Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Промоделируйте разные события, с существом происходящие. Посмотрите, как оно реагирует. Как оно хочет действовать, и что у него получается.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Посмотрите, какие существа находятся рядом, какой ландшафт, и т.д. Почувствуйте желания этого существа. Посмотрите, нет ли вокруг чего-то неприятного, угрожающего. Следуйте за самыми сильными желаниями души».
Такие инструкции хорошо применять в самом начале сеанса, для прояснения запроса; а ещё с теми клиентами, кто плохо ощущает своё тело, и не может видеть внутренние образы.
Замечательно этот метод работает и с детьми.
Когда клиент рассказал о себе свою сказку, вы как терапевт можете:
1) Предложить варианты действий, которые может выполнить главный герой сказки, и посмотреть, что из этого получится;
2) Найти недосказанное клиентом (персонаж, которого нужно ввести в сказку, чтобы ощущалась целостность). Попросить клиента поискать этот недостающий персонаж и описать его.
3) Найти ключевую ошибку главного героя, вследствие которой действие в сказке ходит по кругу или упирается в тупик. Предложить попробовать разные варианты действий, которые могут исправить эту ошибку.
4) Применить приём отождествления с любым образом из сказки клиента: «глубоко вдохни, скажи «я – этот образ», и опиши всё, что почувствуешь».
И самое важное: вы можете в любой момент сказки (если у клиента возникли сильные эмоции, или всё застопорилось и не движется) перевести внимание клиента на ощущения в теле, и работать с ними с помощью образной терапии. Вопросы-инструкции в этом случае выглядят так: "Что ты чувствуешь сейчас в теле по этому поводу? В каком месте тела ты чувствуешь это?"
Когда образ чувства внутри проработан, можно снова возвращаться к событиям в сказке, и к её персонажам. Вы заметите, что они успели сами трансформироваться.
В конце сеанса (когда главный герой доволен и вышел на позитивный путь взаимодействия с миром) нужно провести воссоединение клиента с ним. Предложите мысленно втянуть этот образ внутрь, и посмотреть на ощущения в теле при этом.
Хорошее состояние можно закрепить, сказав ему: «принимаю тебя, моё новое состояние, реализуйся в моей жизни».
Вопросы от учеников.
«Афина, когда необходимо использовать сказкотерапию? Каким особенным случаям-клиентам она "показана", или какие могут быть ситуации, когда нужно срочно пересаживаться на "сказочные" методы? Или это вопрос интуиции и чувствования?» Я начинаю сеанс, пробуя разные методы, и смотрю, как они у клиента получаются. Если клиент ощутить в теле ничего не может, а тянется рассказывать про свои яркие видения, то это клиент на сказкотерапию. Долгое время я сама была таким клиентом, который ничего не может ощутить в теле; но потом (года через два) заметила, что начало получаться. Для образной терапии важна глубина транса, а для глубины транса нужен либо хороший терапевт-помощник, либо собственный наработанный навык входить в транс. Навык приобретается тренировками.
Но сказкотерапия работает на более глубоком уровне, чем образная терапия: на уровне создающих эмоции программ. А образная терапия работает с самими эмоциями (последствиями программ). В случае психосоматики лучше работает образная терапия.
Бывают клиенты, с которыми не стоит работать сказкотерапией. Это клиенты с беспокойным умом. Их как будто всё время "уносит", образы сменяют друг друга очень быстро, но за образами нет реальных чувств и глубины. Во время такого сеанса у терапевта может появиться ощущение, что работа идет поверхностно. А ещё могут появляться страхи (и у терапевта, и у клиента) из-за того, что процесс неуправляем.
(Как в анекдоте. Попал некто на необитаемый остров. Думает: вот бы мне поесть… И появилась еда. Думает: вот бы поспать… И появилась постель. Думает: а вдруг тут дикие звери есть, а вдруг они съедят меня? И они его съели).
Если я заподозрила именно такого клиента, то переключаю его внимание с внешних картинок на ощущения в теле, и стараюсь работать только образной терапией.
Сценарии.
Узнав сказку клиента, мы узнаём сценарий, который он разыгрывает, бессознательно предлагая окружающим исполнять в его спектакле какие-то роли.
Например, если в сценарии он – мученик, то близким людям навязывается роль тиранов. Навязывание происходит бессознательно: ожиданиями плохого, недоверием, холодностью, обидами и провокациями. Окружающие при этом чувствуют, что «мученик» тянет из них энергию, клянчит любовь, требует от всех себя обслуживать. Окружающие отстраняются; если это не помогает, и «мученик» начинает ещё больше лезть и демонстрировать свои обиды и боль, тогда окружающие становятся агрессивны. Бывает, что близкие чересчур хорошие и не поддаются на провокации; тогда тираном приходится быть кому-то из дальних. Рано или поздно нужный тиран находится и начинает соответствовать роли.
