Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приход к власти боковых ветвей дома Токугава

Поиск

7‑й сёгун Иэцугу правил в 1713–1716 гг.

Иэцугу был 3‑м сыном сёгуна Иэнобу, ему было 4 года, когда умер отец. Но его провозгласили сёгуном, поскольку два его старших брата умерли молодыми. Во время его короткого пребывания на посту сёгуна правительством руководил Араи Хакусэки. Им были проведены некоторые реформы и урегулированы отношения с Кореей. Он упростил церемонию приезда и приема корейской миссии и настаивал на равном титуловании короля Кореи и сёгуна Японии – этим он добивался косвенного признания со стороны Кореи того, что сёгун являлся высшей властью в Японии.

Иэцугу умер ребенком, с его смертью прервалась прямая линия потомков Токугава Иэясу и к власти пришли представители боковых линий дома Токугава.

 

 

Первые реформы сёгуната

Кризисные явления в социально‑экономической сфере стал проглядываться уже в начале XVIII в., а во второй его половине они обозначились вполне отчетливо. Финансовое положение страны было стабильным лишь при первых трех сёгунах, а потом расходы стали превышать доходы, что приводило к необходимости проводить такие непопулярные меры, как повышение налогов и перечеканка монет, что вызывало рост цен и, как следствие, социальный протест.

Первым сёгуном, попытавшимся справиться с социально‑экономическими трудностями, был Ёсимунэ. Он провел целый ряд мероприятий, получивших название реформ годов Кё̄хо̄.

 

Токугава Ёсимунэ

8‑й сёгун Ёсимунэ правил в 1716–1745 годах.

После Иэясу Ёсимунэ был самой примечательной личностью в династии Токугава, оставившей заметный след в истории Японии. Он был энергичным и умелым правителем. Своим идеалом он считал Токугава Иэясу. Ёсимунэ провел первую серию реформ, одной из целей которых был возврат к политике Иэясу.

Ёсимунэ был 3‑м сыном Токугава Мицусада, главы феодального дома Кии (госанкэ), основанного одним из младших сыновей Иэясу. В 1697 г. он стал даймё̄ небольшого владения Сабаэ (часть совр. префектуры Фукуи).

Путь Ёсимунэ к власти был открыт смертью его ближайших родственников. В мае 1705 г. умер его старший брат, в августе – отец, а в сентябре скоропостижно скончался средний брат. После этого Ёсимунэ стал главой княжества Кии (совр. префектура Вакаяма) с доходом в 550 тыс. коку.

Ёсимунэ возглавлял княжество Кии 12 лет – до мая 1716 г. За это время он успел провести множество успешных мероприятий – поправил финансовое положение княжества, которое до того было весьма плачевным, наладил систему управления, во всем навел строгий порядок. Ёсимунэ принял меры к исправлению дел в деревне и улучшению ирригационных систем, за что заслужил прозвание «просвещенного правителя» (мэйкун).

Поэтому, став сёгуном, Ёсимунэ уже обладал административным опытом, притом успешным. Он занял пост сёгуна в зрелом возрасте и формально правил почти 30 лет, но в действительности – больше (до 1751 г.).

В период правления Ёсимунэ произошло усиление властных структур сёгуната. Используя свой предыдущий опыт главы княжества, он старался приобрести как можно больше знаний в области управления. Он стремился знать, что происходит в разных владениях, чтобы владеть обстановкой в стране. С 1721 г. перед зданием, где размещался хедзё̄сё̄ – совещательный орган при сёгуне, – 3 раза в месяц выставлялся специальный ящик (мэясубако) для приема жалоб от населения.

У Ёсимунэ были и свои собственные источники информации, откуда он черпал сведения о действительном состоянии дел. Для этого Ёсимунэ создал группу из 20 самураев, которые переехали вместе с ним в Эдо из княжества Кии. Им он и поручал разузнать как обстоят дела в княжествах, проверяя донесения официальных лиц. Собранная таким образом информация давала ему возможность решать вопросы назначения на ту или иную должность, находить способных и заслуживающих доверия чиновников.

Ёсимунэ сумел поставить себя в независимое положение, что дало ему возможность ослабить соперничество между новыми слоями чиновников вокруг сёгуна и фудай даймё̄. Он сразу же «исправил» отношения с фудай даймё̄ – выказал уважение главе их представителей, чем поднял их былой авторитет.

