Политика в отношении иностранцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика в отношении иностранцев



Ввоз в Японию огнестрельного оружия был одной из главных статей торговой деятельности европейцев. Кроме того, они ввозили в Японию китайский шелк, который японцы не могли сами покупать в Китае – из‑за набегов японских пиратов на китайское побережье, а затем из‑за похода японцев на Корею (1592–1598), отношения между Японией и Китаем были прерваны. Видимо, немалую роль в прекращении прямой японо‑китайской торговли сыграли и португальцы, заинтересованные в том, чтобы взять на себя посредничество в торговле между этими странами. Из Японии португальцы в большом количестве вывозили золото и серебро, оплачивая ими покупку китайских товаров для Японии и получая при этом большие прибыли.

Японцам также была выгодна торговля с европейцами. Поэтому, когда Тоётоми Хидэёси в июле 1587 г. издал указ об изгнании из Японии христианских миссионеров, которые стали вмешиваться в междоусобную борьбу, он оговорил при этом право португальцев беспрепятственно продолжать торговлю.

Став сёгуном, Токугава Иэясу первоначально не предпринимал никаких решительных мер против иноземцев. Наоборот, стремясь укрепить экономическую основу бакуфу, он проявлял большую заинтересованность в развитии внешней торговли, которая могла послужить дополнительным источником доходов.

Начало XVII в. было периодом наивысшего подъема японского мореплавания. На рубеже XVI–XVII вв. Япония поддерживала внешние связи с народами 16 стран. В те годы японские корабли не только совершали плавания в страны Восточной и Юго‑Восточной Азии, но и дважды – в 1610 и 1613 годах – пересекали Тихий океан, доставляя посольства сёгуна в Новую Испанию, так тогда называли Мексику.

 

Голландское судно

 

Японское судно

Японские мореходы совершали длительные и трудные морские переходы, но их небольшие и плоскодонные суденышки были мало пригодны для океанского плавания. Для Японии, островного государства, были необходимы иные суда.

Токугава Иэясу понимал, что дальнейшее развитие японского мореплавания невозможно без освоения практических знаний других народов, в частности, их опыта сооружения крупных кораблей, которые японцы строить не умели. Случай забросил в 1600 г. в Японию англичанина У.Адамса, который остался там до конца своих дней. Постепенно Адамсу удалось войти в доверие к сёгуну, который сделал его своим советником.

Адамс преподавал Иэясу основы математики. Кроме того, хотя Адамс был штурманом, а не корабелом, он, по настойчивой просьбе Иэясу, с помощью японских мастеров построил большой корабль по европейскому образцу.

Общение с иностранцами позволило Иэясу осознать, что Япония во многих областях отстала от европейских стран. Вероятно поэтому в «Завещании Иэясу», которое, по всей видимости, появилось в первой половине XVII в., в ст. 68 говорится:

 

«Япония, хотя и существует со времен императора Дзимму, но науки, сравнительно с другими странами, еще стоят в ней на низкой ступени. Устройством школ и распространением образования следует сделать Японию известною».

 

Тем не менее, в 1612 г. Токугава Иэясу запретил христианскую религию в Японии. Причин на это было несколько, но главная была той же, что двигала в свое время Тоётоми Хидэёси: сёгунат опасался подчинения страны европейцам, которые активно вмешивались во внутреннюю борьбу. Кроме того, к концу XVI в. наладилась торговля с Китаем и отпала надобность в португальском посредничестве.

 

Отход Иэясу от текущих дел

Токугава Иэясу был сёгуном недолго – в мае 1605 г. он отказался от титула в пользу своего сына Хидэтада. Тем самым пост сёгуна закрепился за домом Токугава. Сам Иэясу удалился в Сумпу, где жил уединенно, изучал историю, проводил время в беседах со знатоками древности. Однако, он устранился от власти лишь формально. По‑прежнему ни одно важное дело не решалось без его участия. Он просто хотел освободить себя от текущих дел, чтобы иметь возможность сосредоточиться на будущей политике.

Токугава Иэясу окружил себя советниками, которых выбрал себе лично. Это были Тэнкай, монах секты Тэндай, и Хаяси Радзан, конфуцианский ученый.

Официальной идеологией при Токугава стало неоконфуцианство (чжусианство – по имени Чжу Си, китайского философа XII века). Усиление его влияния относится к концу XVI в. Тогда Иэясу имел первую продолжительную беседу с крупным ученым того времени Фудзивара Сэйка, который и постарался внушить будущему сёгуну идею переустройства государства по примеру создателя Танской империи Тайцзуна (правил ок. 627–649). Придя к власти, Токугава Иэясу решил установить порядки в государстве в соответствии с неоконфуцианской моделью, взятой из китайской практики, но видоизмененной местными мыслителями с учетом японской специфики. Фудзивара Сэйка не согласился занять пост сёгунского советника и препарировать чжусианскую доктрину применительно к нуждам бакуфу. Неоконфуцианским советником сёгуна стал его ученик Хаяси Радзан, который, как и его последователи, содействовали укреплению в верхах сёгунского правительства ориентации на земледелие как на экономическую опору власти.

В число приближенных Иэясу входили также Ина Тадацуги, специалист по местной администрации, Гото̄ Мицуцугу, его советник по финансовым делам, и У.Адамс. Предстояло сделать очень многое. Еще не была окончательно определена административная структура сёгунского правительства, не был подобран соответствующий штат. Существовала масса проблем, связанных с необходимостью политического контроля над императором и двором, буддийскими и синтоистскими храмами, крестьянами и горожанами, иностранцами из Европы и Китая.

