Обожествление Токугава Иэясу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обожествление Токугава Иэясу



Для упрочения власти и авторитета династии Токугава внук Иэясу, 3‑й сёгун Иэмицу, провел ряд мероприятий для прославлений своего деда, которому он был обязан тем, что стал сёгуном. В Никко̄ он построил святилище, где должен был быть помещен синтай («божественная субстанция») – предмет, воплощавший себе божество и являвшийся объектом поклонения в синтоистском святилище. Это святилище в Никко̄, строительство которого началось в 1616 г. и закончилось в марте 1617 г., стало мавзолеем Иэясу. Оно получило название То̄сё̄гӯ.

В 1645 г. императорский двор присвоил этому святилищу титул мия, подняв его тем самым до уровня синтоистских святилищ, таких как Исэ дзингӯ. С 1646 г. на ежегодные празднества в То̄сё̄гӯ приезжал специальный представитель императорского двора. Ежегодно в Никко̄ совершали паломничество сёгуны, их окружение, даймё̄, самураи и простолюдины со всех концов страны. Во всех провинциях по повелению сёгунов создавались своего рода филиалы То̄сё̄гӯ, к середине XIX в. их насчитывалось 200. Этими мерами сёгунат подчеркивал особое место Иэясу в истории Японии.

 

 

Глава 3

ПЯТНАДЦАТЬ СЁГУНОВ ДИНАСТИИ ТОКУГАВА (1605–1867)

 

 

В период Эдо последовательно правили 15 сёгунов из династии Токугава. Деятельность первого из них – Токугава Иэясу, родоначальника династии – подробно рассматривается в главах 1‑й и 2‑й. Что касается его преемников, то среди них были как его прямые потомки, так и представители боковых ветвей рода. Некоторые из них были людьми одаренными и отличались государственной мудростью, но встречались и безвольные неспособные правители.

 

 

Укрепление политической системы сёгуната

Токугава Хидэтада

2‑й сёгун Хидэтада формально правил в 1605–1623 гг., но в течение первых 10 лет он был как бы соправителем отца, а затем фактически оставался у власти до 1632 г.

Как уже говорилось, решая вопрос о том, кому следует быть сёгуном после него, Иэясу остановил свой выбор на 3‑м сыне, Хидэтада, который, по его мнению, совмещал в себе несколько качеств, необходимых для правителя страны. Помимо полной покорности отцу, среди этих качеств была и личная храбрость – Хидэтада принимал участие в битве при Сэкигахара, и у Иэясу была возможность наблюдать сына в деле. 7 апреля 1605 г. Иэясу покинул пост сёгуна, и Хидэтада занял его 6 октября того же года.

Иэясу, удалившись от дел в Сумпу, стал о̄госё – так называли человека, имевшего выдающиеся заслуги. Хидэтада же, сделавшись сёгуном, пока учился у своего отца. Как уже не раз бывало в истории Японии, образовалась двойная система власти – Хидэтада, главной сферой деятельности которого стали административные дела, и Иэясу, который оставил за собой такую важную сферу деятельности как сношения с внешним миром. Отличие от более ранних примеров дуальной системы власти заключалось в том, что на этот раз оба правителя были ближайшими родственниками. После смерти отца вся полнота власти перешла к сыну.

С именем Хидэтада связано становление и укрепление всех политико‑административных институтов сёгуната – усиление контроля над даймё̄, над императорским домом, реорганизация всех административных органов. В отношении даймё̄ был принят «Княжеский кодекс» («Букэ сёхатто», 1615), согласно которому даже о ремонте замка надлежало докладывать властям. Наряду со строгими правилами, касавшимися всех сторон жизни даймё̄, в кодексе содержались и мудрые советы, например:

 

«Князья должны назначать на руководящие должности в своих княжествах людей способных и достойных. Искусство управлять заключается в умении подбирать подходящих лиц. Должны быть проведены точная грань между заслугами и проступками и правильное распределение наград и взысканий. Если в княжестве есть способные люди, оно будет процветать; если их нет, оно будет разрушаться. Такое ясное предостережение было сделано древними мудрецами. Упомянутое выше должно строго соблюдаться».

 

Подобные строгие правила были составлены и для императорского двора («Кинтю̄ нараби‑ни кугэ сёхатто»).

Хидэтада упорядочил систему военной службы не только в системе бакуфу, но и в княжествах. В области внешних сношений он ограничил торговлю с голландцами и англичанами портом Нагасаки и о‑вом Хирадо и усилил контроль за внешней торговлей, подчинив ее непосредственно бакуфу. Кроме того, были приняты новые указы против европейских миссионеров. Так делались первые шаги к изоляции страны.

