Определение нормы налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение нормы налогообложения



По правилам каждый год должно был проводиться обследование полей с целью определения урожая и установления размера налога (кэмихо), но поступать так было хлопотно, и с середины периода Токугава норма устанавливалась в среднем, ходя из размера урожая предыдущего года и пересматривала раз в 5 или 10 лет. Такая практика получила название дзёмэнхо. Все более распространенным становилось получение налога деньгами, что было особенно характерным для деревень, расположенных в горах.

В тайко̄‑но кэнти (земельном кадастре Тоётоми Хидэёси) были записаны имена глав крестьянских семей, которые отвечали за уплату налога, что, по мнению властей, должно было обеспечить его стабильное поступление. Но эту задачу в масштабах всей страны реализовать было не так‑то легко. Уже в XVI и в начале XVII в. можно было обнаружить несоответствие в качестве земли даже у жителей одной деревни. Отсюда возникали трудности в определении урожайности, а, следовательно, и нормы налога.

Налоговая норма косвенно способствовала социальному расслоению в деревне. Богатые крестьяне, занимая деревенские административные должности, владели лучшими землями. Поэтому они собирали большой урожай, их хозяйство было более продуктивным. Но при этом крестьяне, владевшие менее плодородными участками, имели одинаковую с ними норму налога.

 

Осуществление контроля над крестьянами

В деревнях была своя администрация. Ее низшее звено составляли старосты (нануси или тёя), относившиеся к разряду деревенской администрации (мура якунин). Вообще‑то деревни находились под управлением дайкан и гундай, но их функции на местах выполняли мура якунин, которые и служили связующим звеном между властями и сельским населением. Их или выбирали, или назначали, или же их должность переходила по наследству.

Судебно‑административные органы зорко следили за сельским населением. Практической целью системы правительственного контроля было получение налогов. Кроме натуральной ренты, крестьяне платили еще ряд иных налогов. Контроль в деревне осуществлялся с помощью пятидворок (гонингуми) – низшей административной единицы. Это была система круговой ответственности за уплату основной ренты и налогов.

Кроме того, члены пятидворок были обязаны следить друг за другом, не допуская бегства крестьян из деревни. Еще Тоётоми Хидэёси начал предпринимать меры, чтобы воспрепятствовать миграции крестьян или смене ими рода занятий. Об этом свидетельствуют многочисленные распоряжения, запрещавшие уход крестьян, особенно тех, кто занимал в деревне какие‑то официальные должности. Крестьянин мог покинуть деревню, только получив на это разрешение. Он должен был указать цель своего ухода и был обязан вернуться домой. Но это правило стало нарушаться – особенно, со второй половины XVIII в. Уходя на заработки в город, многие крестьяне там и оставались, хотя правительство с этим боролось.

Если число хозяйств в деревне по каким‑то причинам уменьшалось (например, умирал глава дома), то даймё̄ требовали, чтобы вдова или дети продолжали обрабатывать поле и платить налоги. Власти предпринимали меры, чтобы обеспечить и сохранить жизнеспособность сельского хозяйства. По указу 1649 г. наследство переходило к тем из детей, кто был занят в сельском хозяйстве, причем каждый из них признавался независимым хозяином. Но такая практика вела к измельчанию земельных владений. Поэтому принимались меры против их дробления (бунти сэйгэн‑рэй).

 

 

Города периода Токугава

Период кинсэй был временем бурной урбанизации. Росту городов тогда способствовало политическое объединение страны, целый ряд мероприятий и указов властей и развитие японской деревни. Количества производимых в деревне продуктов хватало, чтобы прокормить обширное неаграрное население – самураев, торговцев, ремесленников. Следует отметить, что в экономическом развитии японская деревня по сравнению с городом играла опережающую роль. Многие отрасли производства зародились и, развивались в деревне, и именно она послужила базой для последующей индустриализации страны.

Процесс урбанизации не был одинаковым для всех районов Японии и зависел от степени развитости экономики, сельского хозяйства, его специализации, товаризации, рыночной активности, наличия удобных коммуникаций и других факторов. Другими словами, японский город XVII–XVIII вв. как в зеркале отражал все политические и социально‑экономические процессы и перемены, происходившие в японском обществе в тот период. Изменения в экономике, в социально‑классовой структуре японского общества вызывали изменения в социальном составе населения, статусе и характере города, в сфере производства и торговли.

