Административная система сёгуната. Если первый бакуфу рассматривал себя как отдельный самостоятельный элемент ко̄бу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административная система сёгуната. Если первый бакуфу рассматривал себя как отдельный самостоятельный элемент ко̄бу



Если первый бакуфу рассматривал себя как отдельный самостоятельный элемент ко̄бу сэйдзи и строил систему управления по модели императорского двора, вплоть до повторении системы двух соправителей, то во втором бакуфу наблюдалось стремление к созданию единой с императорским двором системы управления государством.

Это хорошо видно на примере эволюции сюго. В период Камакура сюго составляли опору власти бакуфу в провинциях. Хо̄дзё̄, понимая важность этого института, сохраняли за собой прерогативу назначения на эти должности. К концу периода они сумели назначить сюго в 28 провинций из 57. В остальных провинциях, расположенных в центральной и западной частях страны, административная и судебная власть по‑прежнему оставалась в руках чиновников управителей провинций. Сами же управители (кокуси), как правило, жили в столице.

По мере ослабления кугэ сэйкэн (власти придворных) возникала необходимость заполнить пустоты в системе управления. Главные изменения произошли в период в 1333–1346 гг. В 7‑й статье «Кэмму сикимоку» Асикага Такаудзи особо подчеркивал роль и значение сюго. Император Годайго назначал на посты сюго представителей придворной аристократии или военачальников, которые совмещали должности сюго и кокуси, что привело к слиянию двух должностей, а, следовательно, и их функций на провинциальном уровне. В 1346 г. это было подкреплено юридически специальным указом сёгуна, расширившим полномочия сюго. К существовавшим с первого бакуфу обязанностям было добавлено еще две:

 

– право устанавливать и развивать отношения с акуто̄;

– исполнять указания бакуфу по конфискации и перераспределению владений.

 

Таким образом, сюго теперь исполняли как судебные, так и фискальные функции, полностью заменив кокуси. В период правления первых двух сёгунов Асикага в центральные и западные провинции назначались люди не местного происхождения, т. е. менялся принцип назначения власти на местах по принципу преданности бакуфу.

Видимо, одной из главных трудностей с которой столкнулся новый сёгунат после того, как отгремели сражения, и произошло воссоединение императорского двора, был сепаратизм отдельных районов. Канто̄, О̄ (север Хонсю̄), Кю̄сю̄ не просто были расположены далеко от столицы, от центральной власти, но и имели свои культурные и экономические отличия, к которым добавилась сила местных военных домов.

С правлением 3‑го сёгуна Асикага Ёсимицу были связаны мероприятия по оформлению структуры государственного управления. Необходимо было найти некий баланс власти между сёгуном, двором и сюго, создать централизованную систему управления, которая позволила бы держать под контролем эти территории. Это была одна из первых попыток в японской истории создать систему государственного управления, реально действовавшую на большей части японского архипелага, а не только в районе Кинай. До XIV в. владения на севере и юге страны были практически самостоятельными, да и отношения Кинай‑Канто̄ тоже были, скорее, «равноправными», нежели построенными на принципах административного подчинения.

Вероятно, перенесение столицы бакуфу в Киото было связано со стремлением создать действительно централизованное управление, а не просто «союз» с районом Канто̄, центром власти букэ. Создать подобную систему управления пытался еще император Годайго, который так же, как за тысячу лет до него полулегендaрный император Кэйко̄ разослал 8 своих сыновей в разные районы страны, включая Кю̄сю̄ и север Хонсю̄, в качестве управляющих районами. Асикага Такаудзи действовал в том же направлении, намеченном Годайго, однако, поскольку он не имел возможности опираться на авторитет императорской власти, он попытался найти разные, особые формы управления для ранее самостоятельных районов страны.

Несмотря на то, что дом Асикага имел глубокие корни в Канто̄, этот район тяготел к самостоятельности как центр власти военного сословия. Решив сделать ставку на родственные связи, Асикага Такаудзи в 1349 г. направил в Канто̄ своего сына Мотоудзи, присвоив ему титул Канто̄ канрэй – правитель Канто̄. Главным советником‑помощником при нем был назначен Уэсуги Нориаки.

В дополнение к прежним восьми провинциям, в Канто̄ фу (район Канто̄) были включены еще Идзу и Каи. Канто канрэй получил очень широкие полномочия: он имел административную и судебную власть, право самостоятельно начинать военные действия, назначать чиновников на должности в местных управлениях, а также право наблюдать за деятельностью буддийских и синтоистских храмов. За собой правительство бакуфу оставило только право регулировать порядок наследования в доме Уэсуги.

Все же тенденции к самостоятельности в Канто̄ были очень сильны. При этом оппозиционные настроения по отношению к Асикага Такаудзи подогревались тем, что многие из военных домов ранее были сторонниками его брата Тадаёси. После смерти Мотоудзи в 1367 г. эти настроения усилились. Во второй половине XIV в. в Камакура были созданы органы управления, аналогичные столичным. Глава дома Асикага в Канто̄ стал носить титул кубо̄, означавший, что его обладатель исполнял государственные, а не частные (си) функции; ранее такой титул могли носить только сёгуны. Обязанности канрэй были переданы главе дома Уэсуги, что также демонстрировало независимость Канто̄ от центральной власти.

