Промоделируйте разные события, с существом происходящие. Посмотрите, как оно реагирует. Как оно хочет действовать, и что у него получается. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промоделируйте разные события, с существом происходящие. Посмотрите, как оно реагирует. Как оно хочет действовать, и что у него получается.



Посмотрите, какие существа находятся рядом, какой ландшафт, и т.д.

Почувствуйте желания этого существа. Посмотрите, нет ли вокруг чего-то неприятного, угрожающего.

Следуйте за самыми сильными желаниями души».

 

 

Такие инструкции хорошо применять в самом начале сеанса, для прояснения запроса; а ещё с теми клиентами, кто плохо ощущает своё тело, и не может видеть внутренние образы.

 

Замечательно этот метод работает и с детьми.

 

Когда клиент рассказал о себе свою сказку, вы как терапевт можете:

 

1) Предложить варианты действий, которые может выполнить главный герой сказки, и посмотреть, что из этого получится;

 

2) Найти недосказанное клиентом (персонаж, которого нужно ввести в сказку, чтобы ощущалась целостность). Попросить клиента поискать этот недостающий персонаж и описать его.

 

3) Найти ключевую ошибку главного героя, вследствие которой действие в сказке ходит по кругу или упирается в тупик. Предложить попробовать разные варианты действий, которые могут исправить эту ошибку.

 

4) Применить приём отождествления с любым образом из сказки клиента: «глубоко вдохни, скажи «я – этот образ», и опиши всё, что почувствуешь».

 

И самое важное: вы можете в любой момент сказки (если у клиента возникли сильные эмоции, или всё застопорилось и не движется) перевести внимание клиента на ощущения в теле, и работать с ними с помощью образной терапии. Вопросы-инструкции в этом случае выглядят так: "Что ты чувствуешь сейчас в теле по этому поводу? В каком месте тела ты чувствуешь это?"

 

 

Когда образ чувства внутри проработан, можно снова возвращаться к событиям в сказке, и к её персонажам. Вы заметите, что они успели сами трансформироваться.

 

В конце сеанса (когда главный герой доволен и вышел на позитивный путь взаимодействия с миром) нужно провести воссоединение клиента с ним. Предложите мысленно втянуть этот образ внутрь, и посмотреть на ощущения в теле при этом.

 

Хорошее состояние можно закрепить, сказав ему: «принимаю тебя, моё новое состояние, реализуйся в моей жизни».

 

Вопросы от учеников.

 

«Афина, когда необходимо использовать сказкотерапию?

Каким особенным случаям-клиентам она "показана", или какие могут быть ситуации, когда нужно срочно пересаживаться на "сказочные" методы? Или это вопрос интуиции и чувствования?»

Я начинаю сеанс, пробуя разные методы, и смотрю, как они у клиента получаются. Если клиент ощутить в теле ничего не может, а тянется рассказывать про свои яркие видения, то это клиент на сказкотерапию. Долгое время я сама была таким клиентом, который ничего не может ощутить в теле; но потом (года через два) заметила, что начало получаться. Для образной терапии важна глубина транса, а для глубины транса нужен либо хороший терапевт-помощник, либо собственный наработанный навык входить в транс. Навык приобретается тренировками.

 

Но сказкотерапия работает на более глубоком уровне, чем образная терапия: на уровне создающих эмоции программ. А образная терапия работает с самими эмоциями (последствиями программ). В случае психосоматики лучше работает образная терапия. 

 

Бывают клиенты, с которыми не стоит работать сказкотерапией. Это клиенты с беспокойным умом. Их как будто всё время "уносит", образы сменяют друг друга очень быстро, но за образами нет реальных чувств и глубины. Во время такого сеанса у терапевта может появиться ощущение, что работа идет поверхностно. А ещё могут появляться страхи (и у терапевта, и у клиента) из-за того, что процесс неуправляем.

 

(Как в анекдоте. Попал некто на необитаемый остров. Думает: вот бы мне поесть… И появилась еда.

Думает: вот бы поспать… И появилась постель.

Думает: а вдруг тут дикие звери есть, а вдруг они съедят меня? И они его съели).

 

Если я заподозрила именно такого клиента, то переключаю его внимание с внешних картинок на ощущения в теле, и стараюсь работать только образной терапией.

 

Сценарии.

 

Узнав сказку клиента, мы узнаём сценарий, который он разыгрывает, бессознательно предлагая окружающим исполнять в его спектакле какие-то роли.

 

Например, если в сценарии он – мученик, то близким людям навязывается роль тиранов. Навязывание происходит бессознательно: ожиданиями плохого, недоверием, холодностью, обидами и провокациями. Окружающие при этом чувствуют, что «мученик» тянет из них энергию, клянчит любовь, требует от всех себя обслуживать. Окружающие отстраняются; если это не помогает, и «мученик» начинает ещё больше лезть и демонстрировать свои обиды и боль, тогда окружающие становятся агрессивны.

