Начальный период деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начальный период деятельности



История дома Сумитомо своими корнями уходит в XVII в. В отличие от других купеческих династий, возникших в эпоху Токугава, дом Сумитомо с самого начала своей предпринимательской деятельности был связан с горнорудной промышленностью, в частности, с добычей меди.

В родословной Сумитомо различают основателя фамилии и основателя дела. Из союза этих ветвей и сложилась торгово‑предпринимательская династия Сумитомо.

Родоначальником семьи Сумитомо считается Масамото. Он родился в Маруока в провинции Этидзэн (совр. префектура Фукуи). По одной из версий отец его был местным феодалом, но достоверных сведений о нем не сохранилось. И о самом Масамото биографические данные очень скудны.

В 1596 г., когда Масамото было примерно 12 лет, он вместе с матерью и младшим братом переехал в Киото. Там он стал буддийским монахом, примкнув к школе Нэхан, где выделялся среди учеников своим усердием. Но на нее начались гонения, и ему пришлось снять рясу монаха и искать себе другое занятие – надо было содержать семью. И Масамото открыл лавку, где стал торговать лекарствами и книгами; ему было тогда 45 или 46 лет.

Основателем дела считается Сога Ридзаэмон. Его предки были выходцами из провинции Идзуми, которые затем перебрались в провинцию Кавати, где и родился Ридзаэмон. Есть сведения, что в 1573 г. семья Сога начала торговлю медью.

В О̄сака Ридзаэмон обучился технологии плавки меди и освоил технику изготовления изделий из нее, В 19 лет он решил открыть свое дело и перебрался в Киото, где в 1590 г. открыл в западной части города плавильную мастерскую.

Широко развернуть дело ему помог случай. В 1591 г. Ридзаэмон в богатом торговом городе Сакаи обучился новому способу плавки меди у «южных варваров» (намбандзин – так называли население Индокитая, Индонезии, Филиппин, а также португальцев и испанцев). Предполагают, что человек, который поведал ему секреты нового способа плавки, был или европеец по имени Хаксли, или купец по имени Сиродзу. Так или иначе, но Ридзаэмон не только освоил новый способ плавки, но и усовершенствовал его, что стало приносить хороший доход.

Медь получалась отменного качества, что позволило в дальнейшем дому Сумитомо стать основным поставщиком меди как на внутренний, так и на внешний рынок. А потребность в меди была велика: из нее чеканили монеты, изготовляли различную утварь, украшения, использовали при обшивке носовой части судов. Даже когда правительство Японии ограничило связи с внешним миром, 4 представителя дома Сумитомо имели разрешение на торговлю медью с иностранными купцами.

 

Плавка меди по методу Сумитомо

Трудно сказать, каким образом пересеклись жизненные пути Масамото и Ридзаэмон, но достоверно известно, что Ридзаэмон женился на старшей сестре Масамото, а позднее старший сын Ридзаэмон, Рихэй, стал зятем Масамото. Вот так и сложился торгово‑предпринимательский дом Сумитомо. Это было довольно редким явлением среди богатых торговцев того время, поскольку, как правило, все они вели свое начало от одной семьи. И, в свою очередь, это наложило своеобразный отпечаток на всю деятельность дома, на способ ведения дел.

Ридзаэмон назвал свою мастерскую «Идзумия», что означает «источник». В качестве эмблемы он выбрал игэта (колодезный сруб). Стилизованное изображение колодца – ромбовидная фигура из двух горизонтальных и двух вертикальных перекрещивающихся линий – по сей день является фирменным знаком Сумитомо. Своим преемником Масамото сделал Рихэй, который поменял свое имя на Томомоти, когда вошел в качестве зятя в семью Масамото.

