Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обожествление Токугава Иэясу
Для упрочения власти и авторитета династии Токугава внук Иэясу, 3‑й сёгун Иэмицу, провел ряд мероприятий для прославлений своего деда, которому он был обязан тем, что стал сёгуном. В Никко̄ он построил святилище, где должен был быть помещен синтай («божественная субстанция») – предмет, воплощавший себе божество и являвшийся объектом поклонения в синтоистском святилище. Это святилище в Никко̄, строительство которого началось в 1616 г. и закончилось в марте 1617 г., стало мавзолеем Иэясу. Оно получило название То̄сё̄гӯ. В 1645 г. императорский двор присвоил этому святилищу титул мия, подняв его тем самым до уровня синтоистских святилищ, таких как Исэ дзингӯ. С 1646 г. на ежегодные празднества в То̄сё̄гӯ приезжал специальный представитель императорского двора. Ежегодно в Никко̄ совершали паломничество сёгуны, их окружение, даймё̄, самураи и простолюдины со всех концов страны. Во всех провинциях по повелению сёгунов создавались своего рода филиалы То̄сё̄гӯ, к середине XIX в. их насчитывалось 200. Этими мерами сёгунат подчеркивал особое место Иэясу в истории Японии.
Глава 3 ПЯТНАДЦАТЬ СЁГУНОВ ДИНАСТИИ ТОКУГАВА (1605–1867)
В период Эдо последовательно правили 15 сёгунов из династии Токугава. Деятельность первого из них – Токугава Иэясу, родоначальника династии – подробно рассматривается в главах 1‑й и 2‑й. Что касается его преемников, то среди них были как его прямые потомки, так и представители боковых ветвей рода. Некоторые из них были людьми одаренными и отличались государственной мудростью, но встречались и безвольные неспособные правители.
Укрепление политической системы сёгуната Токугава Хидэтада 2‑й сёгун Хидэтада формально правил в 1605–1623 гг., но в течение первых 10 лет он был как бы соправителем отца, а затем фактически оставался у власти до 1632 г. Как уже говорилось, решая вопрос о том, кому следует быть сёгуном после него, Иэясу остановил свой выбор на 3‑м сыне, Хидэтада, который, по его мнению, совмещал в себе несколько качеств, необходимых для правителя страны. Помимо полной покорности отцу, среди этих качеств была и личная храбрость – Хидэтада принимал участие в битве при Сэкигахара, и у Иэясу была возможность наблюдать сына в деле. 7 апреля 1605 г. Иэясу покинул пост сёгуна, и Хидэтада занял его 6 октября того же года.
Иэясу, удалившись от дел в Сумпу, стал о̄госё – так называли человека, имевшего выдающиеся заслуги. Хидэтада же, сделавшись сёгуном, пока учился у своего отца. Как уже не раз бывало в истории Японии, образовалась двойная система власти – Хидэтада, главной сферой деятельности которого стали административные дела, и Иэясу, который оставил за собой такую важную сферу деятельности как сношения с внешним миром. Отличие от более ранних примеров дуальной системы власти заключалось в том, что на этот раз оба правителя были ближайшими родственниками. После смерти отца вся полнота власти перешла к сыну. С именем Хидэтада связано становление и укрепление всех политико‑административных институтов сёгуната – усиление контроля над даймё̄, над императорским домом, реорганизация всех административных органов. В отношении даймё̄ был принят «Княжеский кодекс» («Букэ сёхатто», 1615), согласно которому даже о ремонте замка надлежало докладывать властям. Наряду со строгими правилами, касавшимися всех сторон жизни даймё̄, в кодексе содержались и мудрые советы, например:
«Князья должны назначать на руководящие должности в своих княжествах людей способных и достойных. Искусство управлять заключается в умении подбирать подходящих лиц. Должны быть проведены точная грань между заслугами и проступками и правильное распределение наград и взысканий. Если в княжестве есть способные люди, оно будет процветать; если их нет, оно будет разрушаться. Такое ясное предостережение было сделано древними мудрецами. Упомянутое выше должно строго соблюдаться».
Подобные строгие правила были составлены и для императорского двора («Кинтю̄ нараби‑ни кугэ сёхатто»). Хидэтада упорядочил систему военной службы не только в системе бакуфу, но и в княжествах. В области внешних сношений он ограничил торговлю с голландцами и англичанами портом Нагасаки и о‑вом Хирадо и усилил контроль за внешней торговлей, подчинив ее непосредственно бакуфу. Кроме того, были приняты новые указы против европейских миссионеров. Так делались первые шаги к изоляции страны.