Бывает, что близкие чересчур хорошие и не поддаются на провокации; тогда тираном приходится быть кому-то из дальних. Рано или поздно нужный тиран находится и начинает соответствовать роли.

 

Вариантов ролей много, а сценариев ещё больше. Некоторые напомнят вам всем известные сказки (золушка, злая мачеха и прекрасный принц; синяя борода и его жёны; красная шапочка и волк; снежная королева и Кай, добивающийся её внимания, не видящий в упор любящей тёплой Герды; спящая красавица, тысячу лет ожидающая принца и уверенная, что она не стареет...)

 

Но тем временем близкие люди клиента разыгрывают свои сценарии, совершенно другие; и они тоже предлагают клиенту играть какую-то роль в их сценариях.

Полезно видеть чужие сценарии тоже.

 

За себя и за того парня.

 

Клиенту можно предложить сочинить сказку за того человека, с которым нужно прояснить отношения.

 

Метод сочинения сказки: расслабиться, представить этого человека в любом сказочном образе, и понаблюдать в воображении, как происходят его отношения с миром. Сочинить спонтанную сказку от его лица. Не забывайте, что усилий делать не надо, только наблюдать.

 

Пример.

 

Клиентка жаловалась на прошлые отношения с мужчиной. Мужчина был алкоголик, бегал за ней с бензопилой, унижал, оскорблял, ни во что не ставил. Она его жалела, любила и боготворила (ибо умный, знает много чего).

Спустя время клиентка и её мужчина расстались, он влюбился в другую, женился, родили ребёнка. Живут хорошо. Новая жена держит его "под каблуком", унижает, ни во что не ставит, контролирует его жизнь. Он жену уважает.

 

Жалоба клиентки: чем я хуже, почему он со мной так, а с ней как с королевой??? Ведь я же его боготворила…

 

Сначала мы выяснили сценарий клиентки:

 

Мужчина для неё – отец (умный, сильный), а она – девочка, добивающаяся любви отца. Она реагирует на сигнал его как отца «я умнее и сильнее, чем ты», посылает свой ответный сигнал (обожание), и ожидает в ответ сигнала, как от отца «ты меня обожаешь, значит, я буду с тобой». Но вместо этого она получает сигнал от этого мужчины: «убью, сука!» И тут бы им и расстаться, ввиду несоответствия мужчины её сценарию.

Но он продолжает посылать ей сигнал «я умнее и сильнее тебя», провоцируя её на дальнейшие попытки заслуживать любовь.

Почему же так?

 

Исследуем сценарий этого мужчины. Здесь мне помогла когда-то прочитанная книга "Венера в мехах" – классика садомазохизма.

Существуют люди, чей излюбленный сценарий «я возбуждаюсь, когда меня унижают и бьют». Своим сигналом «убью, сука!» этот мужчина предлагал ей разозлиться и занять доминирующую позицию, унизить его. Тогда бы он перешёл из роли садиста в более любимую им роль мазохиста. Этот сценарий реализовала его новая жена.

 

Когда мы прояснили его сценарий, клиентка осознала, что нужный ей сигнал «я буду с тобой любящим отцом, раз ты меня обожаешь» от этого конкретного человека получить невозможно, и она в этом не виновата. И мы занялись проработкой её отношений с образом мужчины-отца, чтобы изменить её сценарий.

 

«Афина, а как можно проработать эти отношения с образом отца? У меня такой же сценарий с мужчинами: обожание и ожидание отцовского приятия и любви».

Поможет нахождение внутри себя той слабой детской части, которая хочет любви отца. Вовне представить образ отца (можно не реального, архетипического Отца) и втянуть от него любовь и поддержку, напитать свою детскую часть.

В реальном отце увидеть те же качества Идеального Отца, только непроявленные по его собственным скрытым причинам.

 

 

Ролевая техника.

 

О, как я люблю эту технику! И как все мои ученики её любят. И вы тоже полюбите. Эту весёлую практику можно делать вдвоём или в группе. В группу можно брать столько человек, сколько есть важных персонажей в сказке клиента.

Ролевая техника – это когда терапевт (один или вместе с другими участниками группы) разыгрывает ради клиента роли в его сценарии, таким образом помогая клиенту прожить его часть сценария и осознать, как именно он создаёт то, что создаёт.

 

Ролевая техника бывает двух видов:

 

1) Когда терапевт-аналитик. Играет в своей роли "от ума", не вовлекаясь. Эта позиция требует от терапевта большого ума, но не затрагивает чувства.

 

2) Когда терапевт расслабляется и сам входит в некую степень транса. Эта позиция не требует ума, но требует от терапевта доверия спонтанно следовать чувствам. Терапевт договаривается с клиентом, что сейчас войдёт в роль и сыграет её для клиента спонтанно, то есть будет говорить, что ему в голову взбредёт.

 

Лучше и проще всего стремиться к второй позиции. Но если не получается сразу вторая, начинайте хотя бы с первой.

 

Пример.