 

Реформы годов Кё̄хо̄

Правление сёгуна Ёсимунэ ознаменовалось проведением реформ, которые в исторической литературе получили название «реформы годов Кё̄хо̄» (1716–1745). Эти реформы затронули многие стороны политической и социально‑экономической жизни Японии и были направлены в первую очередь на улучшение финансового положения страны.

За прошедшие 100 лет правления дома Токугава в стране произошли большие изменения, в том числе и в политической структуре бакуфу, которую, по мнению Ёсимунэ, необходимо было реформировать. Главной частью реформ были административные, касавшиеся вопросов управления, финансовой политики, законодательства, аграрной сферы, где происходили большие изменения.

Административная структура сёгуната не оставалась неизменной, администрация становилась все более гражданской, ушли из жизни те даймё̄ и самураи, которые участвовали в битве при Сэкигахара или служили 2‑му и 3‑му сёгунам. Им на смену пришли новые люди, которые больше соответствовали духу времени.

При 5‑м сёгуне Цунаёси была учреждена должность, в ведении которой находились финансовые и гражданские дела. Став сёгуном, Ёсимунэ выделил финансовые дела в отдельную сферу, взял под свой жесткий контроль всю деятельность бакуфу и городских магистратов, связанную с финансовыми и гражданскими делами, уделяя при этом внимание укреплению общественного порядка и улучшению структуры управления. По этому поводу были изданы специальные указы.

О том, что финансовое положение в стране было напряженным, свидетельствовало жалкое существование хатамото и гокэнин, т. е. тех слоев, которые составлял социальную базу сёгуната. Хатамото, состоявшие на жалованье, получали его 3 раза в год: весной, летом и зимой. Но в 1722 г. правительство выплатило им лишь четверть всей причитавшейся суммы.

Сёгун помогал тем из своих вассалов, кто оказался в неоплатном долгу у кредиторов. Но чтобы исправить материальное положение хатамото и гокэнин коренным образом, необходимо было привести в порядок финансы, что напрямую было связано с поступлением налогов.

Чтобы увеличить денежные поступления в казну бакуфу и упорядочить бюджет, Ёсимунэ предпринял ряд мер. В июле 1721 года финансовое ведомство стали возглавлять два чиновника: каттэката (в его ведении находились финансовые дела) и кудзиката, который занимался разными административно‑гражданскими делами – разбором жалоб, назначением наместников и т. д. Эти должности Ёсимунэ поручил ро̄дзю̄, которым он доверял.

Ёсимунэ повел борьбу против разного рода излишеств при сёгунском дворе, роскоши в одежде, пище, жилищах даймё̄, самураев, торговцев, запретил азартные игры, весьма распространенные среди имущих слоев населения. Он боролся против взяточничества и других злоупотреблений среди чиновников. Проводя политику экономии государственных средств, он сократил число хатамото и гокэнин, а оставшимся снизил рисовое жалование. Был издан специальный указ о принятии чрезвычайных мер жесткой экономии, причем сёгун подал личный пример.

В первые годы своего правления он временно обложил даймё̄ общегосударственным налогом в размере 1 % валового сбора риса в их княжествах, а те переложили всю тяжесть дополнительного налога на крестьян. Вместе с тем, Ёсимунэ несколько облегчил положение даймё̄ в другом отношении – он уменьшил срок их обязательного пребывания в Эдо с 1 года до 6 месяцев, и тем самым фактически сократил их расходы. Это нововведение действовало в 1722–1731 гг. Когда Ёсимунэ счел, что бюджет сёгуната упорядочен, он отменил налог с даймё̄ и восстановил годичный срок их пребывания в Эдо.

Ёсимунэ заслуженно прозвали «рисовым сёгуном» за его меры по увеличению посевов риса, за создание запасов риса как в сёгунских, так и в частных владениях. Именно при нем на о‑ве До̄дзима (О̄сака) была открыта рисовая биржа, где определялись цены на рис. Правительство бакуфу следило, чтобы между ценами на рис и на товары повседневного спроса не существовало больших ножниц, проводило политику стабилизации цен, действуя через объединения торговцев (кабунакама), сдерживало повышение цен на товары со стороны торговцев. При Ёсимунэ принимались меры по ограничению производства сакэ в годы обильных урожаев, когда цены на рис падали, с тем чтобы не сокращать запас риса. Проводились меры по ограничению подвоза риса в большие города, чтобы не сокращались его запасы на месте.

