Административная система сёгуната 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административная система сёгуната



Эволюция административной системы сёгуната

С точки зрения административной структуры в деятельности бакуфу можно выделить три периода:

1) с 1603 по 1632 гг.

2) с 1633 по 1854 гг.

3) с 1855 по 1867 гг.

Первый период охватывает годы правления Токугава Иэясу и его сына Хидэтада вплоть до кончины последнего. Это время характеризуется тем, что государственные дела велись талантливыми администраторами, которые выдвигались из непосредственного окружения Иэясу и Хидэтада, с которыми у них были доверительные отношения.

Начало второго периода было обозначено деятельностью 3‑го сёгуна Иэмицу, который упорядочил административную структуру бакуфу. Все последующие сёгуны, фактически, продолжали действовать в рамках созданной им структуры управления.

Третий период связан с «открытием» страны, когда власти бакуфу реально столкнулись с внешней угрозой. В структуре сёгуната даже не было специального отдела, который занимался бы иностранными делами. Длительный период мира, без внутренних войн и внешних угроз, привел к утрате военного искусства. В стране не было ни единой регулярной армии, ни военных кораблей, ни производства современного по тем меркам оружия (этим, правда, занимались отдельные княжества). Правительство лихорадочно пыталось реагировать на быстро менявшиеся обстоятельства, создавая организации, которые занимались бы военными и иностранными делами, но время было безвозвратно утеряно. Реформы, которые помогли Японии справиться с кризисной ситуацией и обеспечили ей быстрое развитие в разных сферах, прошли уже в период Мэйдзи (1868–1911), после краха сёгуната.

 

Центральные органы власти

На протяжении всего периода Токугава в системе правительственных органов происходили изменения, но основная структура оставалась неизменной. С конца XVII в. правительственные дела все больше поворачиваются в гражданскую сферу, в числе чиновников появляются новые люди, предки которых не имели прямых связей с домом Токугава.

Когда Токугава Иэясу стал сёгуном, чиновничий аппарат еще находился в стадии формирования. Истоки сёгунской администрации вели свое начало от системы власти, существовавшей во владениях Токугава в районе Канто̄: военные силы имели свое командование, где старшим был главный вассал (каро̄), а гражданскими делами ведали 3 департамента (санбугё̄), главами которых Иэясу назначил трех своих верных вассалов: О̄суги Ясутака, Уэмура Масакацу и Корики Киёяса. Под их управлением находились 3 главных чиновника (дайкан гасира), которые ведали сбором налогов, деньгами, документами, т. е. вели все текущие дела. В штате были предусмотрены священник и лекарь.

Такая административная структура сохранялась в течение нескольких лет после 1603 г. Но две группы даймё̄ – тодзама даймё̄ и боковые ветви дома Токугава (симпан) к власти не допускались. На государственные должности старались назначать людей, которые экономически зависели от сёгуна, были обязаны ему своим выдвижением и на лояльность которых можно было положиться. Такие люди, как правило, рекрутировались из числа фудай даймё̄, хатамото и гокэнин (непосредственных вассалов сёгуна).

Правительственный аппарат, созданный при Токугава, был довольно большим. В нем имелось четкое распределение должностей и обязанностей, в сферу его деятельности входили как государственные дела, так и обслуживания сёгунского двора.

Государственные дела вели высшие сановники: регент, старшие и младшие государственные советники, руководители ведомств. Немалое влияние на них оказывал и личный секретарь сёгуна (собаё̄нин), через которого сановники передавали свои доклады верховному правителю страны.

Высшая государственная должность – главный советник (тайро̄) – не была постоянной, а учреждалась обычно при малолетнем сёгуне или в связи с чрезвычайными обстоятельствами. На этот пост выдвигались особо доверенные лица.

Старшие государственные советники (ро̄дзю̄), которых было 5 или 6, ведали делами управления страной и сёгунскими территориями, надзором за даймё̄ и др. Они назначались из числа богатых фудай даймё̄, имевших доход не менее 25 тыс. коку риса. Если состояние вновь назначенного было ниже установленного ценза, то правительство жаловало ему дополнительные земли с соответствующим доходом. Ро̄дзю̄ исполняли свои обязанности посменно, по месяцу каждый. В определенные дни они принимали даймё̄, чиновников и других просителей.

У ро̄дзю̄ были помощники – младшие государственные советники (вакадосиёри), которые ведали охраной сёгуна и его дворца, полицейским аппаратом и всеми другими военными отрядами, формировавшимися из самураев‑вассалов сёгуна (хатамото, гокэнин). На эту должность назначались лица из числа менее состоятельных фудай даймё̄.

