Формирование нового купечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование нового купечества



Предприимчивость японского купечества позволила ему достичь значительной экономической мощи даже в условиях изоляции Японии, когда оно было лишено возможности заниматься внешней торговлей. Всю свою энергию и изобретательность оно направило на развитие внутренней торговли, меньше – в сферу производства. Четвертое (в японских условиях) сословие весьма преуспело в искусстве манипулирования деньгами, создав по всей стране сеть ссудных лавок. Кредитно‑финансовые операции для многих купеческих домов послужили источником накопления, а свидетельством того, какими денежными суммами обладали эти дома, служит факт быстрого образования банков во второй половине XIX в., основу которых составляли как раз накопления купеческих домов. Купцы также вкладывали деньги в освоение новых земель и разными путями становились фактическими собственниками земли.

В XVII в. все население страны разделялось на четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы. В социальной иерархии торговцы занимали последнюю ступеньку, и их отношения с другими социальными категориями населения страны были сложными. Основная часть даймё̄ и самураев, находившаяся у купцов в постоянном долгу, относилась к ним с враждебностью и презрением, но не могла обойтись без их помощи. Так, О̄сио Хэйхатиро̄, самурай по происхождению, поднявший мятеж в г. О̄сака, говорил о них:

 

«Ненавистные пройдохи – богатые горожане не только подчиняют себе самураев, пользуясь их затруднительным материальным положением, но позволяют себе грубости, гордясь и выставляя напоказ свое богатство… Они имеют огромное количество рисовых пахотных полей и другое имущество и живут, не испытывая ни в чем недостатка. В то время как народ страдает от страшного бедствия, голода, они продолжают, как всегда, вести роскошную, веселую жизнь, не обращая внимания на страдания парода».

 

Торговцы оказались внизу социальной лестницы совсем не случайно. С одной стороны, феодалы были заинтересованы в помощи торговцам при реализации на рынке натуральной ренты, получаемой с крестьян, при организации горных и других предприятий, при операциях по внешней торговле и т. п. С другой стороны, рост финансового могущества торговцев внушал опасения классу феодалов, которые всячески старались ограничить свободу их деятельности. Действительно, по мере развития товарно‑денежных отношений японское купечество становилось все менее покорным. Как говорил конфуцианский ученый Гамо̄ Кумпэй, «гнев богатых купцов из О̄сака вселяет ужас в сердца даймё̄».

Оптовые торговцы О̄сака, Эдо и Киото обладали силой и авторитетом и играли большую роль в ценообразовании. Правительство время от времени делало «набеги» на их финансовую мощь, облагая их «добровольно‑принудительными займами (гоё̄кин).

При этом верховные правители Японии пользовались услугами купечества. У Токугава Иэясу советником по финансовым делам был Гото̄ Мицуцугу, который основал монетный двор (Гиндза). Купечество само искало связи с властями. Так, торговый дом Мицуи стал банкиром бакуфу. В отношении низших слоев населения купечество выступало в роли работодателей – лодочники, грузчики, носильщики, не говоря уж о многочисленных приказчиках в лавках, обслуживали расширявшуюся торговлю.

Структура купечества была многообразной. Это были и крупные оптовые торговцы, владельцы бакалейных, мануфактурных, галантерейных лавок и лавчонок, лоточники, бродячие торговцы вроде русских коробейников; среди последних было много женщин. В период средневековья бродячие торговцы сыграли важную экономическую роль – они были посредниками между городом и деревней, между районами с разной специализацией. Для многих крестьян такая торговля была побочным промыслом, хотя она была связана с большим риском – на дорогах хозяйничали разбойники.

Торговля вразнос была одной из самых распространенных в период средневековья. Купцы обычно специализировались на продаже какого‑то определенного вида продукции, но, безусловно, в торговле преобладали товары повседневного спроса, предметы первой необходимости, хотя большие лавки, расположенные в центре крупных городов Японии, славились своими предметами роскоши.

Существовали и торговые посредники. Купечество определенных областей монополизировало отдельные отрасли торговли и широко занималось разного рода кредитными операциями. Будучи юридически бесправным, но осознав свою экономическую силу, японское купечество научилось отстаивать свои интересы и выгоды.

XVII–XVIII вв. в истории Японии – время бурной деловой активности, освоения новых пахотных земель, строительства городов. Горожан нужно было снабжать продовольствием и товарами первой необходимости, а даймё̄ нуждались в предметах роскоши. Поэтому занятие торговлей стало делом выгодным и прибыльным, хотя следует отметить, что не все, рискнувшие им заняться, преуспели. В то время в Японии возникло много торговых и торгово‑предпринимательских домов, часть из которых сохранились и до наших дней. Среди них – Мицуи, Сумитомо и Ко̄ноикэ.