В первой половине XVII в. в судьбе дома Сумитомо произошел решительный поворот. Второе поколение семьи перебиралось из Киото в торговый город О̄сака. Скорее всего, это произошло в 1623 или 1624 г., но доподлинно известно, что в 1630 г. Томомоти открыл мастерскую в О̄сака на углу улочки Китаниси в квартале Авадзи. Спустя некоторое время он расширил свое дело, открыв еще несколько мастерских в О̄сака и две – в Киото.

Медь постепенно начала играть большую роль во внешней торговли. Дело в том, что в связи с падением добычи серебра и золота, правительство бакуфу приняло меры к сокращению вывоза этих металлов из страны. Тогда дом Сумитомо одним из первых начал заключать сделки по продаже меди иностранным купцам.

Но в 1637 г. бакуфу запретило и вывоз меди. Непосредственной причиной этого послужило то, что с 1636 г. правительство приступило к чеканке медных монет. Торговцы медью обратились к бакуфу  с просьбой отменить этот запрет. Дом Сумитомо возглавил широкую кампанию купечества за это, и в 1646 г. запрет был снят.

Занимаясь торговлей, Сумитомо включились и в другую выгодную сферу деятельности – кредитно‑денежные операции. Как и в Европе, японские менялы занимались приемом вкладов, выдачей ссуд и векселей. Дом Сумитомо постепенно добился успеха и на этом поприще. В 1662 г. Томосада, 2‑й сын Томомоти, открыл в О̄сака меняльную контору. К 1690 г. он так преуспел в этом деле, что вошел в число 10 самых богатых менял города.

Но основная деятельность дома Сумитомо была связана с разработкой медных рудников. Этим они отличались от других богатых домов эпохи Токугава, таких как Ко̄ноикэ и Мицуи, основной сферой деятельности которых были торговля и финансово‑кредитные операции. И именно с добычей и продажей меди был связан расцвет предпринимательской деятельности Сумитомо. Произошло это при Томоёси, в 4‑м поколении семьи.

 

Установление «особых отношений» с бакуфу  

Медные рудники Бэсси на о‑ве Сикоку, которые стали золотой жилой для дома Сумитомо были обнаружены в 1690 г., а их разработка началась в 1691 г. К этому времени у дома Сумитомо был богатый опыт в деле разработки рудников в разных провинциях. Самым известным был медный рудник в Ёсиока, который Сумитомо начали разрабатывать еще в 1681 г.

Медные рудники, как и золотые и серебряные, находились в непосредственном подчинении бакуфу или местных даймё̄ и служили для них надежным источником дохода. Предприимчивые люди добивались подряда на их разработку, для чего надо было подать прошение правительству.

В дальнейшем бакуфу не раз использовало членов клана Сумитомо в качестве советников по вопросам управления государственными рудниками.

Семье Сумитомо удалось получить наследственное право на разработку и вывоз меди. Приказчик из лавки в Эдо по имени Идзумия Ситиэмон подал прошение на разработку рудников Бэсси, а в Томоёси выступил качестве поручителя. В мае 1691 г. разрешение было получено. В сохранившейся расписке перечислен ряд имен, все они из дома Сумитомо, что свидетельствует о том, что это было семейное предприятие (до̄дзоку).

Разработка рудников Бэсси началась в августе того же года. Пик добычи пришелся на конец XVII‑начало XVIII вв., а потом начались разные осложнения, продолжавшиеся до 60‑х годов XIX века. Ущерб рудникам наносили ураганы, наводнения, пожары и другие стихийные бедствия. Кроме того, добычу затрудняла вырубка леса, который использовался как крепежный материал и топливо. Лес приходилось привозить издалека, что увеличивало накладные расходы. Наконец, из‑за углубления подземных ходов появилась угроза затопления подземными водами. Все это начал сказываться на объемах добычи меди.

Помощь тогда пришла со стороны бакуфу, которое предоставило заем на возрождение рудников, стало поставлять рис для питания рабочих рудников по сниженным ценам, а также разрешило использовать для транспортировки тракт Ниихама и заготовлять отбракованный лес в окрестностях рудников. Льготы, предоставленные правительством дому Сумитомо объяснялись тем, что медь, наряду с золотом и серебром, играла большую роль во внешней торговле. Ею рассчитывались с Голландией и Китаем.