Провинции Муцу и Дэва на севере Хонсю̄ были окончательно включены в ареал японской государственности в период первого бакуфу. Положение района в тылу Канто̄, делало его стратегически важным. Император Годайго назначил управителем Муцу своего ближайшего соратника Китабатакэ Тикафуса. Асикага Такаудзи также назначал в этот район верных ему военачальников. В 1392 г. Канто̄ кубо̄ Асикага Удзимицу взял Муцу и Дэва под свою юрисдикцию и назначил туда в качестве канрэй своего сына.

Кю̄сю̄ и юго‑западная оконечность Хонсю̄ были районами, в которых до 80‑х годов XIV в. сохранялось сильное влияние южного двора. Правда, военные походы Имагава Садаё подавили там прямое сопротивление сторонников «южан», но местные военные дома оставались сильны, самостоятельны и к тому же, как правило, не имели связей с военными домами Канто̄. Учитывая эти обстоятельства, власти Муромати бакуфу были вынуждены в провинциях Сацума и О̄суми назначить сюго из дома Симадзу, в Хиго, Будзэн и Тикудзэн – из дома Сёни, в Бунго – из дома О̄томо, в Суо̄ – из дома О̄ути. Таким образом, правительство бакуфу, фактически, признало их власть.

Позиции бакуфу были наиболее сильны в 44 провинциях, расположенных между Канто̄ и северным Кю̄сю̄. Назначенные туда сюго были выходцами из 22 домов, связанных с Асикага родственными или вассальными узами. Однако, даже эти сюго всячески стремились получить максимальную самостоятельность. Поэтому было введено правило, обязывавшее сюго центральных провинций проживать в столице, что обеспечивало постоянный контроль над ними центральной власти. И хотя эта система не была законодательно оформленной, подобно сложившаяся позднее, при Токугава, системе заложничества санкин ко̄тай, тем не менее, к концу правления 3‑го сёгуна Асикага она сделалась, фактически обязательной. Если сюго самовольно без разрешения покидал столичную резиденцию и направлялся в свою провинцию, это расценивалось как бунт.

Сюго провинций Канто̄ должны были проживать в Камакура. Что касается тандай провинций Кю̄сю̄ (фактически, тех же сюго), то, хотя их не обязывали проживать в каком‑то определенном месте, большинство из них построили свои резиденции в столице. Вероятно, их привлекала культурная жизнь столицы, да и желание быть в центре политических событий.

В провинциях на время отсутствия сюго назначались один или несколько «исполняющих обязанности» (сюгодай) из числа ближайших вассалов. Поскольку сообщение между столицей и провинциями зачастую было затруднено, сюго  постепенно теряли контроль над своими провинциями, в то время как сюгодай укрепляли свое положение. Это ситуация наиболее часто встречалась в тех провинциях, куда сюго были назначены «со стороны». В этом случае они с момента своего назначения вынуждены были опираться на наиболее влиятельные местные дома, кокудзи, которые в его отсутствии постепенно концентрировали в своих руках военную силу и власть.

Сёгун фактически был главой государства, легитимность его деятельности обеспечивал император, сам находившийся под контролем сёгуна. В период Муромати бакуфу сёгуны обладали почти той же широтой власти, как впоследствии сёгуны Токугава. Они наказывали и награждали, собирали налог с различных видов деятельности (ремесленной, торговой), контролировали последовательность престолонаследия в императорском доме, разбирали конфликты, возникавшие между военными домами, под их контролем находились все внешние связи.

Ключевой фигурой в системе власти Муромати бакуфу стал канрэй. Именно он обеспечивал отношения между сюго и сёгуном. Как глава ёриай (совета сюго) он посвящал сюго в дела бакуфу, сёгуну же сообщал мнения сюго по разным проблемам и предупреждал о возможном недовольстве. Должность канрэй занимали попеременно представители трех семей: Хосокава, Сиба и Хатакэяма. Эти три дома получили название санкан – «три канрэй». Именно они и составляли действительную опору власти второго бакуфу.

Первый канрэй – Хосокава Ёриюки – был назначен в 1367 г., Когда сёгуном стал Асикага Ёсимицу. Тогда под его контролем находилось 17 провинций. Сёгуну было всего 13 лет, поэтому первые годы его правления напоминали регентство, однако никогда в Муромати бакуфу не повторилась ситуации Камакура бакуфу, когда сёгуны утратили реальную власть. Возможно, этого не случилось потому, что пост канрэй не удалось монополизировать какому‑либо одному дому. Хосокава Ёриюки занимал этот пост в 1368–1379 гг., его сменил Сиба Ёсимаса (1379–1398), а затем Хатакэяма Мотокуни. Впоследствии, хотя очередность иногда нарушалась, система работала еще более столетия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.01 с.)