Вариантов ролей много, а сценариев ещё больше. Некоторые напомнят вам всем известные сказки (золушка, злая мачеха и прекрасный принц; синяя борода и его жёны; красная шапочка и волк; снежная королева и Кай, добивающийся её внимания, не видящий в упор любящей тёплой Герды; спящая красавица, тысячу лет ожидающая принца и уверенная, что она не стареет...)
Но тем временем близкие люди клиента разыгрывают свои сценарии, совершенно другие; и они тоже предлагают клиенту играть какую-то роль в их сценариях. Полезно видеть чужие сценарии тоже.
За себя и за того парня.
Клиенту можно предложить сочинить сказку за того человека, с которым нужно прояснить отношения.
Метод сочинения сказки: расслабиться, представить этого человека в любом сказочном образе, и понаблюдать в воображении, как происходят его отношения с миром. Сочинить спонтанную сказку от его лица. Не забывайте, что усилий делать не надо, только наблюдать.
Пример.
Клиентка жаловалась на прошлые отношения с мужчиной. Мужчина был алкоголик, бегал за ней с бензопилой, унижал, оскорблял, ни во что не ставил. Она его жалела, любила и боготворила (ибо умный, знает много чего). Спустя время клиентка и её мужчина расстались, он влюбился в другую, женился, родили ребёнка. Живут хорошо. Новая жена держит его "под каблуком", унижает, ни во что не ставит, контролирует его жизнь. Он жену уважает.
Жалоба клиентки: чем я хуже, почему он со мной так, а с ней как с королевой??? Ведь я же его боготворила…
Сначала мы выяснили сценарий клиентки:
Мужчина для неё – отец (умный, сильный), а она – девочка, добивающаяся любви отца. Она реагирует на сигнал его как отца «я умнее и сильнее, чем ты», посылает свой ответный сигнал (обожание), и ожидает в ответ сигнала, как от отца «ты меня обожаешь, значит, я буду с тобой». Но вместо этого она получает сигнал от этого мужчины: «убью, сука!» И тут бы им и расстаться, ввиду несоответствия мужчины её сценарию. Но он продолжает посылать ей сигнал «я умнее и сильнее тебя», провоцируя её на дальнейшие попытки заслуживать любовь. Почему же так?
Исследуем сценарий этого мужчины. Здесь мне помогла когда-то прочитанная книга "Венера в мехах" – классика садомазохизма. Существуют люди, чей излюбленный сценарий «я возбуждаюсь, когда меня унижают и бьют». Своим сигналом «убью, сука!» этот мужчина предлагал ей разозлиться и занять доминирующую позицию, унизить его. Тогда бы он перешёл из роли садиста в более любимую им роль мазохиста. Этот сценарий реализовала его новая жена.
Когда мы прояснили его сценарий, клиентка осознала, что нужный ей сигнал «я буду с тобой любящим отцом, раз ты меня обожаешь» от этого конкретного человека получить невозможно, и она в этом не виновата. И мы занялись проработкой её отношений с образом мужчины-отца, чтобы изменить её сценарий.
«Афина, а как можно проработать эти отношения с образом отца? У меня такой же сценарий с мужчинами: обожание и ожидание отцовского приятия и любви». Поможет нахождение внутри себя той слабой детской части, которая хочет любви отца. Вовне представить образ отца (можно не реального, архетипического Отца) и втянуть от него любовь и поддержку, напитать свою детскую часть. В реальном отце увидеть те же качества Идеального Отца, только непроявленные по его собственным скрытым причинам.
Ролевая техника.
О, как я люблю эту технику! И как все мои ученики её любят. И вы тоже полюбите. Эту весёлую практику можно делать вдвоём или в группе. В группу можно брать столько человек, сколько есть важных персонажей в сказке клиента. Ролевая техника – это когда терапевт (один или вместе с другими участниками группы) разыгрывает ради клиента роли в его сценарии, таким образом помогая клиенту прожить его часть сценария и осознать, как именно он создаёт то, что создаёт.
Ролевая техника бывает двух видов:
1) Когда терапевт-аналитик. Играет в своей роли "от ума", не вовлекаясь. Эта позиция требует от терапевта большого ума, но не затрагивает чувства.
2) Когда терапевт расслабляется и сам входит в некую степень транса. Эта позиция не требует ума, но требует от терапевта доверия спонтанно следовать чувствам. Терапевт договаривается с клиентом, что сейчас войдёт в роль и сыграет её для клиента спонтанно, то есть будет говорить, что ему в голову взбредёт.
Лучше и проще всего стремиться к второй позиции. Но если не получается сразу вторая, начинайте хотя бы с первой.
Пример.
