Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие театрального искусства

Поиск

К концу XIV в. в японской культуре оформились новые направления, новые жанры, изменившие ее лик. Хотя религия оставалась основой мировоззрения средневекового японца, но произошло как бы «обмирщение» культуры, что во многом было следствием возросшего влияния дзэн‑буддизма на весь комплекс религиозных представлений.

 

Сцена из спектакля театра Но̄

Синтезом всего дзэнского искусства является но̄гаку – театральное искусство, возникшее в XIII в. на основе саругаку, комплексных представлений, включавших в себя песни, танцы, акробатику, фокусы. Пьесы для театра Но̄ первоначально существовали в устной традиции и были записаны не ранее второй половины XIV в., после чего получили название ё̄кёку.

Основателями жанра считаются Канъами (Сабуро̄ Киёцугу) и Дзэами Мотокиё. Они были и драматургами‑авторами пьес, и актерами‑исполнителями главных ролей, и режиссерами, и преподавателями своего искусства.

Представления театра Но̄ разыгрывались на специально оборудованных подмостках, приподнятых над землей, окруженных балюстрадой и закрытых высокой черепичной крышей, закрепленной на четырех столбах. В представлениях Но̄ важны музыка, движения, танец, слово, маски, костюмы. Речь актеров на сцене отличается манерой и тембром. В перерывах между постановками пьес, иногда между актами, исполнялись короткие одноактные фарсы кё̄гэн («безумные слова»). Речь актеров кё̄гэн была приближена к повседневной, даже простонародной речи, в текстах юмор ситуаций сочетался с игрой слов.

 

Одна из масок театра Но̄

Спектакли Но̄ собирали большие аудитории самого разного социального состава и культурного уровня. В 1374 г. представление Но̄ посетил Асикага Ёсимицу, и оно произвело на него на столько сильное впечатление, что сёгун стал покровителем сценического искусства.

 

 

Тенденции в архитектуре

Буси, во всяком случае их верхушка во главе с сёгунами Асикага, испытывали желание соответствовать представлениям о величии и великолепии, сложившимся при императорском дворе. Это проявилось, в первую очередь, в архитектуре и декоративном искусстве. Дворец Асикага Ёсимицу, построенный в Киото в квартале Муромати и давший название всему периоду существования второго бакуфу, был построен в 1381 г. в стиле хэйанских дворцов (синдэн дзукури), что символизировало высокий ранг его хозяина.

 

Золотой павильон (Кинкакудзи)

Видимо, высшим проявлением этого стиля был дворцовый комплекс Китаяма, который дал название целому периоду японской культуры (с середины XIV в. по первую четверть XV в.). Он состоял из нескольких зданий и множества павильонов, расположенных в парке. Главное здание было построено в стиле синдэн дзукури и соединялось с другими помещениями двойной галереей. При жизни Ёсимицу в этом дворце происходили различные увеселения, а в конце жизни сёгуна, после того, как он удалился на покой, он стал его резиденцией. До наших дней от всего комплекса сохранился только Кинкакудзи («Золотой павильон»), построенный в 1398 г.

Золотой павильон относится к числу наиболее известных построек XIV в., сохранившихся до нашего времени. Своим названием павильон обязан тому, что его стены снаружи и внутри покрыты позолотой и лаковой росписью. Он входил в комплекс загородного дворца, построенного в 1398 г. сёгуном Асикага Ёсимицу. Квадратное в плане здание, увенчанное двумя крышами, крытыми корой дерева хиноки (японский кипарисовик), напоминает китайские дворцовые павильоны того времени. Однако подчеркнутая обнаженность конструкции – тонкие опоры и кронштейны, простые ограждения террас и обходных балконов, раздвижные двери, отражение павильона в водах пруда, создающее впечатление легкости всего сооружения, – все это были черты, характерные для национальной японской архитектуры. Композиция первого этажа еще сохраняла дворцовый стиль периода Хэйан (синдэн) с единым внутренним пространством, разделенным лишь колоннами тонких деревянных опор; второй, закрытый этаж использовался как салон музыки и поэзии; третий представлял из себя часовню.

После смерти Ёсимицу в 1408 г. комплекс дворцовых построек, в который входил Кинкакудзи, был превращен в буддийский храм Рокуондзи. В настоящее время Золотой павильон и многочисленные беседки в окружающем его обширном парке полностью восстановлены.

 

 

Глава 3

КУЛЬТУРА XV–XVI вв

 

Важной чертой нового эстетического идеала, основанного на принципах учения дзэн, стало умение видеть прекрасное в малом, самом обыденном и повседневном, ценить не внешнюю броскую яркость, а приглушенную красоту простоты, составляющую, согласно этим представлениям, внутреннюю сущность предметов.

Наиболее ярко свидетельства нового мировоззрения проявились в архитектуре и искусстве конструирования садов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.01 с.)