Хидэтада, как и его отец, при жизни отказался от поста сёгуна в пользу своего сына Иэмицу, но фактически правил до конца своих дней. Он умер 24 января 1632 г. и был похоронен на территории храма Дзо̄дзё̄дзи в Эдо.
Токугава Иэмицу 3‑й сёгун Иэмицу правил в 1623–1651 гг., но фактически обрел полноту власти с 1632 г. после смерти отца. Время его правления было отмечено политической стабильностью, однако это не означало, что в стране отсутствовали недовольные. Иэмицу провел ряд административных реформ, которые позволили ему укрепить сёгунскую власть. Он ужесточил дисциплину в военных домах букэ, усилил контроль над даймё̄. При нем в 1634 г. окончательно оформилась система заложничества (санкин ко̄тай), при которой даймё̄ попеременно несли службу при сёгунском замке в Эдо, а, возвращаясь в свое владение, оставляли в Эдо в качестве заложников членов своих семей. При Иэмицу был принят «Дворянский кодекс» («Сёси хатто»), регламентировавший нормы поведения, правила наследования и т. д. Действенным рычагом его политики было перемещение даймё̄ – это сдерживало их сепаратистские устремления и укрепляло центральную власть. Кроме того, Иэмицу старался по возможности уменьшить владения тодзама даймё̄, особенно в тех районах Японии, где дом Токугава имел слабые позиции (север и запад о‑ва Хонсю̄, острова Сикоку и Кю̄сю̄). За счет их земель он увеличивал владения самих Токугава и фудай даймё̄. После Иэмицу, во второй половине XVII в., конфискации владений тодзама даймё̄ стали проводиться значительно реже, а в XVIII в. – лишь в единичных случаях. После Симабарского восстания (1637–1638) в Японии усилились гонения на христиан. Иэмицу последовательно издал серию указов, крайне ограничивших общение Японии с внешним миром, что в исторической перспективе имело как положительные, так и отрицательные последствия. В 1624 г. приезжать в Японию было запрещено испанцам, 1630 г. последовал запрет на ввоз в страну европейских книг, в 1639 г. из Японии были изгнаны португальцы. Вести торговля в Японии разрешалась лишь китайцам и голландцам. В период правления Иэмицу могущество сёгуната достигло своего апогея – в стране окончательно утвердилась сильная центральная власть. Иэмицу умер 12 апреля 1651 г.
Первые признаки кризиса бакуфу Токугава Иэцуна 4‑й сёгун Иэцуна, правил в 1651–1680 гг. Токугава Иэмицу умер внезапно и в стране началось замешательство. Этим воспользовались ро̄нин, самураи, лишившиеся своих сюзеренов и, следовательно, средств к существованию. Они замышляли убить нового сёгуна, похитить императора и заставить его издать указ о наказании Токугава. Заговорщики надеялись, что власть в стране захватят тодзама даймё̄, начнется междоусобная война, где ро̄нин и найдут себе применение, поскольку война была их основной профессией. Но бакуфу удалось погасить заговор. Старшему сыну Иэмицу – Иэцуна – к моменту смерти отца было 10 лет. Он был слабым и болезненным ребенком. Ему помогали люди из окружения его отца – Хосина Масаюки, Мацудайра Нобуцуна и Сакаи Тадакиё. Даже повзрослев, он во всем полагался на них, и поскольку часто болел, был лишь номинальным правителем. Всеми делами сёгунской администрации заправлял ро̄дзю̄ (старший государственный советник) Сакаи Тадакиё.
Иэцуна оказывал покровительство конфуцианству, а в отношении буддийского и синтоистского духовенства издал специальные правила, которым необходимо было строго следовать. Годы правления Иэцуна пришлись на переходный период, когда в положении сёгуната начали проявляться негативные тенденции – если при первых трех сёгунах финансовое положение страны было благополучным, то при Иэцуна нарушилось равновесие между доходами и расходами. Токугава Иэцуна умер 8 мая 1680 г., не оставив после себя прямого наследника, и был похоронен на территории буддийского храма Канъэйдзи в Эдо.