Мы выяснили с клиентом сценарий: клиент ожидает от всех людей требований к себе, пытается предугадать их, и бросается выполнять.
Следовательно, в сценарии клиента важную роль играет Требующий. Мы выясняем образ этого Требующего: какой он, на что похож.
Я как терапевт договариваюсь с клиентом так: «Давай сейчас я сыграю роль Требующего, начну требовать что-то от тебя. Следи затем, какие ощущения в теле, и какие эмоции возникают у тебя от моих фраз. Пиши об этих ощущениях».
И затем, если я терапевт-аналитик, то я думаю и спрашиваю какую-нибудь стандартную требовательную фразу, типа «ты должен учиться». Если я терапевт спонтанный, то я не думаю, а примеряю на себя мысленно тот образ Требующего, который создал клиент, и начинаю требовать от клиента то, что спонтанно захочется. А может, не требовать. Я говорю «я — твой Требующий сейчас», а что этому Требующему сейчас через меня сказать захочется, про то я заранее не знаю.
На эти мои требования клиент описывает ощущения в теле; тогда я снова становлюсь терапевтом и помогаю клиенту трансформировать это ощущение техниками образной терапии.
Можно пойти иным путём: договориться с клиентом, чтобы он также спонтанно отвечал на мою роль из своей роли, как ему захочется ответить. Таким образом выходят накопленные чувства.
Важные правила спонтанного диалога между ролями: 1) Максимальная честность с обеих сторон; 2) Диалог ведется медленно, фиксируя внимание на всех нюансах (чтобы детально разобрать, как именно в клиенте формируется его "условный рефлекс"); 3) Терапевт должен одновременно с исполнением своей роли управлять процессом, не слишком заигрываться, быть готовым в любой момент выйти из роли и вернуться к позиции терапевта; 4) После проработки чувств клиента нужно сделать ролевую проверку. Терапевт снова входит в ту же роль, задает спонтанно вопросы, а клиент отслеживает, изменилась его модель поведения или нет.
К: Боюсь, когда на меня кричат: сжимаюсь, не могу поднять глаза и ответить. Страх меня парализует. Т: Что именно тебе должны крикнуть, чтобы ты так отреагировала? К: Что-то громкое, сердитое, угрожающее. Т: Насколько именно громкое? К: Громче, чем я обычно говорю. Т: Если тебе скажут что-то угрожающее, но тихо, такой реакции не возникнет? К: Мне кажется, тогда я смогу поднять глаза и ответить... только перекроет дыхание. Если тихо, то не так страшно, значит, мои слова могут быть услышаны. Т: А что ещё ты можешь сказать про то, какими должны быть эти люди, кричащие тебе громко? Какие у них есть особые метки, сигнализирующие тебе об опасности? К: Они нахальны и чувствуют себя вправе распоряжаться всем. Они будто начальник над всем. Т: По какому поводу они должны на тебя закричать? К: Если я делаю что-то не так, как принято. Т: Что ты можешь сделать не так, как принято? К: Расслабиться, быть собой. Быть неприличной. Взять то, что мне нужно. Т: Давай сейчас поиграем. Я сыграю роль того, кто громко на тебя орёт. А ты описывай, что чувствуешь от моих фраз. Так мы выясним, на что именно ты реагируешь. К: Давай. Т: КУДА ТЫ СМОТРИШЬ, НЕНОРМАЛЬНАЯ!!! К: Хочется спрятаться, закрыть голову руками, а внутри нарастает злость. Т: Как выглядит злость внутри тебя? опиши образ. К: Красная злая собака в сердце, на цепи, её пинают ногами, она скулит, но цепь мешает перегрызть горло обидчику. Т: Отпусти собаку с цепи. (Идёт проработка образа: собаку отпустили, увидели внутри тёмное озеро беспомощности, в котором можно утонуть, нашли спасательный круг, выплыли, озеро вылили наружу. Клиентка стоит на берегу озера, кормит гусей. Рядом спасательная лодка).
Т: Скажи: «я имею право реагировать так, как мне нужно в данной ситуации». К: Сопротивление, а вдруг накажут. Т: Как выглядят на озере те, кто накажет? К: Это тёмная туча, идущая с другого берега, будет гроза и ветер. Т: Как ты реагируешь? К: Ставлю палатку, залезаю, пью горячий чай из самовара:) Знаю, что она выльется в озеро и у неё не будет больше силы меня наказывать. Т: Давай опять поиграем, сейчас я на тебя что-нибудь крикну.
КУДА ТЫ СМОТРИШЬ, НЕНОРМАЛЬНАЯ!!!
К: Смотрю, кто это орёт:) Т: А что ощущаешь? К: Смех. Гремит гром, бурлит что-то в туче, озеро поливает, а сил в туче всё меньше и меньше. Мне хорошо, я чай пью в палатке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.143 (0.009 с.) |