 

Уставы дома Сумитомо

В XVIII в. появились уставы дома Сумитомо, своего рода домашние конституции. Они преследовали одну цель – сохранить дело и капитал. Как и в уставах других купеческих домов, поощрялись бережливость, деловая смекалка и тщательное соблюдение отчетности.

Предшественниками деловых уставов были разного рода наставления, завещания потомкам. Одним из наиболее ранних со хранившихся документов такого рода в истории дома Сумитомо было «Завещание‑наставление», составленное основателем дома – Сумитомо Масамото. Сформулированные там правила легли в основу семейных уставов дома Сумитомо. Вот эти правила:

 

Пункт 1. Если происхождение вещей вызывает сомнение, то покупать их не стоит, даже если они продаются по низким ценам.

Пункт 2. Не следует давать приют на ночь постороннему человеку, принимая при этом в залог лишь соломенную шляпу.

Пункт 3. Не следует заниматься посредничеством.

Пункт 4. Не продавать ничего в кредит.

Пункт 5. Даже если человек требует от вас слишком многого и вы начинаете терять терпение, следует поступить так, чтобы избежать конфликта.

 

Многогранная деятельность дома Сумитомо заставляла совершенствовать систему управления и контроля. Поэтому в XVIII веке, когда рамки деловой активности дома расширились, появились уставы, специально написанные для медных рудников Бэсси и лавок в г. Нагасаки и предназначенные для поощрения бережливости и деловой смекалки. В них также определялись отношения с работниками и содержались многочисленные предписания по поводу ведения дел и взаимоотношений с клиентами.

Устав для медных рудников Бэсси, составленный в мае 1721 года, содержал 13 правил.

Вот описание некоторых из них:

 

Пункт 1 касался правил пожарной безопасности. Работников обязывали быть осторожными с огнем.

Пункт 2 запрещал рабочим играть в азартные игры.

Пункт 5 Указывал на необходимость быть внимательным при выплате денег и соблюдать осмотрительность при даче денег взаймы.

Пункт 6 запрещал вымогательство по отношению к деловым партнерам.

Пункт 7 запрещал употребление спиртных напитков.

Пункт 8 предписывалось жить скромно и быть экономным.

Пункт 9 указывал на необходимость соблюдения строгого порядка на территории рудника; в частности, предписывалось открывать и закрывать ворота строго в одно и то же время.

Пункт 10 запрещал приводить гостей для развлечений.

Пункт 11 запрещал нелегальную торговлю.

Очень важен был пункт 12, где говорится о том, что в решении вопроса о ценах следует руководствоваться коллегиальным решением. Практика принятия таких решений и сейчас характерна для многих японских фирм и предприятий.

Согласно пункту 13, на рудниках вводилось своего рода профессиональное обучение смежным профессиям, что позволяло в случаях производственной необходимости использовать работников на разных должностях, поскольку работник приобретал опыт работы на всех участках.

 

Своего рода мозговой центр дома Сумитомо находился в О̄сака, а лавки, меняльные конторы были разбросаны по всей стране. В Нагасаки, куда заходили иностранные корабли из Голландии и Китая, дом Сумитомо открыл свои лавки и конторы, где осуществлялись сделки по продаже меди. Для этих лавок в том же, 1721 году, был составлен устав, где было много общих пунктов с уставом для рудников Бэсси, но были и отличия.

 

Пункт 4 предписывал быть внимательным при заключении сделок, следить, чтобы запрещенные правительством к продаже товары не фигурировали в сделках.

Пункт 5 запрещал сразу же после заключения сделки отправляться в увеселительные поездки, т. е. никаких «презентаций» не дозволялось, что препятствовало возможности «отблагодарить» работника разными способами.

