Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Массовые религиозные движенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Крестьянские движения были знаковой характеристикой исторического развития Японии в XV в. При этом социальная по своей сути борьба крестьянства в феодальном обществе неизбежно принимала религиозную окраску. Проходя под религиозными лозунгами и сливаясь с религиозными движениями того времени, крестьянские восстания становились основой более широких народных движений.
Движение Икко̄ икки С конца XV в. в Японии получило развитие сложное по своему составу религиозное движение, состоявшее из самых разнообразных элементов – так называемое Икко̄ икки. Руководящую роль в нем играла буддийская секта Икко̄ (или Монто). В основе ее деятельности лежало учение школы Дзё̄до синсю̄, созданной монахом Синран еще в XII в. и постепенно добившейся исключительного влияния и охватившей около половины последователей буддизма в Японии. Среди крестьян секта пользовалась огромной популярностью. Их привлекала в ней простота и доступность как учения, так и религиозной практики. Учение Икко̄ не требовало обязательной отрешенности от мирских дел: важнейшей ценностью объявлялся труд, в том числе и самый простой – вроде уборки жилья и прочих помещений. Но все же на первом месте стоял духовный труд, открывавший путь к самому главному – к познанию высшей сущности бытия, т. е. природы Будды. Для простого труженика – крестьянина или горожанина – привлекательным казалось и то, что, в отличие от других школ, Икко̄ в XV в. не имела крупных земельных владений с приписными деревнями, где крестьяне фактически подвергались эксплуатации со стороны монахов. И, наконец, принадлежность к религиозной секте весьма ощутимо снижала налогообложение. В 1487 г. школа Икко̄ возглавила восстание крестьян в провинции Кага (совр. префектура Исикава), в участвовало около 200 тыс. чел. Духовные лидеры школы использовали обстоятельство для того, чтобы добиться своего участия в управлении провинцией наряду с местными феодалами. В результате в течение почти 100 лет Кага считалась «крестьянской провинцией», хотя, безусловно, это было не больше, чем название – руководство всей ее жизнью осуществлялось блоком духовенства и феодалов. Высшее духовенство Икко̄ активно проводило политику расширения влияния секты, в том числе, и в чисто территориальном смысле. Армия «крестьянской провинции» несколько раз входила на территорию Этидзэн (совр. префектура Фукуи), где располагались владения даймё̄ Асакура, но закрепиться там не сумела. Зато в других провинциях действия Икко̄ сопровождались несомненным успехом. Так, используя феодальное соперничество, секта более чем на полтора столетия (до конца XVI в.) заняла прочные позиции в Микава. Эта провинция, особенно ее западная часть, стала ареной активной деятельности монахов храма Хонгандзи, главного храма Икко̄, которые вели борьбу с приверженцами других религиозных течений. В восстаниях, которые инициировались Икко̄, участвовали не только крестьяне: последние были их главной действующей силой только в начальный период событий. С течением времени социальный состав их участников становился все более разнообразным. Постепенно в движение Икко̄ в массовом порядке включились самураи, которые установили тесные связи с высшими слоями духовенства, а потом и заняли в нем руководящие посты. Следствием этого стала определенная милитаризация секты, наращивание ее военной мощи и, фактически, превращение ее в сильное феодальное войско. Идеи социального равенства, когда‑то заложившие основу популярности школы Икко̄, отошли на второй план и вместо появился дух религиозной нетерпимости. В 1532 г. армия Икко̄ начала осаду города Сакаи. Поводом к нападению послужило то, что там преобладало влияние школы Нитирэн. После длительной осады и боев в районе Сакаи огромная армия религиозных повстанцев пошла на Нара, сожгла одну из главных святынь – храм Ко̄фукудзи – и объявила о намерении захватить столицу. С 1294 г. преобладающим влиянием в Киото пользовалась школа Нитирэн. В 30‑х годах XVI в. там действовало основанное на ее учении религиозное движение Хоккэ икки, выступавшее против секты Икко̄. Построенные в Киото 21 храм школы Нитирэн были укреплены как крепости. В июне 1532 г. против господства Нитирэн в столице выступила также секта Тэндай монастыря Энрякудзи. Ее сторонники развернули наступление на столицу, разгромили штаб Хокэ – храм Хонкокудзи – и сожгли все до единого храмы Нитирэн в Киото. Столичный район Симогё̄, где было 13 таких храмов, был разрушен полностью. Однако уже в 1533 г. движение Хокэ перешло в наступление: на этот раз объединенные силы с его участием под руководством Хосокава Харумото даже двинулись на Исияма Гобо̄ Хонгандзи (территория совр. О̄сака) – штаб Икко̄. В 1534 г. война между религиозными армиями, состоявшими большей частью из крестьян, завершилась перемирием. Уязвимость крестьянства в условиях ширившихся феодальных междоусобиц, необходимость противостоять притязаниям феодала, чиновникам местной администрации, заставляла крестьян искать защиту у представителей мощной, разветвленной религиозной организации и, соответственно, участвовать в религиозных войнах. В результате, к середине XVI в. в провинции Микава кипели междоусобные войны, в которых участвовали не только феодалы, но и монахи враждовавших между собой храмов и монастырей, возглавлявшие многочисленные отряды своих приверженцев из самураев, мё̄сю и крестьян. Превращение секты Икко̄ в воюющий феодальный клан стало еще более очевидным в 60‑70‑х годах XVI в., когда ее деятельность пришла в столкновение с планами «первого объединителя» Японии Ода Нобунага. Во время войны за подчинение провинции Микава союзник Нобунага Токугава Иэясу пришлось столкнуться с сопротивлением монахов, когда он попытался установить контроль над их землями. В 1563 г. Иэясу увеличил налоги, поскольку ему потребовались средства на строительство замка в Сасаки. По этой причине крестьяне подняли восстание, руководителем которого выступили храмы Хонсё̄, Цутимия и другие, относившиеся к храму Хонгандзи. Иэясу попытался начать с ними переговоры, но его послы были убиты. Тогда Токугава Иэясу прибег к силе. Положение осложнялось тем, что на стороне восставших выступали крупные и мелкие феодалы, которые стремились использовать выступления крестьян для борьбы с Иэясу. Поэтому в 1564 г. Иэясу пришлось обратиться с просьбой о помощи к настоятелю храма Мё̄гэн. Воинственные монахи этого храма выступили на стороне Иэясу. В сражении при Вада отряды секты Икко̄ были разбиты, а воевавшие на их стороне феодалы сдались в плен. Иэясу сумел извлечь для себя уроки из этого инцидента. В де подавления восстания он распустил все организации приверженцев секты Икко̄ в провинции и разрушил все их культовые постройки. Спокойствие в восточной части провинции было восстановлено в июле 1564 г., и постепенно Иэясу подчинил своей власти всю провинцию. В XV–XVI вв. буддийская церковь владела не только значительными земельными угодьями, но и активно участвовала во всех сферах политической и хозяйственной деятельности. В владениях вводились более прогрессивные формы ведения сельского хозяйства, строились каналы, дамбы, мосты и другие сооружения. Помимо огромных материальных ресурсов, церковь располагала также большими людскими резервами. Среди последователей различных сект было не только множество крестьян, но и мелких феодалов и горожан. Духовенство мощных монастырей, независимых экономически и политически, настоящих торговых городов‑государств, вступало в союзы с феодальными домами, противостоявшими Ода Нобунага. После длительной борьбы несколько буддийских монастырских центров были жестоко разгромлены войсками Нобунага. Тем не менее религиозные выступления, объединявшие разные слои японского общества, и в дальнейшем продолжали оставаться важной составной частью народных движений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.009 с.) |