Появление частных земельных владений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Появление частных земельных владений



Частные земельные владения (сё̄) появились в Японии на рубеже VIII–IX веков.

Термин сё̄ относился только к признаваемым государством частновладельческим правам императорского дома, высшей аристократии и крупных буддистских монастырей и синтоистских храмов. Частные владения низшей аристократии, провинциальной знати назывались сирё̄. Их владельцы должны были платить налоги провинциальным управлениям. Но в конце XI в., налоговые и территориальные иммунитеты были введены и для них.

Судя по всему, надельная система, составлявшая основу «государства рицурё̄», реально функционировала только в районе Кинай. В отдаленных от центра областях ее либо не было совсем, либо местная знать трактовала ее по‑своему.

В конце VIII в. усилилось их бегство крестьян с наделов, а губернаторы провинций, монастыри и знатные землевладельцы предлагали им землю и убежище. Налоги и трудовые повинности на государственных землях были так велики, что даже увеличенный до 12 лет срок пересмотра наделов (известно, что в IX в. пересмотр наделов осуществлялся лишь дважды – в 828 и 878–880 годах – и только в районе Кинай) не мог удержать крестьян.

В то время в провинциях появились дого̄ (до – «земля», го̄ – «обладающий властью»), которые, хотя и не могли соперничать ни с монастырями, ни с аристократами размерами земельных владений, были единственной реальной силой в провинции. Они из года в год снабжали крестьян всем необходимым для земледельческого труда и ирригационных работ. В некоторых местностях они были единственными, кто поддерживал порядок. Некоторые дого̄ впоследствии сделались начальниками уездов и сотрудничали с губернаторами – часто ради того, чтобы те закрывали глаза на рост их владений за счет освоения нови. Известны факты, что, когда дого̄ не ладили с губернаторами провинций, они были вынуждены отправляться в столицу и искать патрона в лице какого‑нибудь аристократа для того, чтобы обеспечить юридическое признание своих земель. По сути, это были первые факты коммендации, оформления отношений по типу вассальной зависимости.

Надельная система, предполагавшая государственную (в лице императора) собственность на землю, в то же время давала возможность существования кондэн эйнэн сидзай хо̄ – «частного владения вновь освоенными землями». Таким образом, в государстве предполагалось фактическое сосуществование двух форм земельной собственности.

 

Возникновение «ранних сё̄эн»

В первой половине периода Хэйан возникли крупные владения буддистских монастырей и аристократии – секи сё̄эн («ранние сё̄эн»; сё̄эн – система частного поместного землевладения). Среди них можно выделить два основных вида.

Государство часто жаловало монастырям и храмам лесные массивы. Предполагалось, что лес необходим для строительства и других хозяйственных нужд, однако проследить характер использования подобных земельных участков государство было не в состоянии. Предположительно, именно такой тип сё̄эн и был самым первым, к которому владелец присоединял вновь осваиваемые близлежащие земли.

Второй вид сё̄эн образовался на вновь освоенных землях, которые обрабатывались жителями соседних деревень на условиях их дополнительного наделения землей или арендных отношений, когда рента выплачивалась раз в год либо весной, либо осенью в зависимости от размера полученного урожая.

Земельные владения крупных буддийских храмов были освобождены от налогов, в то время, как с сё̄эн, принадлежавших аристократам, должны были выплачиваться все положенные налоги. Крестьяне, поднимавшие новь, также должны были платить налог государству (во всяком случае, в районах, прочно контролировавшихся центральной властью).

Со временем разница между государственными (кубундэн) и частными (дзё̄дэн) землями исчезла. Обработкой и тех и других руководили «сильные крестьяне» (тато), и они получили общее название фумё̄. Размеры фумё̄ колебались от нескольких тё̄ до нескольких десятков; поэтому тато, обрабатывавших большие участки, называли даймё̄ тато, а маленькие – сё̄мё̄ тато (т. е. «большие» и «малые» тато).

Таким образом, в формах собственности на землю и в земельных отношениях произошли большие изменения. В конце VIII – начале IX вв. появились частные земельные владения и стала оформляться социальная иерархия непосредственных производителей и юридических собственников земли, связанных определенным типом отношений:

1) Тато – крестьянин обрабатывающий землю. Даймё̄ тато могли «нанимать» бедных тато, иметь рабов.

2) Мё̄сю – богатый «уважаемый крестьянин», часто бывший тато, под контролем которого находилось несколько тато, как правило, обрабатывавших то или иное владение, расположенное компактно. Мё̄сю следили за обработкой полей, за сбором урожая и собирали налог.

3) Дого̄ – местный землевладелец, иногда уездный начальник, который, как правило, вынужден был искать покровителя, чтобы обеспечить свои права на владение землей.

4) На верхней ступени – владелец земли, монастырь, столичный аристократ, бывший губернатор, провинциальный управляющий, дого̄.

Примером «раннего сё̄эн» может служить сё̄эн монастыря То̄дайдзи, расположенный на северо‑востоке страны, в провинции Этидзэн, Эттю, Этиго. В VIII–IX вв. монастырь был самым крупным земельным собственником, площадь его владения составляла 3460 тё̄ (1 тё̄ =1,2 га). Этими владениями управляло дзото̄дай дзиси – «главное государственное ведомство строительства и поддержания монастыря». Основу владения составляли земли впервые освоенные членами монастырской общины. Для обработки земель привлекались крестьяне близлежащих деревень. Иногда, как в провинции Этидзэн, на это нужно было получить разрешение уездного начальника.