Хидэтада, как и его отец, при жизни отказался от поста сёгуна в пользу своего сына Иэмицу, но фактически правил до конца своих дней. Он умер 24 января 1632 г. и был похоронен на территории храма Дзо̄дзё̄дзи в Эдо.

 

Токугава Иэмицу

3‑й сёгун Иэмицу правил в 1623–1651 гг., но фактически обрел полноту власти с 1632 г. после смерти отца.

Время его правления было отмечено политической стабильностью, однако это не означало, что в стране отсутствовали недовольные. Иэмицу провел ряд административных реформ, которые позволили ему укрепить сёгунскую власть. Он ужесточил дисциплину в военных домах букэ, усилил контроль над даймё̄. При нем в 1634 г. окончательно оформилась система заложничества (санкин ко̄тай), при которой даймё̄ попеременно несли службу при сёгунском замке в Эдо, а, возвращаясь в свое владение, оставляли в Эдо в качестве заложников членов своих семей.

При Иэмицу был принят «Дворянский кодекс» («Сёси хатто»), регламентировавший нормы поведения, правила наследования и т. д. Действенным рычагом его политики было перемещение даймё̄ – это сдерживало их сепаратистские устремления и укрепляло центральную власть. Кроме того, Иэмицу старался по возможности уменьшить владения тодзама даймё̄, особенно в тех районах Японии, где дом Токугава имел слабые позиции (север и запад о‑ва Хонсю̄, острова Сикоку и Кю̄сю̄). За счет их земель он увеличивал владения самих Токугава и фудай даймё̄. После Иэмицу, во второй половине XVII в., конфискации владений тодзама даймё̄ стали проводиться значительно реже, а в XVIII в. – лишь в единичных случаях.

После Симабарского восстания (1637–1638) в Японии усилились гонения на христиан. Иэмицу последовательно издал серию указов, крайне ограничивших общение Японии с внешним миром, что в исторической перспективе имело как положительные, так и отрицательные последствия. В 1624 г. приезжать в Японию было запрещено испанцам, 1630 г. последовал запрет на ввоз в страну европейских книг, в 1639 г. из Японии были изгнаны португальцы. Вести торговля в Японии разрешалась лишь китайцам и голландцам.

В период правления Иэмицу могущество сёгуната достигло своего апогея – в стране окончательно утвердилась сильная центральная власть.

Иэмицу умер 12 апреля 1651 г.

 

 

Первые признаки кризиса бакуфу

Токугава Иэцуна

4‑й сёгун Иэцуна, правил в 1651–1680 гг.

Токугава Иэмицу умер внезапно и в стране началось замешательство. Этим воспользовались ро̄нин, самураи, лишившиеся своих сюзеренов и, следовательно, средств к существованию. Они замышляли убить нового сёгуна, похитить императора и заставить его издать указ о наказании Токугава. Заговорщики надеялись, что власть в стране захватят тодзама даймё̄, начнется междоусобная война, где ро̄нин и найдут себе применение, поскольку война была их основной профессией. Но бакуфу удалось погасить заговор.

Старшему сыну Иэмицу – Иэцуна – к моменту смерти отца было 10 лет. Он был слабым и болезненным ребенком. Ему помогали люди из окружения его отца – Хосина Масаюки, Мацудайра Нобуцуна и Сакаи Тадакиё. Даже повзрослев, он во всем полагался на них, и поскольку часто болел, был лишь номинальным правителем. Всеми делами сёгунской администрации заправлял ро̄дзю̄ (старший государственный советник) Сакаи Тадакиё.

Иэцуна оказывал покровительство конфуцианству, а в отношении буддийского и синтоистского духовенства издал специальные правила, которым необходимо было строго следовать.

Годы правления Иэцуна пришлись на переходный период, когда в положении сёгуната начали проявляться негативные тенденции – если при первых трех сёгунах финансовое положение страны было благополучным, то при Иэцуна нарушилось равновесие между доходами и расходами.

Токугава Иэцуна умер 8 мая 1680 г., не оставив после себя прямого наследника, и был похоронен на территории буддийского храма Канъэйдзи в Эдо.

 

«Собачий сёгун»

5‑й сёгун Цунаёси, правил в 1680–1709 гг.

После смерти Иэцуна сёгуном стал его младший брат Цунаёси. За свой эксцентричный характер и ряд непопулярных мероприятий он заслужил весьма нелестные оценки современников. За свою чрезмерную любовь к животным он получил прозвище «собачий сёгун». По странному стечению обстоятельств Цунаёси родился в год «хи‑но э ину» – год «огненной собаки».