Но больше всего не давала Токугава Иэясу покоя мысль о сыне Тоётоми Хидэёси – Хидэёри, который находился с матерью Осакском замке. Эта проблема приобретала все большую остроту по мере того, как Хидэёри взрослел, поскольку многие даймё̄ в разной форме оказывали сыну Хидэёси поддержку. В 1615 г. Иэясу захватил Осакский замок и приказал казнить Хидэёри. Замок был разрушен и предан огню. На долгое время память о доме Тоётоми Хидэёси была уничтожена.

После успешно проведенной осакской кампании у Иэясу не осталось врагов внутри страны, которых следовало бы опасаться. В последние годы жизни Иэясу издал целую серию указов, регламентировавших жизнь императорского двора, дворянства, духовенства, которые способствовали упрочению позиции сёгуната.

 

***

 

21 января 1616 г., вернувшись с соколиной охоты, Токугава Иэясу около 2‑х часов ночи почувствовал боли в желудке. Весть о болезни Иэясу быстро достигла Эдо, где находился его сын, сёгун Хидэтада, и тот сразу же приехал в Сумпу к больному отцу. Иэясу становилось все хуже, но он успел дать много полезных советов сыну относительно того, как сохранять в стране мир и стабильность и держать в узде недовольных даймё̄.

2 апреля Иэясу позвал к себе Хонда Масадзуми, своего ближайшего и верного сподвижника и отдал ему распоряжения как провести его похороны:

 

«Предать мои останки земле на горе Куно̄, заупокойную службу провести в храме Дзо̄дзю̄дзи в Эдо, табличку с посмертным именем (в Японии на деревянных табличках – ихай – пишется посмертное имя и дата смерти покойного, после чего их ставят в домашнем алтаре; посмертное имя Токугава Иэясу – Тоси Дайгонгэн. – Ред.) поместить в храме Дайдзю̄дзи в провинции Микава; спустя некоторое время воздвигнуть небольшой храм в горах Никко̄, чтобы возносить молитвы о явлении божеств».

 

Токугава Иэясу умер 17 апреля 1616 г., оставив своим наследникам огромные владения. Дом Токугава был самым богатым в стране. Кроме земель, ему принадлежали золотые рудники на о‑ве Садо и серебряные рудники в Икуно и О̄мори. Кроме того, торговля и производство в Эдо, О̄сака и других городах, находившихся в подчинении сёгуна, давала большие доходы.

 

«Завещание Иэясу»

В первой половине XVII в. появилось «Завещание Иэясу», состоящее из 100 статей. По всей вероятности, оно в основном было написано еще при жизни Токугава Иэясу, но до нас дошло в позднейшем варианте, куда вносились изменения и дополнения. Вот некоторые выдержки из него:

 

«Брось то, что любишь, и служи тому, что хотя и не любишь, но чему должен служить.

Запрещается рубить деревья, служащие границами провинций, селений, владений, межами полей, земель усадебных и т. п.

Кто более всего клевещет на других, как не льстец! Без лести и прямой человек есть преданный слуга.

Сёгун должен остерегаться, чтобы его не вводили в заблуждение родственники жены и наложниц, заставляя пользоваться услугами близких им лиц, и пренебрегая услугами лиц заслуженных.

Меч – душа военного, терять его непозволительно.

Даймё̄ и правители должны вести себя сообразно с доходами и не предаваться роскоши.

Япония, хотя и существует с времен императора Дзимму, но науки, сравнительно с другими странами, еще стоят на низкой ступени. Устройством школ и распространением образования следует сделать Японию известною.

Если государь не знает затруднений своего народа, а народ не знает забот своего государя, то беспорядки произойдут сами собой. Если государь человеколюбив, у государства нет забот.

Твердость характера человека выражается в одном слове «терпение». Терпение обозначает умение управлять чувствами: радостью, гневом, печалью, беспокойством, огорчением, страхом и трусостью. Умение управлять чувствами в свою очередь проистекает из терпения. Не предающийся страстям терпелив. Я, хотя и не терпелив, не забываю о необходимости терпения. Моим потомкам, как и мне… необходимо соблюдать терпение.

Составленные мною статьи должны служить основанием управления и успокоения Японии, что составляет обязанность сёгуна. Если бы я захотел оставить подробные наставления моим потомкам, то имей я гору кистей и море, разведенное тушью, не был бы я в состоянии записать все, что нужно. Поэтому я изложил свои желания, для назидания потомства, только в одной книге. Спустя 100 лет после меня, читающий мои правила поймет мои намерения.

Если кто‑нибудь из моих потомков изменит этим правилам, то тем самым обнаружит свою неспособность быть сёгуном. Это уже не будет мой достойный потомок.

Указанные выше статьи не дозволяется читать никому кроме моих потомков, вельмож и советников. Показать их другим, значит показать мои намерения и навлечь на меня, как на старую болтунью, насмешки».

 

Токугава Иэясу был выдающейся политической фигурой. Его умение рассчитывать ходы и ориентироваться в обстановке позволили ему возможность поставить точку в междоусобной борьбе и добиться успеха при восхождении к вершинам власти. Кроме того, он заложил основы исключительно стабильной политической системы: эпоха, когда правили сёгуны из дома Токугава, длилась 264 года.

Но главным в политическом наследии Иэясу было достижение длительного мира в стране. Это обеспечило возможность быстрого экономического развития Японии в XVII в. Кроме того, многие административные меры, например, введение системы заложничества (санкин ко̄тай), способствовали строительству домов в Эдо, развитию транспорта, стимулировали развитие торговли и сельского хозяйства. Политика и экономика оказались тесно увязаны в тугой узел.

 

 

Глава 2

ПОЛИТИКО‑АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА СЁГУНАТА ТОКУГАВА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.013 с.)