАСНО, просто так, потому что это мой способ быть и быть красивой. Неважно, какое у меня платье, но пусть у меня будет бесполезная шляпка с пером. Красный её цвет — это сила страсти, она любит узоры с чувствами; синее пёрышко — ум.
Чтобы говорить с вашими образами так же легко, как я со своей шляпкой, вам лучше тоже это записывать. Для записи тетрадка подойдёт или компьютер. Записывание помогает, потому что мозг не любит тратить силы на то, где не будет в итоге «продукта», а ваши записи — это для мозга наглядный «продукт». Конечно, гораздо более важен «продукт» в виде хороших изменений в вашей жизни после практики, но изменения происходят не мгновенно, и мозгу трудно уловить связь между причиной и отложенным следствием.
Если вы не ощущаете ответы от ваших образов, то попробуйте всматриваться в них и исследовать, какие они вызывают у вас чувства. И тоже записывать. Например, коричневая птица в моей ноге. Глядя на неё, я чувствую желание наподдать ногою орущим, бессовестным маленьким раздражителям; и бессилие это сделать, и тоску от бессилия, потому что такие методы воспитания неэффективны. Хвостик у птицы оранжевый, и при взгляде на хвост я вспоминаю, сколько у меня своих несделанных интересных планов и дел, которыми я не могу заняться из-за того, что меня отвлекают.
5 этап. Каждому образу на рисунке дайте то, что он хочет (нарисуйте это что-то поверх). Гуашь тем и хороша, что можно замазывать даже чёрное белым. Если вам трудно почувствовать, чего хочет образ, то дайте ему то, что сами хотите ему дать.
Я хотела бы дать моей коричневой птице свободу, свобода — это голубое небо с цветами. Но птица хочет сперва получить исцеление. Исцеление для неё — это зеленое фейхоа. Нарисую ей это.
Предупреждаю, что эти задания серьёзные для тела, и чувствовать усталость после них (особенно, если с телом у вас есть проблемы) нормально.
Глава 14.
Сказочная форма бытия.
Сказкотерапия — это не развлечение маленьких девочек. Это душевное название того самого сторителлинга, которым учёные мужи на Западе за большие евро занимаются.
Только там сторителлинг заточен на «как вертеть миром», а в частности, что такое сказать, чтобы у тебя покупали. Их сторителлинг — это Золотой Ключик, попавший к Карабасу-Барабасу.
А наша сказкотерапия — это Золотой Ключик к двери своего сердца…
Цитирую выдержку из своей мини-книги «Как сочинить сказку, которая исцелит тебя».
Консультирую женщину по переписке. Основная проблема — ссоры с мужем. Прошу её представить себя в любом образе, лечь, закрыть глаза, и сочинить спонтанную сказку. Пишет: «Я девушка в длинном платье, сижу на берёзе. Мне тут хорошо. Ветер дует, берёза качается, я побаиваюсь немного упасть. Внизу ходит какой-то злой мужик и ругается». Прошу её попробовать слезть с берёзы, и посмотреть, что произойдёт. «Не могу: я оцепенела, словно впала в анабиоз! Хочу, чтоб мужик ушел подальше, тогда слезу». Рождается стишок: «а я тут на берёзе сижу в анабиозе!» Смеёмся. Со смехом становится легче, есть готовность попробовать другие варианты. Прошу её посмотреть дальше, что видно вокруг берёзы и мужика. Оказалось, там есть забор, за которым скачут молодые красивые лошади. Прошу её позвать себе жеребца; она подзывает, теперь ей не страшно слезть. Сев на коня, свободно уезжает. Приезжает к какому-то дому, её тянет зайти; заходит — там мужик с ружьём. Прошу её попробовать мысленно погладить ружьё, сказать ружью ласковое слово. Она, изумлённо: «Ружьё превратилось в рыжего жеребёночка, и убежало играть с моей лошадкой! А мужик мне улыбается и рад, что я пришла!»
Какие мы сделали выводы из этой сказки. Во-первых, принять свою собственную «вольность» (коня) – «что хочу то делаю, сама себе хозяйка». И тогда чего, собственно, продолжать в анабиозе-то сидеть. Во-вторых, понять, что агрессия другого человека — это его «вольность» той же природы, что и моя. И с этой силой надо договариваться и любить её (в себе — в первую очередь). Итогом сказки стала выпущенная энергия стресса. Сила героини получила «вектор направления», уменьшился внутренний страх. В этом примере уже видны основные приёмы сказкотерапии. Повторю их ещё раз, в виде инструкции для клиента: «Ложитесь, закройте глаза. Представьте себя в любом образе, любым существом. Опишите себя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.162.193 (0.013 с.) |