В первые годы своего правления Цунаёси пользовался советами тайро̄ (регент, или главный министр) Хотта Масатоси, стараниями которого он и стал сёгуном. Это были благополучные годы правления. Но в 1684 г. Хотта был убит во дворце сёгуна младшими государственными советниками. После его смерти власть фактически сосредоточилась в руках личного секретаря сёгуна (собаё̄нин) Янагисава Ёсиясу, а Цунаёси все больше и больше устранялся от дел, что отрицательно сказывалось на управление страной. Можно сказать, что Цунаёси положил начало системе когда страной правили не официальные правительственные органы, а личные фавориты сёгунов. Среди чиновников, высших низших, процветало взяточничество.

В период его правления Цунаёси в Японии случилось много стихийных бедствий – пожары, землетрясения, голод, извержение вулкана Фудзи, на ликвидацию последствий которых требовались дополнительные расходы.

Сам Цунаёси тратил огромные средства на всякие придворные увеселения, постройку храмов, был безрассудно расточителен. В результате сёгунат стал постоянно испытывать денежные затруднения. Когда особенно были нужны деньги, производили конфискацию имущества какого‑нибудь богатого купца, обвинив того, например, в расточительстве. Но чаще Цунаёси прибегал к порче монеты – в них уменьшалось содержание золота, что приводило к увеличению количества денег в обращении, к падению их стоимости и к росту цен на все товары, что вызывало недовольство всех слоев населения. Прибыль получали лишь купцы и менялы.

Всеобщую ненависть вызывали указы Цунаёси о запрещении жестокого обращения с животными. Первый такой указ был издан в 1687 г. Действительных и мнимых нарушителей этих указов сажали в тюрьму, подвергали мучительным казням. Драматург Тикамацу Мондзаэмон написал сатирическую пьесу «Монах Сагами и тысяча собак», которая была впервые поставлена в 1714 г. Ему удалось избежать наказания, поскольку следующий, 6‑й сёгун Иэнобу отменил указы, осмеянные драматургом.

Время его правления Цунаёси совпало с годами Гэнроку (1688–1704), периодом расцвета городской культуры. Сам сёгун считал себя покровителем искусства и литературы, любил выступать в качестве актера.

Конец XVII‑начало XVIII в. был неспокойным периодом, отмеченным крестьянскими волнениями, стихийными бедствиями и разными происшествиями. Правда, войн в Японии не было. Шел активный процесс освоения новых полей, рост посевов хлопчатника, особенно в окрестностях О̄сака, развитие товарной экономики, что вело к социальному расслоению.

В политической жизни все больше утверждались конфуцианские морально‑этические нормы. Страна преодолела столетний рубеж мирной жизни, и система управления все больше становилась гражданской (бундзи). Цунаёси привлекал способных людей из купцов в правительственный аппарат, жалуя им при этом самурайское звание, что вызывало недовольство даймё̄.

Умер Цунаёси 10 января 1709 г. и был похоронен на территории буддийского храма Канъэйдзи – там же, где и сёгун Иэцуна.

 

Токугава Иэнобу

6‑й сёгун Иэнобу, правил в 1709–1712 гг.

У Цунаёси не было детей, и сёгуном стал его племянник Иэнобу, которого он усыновил в 1704 г. Отец Иэнобу – Токугава Цунасигэ – приходился братом 4‑му и 5‑му сёгунам.

Правление сёгуна Иэнобу было коротким. Во время него большое влияние на государственные дела оказывали конфуцианский ученый Араи Хакусэки и личный секретарь сёгуна Манабэ Акифуса. Последний в прошлом был актером театра Но̄ и возвысился как личный фаворит сёгуна. При Иэнобу было уволено несколько ро̄дзю̄ и собаё̄нин за плохое управление государством, отменены указы Цунаёси о милосердии к животным, освобождены осужденные за их нарушение. Была прекращена порча монеты, приняты меры к ограничению роскоши при сёгунском дворе, проведена чистка среди чиновников. Этими мерами стремились поправить финансовые дела бакуфу: еще при сёгуне Цунаёси налоговые поступления сократились на 28–29 %, что было связано с беззаконием и взяточничеством наместников (дайкан). Принятые меры дали определенный положительный результат, но он проявился только при следующем, 7‑м сёгуне – в 1713 г. сбор налогов увеличился на 433400 мешков.

С 1641 г. внешняя торговля Японии была ограничена лишь портом Нагасаки, куда была переведена голландская факторию с о‑ва Хирадо, что нарушило баланс между импортом и экспортом. Кроме того, были введены торговые ограничения: был сокращен вывоз золота и серебра, ограничено количество судов, которым разрешалось заходить в Нагасаки, что привело к росту контрабанды и нарушений служебной дисциплины в магистрате Нагасаки и к обеднению жителей города.

Умер Иэнобу 14 октября 1712 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.016 с.)