Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Освоение европейской медициныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Влияние «голландской» (т. е. фактически европейской) науки было наиболее сильным в медицине, и именно она являлась главным объектом изучения. Следует отдать должное практичности японцев – они всегда старались заимствовать у иностранцев прежде всего то, что можно было с пользой применять в повседневной жизни. До того, как европейские медицинские знания начали проникать в Японию, в стране царствовала китайская медицинская школа (кампо̄ игаку). В Японию эти знания попали через Корею, и древняя корейская медицинская школа в немалой степени спо [8] состоялось не позднее 608 г., когда в Китай прибыли японские лекари для усвоения медицинских знаний. После многолетнего учения в 623 г. они вернулись на родину с книгами и лекарствами. В токугавской Японии китайская медицина полностью доминировала в лечебной практике. Но, в отличии от Китая, в Японии не существовало строгих правил для получения звания лекаря. В Китае надо было пройти курс обучения и систему экзаменов, и только после этого можно было получить доступ к медицинский практике. В Японии же профессия врача была скорее наследственной и часто мало зависела от индивидуальной квалификации. Не было никакой системы выдачи лицензий, и человек, который хотел заниматься медицинской практикой, просто объявлял себя лекарем. Тем не менее, социальный статус лекарей был весьма высок, поскольку согласно китайской конфуцианской традиции, эта профессия считалась уважаемой. Их престиж еще более возрастал, если они получали покровительство официальных лиц или даймё̄. Появление голландцев в Японии совпало с периодом, когда в XVII в. медицина в Европе достигла большого прогресса. Но кроме книг, большую роль в распространении медицинских знаний и обучении японцев сыграли врачи, в разное время работавшие в штате голландской фактории. Всего за время существования голландской фактории в Японии побывало 150 врачей. Бо́льшая часть из них не имела высшего медицинского образования и не обладала хорошей квалификацией. Те же, кто получил образование в лучших университетах и добился успехов до своего приезда в Японию, оставили заметный след в развитии медицины в стране. Их имена сохранились в японской истории, и их портреты можно увидеть в музеях. Первым врачом с университетским образованием, приехавшим в Японию, был Виллем ван Рийне. Он окончил Лейденский университет, позже учился в Сорбонне. Он интересовался традиционной японской медициной и благодаря его работам в Европе узнали о методах иглоукалывания и прижигании, применявшихся в Японии. Яркий след оставил в Японии Э.Кемпфер. Немец по национальности, он обучался в нескольких университетах Европы и не только обладал глубокими медицинскими знаниями, но и был широко образованным человеком. В этом же ряду находится и Ф.Зибольд, также немец, имевший обширные знания не только н области медицины, но и ботаники, зоологии, географии, культуры и т. д. Образованным человеком был и швед К.Тунберг, работавший в Японии врачом в 1775–1776 гг.
Один из первых анатомических рисунков японских врачей. Первое вскрытие было проведено в Японии в 1754 г. Как ни странно, первыми «специалистами» в европейской медицине стали японские переводчики. Дело в том, что им вменялось в обязанность не только переводить, но и надзирать за голландцами. Когда кто‑либо из голландцев заболевал, японцы‑переводчики присутствовали при лечении, хирургических операциях и т. п. Поскольку во время всех лечебных процедур произносились латинские названия, японцы запоминали их, и в дальнейшем успешно изображали из себя врачей перед соотечественниками; правда, хирургия внушала им страх. К этим «врачам» часто обращались за помощью, и, как ни странно, им довольно часто удавалось вылечивать больных, и они имели от этого хороший доход. Но постепенно в Японии складывались свои династии врачей европейской школы со своими методами лечения. Например, в конце XVII в. весьма успешно практиковал Нарабаяси Тиндзан (Сингобэй). Он происходил из семьи потомственных переводчиков из Нагасаки. Поэтому Нарабаяси с детства обучался писать и говорить по‑голландски, потом совершенствовал свои знания под руководством врачей фактории и через 20 лет получил ранг старшего переводчика. В 1691 г. он был назначен официальным врачом при бакуфу. В 1706 г. он написал два трактата, где описал свои методы хирургического лечения. Кроме того, профессию врача в европейском понимании стали приобретать люди, которые никак не были связаны со средой переводчиков. Так, большой известностью пользовался Арасияма Хо̄ан. Он был сыном торговца из провинции Тикудзэн, в Нагасаки обучался западной медицине, и в 1665 г. получил свидетельство от врача голландской фактории Даниеля Буша. Все же следует отметить, что несмотря на распространение западных медицинских знаний, китайская медицина не утратила в Японии своего значения и сохраняла доминирующее влияние в медицинской практике.
Формирование школы рангаку Хотя в XVIII в. медицина по‑прежнему оставалась главным объектом изучения, японцы начали проявлять интерес и к другим отраслям знаний – ботанике, астрономии, а в XIX в. – к европейской технике, технологии, методам управления. До берегов Японии добрались и западные общественно‑политические идеи. В 70‑х годах XVIII в. в Японии появилось слово «рангаку» («голландская наука», «голландоведение»). «Голландоведами» (рангакуся), в отличие от японцев‑переводчиков в Нагасаки, стали называть ученых, интересовавшихся западными науками. Разумеется, интересы «голландоведов» не ограничивались собственно Голландией. Термин «рангаку» имел в Японии гораздо более широкий смысл. Вместе с голландскими книгами в Японии пришли знания всей Европы. Поэтому вскоре наряду с «рангаку» появился термин «ё̄гаку» (иностранные знания), который более точно отражал суть явления. Можно сказать, что школа «голландской» науки (рангаку) постепенно стала школой европейской науки (ё̄гаку). Рамки ее значительно расширились. Названия «рангаку» и «ё̄гаку» заменили бытовавший ранее термин «бангаку» («варварская наука»), что свидетельствовало о возросшем уважении к западным знаниям. Занятие рангаку переходило в разряд достойных, вполне приличествующих человеку благородного сословия. Постепенно знание одного лишь голландского языка сделалось недостаточным – в Японию все чаще попадали книги и на других европейских языках. Обучение им началось в 1808 г., когда Хенрик Дёфф, директор фактории, стал давать уроки французского языка шестерым ученикам. В следующем году группа японцев начала заниматься русским и английским языками, и того времени оба эти языка стали регулярно изучаться. В XIX в. появилось много частных школ, где изучались западные науки. В такие школы даймё̄ направляли молодых самураев из своих владений. Как правило, главным предметом в них была медицина, но во многих школах программа обучения была шире. Например, Огата Ко̄ан, который ранее сам изучал медицину в Эдо и в Нагасаки у голландского врача Иоханеса Эдвина Нисмана, открыл на одной из центральных улиц О̄сака школу под названием Тэкитэкисай дзюку. В ней, кроме медицины, преподавали ботанику, химию и баллистику. Среди его учеников были Фукудзава Юкити, в будущем виднейший японский просветитель, и Сано Цунэтами, будущий организатор Красного Креста в Японии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.007 с.) |