«Собачий сёгун» 5‑й сёгун Цунаёси, правил в 1680–1709 гг. После смерти Иэцуна сёгуном стал его младший брат Цунаёси. За свой эксцентричный характер и ряд непопулярных мероприятий он заслужил весьма нелестные оценки современников. За свою чрезмерную любовь к животным он получил прозвище «собачий сёгун». По странному стечению обстоятельств Цунаёси родился в год «хи‑но э ину» – год «огненной собаки». В первые годы своего правления Цунаёси пользовался советами тайро̄ (регент, или главный министр) Хотта Масатоси, стараниями которого он и стал сёгуном. Это были благополучные годы правления. Но в 1684 г. Хотта был убит во дворце сёгуна младшими государственными советниками. После его смерти власть фактически сосредоточилась в руках личного секретаря сёгуна (собаё̄нин) Янагисава Ёсиясу, а Цунаёси все больше и больше устранялся от дел, что отрицательно сказывалось на управление страной. Можно сказать, что Цунаёси положил начало системе когда страной правили не официальные правительственные органы, а личные фавориты сёгунов. Среди чиновников, высших низших, процветало взяточничество. В период его правления Цунаёси в Японии случилось много стихийных бедствий – пожары, землетрясения, голод, извержение вулкана Фудзи, на ликвидацию последствий которых требовались дополнительные расходы. Сам Цунаёси тратил огромные средства на всякие придворные увеселения, постройку храмов, был безрассудно расточителен. В результате сёгунат стал постоянно испытывать денежные затруднения. Когда особенно были нужны деньги, производили конфискацию имущества какого‑нибудь богатого купца, обвинив того, например, в расточительстве. Но чаще Цунаёси прибегал к порче монеты – в них уменьшалось содержание золота, что приводило к увеличению количества денег в обращении, к падению их стоимости и к росту цен на все товары, что вызывало недовольство всех слоев населения. Прибыль получали лишь купцы и менялы.
Всеобщую ненависть вызывали указы Цунаёси о запрещении жестокого обращения с животными. Первый такой указ был издан в 1687 г. Действительных и мнимых нарушителей этих указов сажали в тюрьму, подвергали мучительным казням. Драматург Тикамацу Мондзаэмон написал сатирическую пьесу «Монах Сагами и тысяча собак», которая была впервые поставлена в 1714 г. Ему удалось избежать наказания, поскольку следующий, 6‑й сёгун Иэнобу отменил указы, осмеянные драматургом. Время его правления Цунаёси совпало с годами Гэнроку (1688–1704), периодом расцвета городской культуры. Сам сёгун считал себя покровителем искусства и литературы, любил выступать в качестве актера. Конец XVII‑начало XVIII в. был неспокойным периодом, отмеченным крестьянскими волнениями, стихийными бедствиями и разными происшествиями. Правда, войн в Японии не было. Шел активный процесс освоения новых полей, рост посевов хлопчатника, особенно в окрестностях О̄сака, развитие товарной экономики, что вело к социальному расслоению. В политической жизни все больше утверждались конфуцианские морально‑этические нормы. Страна преодолела столетний рубеж мирной жизни, и система управления все больше становилась гражданской (бундзи). Цунаёси привлекал способных людей из купцов в правительственный аппарат, жалуя им при этом самурайское звание, что вызывало недовольство даймё̄. Умер Цунаёси 10 января 1709 г. и был похоронен на территории буддийского храма Канъэйдзи – там же, где и сёгун Иэцуна.
Токугава Иэнобу 6‑й сёгун Иэнобу, правил в 1709–1712 гг. У Цунаёси не было детей, и сёгуном стал его племянник Иэнобу, которого он усыновил в 1704 г. Отец Иэнобу – Токугава Цунасигэ – приходился братом 4‑му и 5‑му сёгунам. Правление сёгуна Иэнобу было коротким. Во время него большое влияние на государственные дела оказывали конфуцианский ученый Араи Хакусэки и личный секретарь сёгуна Манабэ Акифуса. Последний в прошлом был актером театра Но̄ и возвысился как личный фаворит сёгуна. При Иэнобу было уволено несколько ро̄дзю̄ и собаё̄нин за плохое управление государством, отменены указы Цунаёси о милосердии к животным, освобождены осужденные за их нарушение. Была прекращена порча монеты, приняты меры к ограничению роскоши при сёгунском дворе, проведена чистка среди чиновников. Этими мерами стремились поправить финансовые дела бакуфу: еще при сёгуне Цунаёси налоговые поступления сократились на 28–29 %, что было связано с беззаконием и взяточничеством наместников (дайкан). Принятые меры дали определенный положительный результат, но он проявился только при следующем, 7‑м сёгуне – в 1713 г. сбор налогов увеличился на 433400 мешков. С 1641 г. внешняя торговля Японии была ограничена лишь портом Нагасаки, куда была переведена голландская факторию с о‑ва Хирадо, что нарушило баланс между импортом и экспортом. Кроме того, были введены торговые ограничения: был сокращен вывоз золота и серебра, ограничено количество судов, которым разрешалось заходить в Нагасаки, что привело к росту контрабанды и нарушений служебной дисциплины в магистрате Нагасаки и к обеднению жителей города. Умер Иэнобу 14 октября 1712 г.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.016 с.) |