Политические и экономические процессы были тесно взаимосвязаны и обуславливали тот или иной путь возникновения города. Города в Японии появились в древности и носили сначала политико‑административных центров. Эволюцию японского города можно проследить по изменению термина, которым он преимущественно обозначался: мияко – столица, место, где находится императорский дворец; мати – небольшой город до 30 тыс. населения; тоси – город в современном понимании этого слова.

 

Типы японских городов

Японские города по своему характеру и истории возникновения имели много сходного с европейскими. Следует сказать, что города периода кинсэй ведут свою родословную от городов предыдущего периода, когда большинство из них было основано рё̄сю (владельцами частных поместий).

К XVII в. самым распространенным типом города был дзё̄камати – призамковый город. Феодалы строили замки, у стен которых располагались поселения. Даймё̄ переселяли туда самураев и их челядь, а для их обслуживания заставляли переезжать туда сельских ремесленников и торговцев, что способствовало росту удельного веса городского населения. Так появились города Ко̄фу, Ямагути, Одавара, Касугаяма, Нагоя.

Размеры дзё̄камати были весьма различны. В середине XVII века численность населения в Нагоя и Канадзава достигала 90‑110 тыс. чел.; в других проживало по 40–50 тыс., но в большинстве – по 10–30 тыс. чел. Общая численность населения дзё̄камати составляла 1 млн. 400 тыс. чел.

Дзё̄камати возникли под влиянием политических, а не экономических причин. Но в конце XVI и начале XVII вв. в Японии усилились новые явления в экономике, что, в свою очередь, оказало влияние на судьбу дзё̄камати. Постепенно они стали менять свой облик, превращаясь в центры ремесла и торговли.

Помимо дзё̄камати в Японии существовали города и иного типа. Например, Хаката, Сакаи, Хё̄го были портовыми городами, развивавшимися на основе внешней торговли. Кроме того, в Японии с древности имелись города‑рынки (итибамати), прихрамовые города (мондзэнмати), города, возникшие на месте почтовых станций (сюкубамати и хондзинмати) и др.

В XVI в. в Японии появился своеобразный тип города – дзаймати, (гомати, матибун). Он представлял собой городское образование, отделившееся от деревни, но первоначально возникшее на ее территории. Это были небольшие по размеру поселения, где жители четко не разделялись по профессиям. Дзаймати снабжали крестьян товарами, которые не производились в крестьянском хозяйстве. Впоследствии дзаймати послужили базой развития рассеянной мануфактуры.

Эти города были как бы посредниками между дзё̄камати и деревней. С установлением системы бакухан все княжества провели реорганизацию этих дзаймати, в них перебралось население, не связанное с сельским хозяйством. Там проводились регулярные рынки, жили мелкие торговцы и небольшое количество ремесленников. Они стали местом, где велась купля‑продажа товаров первой необходимости и продовольствия, той артерией, по которой осуществлялся товарооборот товаров как внутри владения, так и вне его.

Население дзаймати было невелико, но по мере развития торговли и промышленности оно росло, и в своего рода «конкурентной борьбе» дзаймати одолели дзё̄камати.

С развитием экономики, с ростом товарности сельского хозяйства, увеличением площадей под техническими культурами крестьяне все больше втягивались в рыночные отношения. Побочные промыслы и работа по найму стали неотъемлемой частью жизни крестьян. Кроме того, деревня стала объектом приложения накопленных средств со стороны городского купечества, которое организовывало переработку сырья в готовую продукцию, скупало ее и отправляло на городские рынки для розничной продажи. Это была ранняя форма капиталистического производства, получившая распространение начиная с XVII в.

Многие сельские жители сами начали заниматься торговлей, причем процент их был так велик, что некоторые деревни переставали заниматься сельскохозяйственным производством, превращаясь в городки. Обычно этот процесс относят к XIX в., но на деле он начался гораздо раньше. Например, в княжестве Кага к концу XVII в. 15 деревень были зарегистрированы властями как городки (мати) именно по причине характера их экономической деятельности. Об их «городском» статусе свидетельствовало и учреждение в них городской администрации.

Типичным примером превращения деревни в дзаймати является история деревни Дзё̄хана в княжестве Кага недалеко от города Канадзава. Расположенная в предгорье, она имела хорошие условия для рисоводства. Однако у крестьян были небольшие поля под посевы риса, а в основном они разводили коконы, поскольку это занятие давало больший доход. Городские торговцы начали ссужать крестьян деньгами, скупали затем у них коконы, передавали ремесленникам, изготовляли пряжу, потом ткачи пряли ткани, которая шла на изготовление одежды из шелка. Постепенно весь этот процесс поставили под свой контроль оптовые торговцы, и изделия из шелка стали продаваться не только на территории княжества, но и перепродаваться торговцам в Киото. Это привело к тому, что уже к 1693 г. основная часть крестьян в деревне занялась только ремеслом, а около 30 % жителей между 1683–1693 гг. покинуло деревню, чтобы заняться коммерческой деятельностью.