Пункт 7 предписывал строго соблюдать отчетность, фиксировать все счета в бухгалтерских книгах и каждый год в феврале присылать отчеты в основную осакскую контору. За этим следили очень строго.

Пункт 8 не разрешал приставать с какими‑либо просьбами к постоянным клиентам и заниматься вымогательством по отношению к деловым партнерам. Категорически не допускалось взяточничество.

Пункт 9 запрещал приводить в лавку проституток.

Пункт 10 предписывал придерживаться скромности в одежде. Это касалось и управляющих (банто̄), и простых работников. Все должны были быть одеты в платье из хлопка.

Пункт 12 предписывал строго придерживаться графика работы – с 6 утра до 16 часов, – после чего лавка запиралась на замок.

Пункт 13 предписывал, что в случае приема гостей, каждому необходимо было нести свою долю расходов на угощение, т. е. никаких «представительских расходов» не допускалось.

Пункт 14 запрещал приказчикам заниматься тайными торговыми операциями.

Пункт 15 касался механизма заключения сделок. При осуществлении купли‑продажи предписывалось предварительно договориться с клиентом о цене. И строго следовать установленному порядку. Указывалось, чтобы вопрос о цене решался не одним человеком, а путем консультаций.

 

Такая практика принятия решений соблюдалась многими торговыми домами. Дело в том, что социальная организация японского общества XVII–XVIII вв. характеризовалась специфической семейной системой, где семья (дом) являлась основной единицей торгово‑предпринимательской деятельности. Поэтому дом Сумитомо был семейной компанией и в таком виде просуществовал до конца второй мировой войны. Семейный фактор сыграл большую роль в деле становления и развития предпринимательской деятельности дома Сумитомо и определил стиль его взаимоотношений с наемными работниками.

«Запретительный» характер устава для лавок в г. Нагасаки можно объяснить тем, что в портовом городе было много соблазнов, и, чтобы уберечь от них работников, следовало заставить их следовать строгим нормам поведения. Поэтому правила так дотошно регламентировали каждую сторону повседневной жизни в быту и на работе.

Позднее, в 1740 г., для лавок в г. Нагасаки были составлены новые правила из 20 пунктов. Согласно двум из них, запрещалось давать деньги в долг и предписывалось 3 раза в месяц подавать в основную контору сведения о ходе дел. Это свидетельствовало о том, что дом Сумитомо в очередной раз приступил к реформированию своей системы ведения дел.

В октябре 1750 г. был создан устав и для основной конторы в О̄сака, откуда осуществлялся контроль и руководство за всеми сферами деятельности дома Сумитомо. Причин появления этого устава было несколько: дело приняло широкие масштабы, увеличился штат наемных работников, разрастался и сам клан, поэтому было необходимо упорядочить систему взаимоотношений семей, которые находились в разных степенях родства с главой дома.

В особый раздел были выделены правила для всех работников и отдельно говорилось относительно контроля за работой приказчиков, служивших в родственных домах. Обращалось внимание на организацию труда – в обязанности работника входило поддерживать порядок на рабочем месте. Следили и за техникой безопасности – не только призывали быть осторожными с огнем, но и держали специального сторожа, причем как в дневное, так и в ночное время. Уже тогда занимались утилизацией отходов производства – золу от древесного угля, используемого в плавильных мастерских, предписывалось не выбрасывать, а собирать, и искать на нее покупателя.

 

Основы деловой этики

Но, главное, в этом уставе были зафиксированы те принципы, которые до сих пор лежат в основе деятельности многих фирм, определяя их особый, чисто японский микроклимат.

