Укрепление административного единства сёгуната 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Укрепление административного единства сёгуната



Для усиления центральной власти Асикага Ёсимицу необходимо было взять под контроль всех сюго. Асикага Ёсимицу начал с подчинения самого сильного, могущественного военного дома Ямана, контролировавшего 1/6 часть страны (11 из 66 провинций). Дом Ямана, во главе с Удзикиё, имел посты сюго в 11 провинциях области Санъиндо, включая Идзуми и Кии. В 1392 г. произошли события Мэйтоку‑но ран. Ёсимицу собрал армию из враждебных Ямана домов, таких как Хатакэяма, Хосокава, О̄ути. Произошло сражение, в котором Имана Удзикиё был разбит и погиб. Эти события привели почти к полувековому подчинению дома Ямана центральной власти; только в 1441 г. он вновь окреп настолько, что поднял голову против бакуфу.

В 1399 г. сёгун переключился на следующего сильного и опасного для центральной власти сюго – О̄ути Ёсихиро, Ёсихиро всегда выступал на стороне сёгуна: и во время воссоединения императорских дворов в 1392 г., и в военном походе на Кю̄сю̄ под руководством Имагава Садаё, и во время кампании против Ямана. После победы над последним он получил посты сюго еще в 6 провинциях в дополнение к уже имевшимся Суо̄, Нагато, Ивами и Будзэн. Это способствовало укреплению его положения и усилению его влияния при дворе. Благодаря тому, что его владения были расположены в западной части страны, дом О̄ути играл важную роль в отношениях с материком – как торговых, так и политических.

В 1399 г. О̄ути Ёсихиро был обвинен в заговоре против бакуфу: будто бы он вместе с Канто̄ канрэй Асикага Мицуканэ намеревался выступить против Киото. Не вполне ясно, насколько обоснованным было это обвинение. Произошли события, которые вошли в историю под названием О̄эй‑но ран. Между войсками сёгуна и дома О̄ути состоялось сражение, в котором О̄ути Ёсихиро был убит, после чего Асикага Мицуканэ признался в том, что они готовили заговор. Однако дом О̄ути не был уничтожен: часть владений перешла к Морими, младшему брату Ёсихиро, который сумел сохранить власть и владения дома на западе страны.

Кроме того, путем переговоров и устрашения были «призваны к порядку» дома Нитта и Датэ на севере, Китабатакэ в Исэ и др. Таким образом, к 10‑м годам XV в. 3‑й сёгун Асикага сумел взять под контроль практически всю страну, хотя эта власть и оказалась недолговечной.

 

 

Общественная роль дзэн‑буддизма

Самой сильной, процветающей буддийской школой XIV‑начала XV вв. была Риндзай дзэн и, особенно, направление госан («пять гор» или «пять монастырей»). Последнее начало оформляться в конце XIII в. В свое время Хо̄дзё̄ заимствовали из Китая практику иерархической организации дзэнских монастырей. Выделялись 3 уровня: высший – госан, – к которому относились монастыри в Камакура и Киото, дзиссацу («десять монастырей») – небольшие монастыри, расположенные в тех же городах, и провинциальные сёдзан – «храмы всех провинций».

Количество монастырей, включенных в госан менялось, но всегда преобладающую часть составляли монастыри Риндзай дзэн, в то время как школа Со̄то̄ дзэн была представлена единицами. Независимо от того, к какому иерархическому уровню относился монастырь, все они имели единую организационную структуру, единый монастырский устав и были подконтрольны законам бакуфу.

Как уже говорилось, монастыри старых буддийских школ были тесно связаны с императорским двором и аристократией, в то время как дзэнские монастыри под покровительством Хо̄дзё̄ отражали интересы, в первую очередь, буси. Однако, нельзя сказать, что императорский двор и аристократия остались вне растущего влияния этого направления буддизма. В 1291 г. отрекшийся монашествующий император Камэяма пожертвовал один из своих дворцов в Киото дзэнскому монастырю. Так был учрежден Нандзэндзи, ставший в скором времени главным среди госан. Император Годайго после разгрома Камакура бакуфу в 1333 г. ас дал столичные монастыри высшими в системе госан.

Дом Асикага традиционно был покровителем монастырей Риндзай дзэн. Став сёгунами, они продолжили политику Хо̄дзё̄ в отношении монастырей госан. Поскольку столицей нового бакуфу стал Киото, то, естественно, главное внимание сёгунов было сосредоточено на столичных монастырях, во главе которых стояли Мусо̄ Сосэки и Сёити.

Мусо̄ Сосэки был одним из крупнейших наставников дзэн. Он вел жизнь отшельника, однако после приглашения императора Годайго в 1325 г. стать настоятелем монастыря Нандзэндзи, жизнь его резко изменилась. Он занимал высшие посты в крупнейших дзэнских монастырях Японии, был духовным наставником Годайго, а после того, как императора удалили в Ёсино, пользовался покровительством Асикага Такаудзи и, особенно, Тадаёси, который был большим поклонником китайской культуры и хорошим знатоком дзэн. По рекомендации Мусо̄ Сосэки в каждой провинции было возведено по храму анкокудзи («спокойствия страны») и пагоде риссэто («милосердия») в память павших в шинах 30‑х годов XIV в., а после смерти Годайго в 1339 г. при покровительстве Асикага был построен монастырь Тэнрю̄дзи, посвященный памяти императора. В период противостояния братьев Асикага Мусо̄ Сосэки предлагал пути примирения. Он также много сделал для поисков пути воссоединения двух императорских дворов.

Велика была заслуга Мусо̄ Сосэки и в определении эстетических принципов садово‑паркового искусства. Считается, что он был автором садов храмов Тэнрю̄дзи, Эйхо̄дзи, Гюко̄дзи, Эриндзи, но высшим его творением был сад Сайхо̄дзи.

 

Статуя Мусо̄ Сосэки. Раскрашенное дерево. XIV в. Монастырь Дзуйсэндзи, Камакура

Можно сказать, что в эпоху Муромати бакуфу центром знания и образованности стали дзэнские монастыри. Особенно эта тенденция получила развитие, когда они соединили практику медитации с глубоким изучением произведений сунского конфуцианства. Сёгун Ёсимицу часто предпочитал использовать в переговорах образованных монахов, а не чиновников.

 

* * *

 

Вероятно, XIV в. сопоставим с IX в. по важности процессов, происходивших практически во всех областях жизни японского общества.

В IX в. «самоизоляция» страны от непосредственного материкового влияния создала условия для переработки уже полученной культурной информации. В XIV в. наблюдается новый этап обращения к ценностям китайской цивилизации, выразившийся не только в интенсификации внешних связей, но и в активном процессе поиска новых идей в религии и культуре (дзэн).

В структуре верховной власти исчезла двойственность, характерная для Камакура бакуфу. На первый план в политической жизни страны окончательно вышло сословие буси, а кугэ во главе с императором сохранили за собой сакральные функции. Тогда же главной фигурой в системе государственной власти стал сё̄гун. К XV в. внутри властных структур почти исчезли связи по материнской линии, игравшие столь важную роль во всем предыдущем периоде. На смену им пришли другие формы связей – вассальных или брачных.

 

 

Глава 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.007 с.)