История дзаймати свидетельствует о предпринимательской! активности разных слоев населения Японии. Постепенно дзаймати сделались центрами крестьянской экономики, напрямую связанными с крестьянскими подсобными промыслами. Широкое распространение в этих городах получала работа по найму за деньги. В дзаймати стекались бедняки из окрестных деревень в поисках поденной работы.

Основной причиной распространения этого типа города был рост неаграрной занятости населения, развитие крестьянской домашней промышленности, что привело к увеличению населения в средних и мелких городах. Особенно этот процесс был характерен для района Кинай, который отличался высоким уровнем развития экономики и где находились два из трех крупнейших городов токугавской Японии – О̄сака и Киото. Можно сказать, что в японской деревне шел процесс раскрестьянивания, что приводило к росту городского населения.

 

***

 

В Японии довольно рано наметилась специализация районов в производстве определенного вида товаров. Уже с XIII в. провинция Харима была известна изготовлением иголок, Биттю славилась мечами, Кавати – изделиями из дерева, в Идзумо плели циновки, в Идзумо изготовляли гребни, в районах Ава, Хитати, Каи, Ивами занимались ткачеством. Такая специализация определяла и промышленно‑торговую направленность возникавших в данной местности городов. Так Киото, Кирю̄, Исэдзаки, Хино, Фукусима превратились в центры по производству шелка, Кокура – по производству хлопчатобумажных тканей, город Сэто в провинции Овари славился гончарными изделиями.

Со второй половины XVI в. в Японии наблюдалось быстрое развитие городов нового типа – как центров ремесла и торговли, – в которые быстро превращались все прежние, «специализированные» города. К концу XVII в. Япония была одной из самых урбанизированных стран мира с высокой степенью концентрации населения. Уже к концу XVI в. население О̄сака и Киото достигло уровня тогдашних Парижа и Лондона. К началу XVII в. в крупных городах проживало 5–7 % общей численности населения страны. Только Голландия и Англия имели большую концентрацию городского населения.

К большим центральным городам относились Эдо, О̄сака и Киото, происхождение и социальный состав жителей которых обусловил отличительные особенности каждого из них, определил статус города и его место в социально‑экономической и политической структуре японского общества периода Токугава. Эдо был резиденцией сёгунов и городом самураев, О̄сака – городом торговцев, Киото – резиденцией императора и придворной знати, творческого люда и искусных ремесленников, столицей страны.

 

Город Эдо

На месте Эдо, современного Токио, когда‑то была деревня. В 1456 г. О̄та До̄кан, вассал дома Уэсуги, построил там небольшой замок. Но подлинное начало истории этого города связано с 1590 годом, когда Токугава Иэясу, став правителем обширного района Канто̄, сделал этот замок своей резиденцией. При нем и началась застройка города, превращение его в крупнейший административно‑хозяйственный центр.

Став резиденцией бакуфу, Эдо превратился в огромный город, по‑видимому, самый большой в мире. К середине XVII в. в Эдо проживало 430 тыс. чел., спустя столетие – 1 млн.

Врач при голландской фактории Э.Кемпфер, немец по национальности, дважды (в 1691 и 1692 гг.) приезжал из Нагасаки в Эдо и был очарован этим городом. Вот что он писал о нем:

 

«Среди пяти главных торговых городов… Эдо первый и главный, резиденция императора (Кемпфер имел в виду сёгуна. – Ред.), столица, крупнейший юрод государства… Обращенный к морю, он напоминает очертанием полумесяц, 7 миль в длину, 5 в ширину. Город очень многолюдный, там много моряков, иностранцев и духовных лиц».

 

Город развивался как город‑потребитель, что объяснялось его политической ролью и социальным составом населения, этому же способствовала система заложничества санкин ко̄тай. Горожанам требовалась еда, топливо, одежда, строительные материалы. В Эдо завозилось огромное количество продовольствия и товаров – рис, уголь, дрова, сакэ, масло, соя, соль, рыба, очищенный хлопок, хлопчатобумажные ткани и др.