При Ёсимунэ было значительно облегчено участие городских торговцев в освоении целины. Лицам, поднимавшим пустоши, давались значительные налоговые льготы. Несмотря на запрет на продажу земли, фактически переход земельных участков из одних рук в другие все‑таки происходил – например, в результате просроченного заклада. Так появились «новые помещики» (синдзинуси), и в результате реформ Кё̄хо̄ они получили гражданское право на владения землей. Такое послабление отвечало политике увеличения налоговых поступлений в казну.

В сельском хозяйстве наблюдалось развитие товарного производства, причем крестьяне старались выращивать те технические культуры, которые наилучшим образом соответствуют данным природным условиям.

При Ёсимунэ Эдо превратился в огромный город. Следует отметить, что за его санитарным состоянием строго следили. В городской жизни было много проблем – случались драки, процветала уличная проституция и азартные игры, но власти строго следили за соблюдением порядка. Пожары были сущим наказанием, в среднем один катастрофический пожар случался раз в 3 года. Поэтому с 1718 г. для тушения пожаров стали привлекать горожан, в августе 1720 г. в каждом квартале Эдо создали своего рода противопожарные отряды, которые отвечали за безопасность; владельцев домов тоже обязали принимать противопожарные меры.

Сёгун Ёсимунэ положил начало регулярным переписям населения. Первая такая перепись прошла в 1721 г., а затем они стали проводиться каждые 6 лет. Переписи были составной частью реформ годов Кё̄хо̄, их целью являлось, главным образом, определить размеры податного население страны.

При Ёсимунэ в 1742 г. был составлен важный законодательный документ эпохи Токугава – кодекс законов из 100 статей. По распоряжению сёгуна один из его ближайших сподвижников Ока Тадасукэ собрал отдельные указы и свел их в единый кодекс. Пользоваться им имели право только судебные чиновники.

Ёсимунэ разрешил ввоз в Японию европейских книг по прикладным наукам, что также было составной частью реформ годов Кё̄хо̄. Сёгуна интересовало все, что происходило на Западе, особенно достижения в сельском хозяйстве. С его разрешения несколько японцев отправились в Нагасаки, чтобы изучать там голландский язык. С того времени знание голландского языка стало постепенно распространяться среди образованной части японского общества. Знания в области астрономии, математики, медицины имели практическое значение и находили применение в повседневной жизни. Ёсимунэ лично встречался с голландцами во время их ежегодных визитов в Эдо и задавал много вопросов, интересуясь, какую практическую выгоду можно извлечь из западных наук. Он также проявлял большой интерес к европейской пище, растениям, живописи.

Пробитая европейскими книгами брешь в изоляции страны положила начало школе рангакуся (голландоведов), представители которой выступали за расширение связей с Западом, за распространение европейских знаний в Японии.

Ёсимунэ был потомственным воином и поэтому стремился возродить военное мастерство самураев, был сторонником простых нравов и считал этикет и всякие церемонии вредными для государственных интересов.

 

***

 

Природа наградила Ёсимунэ отменным здоровьем, он был физически очень сильным человеком, ростом 182 см, т. е. по тому времени настоящим гигантом, поскольку из всех периодов японской истории в эпоху Эдо японцы в массе были самыми низкорослыми.

По обычаях своего времени он был окружен блестящими женщинами, но в особом увлечении ими замечен не был. В его жизни был странный эпизод. Когда, став сёгуном, он прибыл в Эдо, то попросил составить список фрейлин его жены. Получив его, он отправил всех красавиц по домам, а некрасивых оставил. Удивленному окружению он так объяснил свой поступок: красивым легче выйти замуж, а кто попросит руки дурнушки? Пусть они лучше прислуживают моей жене.

 

Токугава Ёсимунэ

Умер Ёсимунэ 20 июня 1751 г. и был похоронен там же, где и сёгун Иэцуна – на территории буддийского храма Канъэйдзи в Эдо.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.008 с.)