Все они принадлежали к новому слою японского купечества, который сложился в эпоху Токугава. Они пришли на смену купцам XVI‑начала XVII вв., получавших большие доходы от внешней торговли. В условиях ограниченных связей с внешним миром им приходилось искать иные сферы деятельности и активно налаживать отношения с бакуфу и даймё̄.

Такое сотрудничество было совершенно необходимо. Купечество не было обложено постоянным налогом, как крестьянство, но оставалось весьма уязвимым для властей, поскольку те, испытывая финансовые затруднения, могли конфисковать имущество, аннулировать долги или потребовать какие‑либо «пожертвования».

 

Купеческие объединения

Купечество создавало свои объединения типа европейских гильдий, называвшиеся накама. Первое было создано под непосредственным руководством бакуфу в 1604 г., чтобы противопоставить единую организацию японских купцов португальской монополии на ввоз китайского шелка. Получив специальную привилегию, торговцы часть прибыли отдавали правительству. В первой половине XVII в. эти поступления значительно пополняли финансы бакуфу.

Практика выдачи накама лицензий (кабу) продолжалась и дальше. Кабунакама, получив разрешение на продажу или производство какого‑либо товара, уплачивали бакуфу определенный налог. Лицензию можно было продать или передать по наследству.

Существовали и организации, созданные купцами самостоятельно: оптовые торговцы имели свои объединения – тоя или тонъя.

В 1721 г. сёгун Ёсимунэ в русле проводимых им реформ, вызванных финансовыми затруднениями, взял под контроль деятельность купечества и ремесленников. Он легализовал все их объединения, разделив их на 96 категорий. Таким образом, упрощалась схема взимания налогов с объединений торговцев. Кроме того, через них передавались указы и распоряжения властей, осуществлялся контроль над ценами, надзор за торговлей и т. д. Правительство использовало кабунакама и в полицейских целях. Известно, что объединение ростовщиков, имевших ломбарды, помогало выявлять краденое и ловить воров.

Со своей стороны, торговцы также получили определенные выгоды от новой политики бакуфу в сфере своей деятельности и, прежде всего, в области цен. Они самостоятельно решали, какую сумму должен был платить каждый член объединения в качестве лицензионного взноса и ежегодного налога. Сёгунат уже не мог, как раньше, прибегать к конфискации имущества отдельных членов объединения.

Купечество платило следующие налоги:

Мё̄гакин – промысловый налог. Его платили ремесленники, и рыбаки, т. е. лица, занятые и в торговой, и в производственной сфере. Это была плата бакуфу или даймё̄ за разрешение заниматься теми или другими видами деятельности. Размер мё̄гакин определялся каждый год.

Ундзё̄кин – плата за разрешение заниматься извозом. Налоговые ставки здесь были самыми разными.

Гоё̄кин – внеочередной налог. Его платили по особому распоряжению властей, или если получали право носить фамилию, меч и т. д.

Купцам предоставлялись существенные привилегии, если они являлись подрядчиками или поставщиками двора сёгуна или отдельных княжеств. С бакуфу и властями княжеств сотрудничали и гоё̄тацу – это были торговцы, которым были предоставлены монопольные права в области посреднической деятельности. Среди них было много тех, кто специализировался на закупке риса.

 

Развитие кредитных операций

Дом Токугава поддерживал торговцев Эдо и других городов, входящих в сёгунские владения, поскольку это значительно пополняло казну за счет налогов. При Токугава предпринимались усилия по упорядочению денежной системы. До этого в стране находилось в обороте 5 видов денег (золотые, серебряные, медные). Они имели хождение по всей Японии, и право их чеканки принадлежало бакуфу. Кроме того, существовала местная валюта (бумажные деньги); сёгунат таких денег не выпускал. Бумажные деньги («Ямагата хагаки») имели хождение в провинции Исэ, где их пустили в оборот купцы из Ямада. С 1661 г. в княжестве Фукуи начали печатать «княжеские бумажные деньги», и к началу XVII в. такая практика распространилась еще на 46 княжеств. Свои бумажные деньги появились в городах, деревнях, храмах и даже у отдельных торговых домов. Одной из причин такого положения была нехватка серебряных монет.