Учитывая ограниченные возможности средств транспорта того времени, подвоз всего этого составлял большую проблему. Существовали и другие сложности. Эдо был расположен в районе Канто̄, который являлся экономически отсталым. Товарное производство там было развито слабо, население не было втянуто в товарно‑денежные отношения. Конечно, близость такого большого города оказывала влияние на близлежащие деревни, но их возможности были ограничены, поэтому уже в период своего становления Эдо снабжался разными товарами из других районов страны, в первую очередь из О̄сака.

Взаимные экономические связи между этими двумя городами были очень оживленными. Можно сказать, что Эдо был конечным пунктом товарного обращения в масштабах всей страны, а большая часть товаров проходила через О̄сака. Путь от О̄сака до Эдо являлся в эпоху Токугава главной экономической артерией Японии. Очищенный хлопок из О̄сака служил сырьем для обрабатывающей промышленности в Эдо и его окрестностях, что постепенно уменьшало зависимость Эдо от О̄сака в товарах первой необходимости, но это имело место уже концу периода Токугава.

Многие торговцы преуспели в снабжении Эдо овощами и фруктами, которые они везли туда из деревень, расположенных в радиусе 40 км. Эта продукция ежедневно продавалась на шести эдоских рынках.

 

«Летний дождь над Нихомбаси». Картина Утагава Хиросигэ. 1832 г.

На одной из старинных улиц Эдо – Нихомбаси – торговцы из разных районов Японии имели свои лавки. Это и сейчас одна из самых оживленных улиц города, где расположены многочисленные универмаги и специализированные магазины.

Глав городских магистратов (управлений) главных городов назначало бакуфу. Должность мати бугё̄ (можно перевести как градоначальник) в период Токугава считалась весьма высокой. Мати бугё̄ обладали гражданскими, полицейскими и судебными функциями и подчинялись непосредственно государственным советникам ро̄дзю̄. Однако под их управлением находились только горожане, к проживавшим в Эдо самураям они никакого касательства не имели, хотя они составляли примерно 50 % населения города.

Под началом мати бугё̄ находились матидосиёри (городские квартальные старшины). Все они были происходили из уважаемых семей, права на эту должность передавались по наследству. В каждом квартале был еще нануси (староста), должность которого тоже была наследственной. Кроме него были еще главы пятидворок, дежурные у входа в квартал (кидобан) и др. К участию в городском управлении допускались только собственники земли, арендаторы такого права не имели. К 40‑м годам XIX в. в городе было 2770 кварталов, 60 % площади занимали усадьбы первого сословия.

Уже тогда складывался социально‑профессиональный облик кварталов, который прослеживается и в современном Токио. Усадьбы даймё̄ находились в Мита, Аояма, Роппонги; торговцы и ремесленники селились в Тамати, Симбаси, Рё̄гаэ, Фукагава.

Еще Токугава Иэясу позаботился о водоснабжении города. Он поручил провести воду в эдоский замок с Инокасира. Но о полноценном водоснабжении Эдо можно говорить, начиная с 1653 г., когда два брата – Сёэмон и Сэйэмон, скорее всего, из торговцев, – провели воду в город из реки Тамагава. За эту работу они получили денежное вознаграждение и привилегию иметь фамилию Тамагава.

Первоначально водой снабжались лишь усадьбы даймё̄ и самураев. Но постепенно, по мере того, как Эдо становился центром ремесла и торговли, система водоснабжения пришла и в дома горожан.

 

Город О̄сака

В течение всей своей истории О̄сака был торговым портом, расположенным на перекрестке важных морских путей, связывавших Японию с азиатским материком. Географический фактор сыграл большую роль в его развитии. Город играл важнейшую роль в снабжении Японии как продовольствием, так и различными товарами, и считался самым богатым в стране. Большая часть товаров, производимых в разных концах Японии, проходила через этот портовый центр. О̄сака являлся в тот период всеяпонским рынком, где бакуфу и даймё̄ продавали рис, произведенный в их владениях. При сёгуне Ёсимунэ в О̄сака была создана рисовая биржа, где определяли годовые цены на рис.

С развитием товарного обращения в масштабах всей страны и углубления общественного разделения труда происходило складывание национального рынка. Большую роль в этом процессе играл О̄сака. Там действовали богатые купеческие дома – Ко̄ноикэ, Мицуи, Тэнно̄дзия, Хираноя. О темпах роста оптовой торговли в этом городе говорят такие цифры: в 1714 г. в О̄сака поступило 2 млн. 60 тыс. тан (тан =10,6 м) хлопчатобумажных тканей, а в начале XIX в. – уже 8 млн. тан, причем за это время население города практически не увеличилось.

