Исторические и героические повести 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические и героические повести



Общественные перемены нашли свое отражение в литературе периода Намбокутё̄. События противостояния двух императорских дворов описаны в «Масу кагами» («Ясное зерцало», 1368–1374) в жанре рэкиси моногатари, в «Тайхэйки» («Повесть о великом мире», XIV в.) – одном из последних произведений жанра гунки в «Байсё̄ рон» («Размышление о сливе и сосне», около 1349 г.), «Дзинно̄ сё̄то̄ки» («История правильной преемственности божественных монархов», 1339–1343). Авторы этих произведений описывали одни и те же события, свидетелями или участниками которых они были сами, но делали это с разных точек зрения.

Считается, что автором «Масу кагами» был Нидзё̄ Ёсимото, известный поэт, сочинявший рэнга – стихотворные «цепочки». Это произведение написано по‑японски, слоговым письмом, от лица старой буддийской монахини. Автор «зерцала» был сторонником южного двора. Рассказ начинается с правления императора Готоба и завершается возвращением в 1333 г. в столицу из ссылки императора Годайго. В тексте детально описана жизнь при дворе, а также включено множество заимствований из произведений хэйанской литературы («Повесть о Гэндзи», «Дневник Мурасаки Сикибу», «Непрошеная повесть»),

«Тайхэйки» – эпос, первоначально существовавший в устной традиции, записанный смешанным японо‑китайским стилем. Кроме рассказа о событиях междоусобных войн XIV в., он включает в себя многочисленные сюжеты и поучительные истории из китайской классики и буддийской литературы. Структурно повесть делится на три части: от планов Годайго свергнуть власть Хо̄дзё̄ до реставрации Кэмму 1333 г. – первые 12 свитков; разделение императорского двора на южный и северный, смерть Годайго – свитки 13–21; формирование сёгуната Асикага, правление северного двора – свитки 22–40. Симпатии авторов этой повести также находились на стороне южного двора, хотя они и стремились сохранить позицию объективных наблюдателей.

Авторами литературных произведений по‑прежнему были выходцы из аристократических домов. Однако, появился и новый тип творца культуры – поэт‑мыслитель‑воин. В их числе можно назвать Имагава Садаё и Китабатакэ Тикафуса.

Китабатакэ Тикафуса – представитель знатного аристократического рода Мураками Гэндзи – был автором «Дзинно̄ сё̄то̄ки». В сочинении основное внимание уделяется не историческим событиям как таковым, а проблеме наследования императорского трона. Преемственность императоров от Дзимму до Гомураками, сына Годайго, является стержнем всего повествования. Идея исключительности Японии как страны богов, впервые выдвинутая теоретиком синто̄ Ватараи Юкитада в «Синто̄ гобусё», является ключевой и в произведении Китабатакэ Тикафуса, который был активным сторонником южного двора, ближайшим советником Годайго.

«Байсё̄ рон» – единственное из перечисленных произведений, написанное либо членом дома Асикага, либо его сторонником, и, соответственно, излагает события с точки зрения бакуфу и северного двора.

В тот же период появилась разновидность «героической повести» гунки, в которых повествовалось уже не о столкновениях военных кланов, а о личных взаимоотношениях героев. К ним относятся «Сога моногатари» («Повесть о братьях Сога») и «Гикэйки» («Сказание о Ёсицунэ»).

 

Развитие других жанров

Продолжали развиваться и другие литературные жанры – такие, как, например, дзуйхицу, величайшим произведением которого считается «Цурэдзурэгуса» («Записки от скуки»), написанные XIV в. Кэнко̄‑хо̄си. Это было буддийское монашеское имя известного в начале XIV в. поэта Урабэ‑но Канэёси, принадлежавшего к одной из ветвей дома Накатоми. Канэёси занимал должности при дворе императора Гонидзё̄. Затем он постригся в монахи, долго странствовал, а потом поселился в провинции Синано. «Записки от скуки» стали известны после смерти автора и стали одним из самых популярных произведений японской литературы.

Жанр рэнга («стихотворные цепочки») произошел от танка и повторял его размер (5‑7‑5 слогов в первом куплете и 7–7 слогов во втором). Считается, что первые стихотворения этого жанра принадлежат легендарному Ямато такэру‑но микото и включены в «Кодзики» и «Нихон сёки». В конце периода Хэйан и в эпоху Камакура при дворе во время состязании сочинялись длинные цепочки от 50 до 100 куплетов.

Новый расцвет жанра пришелся на конец XIII в. Тогда же стали популярными состязания мастеров рэнга «под цветами», в период цветения вишни‑ сакура. Существовали особые правила при сочинении рэнга: размеры стихотворения, заданные состязанием (2, 50, 300) куплетов, определенное время года в качестве темы.

Крупными мастерами рэнга считались Нидзё̄ Ёсимото и Кю̄сэй. Оба поэта были известны как сочинители танка. Нидзё̄ Ёсимото был также автором трактатов по поэтике. В 1357 г. они ставили первый сборник рэнга «Цукуба сю̄». Он включал в себя 2170 стихотворений 468 поэтов. Больше всего стихов принадлежало Кю̄сэй (118), монашествующему принцу Кадзии‑но мия (9?), Нидзё Ёсимото (87), Фудзивара‑но Тамэиэ (37), Фудзивара‑но Тэйка (25). Впервые в антологию были включены стихотворения воинов и поэтов низших сословий.

Особо необходимо отметить госан бунгаку – «литература пяти монастырей», возникшую еще в XIII в. и бурно расцветшую в XIV в. Литература создавалась на китайском языке, была разнообразна с точки зрения жанров. Примерно половину ее текстов, составляли «записи речей» (гороку), т. е. проповеди наставников дзэн, и их беседы с учениками; включались в них и поэтические сочинения покойных монахов. Кроме того имелись жизнеописания, истории храмов и монастырей, хроники, дневники, эссе, путевые заметки, комментарии к буддийским сутрам, философские трактаты, уставы монастырей, учебные пособия по китайскому стихосложению и словари дзэнских терминов. Вторая половина XIV в. считается периодом расцвета этой литературы, связанным с творчеством Гидо̄ Сю̄син и Дзэккай Тю̄син.

Гидо̄ Сю̄син происходил из семьи потомственных знатоков конфуцианской классики и дзэн‑буддизма. Он был одним из ведущих ученых своего времени и признанным поэтом. Ему приписывают авторство 1739 стихотворений и 476 разных прозаических произведений – комментариев, поучений и др. После 1380 г. он читал Асикага Ёсимицу лекции по конфуцианской классике и дзэн‑буддизму, а с 1386 г. стал настоятелем главного храма в системе госан.

Стихи Дзэккай Тю̄син были собраны в антологию «Сёкэн ко» («Рукопись Сёкэн»; Сёкэн – поэтический псевдоним), которая считается одной из вершин поэзии госан бунгаку. В антологию включены как стихотворения, так и прозаические отрывки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.004 с.)