Как видно из этого примера, «ранние сё̄эн», хотя и были частными владениями, но в определенной степени продолжали зависеть от центральной и местной властей (То̄дайдзи получил полную самостоятельность по управлению владением только в XII веке). Вероятно, это было одной из причин, почему значительная их часть была заброшена в конце IX‑начале X вв. Впрочем, заброшенность многих обрабатываемых земель во второй половине IX– начале X вв. могла быть и результатом тяжелых эпидемий, обрушившихся на страну в 822 и 830 гг.

В целом, можно выделить следующие характерные черты «раннего сё̄эн»:

1) Основным предметом собственности владельца был не получаемый в той или иной форме доход, а непосредственно земля.

2) Как правило, земля в «раннем сё̄эн» располагалась относительно компактно, единым массивом, или участки находились рядом, разделенные лишь межами.

3) Управлял «ранним сё̄эн» его непосредственный владелец, который, как правило, сам жил во владении и участвовал в каждодневных хлопотах. Таким образом, в «раннем сё̄эн» только начинала складываться иерархия отношений. В сё̄эн, являвшихся собственностью монастырей и храмов, для управления существовала специальная администрация.

4) «Ранний сё̄эн» не имел полного налогового иммунитета.

 

Появление кисин тикэй  

Структура сё̄эн динамично развивалась. В начале X в. образовался второй тип сё̄эн, так называемый кисин тикэй – земельное владение, образовавшееся по типу коммендации.

Непосредственными собственниками в таких сё̄эн были представители провинциальных управлений. Это могли быть выходцы из местной знати, получившие должности и соответствующие им земли после реформ Тайка, или люди из столицы, назначенные на те или иные административные должности. В своих владениях они имели всю полноту административной и фискальной власти. Такой мелкий землевладелец назывался рё̄сю (рё̄ – частная земельная собственность).

В результате в провинциях возникли противостоящие силы – с одной стороны, местная знать, занимавшая высокие посты в провинциальных управлениях, а с другой – мелкие собственники земли, не имевшие столь прочных позиций в провинциальной администрации. Поэтому рё̄сю были вынуждены искать покровителей, способных обеспечить защиту их собственности. Рё̄сю коммендировали права собственности знатному аристократу или религиозному учреждению в столице, сохраняя за собой права непосредственного управления владением. Таким образом, в позднем сё̄эн образовалась сложная система иерархии прав.

Наверху пирамиды находились хонкэ – «опекуны, покровители». Как правило, в роли хонкэ выступали в первую очередь представители императорского дома, дома Фудзивара, еще нескольких знатных родов, а также крупные буддийские монастыри и синтоистские храмы. Хонкэ получали часть дохода с комментированных им сё̄эн.

Вторую ступень занимали рё̄сю – «владельцы», сохранявшие права управления владением, за что также получали определенную часть дохода.

На нижней ступени находились сё̄мин – «земледельцы», которые не были однородны по своему составу. Среди них все более набирали силу мё̄сю – «крепкие хозяева», которые были ответственны за сбор налога с определенной группы крестьян.

Поскольку многие мелкие землевладельцы коммендировали права собственности хонкэ, особенность сё̄эн данного типа состояла в том, что он не представлял собой компактного владения и часто располагался в разных районах страны. Так, например, из 402 владений, принадлежавших правящей ветви дома Фудзивара, только 116 находились в центральном районе Кинай, причем значительная их часть появилась на исконных землях дома, видимо еще как сё̄эн первого типа – в результате поднятия нови. Управление подобным хозяйством представляло большие сложности, поэтому был создан мандокоро – своего рода административны совет, в который входили старшие управляющие всех сё̄эн данного знатного дома. За свою деятельность они получали часть дохода с сё̄эн, который собирался именно мандокоро.

Старшие управляющие производственной деятельностью не занимались. Непосредственно управляли хозяйством, видимо, рё̄сю, в подчинении которых находились мё̄сю, отвечавшие за сбор налога, поддержание в порядке ирригационных систем, обеспечение крестьян семенным зерном, если в том возникала необходимость.

 

* * *

 

Вторая половина периода Хэйан ознаменовалась развитием земледелия и расширением посевных площадей. В японской историографии долгое время господствовала точка зрения о «средневековой аграрной революции», происходившей в стране в XI–XII вв. Однако эта концепция не подтверждается объективными данными: агротехнические приемы не обнаруживали в то время сколько‑нибудь заметного прогресса.

По‑видимому, оживление сельскохозяйственного производства было связано с тем, что развитию земледелия в Японии тех лет была присуща цикличность, когда чередовались периоды сокращения посевных площадей в результате засух, эпидемий, а потом расширения, причем, главным образом, за счет восстановления раннее заброшенных участков. В X‑XI вв. многие поля были заброшены из‑за часто повторявшихся засух (например, в провинции Мино – в 1063, 1065‑67, 1077, 1082 гг.), а также войн и эпидемий. Конец XI–XII вв. характеризовались обратным движением, когда началась повторное освоение раннее заброшенных земель.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.012 с.)