Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника «Спуск пара» для работы с гневом.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Её можно использовать как весёлую мощную групповую практику; как парную практику; и самостоятельно (частично).
Самостоятельно.
Искать и говорить ту высшую ценность, которую выражает гнев. Например «я свободный человек, каждый свободный человек сам должен решать, что ему делать». Происходит перенаправление энергии из разрушения в самовыражение.
Переформулируйте то, что хочет сказать ваш гнев, так, чтобы было видно, какую ценность он защищает. Начинаться фраза должна с «должно быть так…»
Не нужно искать виновных, оправдываться и анализировать. Определите, что ваш гнев хочет видеть в мире вместо того, что в мире есть. И зачем ему это надо.
Задайте своему гневу типичный коучинговый вопрос: «чтобы что?»
Идите от частного к общему и более общему.
Пример.
Исходная ситуация: ребёнок мешает работать, не слушается и хамит.
Формулируем долженствование:
«все дети должны вести себя тихо и уважительно, потому что взрослые и так много делают для детей, дети должны быть благодарны».
Формулируем долженствование в более общем виде: «люди должны уважать потребности друг друга».
Формулируем ценность. Зачем надо, чтоб все друг друга уважали и не мешали? Чтобы что? «Чтобы в мире было приятно жить». Значит, ценность – «в мире должно быть приятно жить».
Если вы правильно и точно сформулировали вашу ценность, то эта фраза вызовет в вас резонанс.
И теперь раз 20 вслух, с чувством, с топаньем ножкой (можно в укромном месте, если окружающие не поймут) скажите это. Прокричите. Сотрясите воздух. В МИРЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРИЯТНО ЖИТЬ!!! Вам здорово полегчает, потому что вы выражаете Свою Правду.
И состояние ваше изменится. Может наступить умиротворение, смех, спокойствие, нежность, сострадание… но это уже не будет гневом. А может быть, вы поймёте, что нужно делать.
У детей этот способ может не действовать, потому что умение злиться – часть взросления. Неповзрослевшие люди (любого возраста) боятся чувствовать гнев, потому что боятся отделиться; боятся проявить своё мнение, иметь свою правду, действовать своим умом и жить своим выбором. Практики, подобные вышеописанной, «повзрослеть» помогают.
А умение злиться конструктивно, переводя свою энергию из разрушительных форм в созидательные – это и есть взрослость.
В группе или в паре.
1) Делаем ту часть практики, которая дана для самостоятельного применения. Переформулируем то, что хочет сказать гнев, так, чтобы было видно, какую ценность он защищает. Начинаться фраза должна с «должно быть так…»
Фраза может звучать и как-нибудь иррационально. Если ваша фраза нелогична, например, «в мире должно быть приятно жить для того, чтобы дети не умирали», то это свидетельство вашей травмы. Есть с чем поработать образной терапией. Поэтому спросите внутри себя: зачем существует ваша ценность, в чем её польза.
В примере про мешающего ребенка, ценность могла быть, например, и такой: «я имею право на личное пространство!», а в более общем виде: «все имеют право на личное пространство». На вопрос «для чего?» эта ценность могла бы ответить: «чтобы самовыражаться, отдыхать, делать что я хочу». И в итоге: «я хочу делать, что я хочу, потому что я родился для этого».
2) Работаем с этим дальше.
Пусть ваш партнёр спонтанно притворится ради вас окружающим миром, и даст на вашу ценность честную обратную связь. То есть, скажет, что он чувствует и чего ему хочется, когда вы демонстрируете ему вашу ценность.
Никакие умения от этого человека не требуются, кроме честности.
В вашем диалоге будет происходить что-то вроде игры в мяч. Ваша задача — поймать озвученную реакцию второго человека, и её«отфутболить», высказать свою реакцию на его реакцию. А он — свою на вашу. А вы — свою на его. И так мы перебрасываемся чувствами; после этого приходит новое понимание ситуации, а её эмоциональный заряд иссякает. Важно перед практикой договориться, что это игра спонтанности, а не давание умных советов.
Пример.