Среди товаров, поступавших в О̄сака, на первом месте был рис, затем хлопок и готовые изделия из него. В 1736 г. город получил следующие товары: хлопок и изделия из него на сумму 12151 кан серебра (1 кан =3,75 кг), овощей на сумму 5927 кан; изделий из шелка из Канто̄ и Хокурику на сумму 3221 кан; сырой (неочищенный) воск на сумму 2374 кан (его добывали на о‑ве Кю̄сю̄ и в Хокурику; кроме того, везли табак из Кинки и Санъё, бумагу, производством которой занимались на островах Кю̄сю̄ и Сикоку и в Санъё̄. Поставляли в О̄сака и удобрения для выращивания хлопка, которые изготовляли из сушеной иваси.

Э.Кемпферу город показался чрезвычайно населенным. Он охарактеризовал его как самый торговый город, исключительно удачно расположенный. Это, по его мнению, была одна из причин, почему он был населен богатыми купцами и ремесленниками. Его поразило, что несмотря на большое число жителей, продовольствие стоило дешево.

Уже в XVIII в. население города достигло 200 тыс. чел., а к 1835 г. – 367 тыс. чел. Рынков такого масштаба, как в О̄сака, в XVIII в. не было ни в Европе, ни в России.

 

Город Киото

Среди самых больших городов Японии периода кинсэй Киото был самым древним. Будучи столицей страны, местом пребывания японского императора и придворной аристократии, город собрал лучших художников, поэтов, писателей и людей других творческих профессий.

В период войн XV–XVI вв. город сильно пострадал. Восстанавливать его начал Тоётоми Хидэёси. Токугава Иэясу довершил восстановление Киото, построив там для себя замок Нидзё̄.

В процессе своего развития Киото, возникший как политико‑административный, религиозный и культурный центр, постепенно стал и городом ремесленного искусства. В городе было много ремесленных объединений (дза), которые принесли Киото заслуженную славу. Они изготовляли мечи, изделия из фарфора и керамики, музыкальные инструменты, кисти для письма, принадлежности для чайной церемонии, поделки из золота и серебра, высококачественные изделия из шелка. Сохранились имена ремесленников, изготовлявших изящные складные веера, фарфор, одежды для чайной церемонии и специальную бумагу для императора, кугэ и высших самураев. Киотоские товары имели высокую репутацию и качество, среди них превалировали предметы роскоши, тогда как в О̄сака, в основном, производили товары повседневного спроса.

Но особенно город славился ткачеством. Сколько там жило ткачей точно не известно, но, согласно документам, во время пожара 1730 г. сгорело около 3 тыс. ткацких станков из общего количества 7 тыс. По‑видимому, с текстильным производством было связано примерно 10 тыс. чел., если включить в их число и красильщиков, работа которых славилась не меньше, чем ткачей.

Развитие экономики в XVII в. привело к тому, что в Киото расширилась торговля шелком. Представители новые феодальных домов, выдвинувшихся в период сэнгоку дзидай, оказались большими любителями одежды, изготовленной из шелковых тканей в Киото. Это было престижно и служило определенным отличительным знаком их высокого положения. Кроме того, киотоский шелк считался хорошим подарком для сёгуна и его окружения. Поэтому многие даймё̄ отправляли своих слуг за покупками в Киото.

По распоряжению сёгуна торговля высококачественными шелковыми тканями была сосредоточена в районе Нисидзин. Шелк‑сырец из Китая также привозился из Нагасаки в Киото, где он поступал к ткачам. Импортные изделия и одежды из шелка продавались тоже в Киото. Поэтому в городе существовало множество различных категорий торговцев. Не обошли город своим вниманием и те из них, которые занимались кредитными операциями – в 1680 г. в Киото было 54 меняльных конторы.

Следует отдать должное Э.Кемпферу, который побывав в главных городах Японии, уловил разницу между ними. Вот что он написал о Киото:

 

«Киото (miaco) (искаженное «мияко» – столица. – Ред.) представляет собой огромный магазин всех японских товаров, это главный торговый город страны (центром оптовой торговли был О̄сака. – Ред.). За редким исключением здесь нет дома, где бы что‑нибудь не изготовляли или не продавали. Прекрасная медь, книги, ткани, богато затканные золотыми и серебряными цветами, прекрасные и редкостные игральные кости, резьба по дереву, картины, японские шкатулки, куклы‑марионетки – словом бесчисленное количество вещей, слишком многообразное, чтобы быть перечисленным».