Для обсуждения государственных дел ро̄дзю̄ и вакадосиёри периодически собирались в одном из залов сёгунского дворца – Гоёбэя. Это был высший административный орган – государственный совет, – который по месту проведения заседаний иногда называли Гоё̄бэя.

Административными, финансово‑экономическими и хозяйственными делами бакуфу ведали 4 ведомства, деятельность которых осуществлялась под началом ро̄дзю̄.

3‑й сёгун Иэмицу придал административной системе более четкую структуру. В 1634 г. бакуфу разграничило полномочия и должностные обязанности ро̄дзю̄ и вакадосиёри. Ро̄дзю̄ стали ведать делами даймё̄, чьи доходы превышали 10 тыс. коку риса, иностранными делами и финансовыми вопросами. А вакадосиёри получили в свое ведение дела, которые касались охраны сёгунского двора, а также всем, что было связано с хатамото и гокэнин; эти непосредственные вассалы сёгуна имели доход менее 10 тыс. коку.

Обязанности тайро̄ были более четко определены лишь в 1638 г., однако даже тогда обязанности этого формально второго после сёгуна лица в государстве были обрисованы весьма расплывчато, в результате чего политическая значимость тайро̄ осталась неясной. По‑видимому, полномочия этой должности ограничивались консультативными функциями.

Финансовое ведомство (кандзё̄ бугё̄) управляло всеми финансами бакуфу, ведало вопросами, связанными с налогами и повинностями, наблюдало за деятельностью правительственных наместников (гундай и дайкан), рассматривало жалобы населения восьми провинций района Канто̄. Ему были подчинены монетный двор, управление лесами и рисовыми складами. Это ведомство играло большую роль в жизни крестьян, проживавших на территориях сёгунских владений, так как все налоговые книги, списки и документы, касавшиеся обложения, представлялись провинциальными наместниками сёгуна именно в это ведомство. Жалобы крестьян, поданные в государственный совет, обычно направлялись в по ведомство на предварительное рассмотрение.

Ведомство по делам религии (дзися бугё̄) ведало делами буддийских и синтоистских храмов, и кроме того рассматривало жалобы населения всех других районов Японии, кроме восьми провинций района Канто̄. Поэтому оно тоже имело большое значение для крестьян.

Было еще ведомство по делам города Эдо (Эдо‑мати бугё̄) и ведомство по делам других больших городов (энкоку бугё̄), которое вдобавок ведало рудниками, принадлежавшими сёгуну. Существовал также большой аппарат полицейских инспекторов (о̄мэцукэ) с помощниками (мэцукэ).

Совещательным органом при сёгунате был хедзё̄сё̄, в который входили представители кандзё̄ бугё̄, дзися бугё̄ и Эдо‑мати бугё̄ и мэцукэ. Там обсуждались текущие дела и готовились ответы на запросы ро̄дзю̄. Вместе с тем, хедзё̄сё̄ представлял собой своего рода верховный суд, где рассматривались конфликты между ведомствами, петиции от даймё̄, княжеские споры о наследстве, прошения крестьян, поданные, минуя местные власти, и другие важные дела. С 1721 г. для приема жалоб от населения перед воротами хедзё̄сё̄ 3 раза в месяц выставлялся специальный ящик (мэясубако).

Никакого свода законов тогда не существовало, при судебных разбирательствах обычно руководствовались отдельными правительственными указами и судебной практикой. Только в начале XVIII в. был издан первый судебник, а в 1742 г. – кодекс законов, но предназначались они лишь для чиновников и обнародованы не были.

 

Местные органы власти

Во владениях бакуфу правили наместники (гундай и дайкан). В ведении гундай находились территории с доходом более 100 тыс. коку, они контролировали важнейшие экономические и стратегические районы страны. Дайкан руководили владениями с доходом менее 100 тыс. коку.

На этих наместников возлагались следующие функции: политико‑административные – управление подведомственной территорией; судебные – разбор жалоб от населения; финансовые – взимание налогов, изменение налоговых ставок и т. д.; хозяйственные – ремонт плотин, дорог, мостов, поддержание ирригационных систем и т. п.; чрезвычайные – снабжение сёгунских войск, если они находились на подведомственной им территории, и подавление восстаний. Этим наместникам разрешалось вступать в переговоры с соседними феодалами в случае необходимости посылки войск для подавления волнений, что свидетельствовало о большом доверии правительства к наместникам.

В городах, портах и на рудниках, принадлежавших правительству, находились полномочные сёгунские чиновники (бугё̄). В Киото при императорском дворе была введена новая должность специального наместника (сёсидай), в обязанности которого входила слежка за императорским двором и кугэ, чтобы пресечь любую попытку использовать императора в политической борьбе.

 

 

Сёгун и императорский дом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.01 с.)