К: Я злюсь на то, что муж не хочет искать работу. Т: Как звучит твой гнев в более общем виде: как должно быть в мире, чтобы было правильно? К: Мужья должны помогать жёнам и брать свою долю ответственности на себя. Люди вообще должны помогать друг другу. Люди должны радоваться, что могут кому-то помочь, гордиться этим, а не прятаться в кустах! Это низко, недостойно. Люди должны вести себя достойно и гордиться, что они честные, благородные и заботливые. Т: Поиграю в отвечающую Вселенную. На эту твою ценность у Вселенной такая мысль: «А может быть, те, кто прячутся по кустам, избегают работы не от недостойности, а потому, что не могут работу переносить, им тяжело; а так-то бы они хотели быть и честными, и благородными». Скажи, что чувствуешь в ответ на это. К: Что я беспомощна, выбрала какой-то кисель, который не может даже собрать себя в кучу, а не растекаться по дороге. И уйти от киселя своего не могу, его жалко. Т: Я на это чувствую: раз выбрала кисель и не можешь уйти, то положи кисель в сумочку осторожно и неси с собою дальше. Можешь отдать кисель его маме. К: Злюсь на себя. Т: Какую ценность выражает твой гнев на себя? К: Где были мои глаза?? Почему мама мне не внушила избегать киселей и за три версты обходить, чтоб не вляпаться?? Т: Не ищи виноватых. Как должно быть правильно в мире, вместо того, чтобы вляпываться в кисель? К: Мужчинам надо запретить жениться до тех пор, пока не построили себе дом. Т: Идею поддерживаю: меньше браков — меньше разводов. К: Так, а всё равно с киселём надо что-то делать. Т: Пни его, может зашевелится. К: Не могу. Он, во-первых, живой, и ему больно будет; во-вторых, он разозлится и укусит меня за ногу. Т: Тогда конфеткой мани, чтоб полз перёд. К: Не ест конфеты. Т: Пролей на него кипятку. Ей-богу, если ты не польёшь его кипятком, то я, Вселенная, пущу на него кипяточек. К: Не трожь мой кисель!! Он полежит, отдохнёт, сил наберётся, и, может, ещё и встанет. Зонтик над ним поставила. Т: Чувствую, что ты дура. Вокруг столько интересного: горы вон мои, море, люди-туземцы загорелые камни таскают… пирамиды Хеопса вроде бы строят. Жизнь идёт. Даже суслики строят хорошие норки. А ты киснешь с киселём. К: Но я люблю этого киселя. Я ему спинку почешу, он в котика превратится. Т: А потом что? К: А я тоже в кошечку превращусь, рядом полежу, помурлычу. Вижу, что он просто прямой дорогой идти не хочет. Прямая дорога — для быков и ослов. Или козлов. Они, конечно, грузы таскают, телеги возят, но он не вьючное животное. Он потом придумает свой, кошачий путь… мы с ним по пустыне будем бегать и охотиться. Он зоркий, ловкий, высматривать будет, поджидать. И как решит, что пора, так и встанет, и побежит. Т: На это Вселенная отвечает: он, может, и маленький лев, но больной и разочарованный, он может век не встать, а может не дождаться «хороших условий». Что тогда делать будешь – охотиться сама и корм ему приносить? К: Подумаю. Пока чую, что мне хочется тут, около него, окотиться. А котята подрастут, подумаю, чего мне захочется. Т: А на это Вселенная может вас, вместе с новорождёнными котятами, грохнуть медным тазом, ибо нет у Вселенной свободных ресурсов, чтоб вопреки законам природы нянчиться с теми, кто на месте застрял. Ты б хоть клич кликнула, на помощь живность всякую созвала. Соплеменники! Тут беда, царь-лев поднять свой хвост с дороги не может, жена его кормит, беременная. К: Холодно стало… Вороны налетят только, закаркают, посмеются. Никто ему помогать не хочет, потому что все другие нормальные мужики в такой ситуации превозмогли себя и работали, а не просили. Т: Хочу, чтоб ты превратилась в Царицу, снежную почему-то. И сделала укрытие себе и ему, и там молилась, что ли. К: Ага. Сделала так. Т: Что чувствуешь по поводу безработицы? К: Потерпеть надо. Там видно будет. К мужу — любовь чувствую и сострадание. В этом примере цель была достигнута, гнев полностью прошёл. Но поработать ещё есть с чем. Другой слой чувств — страх бедности, бессилие, печаль «меня не любят, если не помогают» – нуждается в проработке образной терапией.
Глава 25.
Зацикливание.
Зацикливание – это процесс, напоминающий беганье по замкнутому кругу в колее. Сколько бы вы не выгоняли клиента из точки А в точку Б, он всё равно возвращается в точку С, из неё обратно в А, потом в С обратно. На этом уровне не решается проблема. Проблема решается уровнем выше, над замкнутым кругом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.013 с.) |