Пункт 19 этого устава касался взаимоотношений хозяина и работников. Их стиль был пронизан духом конфуцианской морали – почтительного отношения к старшему. Интересы клана ставились выше, нежели интересы одной семьи или отдельного работника. Этот корпоративный дух, проявляющийся в преданности работника идеалам фирмы, можно наблюдать и в современной Японии. И ученик, и наемный работник становились как бы составной частью огромного механизма клана Сумитомо. Их действия полностью подчинялись одной цели – процветанию дома, которому они должны были быть полностью преданны.

Этика профессиональной деятельности была во многом связана с сингаку («религией чистого сердца»), которое называли также тё̄нингаку («наука горожан, купечества»). Основателем этого учения считается Исида Байган, крестьянин по происхождению, служивший приказчиком в одном из купеческих домов в Киото. Учение было распространено по всей стране вплоть до середины XIX в.

Идеи сингаку представляли собой синтетическое соединение элементов конфуцианства, буддизма, даосизма и синто̄ при доминирующей роли конфуцианских элементов. Его целью был обоснование моральных ценностей предпринимательской деятельности. Ценилось усердие в исполнении своего дела, знание профессии, верность. Работник должен был исполнять свой «сыновний» долг по отношению к главе дома.

Конфуцианская этика определяла и моральный кодекс торгово‑предпринимательского дома Сумитомо. Это и аккуратность в ведении дел, и честные отношения с партнерами, и бережливость, и неприятие возможности получения денег нечестным путем.

 

Подготовка кадров

В доме Сумитомо, как и в других богатых купеческих домах, была принята система ученичества, призванная воспитать работника в «духе Сумитомо», привить ему нормы поведения в быту, обучить правилам взаимоотношений в коллективе, научить почтительному отношению к старшим. Поэтому прежде всего обучали этике, затем – письму и арифметике, а уже потом – всем премудростям ведения торговых дел.

В XVIII в. в О̄сака была основана школа (Кайтокудо̄), где обучались дети простых людей. Она была создана на пожертвования богатых торговцев, в том числе и дома Сумитомо. Создание этой школы произошло в период расцвета предпринимательской деятельности японского купечества, которому были необходимы более широкие знания, чтобы успешно вести дела. В середине периода Токугава появилось немало таких частных школ для простонародья. А школа Кайтокудо̄ позднее получила поддержку и от сёгуната – сёгун Ёсимунэ поощрял обучение простого народа.

 

Кризис дома Сумитомо

В 1840 г. исполнилось 150 лет, как семейство Сумитомо начало эксплуатировать рудник Бэсси, но никаких праздничных мероприятий по этому поводу не проводилось. Наоборот, дом испытывал кризис в делах. Управляющий основного дома (хонкэн) Такавара Гэмбэй представил «Записки», где изложил свои соображения по поводу реорганизации рудников. Он предлагал сократить расходы, взяв курс на строгую экономию.

Это был период реформ годов Тэмпо̄, вызванных кризисной ситуацией в экономике страны. Правительство пыталось укрепить феодальные порядки и улучшить финансовое положение целой серией мероприятий – таких, как укрепление военного сословия, запрещение роскоши и курения табака, введение цензуры на книги. Главная же цель реформ заключалась в стремлении поставить под контроль чрезвычайно возросшее экономическое могущество торговцев. Но эти действия правительства встретили такое сопротивление со стороны «четвертого сословия», что правительство было вынуждено их приостановить, а потом и вовсе отменить. Власть лишь продемонстрировала свое бессилие.

К 1843 г. дела на рудниках Бэсси стали понемногу налаживаться. Оздоровление было результатом чрезвычайно решительных финансовых мер. Была не только снижена оплата временным работникам (это были крестьяне‑отходники), но и сокращены расходы основного дома.

На кризисное финансовое положение в то время влияла и неуплата долгов со стороны даймё̄. Дом Сумитомо покорнейше просил возвратить долги, но дело это было безнадежным по причине плачевного финансового состояния самих даймё̄.