 

 

* * *

 

Японский город периода Токугава нельзя оторвать от экономического развития деревни. Они влияли друг на друга, и во многом японская деревня опережала город, а в случае с дзаймати стала причиной их появления. Поэтому процесс урбанизации в тот период был тесно увязан с общим экономическим развитием страны, специализацией сельского хозяйства и развитием товарно‑денежных отношений.

 

 

Дороги и транспорт

Дорожная сеть

Оживленным связям между городами, провинциями и деревнями способствовало хорошее состояние дорог. Главные японские дороги были достаточно широки, чтобы можно было свободно разъехаться двум экипажам. В целом, они содержались в хорошем состоянии; особенно тщательно их ремонтировали перед приездом важных сановников.

Дороги и транспорт в период Токугава находились под строгим правительственным контролем. От сёгунской столицы Эдо протянулись 5 радиальных дорог, на каждой из которой на расстоянии 10 км были устроены почтовые станции с гостиницами. В них останавливались на ночлег самураи, для них там резервировались лошади и обслуга, которую нанимало бакуфу. На главной дороге – То̄кайдо̄, связывавшей Эдо, Киото и О̄сака, – на каждой станции находилось по 100 чел. обслуги и по 100 лошадей; на дороге Накаяма – по 50, на остальных трех – по 25. На менее важных дорогах, где движение было слабее, постоялые дворы строились местными феодалами. Приоритетом в получении ночлега и транспортных услуг пользовались самураи; они же дешевле платили за проезд. Простые люди (сёмин) также могли получить ночлег, однако с условием, чтобы это не наносило ущерб самураям. Оплата для сёмин была без скидки.

Придорожные почтовые станции частично освобождались от земельного налога. Кроме того, им выдавалась определенная дотация. Есть сведения, что почтовые станции использовались и для торговли. Постепенно на месте наиболее оживленных почтовых станций стали образовываться небольшие городки.

Спрос на транспорт был большим, поэтому когда на почтовых станциях не хватало людей и лошадей, мобилизовали крестьян и лошадей из соседних деревень. Эти деревни были заранее распределены между станциями и по распоряжению чиновников предоставляли необходимое количество людей и лошадей. В качестве компенсации эти деревни освобождались от некоторых налогов. Однако несмотря на это, к 50‑м годам XIX в. придорожные деревни из‑за гужевой повинности были истощены, поскольку компенсация не покрывала всех расходов.

 

Водный транспорт

Речной транспорт также находился в ведении бакуфу и выполнял важную роль в перевозке различных товаров. Его развитию способствовало строительство дзё̄камати и система санкин ко̄тай. В начале XVII в. проводилось повсеместное обустройство и укрепление берегов. Поскольку речной транспорт был дешев, на его долю приходилось большая часть грузов.

В верховьях, в среднем течении и в низовьях рек использовались разные типы лодок, поэтому возникала необходимость в перегрузке товаров. Этим занимались оптовые торговцы, владельцы лодок, гребцы, кули и др.

Речные оптовые торговцы (тонъя) платили владельцам лодок за провоз из денег, полученных с владельцев грузов, и из комиссионных за ведение дел. Однако постепенно тонъя превращались во владельцев лодок, и среди них появились люди, которые совмещали оба занятия – посредничество и перевозку. Они вносили в казну бакуфу и княжеств промысловый налог и за это получали право вести дело. Кроме того, функции тонъя нередко выполняли деревенские чиновники, оказывая посреднические услуги в обеспечении транспортом владельцев грузов и путешественников. Они руководили владельцами лодок, гребцами, кули, которые занимались погрузкой и разгрузкой, связывались с тонъя на других реках и т. д.

«Закрытие» страны и запрещение строить большие суда отрицательно сказалось на японской технике кораблестроения и искусстве навигации. Однако каботажное сообщение получило широкое развитие. В 1620 г. началось сообщение между О̄сака и Эдо, морем везли рис, хлопок, масло, уксус, сакэ, сою и другие товары первой необходимости. В 1700–1702 гг. через порт Эдо прошло 4036 судов. Каботажное плавание осуществлялось как вдоль тихоокеанского, так и западного побережья. С XVII в. эти морские пути использовались очень активно. По всей Японии возникло много оживленных портовых городов.

 

Глава 2

ЯПОНСКОЕ КУПЕЧЕСТВО

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.054 с.)