Наличие в обращении разного вида денег, развитие товарно‑денежной экономики и рыночных связей привели к появлению меняльных контор, а также лиц, профессиональной деятельностью которых стало ведение финансовых операций. Даже в XIX в. в стране имели хождение многочисленные денежные знаки, обращавшиеся только в пределах отдельных княжеств. Так, в 1868 году в ходу было 1694 вида денежных знаков. К середине XVII в. в торговой практике появились всевозможного рода векселя.

Японское купечество, лишенное возможности вести внешнюю торговлю, проявляло чудеса изобретательности, извлекая прибыли из любых сфер деятельности. Говоря о японском купечестве XVII в., французский историк Ф.Бродель отмечал, что они рано поняли, какую выгоду можно извлекать «из манипуляций с деньгами – деньгами приумножающими, необходимым инструментом современного накопления». В японских меняльных конторах можно было взять деньги в кредит, обменять вексель, оставить деньги на хранение.

Занятно, что японские меняльные конторы имели примерно такой же режим работы, как и лондонские. Они были открыты ежедневно с 10 час. утра, а продолжительность их работы определялась временем горения светильника и составляла примерно 2 часа (в Лондоне время работы определялось сроком горения одной свечи).

Кредитование даймё̄ было настолько широко распространенным явлением, что в ходу был специальный термин – даймё̄каси (кредит для даймё̄). Некоторые торговцы (фудасаси) кредитовали самураев в счет их рисовых пайков. И тех и других особенно много было в О̄сака.

Чтобы понять причины широкого распространения меняльных контор и других видов финансовой деятельности японских купцов, необходимо рассмотреть, как происходила реализация риса и других видов княжеской продукции, иными словами, как строились отношения между высшим и низшим сословиями японского общества.

Владения дома Токугава были разбросаны по всей стране, налог с них, прежде всего в виде риса, доставлялся в О̄сака, продавался там, а деньги переводились в Эдо, резиденцию сёгунов. Даймё̄ также отправляли в О̄сака рис и другую продукцию своих княжеств, а деньги им переводили в Эдо, где они были обязаны жить согласно системе заложничества (санкин ко̄тай).

Даймё̄ поручали продажу риса и других продуктов определенным торговцам в О̄сака. Постепенно последние начали авансировать даймё̄ еще до реализации риса, а иногда и в счет будущих продаж. В О̄сака образовалась целая группа торговцев (курамото, какэя), которые занимались финансированием даймё̄ и сбытом их продукции. Такая система купли‑продажи получила развитие в годы Камбун (1661–1672), но ее элементы появились еще раньше, в годы Кё̄хо̄ (1644–1647).

Первым и крупнейшим из осакских торговых домов, начавших подобные операции, был дом Ёдоя, который вел дела 33 даймё̄. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что не осталось ни одного даймё̄ юго‑западных княжеств, которые не были бы должниками этого дома.

Реализованные от продажи риса деньги пересылались из О̄сака в Эдо. Для этого была учреждена почтовая служба. Деньги перевозились на лошадях, или их нес на себе посыльный, что было делом небезопасным – по пути могло случиться всякое. Поэтому купец из О̄сака по имени Тонамура ввел в обиход более простой способ расчета продавца с покупателями – переправлялись не деньги, а векселя, по которому даймё̄ в Эдо получал деньги. Таким образом, дела велись между торговыми домами – пересылались вексель и доверенность. Выгоду получал и торговый дом в Эдо – иногда даймё̄ запрашивал не всю сумму сразу, и поэтому оставшиеся деньги временно можно было пустить в оборот. Этот способ ведения дел получил широкое распространение в О̄сака, и для многих торговых домов стал основным направлением в их деятельности, которую можно рассматривать как прообраз банковской системы.

Жизнь в Эдо заставляла даймё̄ все чаще прибегать к услугам меняльных контор. Просрочка платежа со стороны даймё̄ была обычным делом, поскольку общество не очень‑то заботилось об охране интересов купечества, хотя дела о неуплате долгов и рассматривались в городских магистратах. Купцы могли защищаться от произвола властей только силой денег – скажем, увеличивая процентную ставку.

 

 

Торговый дом Мицуи

Немного существует в мире фирм, чья история насчитывает более трех столетий. Мицуи относится к их числу. Это одна из старейших и крупнейших торгово‑предпринимательских фирм, начало которой было положено в далеком XVII в. Это был период, когда в стране после долгих междоусобных войн наступил мир, и многие самураи как‑то сразу оказались не у дел. Несмотря на строгую сословную регламентацию, многие из них поменяли свой социальный статус – занялись торговлей, стали художниками, учителями, ремесленниками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.025 с.)