Положение усугубили и стихийные бедствия – 4–5 ноября 1854 г. в О̄сака случилось сильное землетрясение, а на следующий год, в апреле, – еще одно. В результате, рудникам в Бэсси был причинен большой ущерб. В 1855 г. дому Сумитомо пришлось даже подать бакуфу прошение о предоставлении денежной помощи – он оказался не в состоянии справиться с финансовыми затруднениями своими силами.

Прежде, чем оказать материальную помощь, бакуфу послало на рудники агента, чтобы изучить состояние дел на месте. Поскольку положение действительно оказалось плачевным, дому Сумитомо была оказана большая помощь в восстановительных работах. В этом и заключалась причина того, что в политическом противостоянии 60‑х годов XIX в. дом Сумитомо выступал на стороне бакуфу, несмотря на то, что последнее уже было не в состоянии оказывать ему помощь и поддержку, как в предыдущие годы.

Это, прежде всего, отразилось на рабочих на рудниках. Дело в том, что свыше 1 /4 риса, необходимого для их пропитания, Сумитомо получали из Мимасака, владения бакуфу, но поскольку в связи с военными действиями правительство само остро нуждалось в продовольствии, эти поставки на рудники Бэсси и Тацукава были прекращены, Необходимо было 8300 коку риса, но удалось купить лишь 6050 коку. Вдобавок, власти бакуфу сообщили, что будут прекращены поставки риса и из Ё̄сю̄.

В этой критической ситуации в 1865 г. управляющим рудниками Бэсси стал Хиросэ Гиэмон (Сихэй), в дальнейшем – первый президент компании Сумитомо. Он поехал в Эдо и обратился в финансовое ведомство (кандзё̄ бугё̄сё) с прошением о возобновлении поставок риса. С такой же просьбой Хиросэ и глава дома Томокэн обратились к наместнику (сёсидай) в Киото и к другим официальным лицам. В результате были возобновлены поставки риса из Ё̄сю̄, но по рыночным ценам (до этого бакуфу продавало Сумитомо рис по льготным ценам), что негативно сказалось на материальном положении дома и отразилось на питании рабочих.

В итоге в мае 1867 г. среди рабочих вспыхнул бунт. Это были «рисовые волнения», которые продолжались до сентября. После того, как простой рудников достиг трех месяцев, последовало вмешательство властей. 10 чел. были арестованы, и с бунтом было покончено.

После смерти сёгуна Иэмоти бакуфу поставило Сумитомо в известность, что оно ограничивает поставки меди в Нагасаки 72 тыс. кин (кин =600 г). Это сразу пробило огромную брешь в финансовых делах Сумитомо, и привело к самым тяжелому кризису для рудников Бэсси – под вопросом оказалось само их существование.

В таких трудных для дома Сумитомо обстоятельствах в стране произошла реставрация императорской власти. Поскольку дом Сумитомо имел тесные отношения с бакуфу, т. е. с проигравшей стороной, рудники Бэсси были конфискованы в пользу нового правительства. Однако управляющему Хиросэ Сихэй удалось убедить новые власти разрешить дому Сумитомо продолжить эксплуатацию рудников. Спустя некоторое время дом приобрел их собственность и с помощью приглашенного французского инженера модернизировал весь процесс добычи меди. Но это уже от носилось к качественно иному этапу в истории торгово‑предпринимательского дома Сумитомо.

 

 

Торговый дом Ко̄ноикэ

 

«Загляни в приходные книги купцов, и сразу увидишь, что город О̄сака – первый торговый порт Японии. В него съезжается множество торговцев из всех уголков страны. И не перечтешь, сколько в О̄сака оптовых лавок, ведущих дела и с восточными провинциями и с западными провинциями. А для того, чтобы развлекать гостей, хозяева держат у себя на службе девушек, которых зовут „листьями лотоса"».

 

Так писал об О̄сака японский писатель XVII в. Ихара Сайкаку. И в этом городе самой богатой среди торговцев в XVII в. была семья Ко̄ноикэ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.042 с.)