 

Мы выяснили с клиентом сценарий: клиент ожидает от всех людей требований к себе, пытается предугадать их, и бросается выполнять.

 

Следовательно, в сценарии клиента важную роль играет Требующий. Мы выясняем образ этого Требующего: какой он, на что похож.

 

Я как терапевт договариваюсь с клиентом так: «Давай сейчас я сыграю роль Требующего, начну требовать что-то от тебя. Следи затем, какие ощущения в теле, и какие эмоции возникают у тебя от моих фраз. Пиши об этих ощущениях».

 

И затем, если я терапевт-аналитик, то я думаю и спрашиваю какую-нибудь стандартную требовательную фразу, типа «ты должен учиться».

Если я терапевт спонтанный, то я не думаю, а примеряю на себя мысленно тот образ Требующего, который создал клиент, и начинаю требовать от клиента то, что спонтанно захочется. А может, не требовать. Я говорю «я — твой Требующий сейчас», а что этому Требующему сейчас через меня сказать захочется, про то я заранее не знаю.

 

На эти мои требования клиент описывает ощущения в теле; тогда я снова становлюсь терапевтом и помогаю клиенту трансформировать это ощущение техниками образной терапии.

 

Можно пойти иным путём: договориться с клиентом, чтобы он также спонтанно отвечал на мою роль из своей роли, как ему захочется ответить. Таким образом выходят накопленные чувства.

 

Важные правила спонтанного диалога между ролями:

1) Максимальная честность с обеих сторон;

2) Диалог ведется медленно, фиксируя внимание на всех нюансах (чтобы детально разобрать, как именно в клиенте формируется его "условный рефлекс");

3) Терапевт должен одновременно с исполнением своей роли управлять процессом, не слишком заигрываться, быть готовым в любой момент выйти из роли и вернуться к позиции терапевта;

4) После проработки чувств клиента нужно сделать ролевую проверку. Терапевт снова входит в ту же роль, задает спонтанно вопросы, а клиент отслеживает, изменилась его модель поведения или нет.

 

 

К: Боюсь, когда на меня кричат: сжимаюсь, не могу поднять глаза и ответить. Страх меня парализует.

Т: Что именно тебе должны крикнуть, чтобы ты так отреагировала?

К: Что-то громкое, сердитое, угрожающее.

Т: Насколько именно громкое?

К: Громче, чем я обычно говорю.

Т: Если тебе скажут что-то угрожающее, но тихо, такой реакции не возникнет?

К: Мне кажется, тогда я смогу поднять глаза и ответить... только перекроет дыхание. Если тихо, то не так страшно, значит, мои слова могут быть услышаны.

Т: А что ещё ты можешь сказать про то, какими должны быть эти люди, кричащие тебе громко? Какие у них есть особые метки, сигнализирующие тебе об опасности?

К: Они нахальны и чувствуют себя вправе распоряжаться всем. Они будто начальник над всем.

Т: По какому поводу они должны на тебя закричать?

К: Если я делаю что-то не так, как принято.

Т: Что ты можешь сделать не так, как принято?

К: Расслабиться, быть собой. Быть неприличной.

Взять то, что мне нужно.

Т: Давай сейчас поиграем. Я сыграю роль того, кто громко на тебя орёт. А ты описывай, что чувствуешь от моих фраз. Так мы выясним, на что именно ты реагируешь.

К: Давай.

Т: КУДА ТЫ СМОТРИШЬ, НЕНОРМАЛЬНАЯ!!!

К: Хочется спрятаться, закрыть голову руками, а внутри нарастает злость.

Т: Как выглядит злость внутри тебя? опиши образ.

К: Красная злая собака в сердце, на цепи, её пинают ногами, она скулит, но цепь мешает перегрызть горло обидчику.

Т: Отпусти собаку с цепи.

(Идёт проработка образа: собаку отпустили, увидели внутри тёмное озеро беспомощности, в котором можно утонуть, нашли спасательный круг, выплыли, озеро вылили наружу. Клиентка стоит на берегу озера, кормит гусей. Рядом спасательная лодка).

 

Т: Скажи: «я имею право реагировать так, как мне нужно в данной ситуации».

К: Сопротивление, а вдруг накажут.

Т: Как выглядят на озере те, кто накажет?

К: Это тёмная туча, идущая с другого берега, будет гроза и ветер.

Т: Как ты реагируешь?

К: Ставлю палатку, залезаю, пью горячий чай из самовара:) Знаю, что она выльется в озеро и у неё не будет больше силы меня наказывать.

Т: Давай опять поиграем, сейчас я на тебя что-нибудь крикну.

 

КУДА ТЫ СМОТРИШЬ, НЕНОРМАЛЬНАЯ!!!

 

К: Смотрю, кто это орёт:)

Т: А что ощущаешь?

К: Смех. Гремит гром, бурлит что-то в туче, озеро поливает, а сил в туче всё меньше и меньше. Мне хорошо, я чай пью в палатке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.70.232 (0.044 с.)